Море внутри и снаружиОбычно я смотрю фильмы, чтобы что-то узнать или почувствовать – то есть употребляю кино по назначению — в качестве суррогата жизни и иллюзии. Но у меня, как я уже говорила, два списка любимых фильмов. Вернее, это один список: он расположен на одной странице, разделённой на две части. Однажды надо посмотреть фильм хотя бы два раза, чтобы не только увидеть, но ещё и кое-что понять, например, что великие иллюзионисты обманывают нас, зрителей, выполняя таким образом свою работу. Так последняя «военная драма» Кэтрин Бигелоу ни черта не о войне, а «Сталкер» пугающе не фантастичен, феллиниевская «Дорога» –обыкновенная любовная история и т. д. Ну а «Море внутри» Алехандро Аменабара (ударение на третьем слоге) 2004 года выпуска актуальным и по сей день вопросом об этичности эвтаназии прикрывает простой основополагающий вопрос – о ценности жизни и смерти вообще. Я пересмотрела фильм вовсе не потому что мне понадобился (в очередной раз) воодушевляющий пример или, наоборот, пример того, как делать не надо. Мой интерес предельно практичен: как прийти к пониманию того, что жизнь и смерть равнозначны? Не одно присутствует при другом, а они сосуществуют, постоянно пересекаясь, и это нормально, и так и должно быть... Периодически я возвращаюсь к одной из своих любимых с некоторых пор книге – «Хагакурэ» – своду законов чести японских воинов, где основополагающей мыслью, если я не ошибаюсь, является следующая: «Когда для выбора имеются два пути, существует лишь быстрый и единственный выход – смерть. Это не особенно трудно». Всё. В принципе дальше книгу можно не читать, потому что всё дальнейшее в ней – лишь красивые, логичные и афористичные расшифровки и трактовки вышесказанного. Это я к тому, что восточные люди за счёт длительного сохранения своих старинных традиций оказались ближе к тому самому Космосу, к его непонятному современным людям миропрядку. Потому что современные люди не имеют и не хотят иметь никаких представлений о смерти как о составной части космического круговорота (ну, про круговорот я, конечно, предположительно, это только в пределах видимости...). Аменабар – наполовину испанец, но может ли это объяснить столь правильную, столь тонкую постановку вопроса: почему нигде не узаконено право человека на смерть – по собственному желанию в желаемое время? Откуда тогда возникает утверждение, что «жизнь – это право, а не обязанность»? Ещё, наверное, мне стоит уточнить, что космос, о котором я говорю, это просторанство, «простирающееся за пределами земной атмосферы... со всеми присутствующими в нём объектами», где акцент надо ставить на сочетании «за пределами земной». Надеюсь, что я объяснила, потому что это значит, что я позволяю себе страктовать противостояние Рамона и окружающего мира как столкновение космического присутствия (хотя, наверное, правильнее будет – отсутствия) и человеческой действительности. Логично, что малое, внутреннее море должно быть поглощено большим общественным, и чаще всего бывает именно так... Вокруг бушующее море, и случайные ветра прибивают к твоему одинокому острову такие же одинокие лодки, и лодок может оказаться слишком много, и ни одна из них не сможет тебя увезти... Можно ли прожить так всю жизнь – всю жизнь в ожидании своей лодки? Жизнь ни с кем не сражалась – смерть даже близко не подходила... Ведь не случайно вокруг Рамона как вокруг центра Вселенной собралась семья, друзья, любимые, а вокруг бурлит общественность, СМИ и священство (Испания всё-таки), и одни борются за его жизнь, а другие сражаются за его смерть. Спор со священником о сути демагогии, на мой взгляд, показателен: смерть всё равно существует, почему бы не применить её правильно? По идее со смертью всем должно становиться легче, но сначала всем должно стать тяжелее… Как-то так… Какой-то парадокс смерти. Я не знаю, насколько хорош Аменабар как режиссёр, знаю только, что хорошее кино получается при совпадении многих и многих закономерных случайностей и при наличии таланта и воли творящего... Ну, в общем как-то так... Так вот, кроме конфликта между космосом и человеческим миром, он сумел сюда вписать истории любви, вернее, совершенно разных любовей, дружбы, семейных отношений. Впечатляющая история одного человека. И совершенно удивительный Хавьер Бардем, который, как по Чехову и Станиславскому, одним поворотом головы может рассказать всё это, не «держит на себе» фильм, а повествует – рассказывает и показывает, объясняет – как и почему, спокойно и так логично доказывает, даже не доказывает, а опять же показывает свою правоту. Ему – веришь. Наверное, это главное впечатление. Ещё одно и тоже главное – отсутствие давящего, депрессивного настроя: фильм-то получился светлым, это вам не Ханеке с фон Триером. Мне кажется, большинство зрителей способны уловить именно это. Хотя… пересматривать я бы всё-таки не стала. © Copyright: Плутонный Трактор, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|