Хоббит. Очень жданное путешествие"Ну и идите себе... втринадцатером!" …Что радует с самого начала, так это явное неравнодушие: все обсуждают – поклонники, техники, кинофанаты и редко выбирающиеся в кино, толкинисты и ничего не читавшие – это ли не показатель важности этого произведения как минимум в рамках современной массовой культуры? Что касается меня, я не фанатский фанат ни Толкина (мне просто нравятся книги, в том числе и его), ни Джексона (я просто уважаю его режиссёрскую позицию, его метод работы и в результате люблю то, что у него получается). Напоминаю так же, что мне глубоко параллельны такие характеристики фильма, как: количество видимых на экране пикселей, частота кадров в секунду, объёмность звука, размер экрана в кинотеатре и прочая ерунда. Обычно я стараюсь смотреть кинокартину именно как картину. Не утверждаю, что всегда получается, ни разу не утверждала, что я всегда объективна – вовсе нет, очень даже наоборот, но похвастаюсь, что иногда и мне удаётся рассмотреть то, что в дальнейшем ещё не раз обращало на себя внимание. Сейчас я скажу, что я в восторге – от того что фильм состоялся, от того, что я могу наблюдать результат, от того, что я могу видеть то, о чём раньше лишь мечталось. Я скажу, что мне не только не удалось задремать ни разу, мне три часа показались тридцатью минутам – и уже надо было уходить под совершенно чудную «Song of the Lonely Mountain». Я ценю в целом (как жанр) и оценила этот фильм как «road movie»: да, это когда все куда-то идут, бегут, сражаются, разговаривают, потом опять идут-бегут. Это – кроме того, что фильм называется «Нежданное путешествие» (если кто-то вдруг не увидел и стал высказывать претензии по поводу «невнятности сюжета») и, разумеется, кроме путешествия как такового представляет собой ещё и метафизическое путешествие: не только Бильбо – к другому самому себе, но и Торина – опять же к самому себе, и Гэндальфа – к своему предназначению – спасти Средиземье, и далее частично – Саурона – к возрождению и всевластью, Сарумана – к предательству, Эльдар – к самоотстранению и уходу за Море и т.д. и т.п. Сказка «Хоббит», можно предположить, стала лишь замечательной красочной основой для повествования, которое задумывалось Джексоном. Привязка к истории с Кольцом должна только придавать весомость и объёмность этому повествованию, у Толкина это просто написано позже – в приложениях к «ВК», которые некоторые, видимо, прочесть не удосужились. Но вот валунчик, который я обещала вкатить в огород Питера – это, конечно, неожиданное и неприятное неприсутствие Даина Железностопа в битве в долине Азанулбизар. Кроме того, что это именно он, а не Торин, будучи совсем юным гномом, заслужил долгую славу, победив Азога, он ещё – один из знаменательнейших героев в Войне за Кольцо (если уж привязываться к Кольцу), до последнего охранявший границы Эребора. Это кроме того, что он – будущий наследник Подгорного королевства, что по первому же зову Торина-короля, Даин явится на Битву Пяти Армий – а он должен явиться, вряд ли у режиссёра есть другие варианты (надеюсь). Получается, что из-за излишней (на мой взгляд) героизации Торина, пострадал образ другого героя, о котором вполне можно (и нужно бы) было рассказать. Что касается меня, это единственная моя серьёзная претензия к Джексону, остальное – не особо существенные мелочи, кроме, может быть, несколько несвоевременного героизма Бильбо (сцена спасения Торина почти в самом конце фильма). С другой стороны, я согласна, что в данном случае такая «присяга на верность» даже логична, потому что она в том числе и означает его окончательное решение – он идёт дальше. Торин же вечно требует объяснений – и вот, пожалуйста, получите. Собственно, конец первого фильма, на мой взгляд, обозначает начало пути Бильбо – уже осознанного, принятого и не оставляющего ни единого шанса тихонько свернуть и убежать в другую сторону. Если возвращаться к прочитанным мной отзывам, считаю невежливым (как минимум) и глупым (по сути) ставить в претензию Джексону «аморфность характеров» гномов. Да какие характеры могли быть у гномов, если самим Толкином им приписана только одна функция – быть с Торином, какие индивидуальности, если сам Гэндальф по ходу действия то и дело их пересчитывает: «один, два, три… девять, десять, а, Бифур, Бофур – двенадцать!». Что они из себя представляют, если в простейших (по сравнению с предстоящими) ситуациях Фили и Кили пытаются утопиться, Оин и Глоин дерутся, а все остальные то и дело ворчат и возмущаются??? Бестолковая, несобранная, негероическая толпа! Так вот Джексон сделал каждого гнома особенным – наделив каждого не только причёсками, прикольно заплетёнными бородами и уникальным оружием, но характерными особенностями, и это «дописывание» даже поклонники книги прощают, потому что: Балин – самый старший и самый умный; Двалин, его братишка, отличается невероятной быстротой реагирования, он похож на начальника королевской стражи и внешностью и умением обращаться с топориками; Фили и Кили – молодняк, «двое из ларца», которым все дают разные поручения, а они обожают своего дядю, и тот, в свою очередь, уж как умеет – присматривает за ними; Глоин прямолинеен и воинственен (и, как и его предводитель, не любит эльфов, что по наследству перейдёт и к сыну), Оин пользуется «слуховым аппаратом» и иногда весьма остроумно (например, чтобы не слышать); Бифур – слегка сумасшедш, а выглядит чуть ли не опаснее всех; Ори скромен, интеллигентен, но в верности и стремлении казаться воинственным никому не уступает (хотя и не поднимает ничего тяжелее рогатки), ну и так далее – до самого последнего гнома – вот такая вот «аморфность». И что касается юмора, то и у Профессора с ним всё было в порядке, просто надо было внимательно читать сказку-то: один побег из королевства гоблинов чего только стоит. Забавных моментов в фильме, мне кажется, достаточно, для того чтобы разбавить мрачные размышления, жестокие битвы и опасные повороты пути. С самого начала в доме у Бильбо толпа гномов показала себя с разных сторон – в том числе и с вполне душевной, да и посуду под «Бейте тарелки…» они перемыли… Фили и Кили, уставившиеся на место, где раньше стоял пони… Гномы в мешках троллей (тоже, кстати, презабавных), и момент, когда Торин (он же ещё и самый умный) дал по башке кому-то из своих болтливых спутников, чтоб они поняли, что от них требуется протянуть время, ну, а потом явился Гэндальф… Предостаточно смешного и в Последнем Домашнем Приюте, где гномы ну никак не могли отказаться от ужина (когда это вообще гномы отказывались от ужина?!). Мне так показалось, что после диетического обеда, гномы, расположившись на одной из террас, жгли в костре эльфийскую мебель и сушили одежду на прекрасных перилах (надо будет ещё разок пересмотреть:)))), а потом они очень по-английски ушли – не соизволив попрощаться с хозяином дома. Так, о чём ещё я не упомянула? Да очень и очень о многом, но так я никогда не закончу!))) Поражающий воображение Эребор красоты и высоты необыкновенной, хотя и показывают его от силы минут десять, совершенно чудное подземелье орков да и сами орки, я считаю, в меру забавны и в меру страшны, горные и долинные пейзажи и их панорамирование великолепны, как и раньше, актёры прекрасны и талантливы, но кроме этого, в общем концепте, в намётках линии дракона чувствуется присутствие Гильермо. Жаль, конечно, что так мало, жаль, что не удалось полноценное сотрудничество дель Торо и Джексона. Страшно просто подумать, каким мог бы стать фильм, если бы эти двое смогли осуществить задуманное в той мере, в какой сами планировали и хотели бы… Но, к огромному сожалению многих – не состоялось… А теперь те, кто совершенно случайно дочитали до этого момента, могут разбегаться с чувством выполненного не долга, а стремления сделать мне приятное – речь пойдёт только о Ричарде:)))))))))). Хотя нет. Для равновесия, необходимо сказать немного и о Мартине. Немного – по одной простой причине: назначение Мартина Фримена не вызывало никаких сомнений… хотя, вру, где-то вычитала, что и насчёт него были опасения типа «too ironical for this material», ну, или как-то так. Так и что, разве это не помогло? Разве Джексон не упёрся и не добился своего? Своего хоббита. Мне он показался идеальным, потому что как никто мог казаться не таким, каким являлся на самом деле. Мне даже показалось, что Мартин и в жизни примерно такой же (хотя я понимаю, что по нескольким записям и паре интервью нельзя составлять мнение о человеке-актёре). Я вообще считаю, что как раз в «Шерлоке» он полностью отыгрывал эту двойственность, и к роли Бильбо ему нужно было только немного прибавить хоббитовской специфики характера. Всё. Так вот, в отличие от роли Бильбо, Торин Дубощит и выбранный на эту роль Ричард Армитидж вызвали как минимум недоумение, а я так вообще подумала – СМИ шутят и вовсе не смешно. Армитидж – гном, пусть даже и самый главный?! Нет, нет-нет-нет, никогда и ни разу нет! Но. Надо было сразу вспомнить, что по-крупному в выборе актёров Питер Джексон ни разу не ошибся. Но я-то волновалась! И волновалась я так до самого последнего момента – пока Торин Дубощит не появился в Бэг-Энде и не был представлен сыну Беладонны Тук. Где-то на IMDb вычиталось, что Джексон просто «тащится от Торина», да и что бы ему не тащиться (вообще-то есть такое явление – влюблённость режиссёра в своих актёров, и Джексон это ещё как умеет, без сомнений), когда – всё совпало. Потому что сейчас абсолютно ясно, что к этой роли (надеюсь, это лишь начало нового пути) шёл всё это время Ричард – британский актёр с отличной школой и кое-каким международным киноопытом, но не имевший пока возможности показать всем всё, что умеет. То, что сэр Йен МакКеллен одним движением брови может изобразить шекспировскую сцену – это понятно, потому что – театральная школа, мастерство, опыт, Великобритания... То, что Кристофер Ли может произнести одну фразу, а звучать она будет как минимум до конца фильма – это тоже давно известно. Но то, что в Великобритании есть актёры для будущего и для всего мира – нужно было увидеть и суметь показать остальным. Главную характеристику – «важный гном» – сам Толкин, особенно в начале книги, повторяет несколько раз, и Джексон вслед за ним сразу ставит эту характеристику во главу угла, потому что для него Торин важен, как второй рельс для движения поезда. Его Торин не вваливается к Бильбо вместе с остальными гномами, приходит довольно тихо и поздно, но, к счастью, излишний пафос был разбавлен фразой «Я заблудился! Причём дважды!», за что, конечно – огромное спасибо. Необходимый пафос привносят флэшбэки, рассказывающие историю гномьего народа, от которого сейчас остались лишь несколько разбросанных «семейств». Наследник без наследства, предводитель без войска, по гномьим меркам – нищий с памятью о несметных богатствах – Торин всё равно остался лидером, предводителем. Собственно героическая стезя короля без королевства – это, по-моему, вообще весь его жизненный путь, включая и последний, самый главный поход к Одинокой Горе, и, по-моему, здесь вполне можно было обойтись без излишней акцентуализации его значимости, без персонифицированного зла в виде почему-то Азога (хотя это вполне уже мог быть Больг, так как голова Азога осталась насаженной на кол ещё в Азанулбизаре). Вполне было бы достаточно рассказа о том, что Торин, выбрав кузницу и тяжёлую работу, обеспечил своему народу достойное существование и практически построил новый дом, хотя боль, гнев и обида все эти долгие годы жгли его сердце и травили душу. Но, похоже, режиссёр перестраховывался (что, опять же, говорит о том, что не для толкинистов единых…) так, ну чтобы ни у кого из смотрящих не оставалось ни малейших сомнений – вот герой, который займёт в сердце зрителя пустующее место надолго. Да, многие рецензенты отмечали сцену, в которой путешественники находят в пещере троллей легендарные эльфийские мечи, в частности момент, когда Торин чуть не бросил чудное оружие, только потому что память и обида помешали ему сразу объективно оценить это сокровище. Но как не отметить и сцены в Ривенделле, то, с каким лицом он отдаёт карту Элронду, а с каким – и как! – забирает её обратно. Как он не приказывает, а только просит пойти с ним своих оставшихся условно «воинов», как он кричит, когда теряет их из виду во время битвы каменных гигантов (ой, я долго искал эту сцену в тексте – нашла: ровно 2,5 строки), а ведь там, на рухнувшей скале был и один племяшка – глаза, руки – на мгновение всё умерло и ожило вновь, когда он снова их увидел – мгновения, которыми можно любоваться часами. И этот гениальный «наезд» на спасшего его Бильбо – когда показалось, что Торин сейчас просто сбросит несчастного хоббита с этой маленькой площадки на вершине какой-то невероятной скалы, куда путников забросили спасательные орлы по ходу действия. Ну, закидайте меня яблочными огрызками, а я перекину их опять же в огород Питера – гномы же в принципе не обнимаются!! Ну, разве что со своими, и тогда это означает именно признание самим Торином Дубощитом Бильбо «своим». И теперь их точно четырнадцать (да плюс ещё вечно исчезающий и появляющийся как нельзя вовремя волшебник), а это значит – один рубеж пройден,и всё совпадает, и появляется надежда... Скажу честно: я очень жду, я надеюсь на зеркальное повторение этого момента – когда Торин действительно чуть не убьёт Бильбо… Но это – в будущем, может быть, а сейчас меня просто поражает скорость смены выражений этого, ну будем честными, не по-гномьи красивого лица (кстати, нос и борода – настоящие:)))), этот взгляд, в котором одновременно отражаются и трагедия целого народа и всё его же величие и решимость. Стоит, наверное, уточнить, к чему я всё это. Мне кажется, сейчас во всём актёрском мире хорошо если насчитается пара сотен человек, имеющих понятие об актёрской школе Станиславского и Михаила Чехова, ещё меньше – пользуются этим (когда им дают возможность, конечно), и от силы пару десятков из них мы имеем возможность наблюдать на мировом киноэкране. Счастье наблюдать за этим чудом – вот что даёт кино такого масштаба, как «Властелин Колец» или «Хоббит». Так я, пожалуй, понимаю, почему в первом фильме такой крен в сторону Торина – всё правильно, это завязка, это обоснование, это причина идти дальше. Но я надеюсь, что осознанно или бессознательно, вторым фильмом Джексон раскроет характер Бильбо во всей полноте. Просто потому что если примерно делить книжку на три части, то в этой части именно Бильбо придётся много действовать, много думать и принимать непростые решения. А в противовес его сценам с Голлумом из первого фильма во втором необходимы сцены допроса Торина эльфийским владыкой (я так подозреваю, это должен быть Трандуил, скорее всего). А вот в третьем фильме Ричарду и его персонажу предстоит самое главное: жажда золота (мало кого из гномов миновавшая, сгубившая самого Трора, деда Торина) помутит рассудок и охладит сердце Короля под Горой, а Бильбо решится на очень опасный во всех отношениях поступок… И если вот здесь у Джексона нашего Питера, который сэр, что-то получится, вернее, получится так, как необходимо – столкновение характеров, расхождение по разные стороны, неправота, обида, отчаянный и искренний героизм и прощение (и прощание) – вот тогда получится кино. Ричард способен, я в нём уверена, такой актёр может всё. Мартин сможет, потому что он безмерно талантлив. Но главное – чтобы у них был шанс. Но это всё – мечты, мечты и надежды, которые и высказывать-то боязно. А пока – пересматривать и обсуждать – до бесконечности, спорить и высказывать своё мнение – до потери голоса и – ждать, снова ждать, а потом ещё раз – ждать. Что делать – тут мы все по-хорошему фанаты, все до одного, и Джексон Питер, который сэр – самый-самый. «Far over the misty mountains cold…» P. S. Да! И Досадную оплошность – отсутствие певучего саундтрека – создатели тоже догадались исправить – молодцы!))) © Copyright: Плутонный Трактор, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|