Рождество Богородицы! Советы Ангела-хранителя

Ольга Тимофеенко: литературный дневник

Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы
Святого праведного Иоанна Кронштадского


Рождество Твое, Богородице Дево, радость
возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия
Солнце правды Христос Бог наш.


Тропарь праздника


Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рожде­ство Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христиан­ской веры святая Церковь установила этот праздник. Празд­нуемое событие - рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяго­тевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низ­вел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.


Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемило­стивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любо­вью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляе­мы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь во­площенному Слову.


Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блажен­ству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помы­шления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избран­ников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попуска­ет им идти тесным путем, поскольку он способствует им уст­ремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.


Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость до­ставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости празднич­ной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примири­лось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Хрис­тос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободи­лось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благослове­ния Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с есте­ством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отвержен­ный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесно­му, получил обетование славного воскресения и вечной жиз­ни на небесах вместе с ангелами.


Все это совершено и совер­шается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Бого­родицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Бо­гу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочелове­ка! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Пред­стательницей рода христианского пред Своим Сыном и Бо­гом! Она - наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвели­чила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои бес­численные моления, прошения, хвалы, славословия и благо­дарения; Она совершила и совершает в Церкви бесчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.


Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродете­лями христианскими. Аминь.



Источник - http://www.pravoslavie.ru/put/1497.htm





Советы Ангела-хранителя на двадцать первый день месяца


Твой Ангел-хранитель сопровождает тебя; когда ты приближаешься к трапезе Тайной Вечери Господней, он смотрит на тебя с любовию, ибо видит, что Господь и тебя приемлет причастником в числе избранных. Ты делаешься храмом Бога; Господь обитает в тебе, и ты в Нем обитаешь.


Святый Иоанн Златоуст говорит: «Мы едино тело со Христом, ибо Апостол Павел говорит: «Мы члены тела Его от плоти Его и от костей Его». Из сего мы, посвященные в таинство, должны убедиться, что не только делаемся едино тело со Христом по Его любви к нам, но что действительно вчиняемся и воплощаемся в Его плоть. Сие чудо совершается вкушением той трапезы, которую Он нам предложил по Своей безмерной любви к нам. Таким образом Он проникает весь состав наш, внедряется в нас, дабы мы были единое существо с Ним, подобно тому, как глава соединяется с телом; до такой степени простирается Его любовь чрезмерная! Мы не должны забывать, что питаемся кровью Иисуса Христа, восседающего на престоле превыше небес и окруженного ликами Ангелов, поклоняющихся Ему. «О, таинство непостижимой любви! – восклицает святый Августин. – О, знамение соединения со Христом! О, священный союз любви Божией! Вот источник жизни тому, кто жить хочет. Пусть он придет, пусть соединится со Христом!» Меня не удивляет то пламенное желание благочестивых христиан, с которым они стремятся приблизиться и вкусить тела и крови Христовых, но я удивляюсь тем людям сего века, которые нимало не хотят отвратить взоров своих от сует мира, чтобы обратить их на трапезу Христову. Вотще глас Господа и глас Церкви призывают их.


Архангел Гавриил нисшел с неба, дабы возвестить Деве Марии, что Слово благоволило избрать пречистое тело Ее жилищем. Твой Ангел возвещает и тебе о пришествии Господа в твое сердце. И тебе нужна святость Девы Марии, чтобы достойно принять великого Царя Небесного. Твой Ангел знает твои нужды: он знает, какие благодатные действия нужны тебе, чтобы соделаться приятным Богу. Моли его, чтобы он приготовил тебя к принятию даров милосердия Божия. Руководимый его внушениями, ты рассмотришь совесть свою и почувствуешь живое раскаяние в грехах своих. Когда ты пойдешь принесть свое покаяние служителю Церкви, твой Ангел будет с тобою; он обрадуется, увидев, что чистосердечная исповедь очистила душу твою от грехов. Молитва священника низведет на тебя благодатное действие животворящей крови Иисуса Христа; ты возвратишься из судилища милосердия обновленным, сияя святостью, подобно твоему Ангелу-хранителю. Твой Ангел сам представит тебя Христу и будет поклоняться Ему, вселившись в тебе. Благоухание его молитвы и песнь славословия его непрестанно будут возноситься пред Иисусом, обитающим в храмине души твоей. Какая сладостная минута! С какою готовностью ты присоединишься к своему другу, чтобы вместе с ним в молитве благословлять премилосердного Бога! Сколь сильно ты почувствуешь желание всегда угождать ему, всегда свято хранить его в своем сердце! Тебе нужно прибегать к своему Ангелу еще и по той причине, что у тебя самое драгоценнейшее сокровище хранится в самом скудельном (тленный, бренный, преходящий. – прим. ред.) сосуде.


Ты должен вверить себя неусыпной страже своего Ангела и вместе с ним молиться. А когда молитва с твоей стороны окажется невозможна, как, например, во время сна, тогда будет возносить ее за тебя твой Ангел. Как зажженный во храме светильник непрестанно горит перед жертвенником, так приносимая с Ангелом молитва не перестанет гореть в храмине твоего сердца. Иисус утвердит в ней Свою обитель: Его благодать более и более умножится в тебе, и действием благодати, возвышаясь постепенно, ты взойдешь на Небо, где сподобишься быть участником вечной Вечери.
Но этого блаженства я могу достигнуть только при твоем водительстве, Ангел-хранитель.


«Яви мне свое милосердие, укрепи слабые силы души моей, жаждущей прибегнуть к Источнику благодати. Если я не приближусь к Иисусу Христу, то удалюсь от жизни, а когда приближусь к Нему недостойно, навлеку на себя гнев Его. Что же мне делать?
Я хочу предать себя в руки твои со всеми моими недостатками и нуждами; ты испросишь мне благодать, и она очистит душу от грехов ее; ты вдохнешь мне любовь к добродетели, и она соделает меня благоприятным Богу! О, как желал бы я проливать в твоем присутствии слезы любви перед Господом, орошать слезами его ноги, подобно Магдалине! Как сладко было бы мне всегда быть в соединении с Ним и непосредственно возносить к Нему мои молитвы! Веди меня к сему великому блаженству и даруй мне вместе с тобою воздавать славу, честь, поклонение и благодарение Господу Иисусу Христу ныне и присно и во веки веков.»



Источник:


Изд-во «Царское дело», Санкт-Петербург, 2002. Книга «Размышление христианина, посвященные Ангелу-хранителю на каждый день» печатается по изданию А.Д.Ступина, Москва, 1903 г.



Другие статьи в литературном дневнике: