С Праздником Крестовоздвижения! Ангела-хранителя!
Слово Святого праведного Иоанна Кронштадтского на праздник Воздвижения Креста Господня «Крест Христов»!
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим
Христианский православный мир совершает ныне торжественное поклонение Животворящему Кресту Господню. Во время всенощного Богослужения вы созерцали с душевным умилением пятикратное воздвижение его с пением часто повторяемой покаянной молитвы "Господи, помилуй!" по мере ниспускания креста настоятелем к земле и потом постепенного его возвышения до прямого положения священнодействующего.
На четыре стороны совершается это воздвижение в знак того, что Господь Крестом Своим искупил весь четверочинный мир: восток, запад, север и юг; и потом еще на восток - в знак искупления человека пятичувственного, непрестанно согрешающего своими пятью (пятою) чувствами.
Что было началом этого торжественного обряда? Началом его было обретение царицей Еленой, матерью царя Константина, первоначального Креста Господня, от которого по обретении совершилось чудо воскрешения мертвеца и который хотел видеть весь народ, собравшийся во множестве из Иерусалима и окрестных мест, чтобы воздать ему благоговейное поклонение. Тогда народ, видя его на возвышенном месте в руках патриарха Макария, воздвигавшего его на все четыре стороны, поклонялся и многократно в умилении и ужасе восклицал: "Господи, помилуй!" Вот начало праздника Воздвижения Креста. При этом воспоминаются и чудесные явления креста на небе: одно царю Константину и воинству его с надписанием кругом его: "Сим победиши!" - и другое при императоре Констанции и святом епископе Кирилле Иерусалимском в лучезарном сиянии, виденное всеми жителями Иерусалима.
Еще Церковь воспоминает торжественное освобождение в VII веке Креста из плена персидского и торжественное несение его в Иерусалим императором Ираклием, босыми ногами и в смиренном одеянии, без багряницы и венца царского. Такова всемирная слава Креста после его трехвекового пребывания в глубине земли и под капищем языческим. Таким образом само небо засвидетельствовало о славе распятого на Кресте, о святости и величии Церкви Его, бывшей три века под крестом гонений, и о святом нашем долге почитания Креста и поклонении ему в духе и истине, как и святой царь - пророк повелевает поклоняться ему: "Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ног Его, яко свято есть!" (Пс. 98, 5).
Не напрасно мы почитаем Крест Господень, изображаем его на себе и поклоняемся ему, ибо он есть Божественная сила, сохраняющая и спасающая нас при жизни и по смерти. Церковь непрестанно проповедует о силе и животворности его, проявлявшихся и в прежние века, и ныне совершающихся над верующими: он исцелял всякие болезни, воскрешал мертвых, прогонял от людей полки демонов, погашал страсти в сердцах людей, доставлял чудесные победы на войнах с неверными. Крест есть Божественная слава Христа, искупившего в нем мир, падший в глубину погибели, разрушившего проклятие человечества и исходатайствовавшего ему благословение Отца Небесного, победившего смерть нашу и даровавшего всем воскресение из мертвых. Кто поведает все чудеса и силы Креста, бывшие и в древних и в новейших родах и все благотворные действия его в мире? Знамением и силой Креста совершаются все таинства церковные; освящается вода, и все стихии, и все верующие, с верой принимающие его или знаменуясь им сами; крест носим на персях и через него сохраняемся от многих искушений и коварств вражиих; крестом знаменует нас святая Церковь и по смерти, когда совершает над нами надгробные песнопения; крест ставится и на могилах умерших в союзе с Церковью и не ставится только на могилах явных отступников и самоубийц, сознательно и по своей воле наложивших на себя руку. И это потому, что в кресте, с верой употребляемом и изображаемом, действует Божественная, спасительная сила Христа распятого, являющая непрестанно Его Божественную власть над всем миром, над всей природой, над всеми полчищами вражиими, показывающая, что Христос Бог искупил Крестом Своим весь мир от греха, проклятия и смерти, что Он имеет власть живота и смерти, что Он есть воскресение и живот и Бог всех (Ин. 11, 25).
В нынешнее неверное время, время брожения умов и развращения сердец и нравов, многими крест пренебрегается, как и Сам пострадавший и умерший на нем вольной жертвой за нас Господь; и, как в древнее время Он был иудеям соблазном и еллинам безумием (1 Кор. 1, 23), так и ныне объюродившим мудрецам века сего Он служит соблазном и безумием. Таков воистину юрод, слывущий недоброй всемирной славой, - лев, рыкающий на Церковь Божию со всеми своими последователями. Он восстал и против Бога, против Его премудрого, всеблагого, спасительного Промысла, против Евангелия вечного, против здравого смысла, против убеждений всего верующего человечества, против истории и против всех фактов, преданых нам самыми верными свидетелями, большей частью очевидцами. Вольных слепцов, ослепивших самих себя безмерной гордостью, убеждать бесполезно; они покаяться не могут, ибо видеть истины не хотят, - они и погибнут в своей гордыне и упорстве, как Корей, Дафан и Авирон при Моисее (Чис. 16, 31). Но для человека верующего крест есть всегдашнее спасение, защищение, избавление, победа и мир.
Ежедневно согрешая волей и неволей, подвергаясь различным острым искушениям от невидимых и видимых врагов и собственных страстей, где - в ком и в чем - мы найдем помощь и спасение? Только во Христе и в кресте, только в Жертве безмерно великой и всеискупительной, принесенной за нас на Кресте; только крестом мы спасаемся ежедневно от уязвлений демонов и от всякой бури страстей, когда с верой и истинным покаянием прибегаем к Христу; крест - наша жизнь, наше спасение, наша сила, наша слава, наша победа; наше непрестанное обновление, наше примирение с правосудием Божиим, праведно разящим всех бессмысленно дерзновенных и упорных грешников.
Крест - хранитель всея вселенныя; Крест - красота Церкве; Крест - царей держава; Крест - верных утверждение; Крест - ангелов слава и демонов язва (Светилен праздника).
Без креста нет никому спасения. Будем же усердно чтить Крест Христов и с любовью поклоняться распятому на нем Начальнику жизни нашей, памятуя вечный завет Его нам с Креста: "Любите друг друга!". Аминь.
Источник - http://www.pravoslavie.ru/put/1781.htm
Советы Ангела-хранителя на двадцать седьмой день месяца
Если благотворения твоего Ангела не трогают тебя, если ты нечувствителен к его готовности служить тебе, то, по крайней мере, ты должен страшиться его негодования и справедливого гнева, которым он может наказать тебя за неблагодарность. Горе человеку, который пренебрегает Ангела Божия! Если он свидетельствует на небе о добрых делах праведника, то свидетельствует также и о беззакониях грешника; так говорит Священное Писание и учение святых Отцов.
Ангел явится некогда на Суде, как свидетель достоверный и представит нас для наказания за наши преступления. Тогда раскроется книга живота, и в ней, как в живом зеркале, явятся наши добрые дела и наши пороки. «Наши преступления, - говорит святый Августин, - вписаны как бы в некоей книге, в ведении Небесных духов, которым назначено будет наказывать за них грешников». Тертуллиан, рассуждая о сочинителях, пишет: «Берегись, чтобы строки, которые ты написал, не были предъявлены на Суде к обвинению твоему, подписанные рукою Ангелов».
Берегись, иначе Спаситель твой сделается неумолимым твоим Судиею; Божественная кровь Иисуса, пролитая для спасения тебя, возопиет о мщении за преступления. Святые таинства, сии источники благодати, превратятся в источники осуждений. Ангел твой, верный твой хранитель, явится строгим твоим обвинителем. Мы сказали – и это неоспоримая истина, - что блаженные Ангелы имеют сострадание к грешнику; но сострадание их ограничено пределами, за которыми милосердие их превращается в негодование. «Как пчел отгоняет дым, так и Ангела-хранителя, - говорит Василий Великий, - от нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Когда храм Иерусалимский был осквернен, тогда слышен был голос Ангелов, оставляющих его с сим воплем: «Прейдем отсюда». Подобно сему, когда исполняется душа нечестием, долготерпение Ангела-хранителя истощается, и он оставляет ее в добычу врагам. Он не только оставляет ее, но еще требует мщения за ее беззакония. Но когда оканчивается милосердие и начинается мщение? Это – тайна Провидения! Дай Бог, чтобы это время никогда не настало для нас! Постараемся никогда не оскорблять нежного сердца наших Ангелов и не делать их, вместо покровителей и охранителей, своими обвинителями. Не погасим в сердце их нежной любви к нам; и если мы оскорбили их продолжительным нашим жестокосердием, постараемся умилостивить их нашим раскаянием. С Ангелом-хранителем раскаяние утешительно, легко и плодотворно.
Напротив, в области сатаны раскаяние однозначно с отчаянием. Демон, упитав грешника разного рода нечестиями и проникнув с беззакониями до костей его, начинает мучить свою жертву. Множество похотей тревожат сердце грешника, страшные волнения души и жестокие угрызения совести не дают ему покоя. Тяжелые вериги порочных привычек и бремя грехов подавляют его. Наконец, наступает час смерти, наступает минута, в которую древо бесплодное посекается и в огонь вметается. Ангелы неба оставили отверженного. Он один остается с демонами, которые готовятся повлечь душу его в преисподнюю. Они верно записывали преступления его, - и душа преступника, вышедши из своей темницы, впадает в руки своих мучителей. Ах, как печальны пути, по которым идет грешник! Как мрачен, как страшен конец их! Его, как узника законопреступного, влекут пред судилище Божие; все избранные отвергают его. Ангел-хранитель, свидетель его преступлений, обвиняет его; суд Божий как громом поражает его; демоны берут его во власть свою, ввергают его в пламень огненный, связанного адскими узами; сии мучители терзают, раздирают его, вымышляя вдруг тысячи смертей в продолжение всей вечности. Но если бы сей несчастный послушал советов своего Ангела, то наслаждался бы вечным блаженством и вкушал бы небесные радости из Источника, приснотекущего в души избранных в дому Божием.
Безумные люди, как мы можем забывать о вечности, от которой отстоим только на один шаг, только на одну минуту?
«Господи Боже мой! Ты составляешь все мое блаженство; говоря сие, я не могу не проливать слез радости, не могу без сердечного умиления помыслить, что Ты благоизволишь обитать в нас и посылаешь Ангелов Своих пребывать с нами. Кто может помыслить о такой безмерной любви Твоей к нам и не почувствовать в сердце отрадного утешения? Возможно ли, о Боже мой, чтобы после всех Твоих милостей, оказанных человеку, после всех явных доказательств любви Твоей к нему, он мог оскорблять Тебя? Действительно, это так бывает; это случалось многократно и со мною; и о если бы только я один был виновен в такой постыдной неблагодарности! Вину мою каждый раз я старался загладить раскаянием, и Ты прощал меня. Ты являл великое ко мне милосердие и Свою любовь беспредельную. Да будет вся жизнь моя посвящена приношению благодарений за Твои неизреченные милости! Продли мне, Господи Боже, помощь Твою! Если я буду оставлен тобою, то в вертограде души моей насажденные тобою цветы добродетелей увянут, и в нем вселится прежнее запустение.
Не попусти, Спаситель мой, не потерпи, чтобы душа, которую Ты искупил Своими страданиями, которую Ты многократно избавлял из челюстей змия преисподнего, погибла навеки!»
Источник:
Изд-во «Царское дело», Санкт-Петербург, 2002. Книга «Размышление христианина, посвященные Ангелу-хранителю на каждый день» печатается по изданию А.Д.Ступина, Москва, 1903 г.
Другие статьи в литературном дневнике: