Пара слов о Сталине.

Уткин Виктор Константинович: литературный дневник


Сегодня годовщина со дня рождения Сталина. Так что выставлю я свою статью, опубликованную в киевской газете "2000" еще в 2008 году
На одной из строек города случилось мне недавно разговориться с рабочим. Узнав, что я журналист, он разразился тирадой: «Все пишете! А вы опишите поля, которые бурьяном заросли, деревни, которые мертвые стоят. Тут у вас еще ничего, а вот на Черниговщине, Сумщине в селах людей нет, в любой дом заходи и живи. А что власти!.. Сталина поднимать нужно!»


Как выяснилось, сам он как раз из села под Черниговом, приехал к нам зарабатывать на жизнь. Но последняя его фраза не давала мне покоя. Конечно, не в том смысле, что я думал, как воскресить во плоти Иосифа Виссарионовича, а в смысле необходимости правителя, которого и спустя полвека после смерти народ продолжал не просто помнить, а любить. Буквально через пару дней в разговоре с женщиной из тех, о ком говорят «рафинированные интеллигенты», услышал весьма благоприятный отзыв о Сталине. А вскоре и мой друг, коммунистические идеи и их носителей весьма недолюбливающий, вдруг выдал: «Чем больше узнаю о Сталине, тем больше его уважаю!»


Пожалуй, так как Сталина, ни одну фигуру в отечественной истории столь целенаправленно и яростно не демонизировали. Этот процесс начали еще при жизни Сталина его враги, затем подхватил Хрущев, и вал обвинений, зачастую совершенно уж неправдоподобных, не стихал до самого последнего времени. Что коммунисты, что либералы всячески поносили покойного вождя, словно соревнуясь, кто больше выльет грязи ему на могилу.


Затем наступил 1991 год. Развал Союза дал, пожалуй, один плюс — свободу слова, благодаря чему стало возможно ознакомиться и с другой точкой зрения. Затем появился и свободный от любой цензуры интернет, создав настоящее информационное море. А законы бизнеса подсказали книгоиздателям, что печатать надо на интересующие народ темы. Поэтому сегодня, пройдясь по книжному рынку, можно без труда найти несколько десятков книг о Сталине. Люди читают, а потом смотрят на состояние страны и сравнивают сегодняшних правителей с вождем в солдатской шинели. В чью пользу сравнение? Кто знает? Только все чаще на улицах можно встретить ребят в футболках с его изображением.


Вопрос о роли Сталина в нашей истории назрел. Более того, на уровне идей, на уровне народного восприятия Сталин давно уже не злодей из хрущевских докладов. Даже чистку 1937 года уже никто не воспринимает как абсолютное зло. Слишком много появилось свидетельств о личностях тех, кого стреляли «как бешеных собак». Сегодня даже ругать Сталина без оговорок позволяют себе только откровенные политические маргиналы. Страна, во главе которой вот уже много лет стоят безответственные политиканы-временщики, истосковалась по настоящему вождю. Строгому, даже безжалостному, но занятому возрождением державы, а не набиванием карманов. Народу нужен правитель, который будет работать по шестнадцать часов в сутки. Который железной рукой заставит чиновников работать, как проклятых, на благо страны. Правитель, который рассматривает свой пост как служение, а не как средство наживы.


Необходимо восстановить историческую справедливость по отношению к генсеку, хотя бы как к Верховному главнокомандующему, чья армия выиграла самую кровопролитную войну за всю историю человечества. (Кстати, под гитлеровскими знаменами стояли выходцы практически из всех стран Европы, в том числе и из союзной нам Франции, и из нейтральной Швеции).


Сталин — часть нашей истории. С его именем неразрывно связан ее героический и одновременно трагический период. На Сталине была замкнута пирамида политического и военного управления страной, поэтому он несет ответственность за все происходившее в стране и со страной. И за успехи, и за поражения. Нельзя обвинять вождя в ошибках и поражениях, при этом забывая об его успехах. Давайте вспомним последние.


Оценивая время Сталина, мы должны помнить, что он пришел к власти в стране, где только что отгремела братоубийственная война. Миллионы человек погибли, а у выживших уровень ожесточения просто «зашкаливал». Это надо помнить, говоря о процессах над врагами народа. Кроме того, в двадцатые годы страна лежала в руинах, международное окружение было враждебно, резервов катастрофически не хватало. Для полноты картины вспомним падение морали и нравственности. В городах была безработица и разгул криминала, который только усиливали миллионы демобилизованных красноармейцев, привыкших к крови и разучившихся заниматься чем бы то ни было, кроме войны. Никуда не делись и привыкшие к анархии, грабежам и разгулу «революционные герои», познавшие вкус грабежей и убийств. Остались и их вожди, профессиональные революционеры, которые всю жизнь занимались только разрушением. Они просто не могли себя изменить и начать созидательный труд.


Итак, подведем итоги: промышленность полностью развалена, село отброшено к натуральному хозяйству, человеческие потери за годы войны и послевоенного голода составили до пятнадцати миллионов человек. Оставшиеся в живых потеряли навыки производительного труда. Золотой запас, доставшийся от Российской империи, растрачен. И никаких источников средств больше не предвидится... В конце двадцатых годов СССР стоял перед лицом серьезнейшего кризиса. Партийная элита лихорадочно искала выход из сложившейся ситуации. Решения предлагались самые разные — от перманентной революции и интервенции в Европу до полной капитуляции перед капиталистическим миром с попыткой выторговать наиболее почетные условия.


Именно в таких условиях к власти в стране приходит Сталин. Хотя он с еще дореволюционных времен был одним из вождей партии, но говорить о его реальной власти в стране можно только начиная с 1927 года, когда Лев Троцкий окончательно проиграл. В 1928 году Сталин начинает процесс коллективизации сельского хозяйства. Сейчас принято ругать колхозы и расписывать, какими репрессиями сопровождалось их создание. Но, наверное, стоит задуматься, чем же была вызвана жесткость при проведении коллективизации. Уже в 1927 году в городах, несмотря на восхваляемый ныне НЭП, сложилась катастрофическая ситуация с продовольствием. Крестьяне не спешили сдавать хлеб государству. Во-первых, чтобы дождаться лучшей цены, а во-вторых, потому что не было промышленных товаров, которые крестьянин мог бы купить за выручку. По сути страна стояла перед лицом голода. Именно это привело к огромным жертвам, на которые пошел Сталин, чтобы предотвратить еще большую катастрофу. Создание колхозов позволило решить сразу несколько задач. Это повысило продуктивность сельского хозяйства, позволив государству получать товарное зерно, которое шло на нужды города и на продажу. Кроме того, благодаря технике, которая передавалась в сельское хозяйство, были высвобождены миллионы рабочих рук, направленные в создаваемую промышленность. Валюта от продажи зерна пошла на приобретение за рубежом оборудования для создания промышленности. Точно также для получения средств целые армии зэков посланы добывать колымское золото, сибирский лес, норильский никель, которые шли на экспорт. Полученные средства были направлены на создание промышленности, научных центров, образование населения. Выбирались наиболее важные задачи, и на их решение бросались все силы. Были разработаны методы наиболее эффективного использования ресурсов. Вспомним и блестящую плеяду, говоря современным языком, топ-менеджеров, известную как сталинские наркомы. Ведь каждый из них был отобран и поддержан лично Иосифом Виссарионовичем.


Таким образом, создание колхозов и империи ГУЛАГа дало возможность провести индустриализацию. Да, можно согласиться с демократами, что часть населения СССР была превращена по сути в рабов, работая на колхозных полях за трудодни или на лесоповалах за похлебку, но ведь это был единственный шанс уцелеть всему государству. Колхозы стали нашими внутренними колониями, за счет эксплуатации которых была создана промышленность, которая впоследствии вложенные в нее силы вернула бы в виде товаров народного потребления. За счет выкачанных средств только за 1928—1932 годы построено полторы тысячи крупных предприятий, а выпуск промышленной продукции вырос более чем в четыре раза! Были созданы целые отрасли промышленности: автомобильная, авиационная, химическая, станкостроительная... А главное — созданная с такими жертвами промышленность позволила выстоять во время войны.


Сверхчеловеческим рывком Сталин поднял из пепла рухнувшую русскую цивилизацию, изменив ход истории. Альтернативы сталинскому курсу не было. Этим объясняется его победа над любыми оппозиционерами внутри партии. За десять лет под руководством Иосифа Виссарионовича СССР прошел путь, на который у остального мира ушли столетия.


Прежде всего, Сталин укрепил страну перед лицом внешнего и внутреннего врага. Обанкротившиеся остатки ленинской гвардии цеплялись за властные посты, не желая уступать место новым людям. Они стали не просто бесполезными для страны, но опасными. Поэтому очищение страны было необходимо. Да-да, я говорю именно о тех самых сталинских репрессиях. Принуждение стало архимедовым рычагом, приведшим в действие всю систему. Бесчеловечные, жестокие меры, но без них было невозможно совершить задуманное. Принуждение вытекало из безнадежности положения СССР в двадцатые годы. Принуждение было технологией, которую использовал Сталин, а не идеологией. Страх не позволял чиновникам превращаться в воров, заставляя работать на благо страны.


Затем Сталин сплотил население Союза в народ, поставив перед ним общие цели. Как тактические — индустриализация, так и стратегические — построение справедливого общества. Была создана новая культура, настраивавшая психику людей на позитив. Это позволило убедить народ в реальности нового мира, новой строящейся реальности. Так обществу была привита вера и самоотверженность. За довоенное время выросло тотально грамотное новое поколение, получившее все условия для своего развития. Именно молодежь двадцатых годов рождения, уже не помнящая ужасов Гражданской войны и начала строительство советской власти, но зато искренне любящая свою страну и ее вождя, должна была принять управление государством и повести СССР вперед. Развитие страны должно было быть, да и было, столь стремительным, что больше напоминало взлет. Для этого были все основания: Сталинский период стал воистину веком развития и открытий, Золотым веком инженеров и изобретателей. Массово создавались школы, институты, университеты, из стен которых вышли сотни тысяч инженеров, ученых и исследователей. Чтобы ускорить развитие страны, по всему миру скупались самые передовые технологии, современные машины и оборудование. Для подготовки собственных кадров приглашались специалисты из многих стран. Именно в этот период были заложены основы практически всего того, чем мы привыкли гордиться: заводы и конструкторские бюро, научные и художественные школы, лаборатории и научно-исследовательские институты... Задел сталинского периода в науке был настолько велик, что его влияние ощущалось даже тогда, когда сам генсек давно уже лежал в земле.


Так что заслуги Сталина перед страной несомненны, и забывать о них просто безответственно.



Другие статьи в литературном дневнике: