Как чайный пакетик, или Оптимизм рестлера во время

Плутонный Трактор: литературный дневник

Блин, ёлки зелёные, в третий раз переписываю чёртов комментарий, больше не буду!!! Во-первых, я злюсь, потому что знаю, какие смешные сборы у «Рестлера» в нашей любимой стране, а с другой стороны, значит, люди живут так прекрасно, что у них есть время и возможность смотреть «Любовь в большом городе»… Короче, на фиг. Фильм «Рестлер» («Wrestler, The»), режиссёр Даррен Аронофски; в ролях: Мики Рурк, Мариса Томей, Эван Рейчел Вуд и другие, США, 2008, 115 минут.
Во-вторых, охота запустить чем-нибудь в о-очень многих «комментаторов». Всё понимаю: все и обо всём сегодня высказывают своё мнение, причём единственно верное и не подлежащее критике, но. Но я бы прочитала эти антихудожественные зарисовки и поговорила бы о них с ещё большим удовольствием, если бы не видела в подзаголовках гордое «кинорецензия». К сожалению, на просторах нашей необъятной родины кинорецензии могут писать хорошо если человек десять, не считая старых мастеров. Это печально, да что там, – просто хреново, но факт остаётся фактом: многие считают, что у них талант от рождения и всё на этом…

Поэтому, дорогие мои детишечки: Caps Lock быстренько отжали бы и подписали – «мае личное мнение». Так вот, моё личное мнение: история постаревшего рестлера, который внезапно понял (вернее, ему пришлось понять), что пора оглянуться, на самом деле проста, как чайный пакетик. Но разве чайный пакетик – не одно из величайших изобретений нашей цивилизации (ну, короче, того времени и состояния, в котором к этому времени оказались цивилизаторы). Так нет же, надо на каждом углу прокричать, что один из самых независимых американских режиссёров стал просто американским режиссёром. И, собственно, что? Давайте сначала каждый решит, чего он вообще хочет от каждой новой кинокартины. Обожаемый мною (ну, и не только) Вонг Кар-Вай всю жизнь снимает ну очень сложные истории, одна из сложнейших, на мой взгляд – «Мои черничные ночи», где сюжет закручен просто до невероятности. Обожаемый всеми (и всеми) Энг Ли в последний раз снял такую сложносочинённую картину, что народ по обе стороны Атлантики просто разрывался между желанием вручить ему все существующие награды и мечтой никогда больше не увидеть его фильмов.


Опять моё личное мнение, но режиссёр, который за 12 (двенадцать) лет снял 4 (четыре) крупных фильма, из которых один лучше другого, уже может считаться классным режиссёром, потому что это говорит о качестве кино, о его отношении к кино. И вообще, что можно требовать от режиссёра, который сам сказал, что свой лучший фильм он уже снял. Всё. Это «Фонтан», если кто не знает или (вдруг) не видел. «Фонтан», который вызвал больше негативных отзывов, чем чего-то ещё, но тем не менее это фильм, рядом с которым любой «Преданный садовник» – отвратительная гадость (да, закидайте меня яблочными огрызками!).


Да, кстати, «рецензии» на фильм «Борец» («Wrestler, The») я не читала вообще, а тем, кто посмотрел фильм с таким переводом, сочувствую, хотя и могу понять, с чем это связано. Но давайте согласимся, что это американская история (и это также одно из достоинство картины), а то, что она вполне интернациональна, это и есть заслуга главных создателей фильма. (Это я к тому, что лучше бы всё смотреть на худой конец с субтитрам, хотя многие их не жалуют, а я очень и очень благодарна Стенли Кубрику.)


Но возвращаюсь к началу. Итак, компонент первый – режиссёр. Он же – основой заводила, вдохновитель, руководитель и сам себе судья. Дарен Аронофски – для меня отдельная история, да просто история, вообще о каждом его фильме нужно рассказывать отдельно, а о нём самом – отдельно. Таких режиссёров сегодня можно пересчитать по пальцам. Одной руки причём. Честно скажу: было у меня лично сомнение, привиделось как-то, что после не самого прокатного «Фонтана» приходят к нему люди с киностудий и говорят: «Даррен! Ты чё тут наснимал какую-то фантазийную муть трёхстворчатую?! Ты у нас левый социалист или где??? Не, ты давай, собирайся и сними-ка нам гуманистическое реалистическое кино, чтоб был герой, смертный бой и всё такое…» И я бы даже поверила, если бы не история с поиском денег «под Рурка», которую и режиссёр, и актёр неоднократно и с удовольствием рассказывали, а также гордое «сам себе продюсер» в титрах.
Вообще, что касается денег, то есть «Оскара», то Аронофски даже номинирован не был, в отличие от своего коллеги Бойла, который, как говорят, тоже кино гуманистической направленности снял (так говорят, не собираюсь спорить). Другое дело, Аронофски по-прежнему умеет снимать кино без размашистых декораций, без мельтешения кучи персонажей (без экшена как такового), без хороводов на улицах Бомбея и т.д. А может, и НЕ умеет снимать кино со всем этим, я не знаю, мне и не хочется знать.


Да, иногда он по-голливудски профессионально выжимает слезу, вызывает злость или смех, что просто говорит о том, что он умеет это делать, а куда режиссёру без этого. Но самое главное, он вот что делает: берёт своего персонажа и смотрит на него через камеру, внимательно, долго, подробно и достаточно безжалостно, что в то же время не запрещает никому любить этого персонажа. В «Рестлере» это хорошо видно: как долго камера следует за Рэнди по улице, как она притаилась за его плечом перед выходом на ринг, как следует за его взглядом, как становится его взглядом в конце концов. Эффект «зануднения» фильма возникает, эффект, не приносящий кассовых сборов. Не изобретение Аронофски, конечно, но как мастерски он им владеет!


Честно говоря, Аронофски вообще ничего нового не изобретает, потому как незачем. Как человек, который изучал кино и действительно учился киноискусству, он ли не знает, что всё уже было придумано до него? Да, вот эффект «ручной камеры», не новость, и что? А разве есть другое средство рассказать киноисторию так, чтобы ей прониклись и в неё поверили? Как «Фонтан» своей идеальной картинкой даёт понять, что всё не такое, каким кажется, так «Рестлер» своей документалистикой утверждает, что всё именно так, как есть на самом деле. Веришь ему, вот поэтому – и ощущение безысходности, и предопределённость финала с самого начала только усиливает это впечатление.
Ещё раз повторю, что режиссёр – это взгляд на всё. Это его глазами мы смотрим на то, что он же и нашёл. Если это не так, это плохой режиссёр.


…Короче, это всё было вступление. Самое главное, что сделал Дарен Аранофски (я бы сейчас тоже Caps Lock нажала…) – отдал всё Микки Рурку. Если кто не догадался – для этого в общем-то и был придуман этот фильм, для него, ради него, о нём в конце концов.


Итак, компонент второй – актёр. Он же – объект пристального внимания как режиссёра, так и зрителя, он же – воплощение и передатчик всего того, что замутил режиссёр. Мики Рурк – это уже не история, а целая книга, к которой написана ещё одна увлекательная глава. Как бы там ни складывались его дальнейшие отношения с кинематографом, я бы сказала, что кинематограф ему больше обязан, чем наоборот. Но, между прочим, что интересно: если смотреть только на бумагу, ощущение создаётся такое, что с кино Мики никогда не расставался. Я внимательно посмотрела на список фильмов: с 1980 года почти без перерывов каждый год имя Рурка появляется в титрах. Списки везде разные, всех фильмов я, конечно, не знаю, но суть в том, что любой благополучный Николас Кейдж такой фильмографии может позавидовать.


2000-е, где Шон Пенн, где два фильма Роберта Родригеса, дважды Тони Скотт (ну, да история «Домино», может, и фуфло, но два охотника за головами, одного из которых играет Рурк – это то самое, ради чего смотрят кино) – это, конечно, эпизоды, роли второго и десятого планов. Но если кто-то хочет сказать, что Рурк не очень актёр, то этот кто-то определённо не видел «Сердце Ангела», «Франциска», «Город грехов» и даже «9 ; недель» (вы вообще много актёров знаете, которые после вот такого фильма стали сиять по-звёздному???). Короче, я не знаю, что смотрел это кое-кто, может, только клип Энрике Иглесиаса? Но мне он тоже понравился…


Главная роль, конечно, предполагает ответственность за фильм, в первую очередь ответственность того, кто эту роль предлагает. Мне так кажется. Кстати, у Рурка была главная роль в фильме, который сюжетно и даже идейно перекликается с «Рестлером». Между фильмами «Пуля» (режиссёр Джулиен Темпл, США, 1996 г.) и «Рестлер» больше десяти лет, но почему-то «Пуля» видится стартовой площадкой для мощного прыжка, там герой тоже в конце погибает, потому что не видит никакого смысла сопротивляться тому, что есть и к чему он так или иначе подвёл свою жизнь (блин! лучше посмотреть!!). Может, потому что за всё это время это была, если не ошибаюсь, единственная главная роль. Но в «Рестлере» герой подводится к необязательной смерти вовсе не через какие-то экстремальные обстоятельства, а как раз наоборот, через вроде бы естественное течение собственной жизни… Но вот такое баранье упорство, доводящее до предела, до того самого нужного момента, когда больше незачем и некуда оглядываться – это ли не даёт того бессознательно-радостного зрительского ощущения – это же я, в своё самое нелучшее время. Никто из нас не хочет возвращаться и биться башкой об стену, даже самые упёртые бараны. Значит, попробовав повернуться и натолкнувшись на стену, надо идти, куда шёл, до конца.


Я только хочу сказать, что оптимизмом в лучшем его значении, в значении отношения к жизни вообще, просто прёт из этого фильма. Прёт через харизму Мики Рурка. Через собственный и по-прежнему ищущий взгляд Аронофски на мир и на время. Рурк харизматичен. Рурк аутентичен. И просто профессионален. А «выход» Рэнди на обслуживание покупателей – это же театр чистой воды, театр одного-единственного актёра, но какого! «Сырный салат – отличный выбор!» «Чуть меньше – чуть больше – чуть меньше…» А ещё так и видится Аронофски, орущий в рупор: «Никакой станиславщины!!! Снимаем!» «Конечно, конечно», – бубнит под нос Мики Рурк, бросает взгляд в зеркало и видит не себя, а Рэнди Робинсона. Никакой «станиславщины».
Да моментов для любования в фильме полно: зелёненькая куртка для дочери, сковородка слетевшая с ручки, танец в баре, где нечаянно врубили «Guns-n-Roses»… Не скажу, что работают какие-то тонкие невидимые механизмы взаимодействия со зрителем. Скорее как раз тараном пробивается сквозь всю малохудожественную чепуху обычная история о простом человеке, история с одной прямой, как шпала, мыслью, что жить надо сейчас, сегодня, каждый день, что иногда бывает поздно, иногда, вернее часто, всё бывает очень по-дурацки, но и во всём этом дурацком что-то есть…


Иногда я сама уже не знаю, чего вообще хотеть от нынешнего кино. Но вот знаете, чего не хватает очень многим в наше идиотское время? Как ни странно, уверенности в том, что если ты, ты сам, захочешь всё это прекратить, ты сможешь это сделать. Красиво и осмысленно. Для себя в конце концов. Убедиться, что ты больше (и меньше) никому не должен, что вообще-то свободен в полном смысле этого понятия. Тогда и умереть не страшно, ведь много сотен лет подряд мы верили, что смерть, вернее то, как ты умрёшь, имеет значение.
Это опять лирическое отступление. А если вам нужно увидеть Актёра, Режиссёра и Фильм – посмотрите фильм «Wrestler» Даррена Аронофски с Мики Рурком в главной роли. А чайный пакетик можно заварить максимум два раза. Этого достаточно, чтобы и напиться, и почувствовать вкус чая.


Т. П.



Другие статьи в литературном дневнике: