Афро Самурай, или В качестве примера...Если, укрепляя своё сердце решимостью каждое утро и каждый вечер, человек может жить так, словно тело его уже принадлежит Вечности, путь будет для него свободен. Вся его жизнь будет безупречна, и он добьётся успеха на своём поприще. «Афро Самурай» (2007 г.) производства всемирно и всемерно известной студии «Gonzo» (Gonzo Digimation) режиссёра Кидзаки Фуминори, снятый по манге: «Afro Samurai» Окадзаки Такаси, конечно, не является полным метром, потому что состоит из пяти эпизодов, предназначенных для показа по ТВ, минут по 30 каждый. Но поскольку пять эпизодов посмотреть вместе проще (что я и сделала), чем двадцать пять, будем говорить о нём как о целом произведении. Как я уже отметила, начиная с названия всё в этом фильме достаточно спорно, что, соответственно, и вызвало огромное количество этих споров: аниме или мультипликация в стиле анимэ, банальный или слишком банальный сюжет, совсем сошли с ума сценаристы «Gonzo» или только наполовину, полный ли это американизм или не полный, трэш ли это совершенный или всё-таки что-то в этом есть… Всё это было захватывающе и увлекательно, но из всего этого можно было только выудить основные направления анализа данного видеотекста, а собирать всё вместе, как обычно, приходится самой. Мне кажется, в первую очередь нужно сжечь и выкинуть так называемые глобальные географические вопросы типа «вот, японская студия нарисовала американский мульт, а на фига??» и т.д. Я мало что знаю о Японии, но триста двадцать восьмой раз повторю и с удовольствием: современная Япония – потрясающий синтез стариннейших культурных основ и достижений современного мира. Это действительно уникально, нужно просто один раз внимательно присмотреться к одной вещи и узнать, как она была создана. Поэтому только вконец изболевшаяся фантазия японских авторов может создать киберпанковскую реальность посреди средневекового бытования, что и было сделано в «Афросамурае». Обратите внимание те, кто ещё не обратил, как персонажи, зависящие от техники, будь то новое оружие в руках или новая рука, отличаются от «нормальных». Обратите внимание на то, как вообще современные японские художественные произведения реагируют на возможность заменить всё человеческое, то есть настоящее, искусственным. «Вы прекрасный инженер, – говорит Первый брат своему много- и золоторукому брату. – У вас нет совести.» По-моему, вопросов тоже больше нет. Ещё раз – к японской культуре и мнению о том, что в фильме… Извините, пальчик над клавишей не поднимается назвать его мультом, поэтому прошу прощения за не совсем точный термин. Что в фильме нет самурайской философии, что американское резалово и крушилово затмило какие бы то ни было моральные обоснования такой истории – выдающаяся неправда. Хотя снова признаюсь: с первого раза я не поняла, а почему, собственно, «самурай»? Я почти ничего не знаю о японской средневековой культуре, кроме того, что «самурай» означает «слуга своего господина до самого конца и дальше» (это если очень коротко и необъёмно). Так вот сначала я тоже не въехала: какой на фиг самурай? кому самурай? да ещё и Афро! А потом дошло. Да, так и есть. Так вот, наконец-то возвращаясь к главному герою, мы видим абсолютный пример самурайства, я подчёркиваю – в чистом виде служение до самого конца, пример, последовательно и до мелочей воплощённый в герое. Все морально-этические разночтения в этом контексте рассматриваются с позиции средневекового воина, соответственно кодексу бусидо: «…Путь самурая лежит через каждодневное переживание смерти. Он должен размышлять о том, в каком месте может подстерегать его смерть, представлять, какая смерть наиболее достойна, укреплять в себе мысль о неизбежности смерти.» (Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ»). Согласимся, что нам, сегодняшним, было и будет понятно далеко не всё. Понятно другое: что посреди совершенно банальной борьбы за власть и «мировое господство» возникает герой, который движим только своим, вполне определённым и, кстати, не менее банальным стремлением – отомстить за отца. «Не следует искать что-либо ещё в Пути самурая. Он един» и в данном случае очевиден (другой вопрос – почему). Это подчёркивается сюжетно, причём несколько раз: Афро в трезвом уме (да, он только лимонад пьёт) и со здравой памятью ( выбирает свой путь сам. Потому что: отец, умирая, просит не мстить, друзья, новоприобретённая семья просят не мстить, судьба и течение самой жизни НЕ заставляют его мстить-мстить-мстить… Интересно, правда? Опять отвлеклась... Я что хотела сказать? Что вообще-то в сюжете, конечно, никаких неожиданностей нет, поэтому с самого начала истории мы ощущаем полную уверенность в том, что кошмарный и от этого не менее чудесный № 1 будет побеждён. Но я сошла с ума, то есть слегка приоткрыла для себя ответ на вопрос «зачем?» Это не считая того, что «ай-ай-ай-ай-ай-ай, убили негра…», ай-ай-ай-ай-ай-ай, нехорошо так говорить, надо «самурая афроамериканского происхождения»… Короче, вот зачем все эти шикарные фонтаны крови, отрубленные конечности класса «привет, Тарантино!»??? Так ведь № 1 вовсю мечтает установить, страшно даже сказать, мировой, глобальный порядок!!! Не новый, вовсе нет, (зачем изобретать всякие штуки, которые давно придуманы древними китайцами?), а просто – порядок и спокойствие. Традиционным, конечно способом, то есть, покрошив в капусту всех остальных номеров. Но в конечном итоге это означает: нет войн, нет поединков, нет оружия, нет и самих воинов, особенно – всяких самураев. Понятно? Ничего этого нет. Что-то напоминает, не так ли? Это был пример того, как и в бессмысленном можно обрести смысл, если захочешь. Если захочешь, тебе может понравиться темнокожий самурай, любитель американского пойла и курева (кстати, в умеренных количествах, как и положено воину). Верится, да ещё как. Потому что сказано в «Хагакурэ»: «Не существует ничего невозможного. Если человек проявит решимость, он может сдвинуть небо и землю по своему желанию. Но поскольку люди нерешительны, они не могут отважиться на это. Чтобы легко сдвинуть небо и землю, просто нужно сконцентрироваться.» Видите, как всё просто на самом деле. Ещё раз повторяю в сводах бусидо можно найти ответы почти на все вопросы, ну, по крайней мере, на очень многие. Так Пустая Семёрка действительно оказалась пустой. Ну, в самом деле, чего хотели эти безумные братья? Могущества и славы. Чего делали? Собирали и считали повязки. Так вот, сказано в «Хагакурэ»: «Расчётливые люди достойны презрения. Ведь расчёты всегда связаны с вычислениями прибылей и убытков, и расчётливый человек всё меряет с этой точки зрения.» Ещё из «Хагакурэ»: «Человек, который не укрепился в решимости неизбежно умереть, обрекает себя на недостойную смерть. Но если человек заранее принял решение встретить смерть, как можно его презирать? Следует быть особенно внимательным в этом отношении.» Мне эти слова помогают понять страшную судьбу Джино, которую он сам выбрал. Ведь он принял решение встретить жизнь, чего бы ему это ни стоило, причём совершенно противоестественным путём. А что из этого получается, мы уже выяснили. «Мой чокнутый брат, создай сильнейшего из самураев!», – просит глава Семёрки, и брат из почти трупа выкраивает идеального воина. Правда впоследствии выясняется, что не совсем идеального. Он не может победить, потому что ему не положено, по правилам данной реальности, но и совсем проиграть он тоже не может, потому что бесконечная боль и желание отомстить за это – его бесконечный двигатель. И когда в финале он вновь появится перед Афро и ни у кого из них снова не будет шансов, без всяких надписей будет понятно, что вот это и есть та бесконечно великая величина, на которой вся эта реальность и держится. А № 1… Ну, а что № 1? Он был расчётливым. Ну, и применим принципы бусидо к речевым характеристикам героев: «Для самурая важно каждое слово, независимо от того, где он его произносит. По одному-единственному слову можно судить о воинской доблести.» И конкретно об Афро: «…но если было что-то, что нельзя было выполнить должным образом без слов, то стремился всё уладить, используя одно слово, вместо десяти.» Слабо попробовать`? Вот почему так прекрасно и выразительно ровное, падающее камешком в воду «Заткнись.» попадает в самую точку. «Два слова в каждом эпизоде» («Shut up.») – так кто-то охарактеризовал работу Сэмуэля Эль Джексона, забыв при этом, что презабавное альтер эго Афро тоже озвучивает он, и это надо слушать в оригинале: «Тычётычётычётычё-оу?!» Есть, конечно, как минимум один хороший перевод на русский, другое дело – надо его найти… Но вообще-то такому фильму перевод не нужен. Поклонники жанра манга прекрасно знают, чем отличается манга от нечтоподобного американского произведения. Качеством картинки. Здесь то же самое. Всеобъемлющая и сама по себе говорящая картинка – опять просто характеристика восточного умения смотреть и видеть. Причём каждый эпизод здесь укладывается буквально в несколько кадров. Конечно, в рисованном кино кадров всё равно в разы больше, чем мы можем заметить, но эффект потрясающий. Плюс ещё и удивительная техника рисовки, которая лично мне очень нравится, делающая акцент на вроде незначительных деталях: светящиеся кольца, изломанные сигареты, красная гарда, фантасмагорично удлиняющиеся концы повязок и края одежд. Меня впечатлило. Ещё один несомненный плюс – чувство юмора, хоть и весьма своеобразное, но несомненно, ощутимое. «Если честно, я не могу всерьёз воспринимать воина с такими волосами», – сказал главному герою воин с башкой плюшевого медведя… Ну, и коротко о разном. По поводу «трэш или не трэш»: мне лично кажется, что всё анимэ на темы постапокалипсиса и киберпанка обязательно включают в себя элементы трэша, потому что без этого не выразить страх и отвращение в полной мере. Поскольку в «Афро Самурае» степень смешения жанров и стилей достаточно высока, то киборги, похожие на терминаторов, девушки, похожие на… короче, всё это вполне допустимо и, если хорошо размешать, смотрится неплохо. По поводу Тарантино и других. Рядом с «Убить Билла» это кино не то что на одной полке не лежало – разные стеллажи стояли далеко друг от друга. По той же причине, по какой мне понравилось то, что понравилось – по первичности и обоснованности происхождения. Я не стану утверждать, что это шедевр или полезная философская притча, или крутой многонациональный боевичок. Я не стану утверждать, что фильм необходимо посмотреть любителям анимэ/фильмов о боевых искусствах/ценителям хорошего кино/коллекционерам трэша и т.д. Это вряд ли. Гораздо легче сказать, что всё – фуфло и ничего не нравится, и даже объяснить, почему не нравится. Я попыталась объяснить, что и почему мне понравилось, и мне было интересно, и кое-что стало самой понятно… А, вот ещё из «Хагакурэ», конечно: «Не полагайся на ту степень понимания, которая открылась тебе. Просто повторяй про себя: «Этого недостаточно»». © Copyright: Плутонный Трактор, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|