Хоббит, Или все мои опасения. В преддверье премьер

Плутонный Трактор: литературный дневник

"Хоббит", Или все мои опасения. В преддверье премьеры


(моё-моё, потому и не предполагающее никаких логичных и объективных обоснований – всё личное:))


Кому-то придётся предложить мне нечто более сильное, чем чай, ромашка или валерьянка (хотя, с другой стороны, из всей химии я предпочитаю глаутамат натрия, но это другая тема). Так всегда бывает, когда чего-то ждёшь слишком долго – ждать становится очень утомительно. Мы пересмотрели все доступные кадры, трейлеры, фото со съёмок и интервью с фото и без. Но очередная куча премьерной информации (фотографий, интервью, отзывов) последней волной хлынула на нас – ожидающих здесь – с новозеландской стороны. Им-то хорошо – у них уже всё есть!!! А также счастливы были те, кто ухватил прямую трансляцию в семь утра на любимых киносайтах (ну, извините, мне тоже очень хотелось не идти на работу!)). В общем, было у них очень мило, солнечно, радостно, в общем, как и положено – праздник.


Мы, значит, тут позавидовали и кинулись считать на пальцах – осталось каких-то (сейчас уже) шестнадцать дней. Осталось совсем немного продержаться, чтобы не читать никаких отзывов-предположений-рецензий потусторонней прессы и ни в коем случае не увидеть ничего лишнего. Это сложно. Тем более эти гадкие киносайты собираются вести он-лайн трансляцию с британской премьеры, так что… Осталось совсем чуть-чуть…


Но вернёмся к главному – к моим личным, хотя местами, как мне кажется, весьма обоснованным опасениям. Первое и главное опасение всех поклонников творчества Толкина – это, конечно же, сама киноадаптация текста. У Питера нашего Джексона был пробный шар (величиной в полторы тысячи страниц и почти восемь часов экранного времени). Критиковать «за просто так» фильм «Властелин Колец» – непозволительная наглость и просто неуважение к труду. Стоит ли критиковать главного хоббита всея Голливуда и его окрестностей за первую попытку вместить в очень жёсткие рамки в принципе мало куда вмещаемые вещи – я не знаю (хотя, разумеется, его критиковали – если я могу так цивилизованно выразиться). Да и речь сейчас не об этом. Как у PJ-я и его соратников-сценаристов из двухсотпятидесятистраничной повести получилось три тома киноповествования (я так подозреваю: хронометраж каждой уж не менее двух часов будет) – вот вопрос, который должен волновать сейчас всех сценаристов на обеих сторонах Земли.


Можно предположить, что экранизированными крупным планом оказались события всех побочных и отдалённых линий повествования, половина хроник Алой Книги, может, фрагменты «Сильмариллиона», ну, я не знаю, что ещё. Опасения, возникающие в связи со всеми этими возможностями, следующие: не потеряется ли в переплетении всех этих тонких, толстых, пунктирных и астральных нитях одна главная – история одного путешествия, точнее история одного путешественника, история одного негероического героя?


И следующее наиглавнейшее опасение везде и всегда – когда дело касается экранизации – это, разумеется актёрский состав. То, что PJ умеет не только удивлять, но и кинематографически обосновывать своё видение персонажей, мы прекрасно знаем, и к органичности актёрского ансамбля в предыдущей экранизации книги Толкина мы придраться в целом не можем. То есть можем, конечно, но это опять будет… некорректно, скажем так. Мы можем придираться к деталям, к внешнему облику кого-то из героев, кого мы видим «не так». И всё же, и всё же… Если Бильбо Бэггинс выглядит (ну, по крайней мере, пока, хотя и преимущественно мы можем наблюдать его только в статике) весьма соответственно, то вот предельно брутализированные гномы во главе с самим шерифо… простите, Тор(ин)ом (если кто-то сможет теперь называть этих невысоких людей «гномами», хотя это, конечно, не о росте, а сути) как-то не навевают мысли о том, что это могут быть потерявшие дом и немного денег путники, мечтающие лишь приклонить голову на своей исторической родине (ну, или что-то вроде этого). Могу предположить (да, я очень наблюдательна!), что здесь мы не увидим цветных капюшонов (ха!), что вряд ли эти господа потребуют чая и кексов с изюмом (скорее уж сразу – по пинте пива и бараньей ноге на брата), что песня будет, но, понятно, не будет арфы, оставленной за дверью (ха-ха!), и очень сложно предположить, что эти гномы будут бесконечно жаловаться на условия и хвататься за полу волшебника при первых признаках опасности (ещё три ха-ха и один тяжкий вздох). Да, кстати: насчёт волшебника у меня никаких опасений нет. Счастье просто видеть на большом, на очень большом экране одного из лучших актёров нашего времени, а предположить какого-то другого Гэндальфа мне не представляется возможным (даже припоминая не менее замечательного Кристофера Ли).


Сопутствующее предыдущему подозрение (которое, надеюсь, ни в коей мере не оправдается) закрадывается при виде как минимум трёх ну очень милых гномов (фото, естественно, прилагаются) – не случится ли с ними чего-то, не написанного в книге? Да, я понимаю – что очень много деталей и нюансов, я могу предположить, что, например, Дина О’Гормана выбрали, определённо, из-за его носа, другое дело – будет ли в фильме эпизод, для которого необходим именно его нос?.. Ой, ну, Остапа понесло – это мелочи, частности, я придираюсь и нервничаю, мне можно – мне валерьянка не помогает…
А если серьёзно – молодец, PJ! Специально сделал самыми привлекательными героев, которые погибнут в Битве Пяти Армий под Горой (надеюсь, все читали книгу?..), если конечно киноповестование к тому моменту всё ещё будет соответствовать плану повести. Чего уж тут опасаться – да, есть такая тема в писаниях Профессора – и это христианская тема искупления. Что делать – племяшки по сути погибли для того чтобы дать своему бестолковому дяде время проститься с Бильбо, тем самым навсегда укрепив дружеские узы между гномами и хоббитами (в лице семейства Бэггинсов, Туков и немного Брендизайков). Жанр героической повести (а это определение в любом случае останется за произведением Толкина) требует.


Вот и подобралась я к самому главному своему опасению – насколько главным окажется второй (после Бильбо) главный персонаж повести – Торин. Если честно, предводитель гномовской шайки даже после первого прочтения показался мне малоприятным персонажем, а уж после последующих это впечатление только усилилось. Довольно-таки мерзкий характер, малообъяснимый гонор вкупе с природным гномьим упрямством и перманентно-регулярно проявляющейся жаждой сокровищ – прочитанный образ никак не сочетался (и всё ещё не очень сочетается) с тем, что представлено на рекламных постерах и в трейлерах. Да и новость о том, что Ричард Армитидж будет гномом (пусть даже и главным), как сейчас помню, я, ни на секунду не задумываясь, назвала «полной чушью».


Но я верю в Питера Джексона и, тем более, в самого Ричарда. Ещё сильнее меня обнадёжило вот сходство (и я надеюсь, что это не просто совпадение и не только работа одних и тех же людей) парочки рекламных постеров – одного к "ВК", а второго – к "Хоббиту". Как могут уже догадаться некоторые, после этого мне снесло крышу окончательно. Буйным цветом в моей и так не слишком крепкой башке расцвели уже не опасения, а всяческие несбыточные мечты, а это – возвращение короля в самом истинном смысле. Героическое, воинственное, такое, для чего, вероятно, и призван был по-королевски выглядящий Ричард наш Армитидж (даже в обличии гнома). Если Торин Дубощит (как характер), простой предводитель небольшого и не то чтобы слишком военного отряда к концу третьего фильма (ага, уверена ли я, что конец фильма соответствует концу повести?.. нет, конечно!) дорастёт до настоящего Короля Под Горой – то это и есть оправдание роли, оправдание ожиданий поклонников этого чудесного актёра, в конце концов – подтверждение его актёрского мастерства самому себе (и PJ обычно даёт такую возможность тем, кто заинтересован в её получении).


Возможно, я вконец размечталась, за мной такое водится. Возможно, я, как и многие ценители и любители книги, вообще бы не хотела никакой экранизации. Или я, как и ещё большее количество поклонников творчества Профессора, любителей книг, кино и вообще всего прекрасного, просто надеюсь, что – не все, не до конца, не всегда – но наши взгляды совпадут, наше настроение будет таким же общим, высоким и светлым, как небо над Средиземьем в самые лучшие времена.


P.S.
Все иллюстрации – на просторах Инета, а то, что выбрала я, здесь:


Другие статьи в литературном дневнике: