Она была просто женщиной. Клуб Слово

Татьяна Гордон: литературный дневник

«Клуб «Слово»


ОНА БЫЛА ПРОСТО ЖЕНЩИНОЙ


Генералам двенадцатого года


Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
_________
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
1913 г.


Несмотря на всю свою гениальность, она была просто женщиной, которой
так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была открытой,
раскрывшей в стихах все, что так близко женщине. Хотя некоторые из ее
знакомых считали, что она надменная, неискренняя и абсолютно не женственная –
то есть прямая противоположность той, которой она была в своих поэзиях.
Какой она была на самом деле? Ответа на этот вопрос нет, хотя может быть
он зашифрован в этой ее строчке: «Я – лунатик двух темных лун».
Имя её навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века. Не только
ее стихи о любви, но и проза стали национальным достоянием. Многие ее
творения положены на музыку и стали романсами.
Кто эта Женщина? -Марина Цветаева !
8 октября 1892 года в Москве родилась Марина Цветаева. В день ее
рождения христиане отмечают праздник памяти апостола Иоанна Богослова.
В стихах она не раз обращала внимание на это обстоятельство.
Ее отец – Иван Цветаев, был известным искусствоведом , профессором в
Московском университете. Мама Марины – Мария Мейн, профессиональная
пианистка, наставником которой был прославленный Николай Рубинштейн
.Много времени девочка прожила с мамой за пределами России, поэтому в
совершенстве владела немецким и французским, и когда в возрасте 6-ти лет
начала сочинять первые стихотворения, то делала это на французском.
После начала Гражданской войны Марина не находит себе места. Все, что было
когда-то родным, вдруг раскололось на две половины – стало красным и белым.
В 1922-м ей удалось добиться разрешения на отъезд за границу. Поэтесса уехала
в Чехию, где на протяжении нескольких лет жил ее супруг, Сергей Эфрон.
Он был офицером-белогвардейцем, поэтому был вынужден эмигрировать.
Творческая биография Марины Цветаевой началась в раннем детстве, с ее
детских стихов, написанных в шесть лет. А первый взрослый сборник поэзий
вышел в 1910-м. Поэтесса назвала его «Вечерний альбом».Ее творчество
нашло отклик у многих известных литераторов того времени, но особый
интерес она пробудила
у Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва,Валерия Брюсова,
которого считали основоположником русского символизма.
Первые сборники Цветаева издавала исключительно за счет собственных
средств. Последней книгой, которая была опубликована, стал сборник под
названием «После России», в который вошли стихи , написанные до 1925-го.
Ее стихи не пользовались большим спросом за границей, хотя в те годы вышел
цикл ее поэзий «Маяковскому». Их поэтессе навеяло самоубийство Маяковского.
Его смерть стала настоящим потрясением для ранимой души Цветаевой.
Своего супруга Сергея Эфрона Марина встретила в 1911-м. Их познакомил


Максимилиан Волошин. через полгода молодые люди поженились, и вскоре они
стали родителями дочери Ариадны. 1917-м рожает еще одну дочку – Ирину.
Но в личной жизни Цветаевой были и другие мужчины, которые сумели завоевать
ее ранимое сердце. У Марины был роман с поэтом Борисом Пастернаком.
В личной жизни великой поэтессы было место не только мужчинам. В 1914-м,
еще до того, как Марина отправилась в эмиграцию, в ее жизни появилась
София Парнок – поэтесса и переводчик. дружеские отношения вскоре
переросли в роман.
Свою необычную связь поэтесса объяснила очень просто и емко. Она сказала,
что любовь между женщинами это дикость, а любить только мужчин –
очень скучно.
Грянула революция, муж эмигрировал за границу, денег нет, голод жуткий.
А тут еще серьезно заболела Ариадна. И поэтесса принимает нелегкое решение
отдать дочек в детский приют, расположенный в подмосковном Кунцево.
Ариадна сумела выздороветь, а вот Ирина умерла от голода.
В 1925 году у Марины родился сын Георгий. Вскоре семья перебралась
в Париж. Георгий тоже не мог похвастаться богатырским здоровьем, он был
очень хрупкий и болезненный. Но это не помешало ему уйти добровольцем на
фронт, откуда парень уже не вернулся. Он погиб летом 44-го и похоронен
под Витебском, в братской могиле.
Ни у Ариадны, и у Георгия не было детей, поэтому у поэтессы с мировой
славой не осталось прямых потомков.
В годы эмиграции семья Цветаевой оказалась на грани нищеты. Сергей на тот
момент уже был болен и работать не мог, Георгий только недавно родился.
Ариадна занялась вышивкой шляпок, но это не было спасением. Единственным
доходом стали незначительные гонорары, которые платили за прозу и эссе.
Все взрослые члены семьи подавали прошение о возврате на родину.
В 1937-м разрешили вернуться Ариадне, спустя шесть месяцев сбежал из
Парижа Эфрон, потому что над ним нависла угроза ареста.
Но радость от встречи с родиной, скоро стала настоящей трагедией.
Первой арестовали Ариадну, после нее Эфрона. В общей сложности Ариадна
отбыла в лагерях пятнадцать лет, и была реабилитирована в 1955-м.
А мужа поэтессы ждала иная участь – он был расстрелян в 1941-го.
Но об этой трагедии Марина так и не узнала. В начале Великой Отечественной
войны Цветаева и Георгий были эвакуированы в Елабугу.
Нужна была временная прописка, а для этого нужно было иметь работу.
28 августа 1941-го Марина написала заявление о приеме на работу посудомойкой.
А через 3 дня повесилась в том доме, куда ее поселили с сыном-подростком. Цветаева
написала 3 предсмертные записки. В одной из них, адресованной
любимому сыну, она просила прощения за свой поступок, говорила о своей
безмерной любви к нему и о том, что так будет лучше всем.
Вторая записка предназначалась эвакуированным, в ней женщина просила помочь
ее сыну. Третью поэтесса написала для тех, кто будет ее хоронить.
Марина Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года. Она повесилась на
той веревке, что принес Пастернак, чтобы упаковать вещи при переезде и
сказал, что веревка так крепка, что на ней и повеситься можно.


Её похоронили 2 сентября 1941 года в Елабуге, на Петропавловском кладбище.
Но из-за того, что шла война, место ее последнего приюта так и
осталось неизвестным. В южной стороне этого кладбища сестра Марины –
Анастасия, нашла четыре неизвестных могилы, датируемых 1941 годом.
Она установила между ними крест, надпись на котором гласила, что в этой
стороне кладбища покоится поэтесса Цветаева. Это было в 1960 году, а
спустя десять лет крест заменили гранитным надгробием.


Фото: Сергей Эфрос и Марина Цветаева. 1911 год.


Материал взят из открытых источников»


http://stihi.ru/2025/09/06/6045
Эту статью нашла сегодня на странице клуба «Слово». Прочла с огромным интересом и решила вставить всвой дневник. Тема эта очень близкая мне и потому, что рядом Таруса, где Марина Цветаева родилась, и потому, что есть у меня стихи, посвящённые этой поэтессе. Наверное, будет уместно разместить их здесь.


СТИХИ ТАТЬЯНЫ ГОРДОН


ПЕЧАЛЬ НЕ ОТПУСТИТ


Памяти Марины Цветаевой

г Стихи, навеянные посещением
города Тарусы


Вечернее небо склонилось над домом,
И ветры затихли, усевшись рядком.
Застыли мгновенья. Слова в горле комом.
Глаза закрываю – стихи ручейком.


Вот если б вернулось то давнее время,
Неслышно Марина бы к нам подошла,
И веткой рябины, стряхнув с нее бремя,
Мы ей передали б частичку тепла.


Смотрю на Оку, что несет свои воды.
Реке все равно, что прошло столько лет.
В ладонях своих катера, пароходы
Держала Ока, отводила от бед.


Она постоянно играла с Мариной,
Давала ей силы и к рифмам вела.
Таруса, Таруска, Ока – вот картины,
Что с детства Марина в себе берегла.


Здесь воздух особенным духом настоян.
Природа не прячет свою красоту,
А звон мелодичный, летя с колоколен,
Несет благодать, отводя суету.


Марина босая взбежала на камень,
А взгляд вдоль Оки, где когда-то стоял
Дом-дача, родная обитель, и пламень
В глазах ее скульптор навек изваял.


Застыла фигура в молчании и грусти.
Как много невзгод принесли небеса.
Печаль ее нас никогда не отпустит.
Стихи ее – Божья святая роса.


7 ноября 2007 года


http://stihi.ru/2011/06/26/398


Татьяна Гордон


СТРОКИ ЦВЕТАЕВСКИХ СТИХОВ


Я иду по улицам Тарусы
И спускаюсь к берегу Оки.
Восхитительны природы вкусы!
Здесь берут истоки родники.


Верю я, что здесь берут начало
Корни всех цветаевских стихов.
Вот сама Марина у причала:
В ясном взгляде нежность и любовь.


Сквозь года глядит Марина в души,
Будто очень хочется ей знать,
Любим ли стихи её мы слушать,
А быть может, стали забывать?


Только как забудешь про рябину -
Ту, что и сейчас стучит в стекло
В день, когда явилась в свет Марина?
Миру несказанно повезло!


Строчки, разлетаясь по планете,
Заставляют нас страдать, любить.
Учим наизусть мы строки эти,
Восхищаясь, чтобы не забыть.


И всегда Марина рядом с нами.
Строки всех цветаевских стихов
Для поэтов, как маяк, как знамя,
Как святыня, где царит любовь.


30 сентября 2018 года



Татьяна Гордон
ДВА ИМЕНИ
(Цветаева и Есенин)


Два имени осень сплела
Своей золотой бахромой.
Есенин, Марина. Плыла
Поэзия их над страной.


О, как непохожи они!
Сергей - хулиган заводной,
Марина в Тарусской тени
Мечтала над синей Окой.


Рябина, берёза, Ока,
Российская светлая даль,
Зовущие вслед облака -
Для этих поэтов медаль.


Хотя их не встретить живьём
И руки нам их не пожать,
Они своим чётким стихом
Спускают на нас благодать,


Вступают с любым в разговор,
Свои отдавая Сердца.
Их строк несравненный узор
Сияет веленьем Творца.


Марина, Есенин, о вас
Мы помним и песни поём.
Осенний волнующий вальс
В поклоне склонился своём.


7 октября 2020 года



КАК МАРИНА ЦВЕТАЕВА


Я пошлю Вам дождь в конверте,
Вы его откройте
И в нелепости не верьте,
Просто тихо стойте.


И поскачут капли дружно
По дорожкам сада.
Поклониться ему нужно.
Дождик Вам – награда.


Как Цветаева Марина
Отправляла осень,
Я лишь изменю картину:
Дождика все просят.


Пусть и в Вашем погуляет
Он краю далёком,
Ничего не забывая
В далях синеоких.


Вам пошлю наш подмосковный
Дождик серебристый.
Будут прыгать капли словно
Звонкое монисто.


Нагулявшись, он вернётся
Под мои окошки.
Ну, а Вы кусочек солнца
Бросьте мне в ладошки.


21 октября 2020 года


http://stihi.ru/2020/10/22/2986


А это стихотворение было написано уже Двумя Татьянами. Строки появились при подготовке к конкурсу, посвящённому Марине Цветаевой. Конкурс организовал Парк-отель «Дракино». В своём стихотворении мы не упоминаем имени Марины Цветаевой, но пишем мы о том месте, где Марина родилась, где провела своё детство, где часто бывала потом. Здесь в российской глубинке, в городе Тарусе, очень многое связано с именем поэтессы.


Две Татьяны


РОССИЙСКАЯ ГЛУБИНКА


Тарусский край – Российская глубинка,
Благословенная и Богом, и людьми,
«Поэзии алмазную песчинку, -
Мы просим небеса, - наш малый дар прими!»


Ведь Муза бродит тут по переулкам,
Садится у реки, за чайками следит,
Глядит, как дождь стучит по крышам гулко,
И утром росный луг на солнышке блестит.


Недаром здесь приют нашли поэты -
Сама природа призывает их: «Пиши!»
Весной, зимой и осенью, и летом
Какой простор для вдохновения души!


О чём писать? О жизни, увлеченьях,
Делах и помыслов обычных горожан,
Чтоб видели потомки в тех мгновеньях
Грядущего и оберег , и талисман.


История нанизывает бусы,
Но нескончаемы событий ручейки.
Плывут века неслышно над Тарусой,
Как будто волны величавые Оки.


Тарусский край – Российская глубинка…


17 мая 2016 года



Татьяна Гордон
8 сентября 2025 года



Другие статьи в литературном дневнике: