Клуб слово о шишкине

Татьяна Гордон: литературный дневник

"КЛУБ СЛОВО» О ШИШКИНЕ


https://stihi.ru/avtor/klub2011
Есть на Каме городок , Елабуга, простой, купеческий, неброский городок.
Вот там жил небогатый купец Иван Васильевич Шишкин.
Его широкие интересы, тяга к науке и культуре были необычны для купеческой
среды провинциального города.
В его семье в 1832 году родился сын, его назвали Иваном, как и отца.
С ранних лет мальчик тянулся к художеству и получал поддержку своего отца.
Уже в ранних, детских рисунках будущего художника ярко видны пейзажные
зарисовки – берега Камы, синие отроги гор, травы, деревья…
В двадцать лет Иван едет в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества ,
где получил солидную профессиональную подготовку в классе Мокрицкого.
Через четыре года, по окончании училища он поступает в петербургскую
Академию художеств, которую заканчивает с большой золотой медалью
и получает право заграничной поездки.
После трехлетнего пребывания за границей, по возвращении своем он сходится
с кругом художников, впоследствии организовавших Товарищество Передвижных Выставок,
духовным руководителем которого был Крамской.
Шишкин работает вдохновенно, появляются работы «Рубка леса», «Полдень»,
«Сосновый бор», «Лесная глушь». В 1878 он пишет картину «Рожь»,
Одно из лучших произведений, принесшее художнику заслуженную славу.
Описывать эту картину и не надо вовсе, каждый помнит это поле поспевающего
хлеба, высокие сосны, текущую вглубь пейзажа дорогу.
Восьмидесятые годы – это годы расцвета творчества художника.
Стройным аккордом в шишкинской живописной симфонии звучит картина
«Среди долины ровныя!» Спокойную красоту пейзажа венчает огромный,
величественный дуб, а в глубине пейзажа все потонуло в туманной синеве..
Проселочная дорога прихотливо вьется, цветут ромашки, боярышник.
Глубокая, предгрозовая тишина царит в природе.
"Лесные дали" – словно бы с горы открывается широкая панорама лесов,
сглаженных временем уральских хребтов, чуть поблескивает лесное озеро…
Седой Урал открывается во всем величии мощи.
Крамской говорит: - «Когда он перед натурой, то точно, в своей стихии.
Тут он ловок. Смел, не задумывается… Я думаю. Что это единственный у
нас художник, который знает пейзаж ученым образом…»
Едва ли не самым известным произведением художника является
«Утро в сосновом лесу». Художник долго не показывал картину друзьям.
Однажды Савицкий пришел к Шишкину и не застал его в мастерской.
Из любопытства он открыл шторку, закрывавшую мольберт и не смог удержаться,
схватил кисти, краски и вписал медвежат с медведицей и полотно, словно бы ожило, задышало.
В последние годы творчества Шишкин добился особого успеха в передаче колорита,
свето-воздушной среды.
Картина «В лесу графини Мордвиновой», весь пейзаж окутан легким светом,
очень напряженно написана глубина елового бора, оттуда ползет ночной мрак,
и только на стволах, на зеленом мху трепещут последние отсветы солнечного света.
Сумеречную торжественность подчеркивает фигура седого лесника.
Шишкин никогда не писал портретов. но в каждой его картине, вглядитесь.
и вы увидите воду - лужица. ручеек, озеро...
Очень редкий мотив в творчестве Шишкина – зимний лес. Это картина «Зима»
Деревья засыпаны снегом, на фоне чуть розоватого неба они вырисовываются
темными силуэтами.
Еще в Москве он поражал тем, как по памяти пишет уголки родной природы.
Репин писал о нем: -«… публика. Бывало ахнет за его спиной.
Когда он своими могучими лапами ломового, корявыми, мозолистыми от работы пальцами
начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок.
А рисунок, точно чудом… выходит еще изумительней и блистательней».
А картину «Сосна» , каждый человек легко узнает и сразу в душе звучать начинают строки М.Ю.Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
Шишкин – художник глубокой творческой страсти, целеустремленности, напора.
Он умер у мольберта, работая над новой картиной.
Это было 20 марта 1898 года


Иллюстрация. И.Шишкин с портрета Крамского.
Татьяна Гордон
14 июля 2020 года



Другие статьи в литературном дневнике: