Сретенский храм

Татьяна Гордон: литературный дневник

СРЕТЕНСКИЙ ХРАМ


Светлана Владимировна Смоленцева продолжает знакомить нас с храмами нашей серпуховской земли. Сегодня настала очередь Сретинской церкви. Это как раз та самая церковь, о которой давно говорила наша Ольга. Она частенько смотрит телеканал «Спас». Там-то и услыхала о серпуховской церкви, которая построена так: восьмерик на четверике. Что это означает? Как называется эта церковь? Где в Серпухове находится? Этого Ольга не знала. А интерес был.
И вот теперь Светлана привезла нас к этой церкви. Стоит она улице Карла Маркса.


В Занарье, ближе к Владычнему монастырю, стоит возведенная в 1702 г. Сретенская церковь с приделами в честь Толгской иконы Божией Матери и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в трапезной. Трапезная построена в 1813 г, колокольня, сменившая шатровую колокольню начала XVIII в., — в 1833 г. В старину на этом месте стояла деревянная церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, являвшаяся центром Космодемьянской слободки, где жили кузнецы.
Архитектурный облик церкви представляет собой начальный этап становления городского каменного зодчества. От здания этого времени сохранился основной объем типа «восьмерик на четверике» с трехчастной граненой апсидой, являющейся большой редкостью. Большая трапезная построена в стиле классицизма. Южный и северный фасад трапезной завершали треугольные фронтоны с небольшими главками на тонких барабанчиках. Теперь их нет, как и свода трапезной, рухнувшего в середине 1980-х гг.
В 1889 г. при храме была открыта церковноприходская школа, которая помещалась в двухэтажном здании, купленном почетным гражданином Т.И.Каштановым.
Устойчивое местное предание связывает с храмом имена серпуховских уроженцев святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, и преподобного Германа Аляскинского.
Служивший в Сретенской церкви протоиерей Александр Владыченский в 1930 г. был выслан на три года, а, вернувшись, поселился в лесу Калужской области, где служил два-три года до нового ареста в 1937 г. Расстрелян 21 октября 1937 г. В 1938 г. расстреляны также служивший в Сретенском храме священник Александр Успенский, певчие — монахиня Владычнего монастыря Лариса (Савельева) и Татьяна Ивановна Рябченкова. Колокольню разрушили в советское время.
В настоящее время в воскресенье и по великим праздникам в храме совершаются молебны и панихиды.
«Известно, что в 15 веке на этой стороне реки Нары жили кузнецы, а покровителями кузнецов считаются святые Косьма и Дамиан, вот в честь них и была первоначально построена деревянная церковь. К этому периоду относится первое местное предание о том, что в 15 веке в семье местного священника Василия родился мальчик Иван, который впоследствии становится епископом Варсонофием, просветителем татар в Казани и Твери. К началу 18 века на месте деревянного храма возводят каменную церковь по распространенному в то время принципу - восьмерик на четверике. Новое здание устремлено к небу.
Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ
Московская обл., г. Серпухов, ул. Карла Маркса, д. № 36а
На данном месте, по крайней мере, с момента описания серпуховского посада кн. В. С. Фуниковым в 1552 г. стояла церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — почитаемых в древней Руси в том числе как покровителей кузнечного ремесла.
В близлежащем Кузмодемьянском переулке кн. Фуников переписал 42 посадских двора: принадлежавшие кузнецам, торговцам, сапожникам, мельникам, хлебникам и др.; именно здесь жили и четверо из пяти записанных в Сотную 1552 г. скоморохов. Шесть дворовых мест в переулке пустовало, а «в поле», к западу от церкви, лежало ещё 20 запустевших дворов Кузмодемьянской слободки(1). Итак, с давних пор здесь был весьма оживлённый район посада, в прошлом знавший ещё более успешные времена.
По преданию, около 1495 года в семье священника церкви свв. мчч. Космы и Дамиана родился будущий святой — Тверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия, написанного на рубеже XVI-XVII вв. митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием(2).
В Серпухове XVII в. на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю(3). В 1646 г. с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца г. Тарусы(4). 27 июля 1652 г. Космодемьянский храм г. Серпухова получает благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких(5).
Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г.(6), однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 г.(7) К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 г., когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю(8). В 1813 г. к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 г. взамен шатровой звонницы начало XVIII века построена грандиозная колокольня. К 1917 г. в Сретенский приход входило 104 двора в г. Серпухове, а в них 367 душ мужского и 443 женского пола(9).
Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие(10).
Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII/XVIII вв.(11) Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 г., вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX в. в окнах храма и трапезной.
В 1930-е гг. Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана. C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 г. у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 г. в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 г., впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и крестом.
Здесь можно увидеть современный интерьер Сретенского храма и его разрушенную трапезную часть.
Престольные праздники:
Сретение Господне — 15 февраля.
Иконы Божией Матери Толгская — 21 августа.
Святые Великомученики бессребреников Космы и Дамиана Асийских — 14 ноября.»
Оказывается, наш Сретенский храм имеет федеральное значение, это один из древнейших храмов города. Каменный храм ведёт отчёт от 1702 года и существует уже более трёхсот лет.
Экскурсию по храму проводил его настоятель отец Алексий Спигин.
Воскресная школа «Встреча» храма Сретения Господня открыла свои двери для детей в 2011 году, но только осенью 2017 года школа расположилась в новом помещении возле храма. В настоящее время школу посещают более 20 детей, в двух возрастных группах. Педагоги на уроках «Закона Божьего», рукоделия, рисования и театральной деятельности рассказывают о Боге, храме, церковных праздниках, о том, как отличить добро от зла, прививают основы христианкой жизни и учат делать правильный выбор, а также развивают творческие умения и навыки. А те дети, которые хотят петь на богослужении, посещают уроки по церковному пению.
Эти сведения я, конечно, взяла в интернете. А отец Алексий очень интересно рассказывал о том, как восстанавливается храм, какие трудности при этом встречаются.
Интересным оказался тот факт, что у святых Козьмы и Демьяна, покровителей кузнецов и семьи, бывших врачевателями бессребрениками, три легенды: римская, ассирийская и наша православная.
Кузьма и Демьян — божьи кузнецы. Страница 1. ... В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Традиционное сознание сохранило представление о Косме и Дамиане как «безмездных» врачевателях. ... Вместе с тем в народном восприятии свв. Кузьма и Демьян наделялись значительно более широким, чем в церковной традиции, спектром функций, а дни их памяти соотносились с кругом занятий крестьян и кузнецов — ремесленников, обслуживавших крестьянский труд.
После экскурсии нас отвезли в «Меридиан». Там в тёплой дружеской обстановке мы и согрелись, угощаясь горячим чаем и блинами. Ведь это масленичная неделя. В преддверии Международного праздника Светлана поздравила женщин и подарила небольшие сладкие подарки Это было так неожиданно.
Поговорили о дальнейших планах. Нам обещают экскурсии в наш историко-художественный музей. А это прекрасно.


Татьяна Гордон
6 марта 2019 года



Другие статьи в литературном дневнике: