Понедельные выхлопы. 3. Продолжая разговорПродолжим разговор о нашей религии. У меня вот какое впечатление. Со времён декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 1918 года к заботам нашей церкви прибавилась ещё одна, причём немалая – борьба за влияние на то, от чего её этим декретом отделили. Речь идёт не только о материальных составляющих церковного величия, а вообще о силе воздействия на происходящее вокруг. Мне кажется, мало кого сейчас по-настоящему волнует «возрастающее влияние церкви», меня другое интересует: какого рода будет это влияние, если его можно будет реально ощутить? А о чём думать, если православие пришло к нам в качестве политического инструмента? Путей сохранения государственности было не очень много, самым приемлемым оказалось загнать государство в Днепр и покрестить. Кстати, метод князя Киевского Владимира Святославича – самый что ни на есть государственный метод, не им придуманный, но в дальнейшем многими правительствами при разных ситуациях применяемый. «Олицетворение» православной церкви произошло намного позже, но за сто лет, по всей видимости, статус первого церковного лица приобрёл значительный политический вес, в связи с чем Пётр I, скорее всего, имевший неплохое представление о роли личности в истории, выдающуюся должность патриарха просто упразднил. Главный исторический фокус заключается вот в чём: за 217 лет отсутствия патриаршества церковь не потеряла своего влияния так, как за 74 года так или иначе борьбы с советским (светским) государством, при котором патриаршество вернулось. Синодальный период – это, между прочим, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Оптина Пустынь – было ли влияние? Определённо были идеи и находились без сомнения великие люди, которые воплощали эти идеи в жизнь. Но советское государство оказалось умнее и хитрее. Методы продвижения в массы любой идеологии у всех институтов всегда одинаковы. Борьба «против» всегда не только эффектнее, но и эффективнее, ведь контраргументы строятся уже на базе десятилетиями и веками выстроенных систем, которые можно порушить, от которых можно оттолкнуться – ну очень удобно. То самое «покаянное письмо» патриарха Тихона, с одной стороны, уберегло церковь от мгновенного уничтожения, а с другой – окончательно идеологически отделило церковь от государства, хотя бы потому что церковь своих мучеников помнит и чтит всегда, а вот государству на всех своих героев плевать. Интересно, что пример патриарха Тихона замыкает на себе всю двойственность дальнейшего семидесятилетнего существования государства: жертвование личностным убеждениями, приоритетами, да чем угодно – во имя спасения чего-то общего и великого – это христианский подвиг и это подвиг любого советского героя. Цитата из СМИ: «По данным соцопросов, около 60% россиян причисляют себя к православным, хотя лишь 10% из них регулярно ходят в храм». «Хождение в храм», тем более в нынешних условиях, меня не интересует, а вот как получилось 60% мне интересно. Задаю вопрос двенадцати человекам возрастом от 21 до 78 лет с высшим или получаемым высшим образованием, так называемый сегодня «средний класс»: «Ты у нас православный или где?». Самый распространённый ответ (семь человек, включая мою бабушку) звучит примерно так: «Ну, вообще я крещёный(-ая)/ отмечаю Рождество, Пасху/ читал(-а) Новый Завет/ заходил(-а) в церковь/ был(-а) на богослужении…Наверное, да…» Вообще ответ неплохой, опять же учитывая нынешнюю ситуацию, даже не так: это хороший ответ. Это те умные, всё ещё интересующиеся историей и культурой люди, которые и рады бы обрести утраченные опоры, но понимают, что невозможно просто так снова вернуть в свою жизнь долго отсутствовавшую жизнеобразующую систему. Примерный ответ двух самых молодых моих респондентов, по-моему, тоже заслуживает внимания: «Вообще-то я атеист…/ Ну, бога нет…Но есть направляющие силы Вселенной…» (прописные и строчные буквы – мои). Понимаете? Направляющая сила есть, а вот знания, куда она должна направлять, у нас нет. Причём этого мы добились всего за каких-то 17-18 лет. Нам стало трудно жить по самым простым заповедям. Ну, нет у нас понятий о терпимости, бескорыстной любви к ближнему, нам некогда оказывать помощь, останавливаясь у каждого нуждающегося, тем более что их с каждым днём всё больше и больше. Это уже не придёт так просто, из ниоткуда. Построенное другими ломать легко, а чтобы строить что-то своё, нужно настолько хорошо знать предшествовавшее, что целой жизни на это может не хватить. Мне сомнительны наши 60%. Новоизбранный патриарх, ещё будучи митрополитом, заявил, что «всея Руси» – ни в коем случае не многоконфессиональная страна, а православная. С религиозными меньшинствами. Не политическое заявление? По-моему, как-то невежливо жить в православном государстве аж с 40% «религиозных меньшинств». Есть легенда (я так говорю, потому что не знаю, насколько это правдоподобно), что Владимир Киевский впоследствии серьёзно проникся этой новой идеологией. Он не просто воспринял христианскую мораль как единственную направляющую, но и дал начало той самой «христианской благотворительности», которая стала исходить в первую очередь от государственной власти. Да вообще есть мнение, что очень изменился в лучшую сторону тот правитель не совсем цивилизованного того не совсем ещё государства. 9.02.09. Т.П. © Copyright: Плутонный Трактор, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|