***

Татьяна Гордон: литературный дневник

ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ ИСТОЧНИКЕ


В конце прошлого века стали подниматься из руин церкви и храмы. Вот тогда-то в посёлке Новый быт Чеховского района стал восстанавливаться мужской монастырь Давидова пустынь. В советское время в нём располагался сельскохозяйственный техникум. В монастырских зданиях были учебные классы и общежитие для учащихся.
Поднялся монастырь быстро. Немало способствовал этому глава города Чехова, вблизи которого расположен монастырь. В интернете нашла следующую информацию.
«Вознесенская Давидова пустынь – духовное учреждение Русской Православной Церкви, объект культурного наследия федерального значения. Но в первую очередь – это святое место, действующий мужской монастырь, где на протяжении пяти веков возносятся молитвы.»
Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем.
Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:
«…В лета 7023 при державе царства Российского Государя Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея России при священном архиепископе Иоасафе митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустыню старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи маия в 31день. А Хатунь была со всеми волостями и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским. И якоже пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя благолепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мариям честного и славного ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и сoзда обитель и постави келии и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лето тоя же осмыя тысяща в тридесят седмое сентямбрия в 19 день на память святого великомученика Еоустафия и иже с ним… » Согласно иной версии, Хатунская волость в это время являлась частью Великого княжества Московского.
Других письменных документальных сведений ни о самом преподобном отце нашем Давиде, ни об основании им обители до нашего времени не сохранилось. Неизвестны также подробности его святой, подвижнической жизни.»
Сейчас Давидова пустынь – место, где служит наш Серпуховской епископ Роман. Все церкви нашего Серпуховского района в его подчинении.
Теперь главное, из-за чего я открыла эту страницу. Как только стал восстанавливаться монастырь, стали облагораживать святой источник, который находился в 1- километрах от монастыря. У нас заговорили об этом источнике, который получил название Талежского , так называлось местечко, где бил он.
В нашей восовской организации устроили экскурсионную поездку в Талеж. Было это примерно в 2006 году. Мы осмотрели территорию источника, спускались и поднимались по дощатым красивым мостикам и лестницам, были в оборудованной купальне, где окунулись в святую воду. Набрали мы в маленьком бассейне святой воды с собой.
До конца реставрационные работы были ещё не сделаны. Место достаточно голое, от жары некуда спрятаться – мы были летом в жаркий день. Сейчас там есть и деревья, и цветы, работает что-то на подобие сувенирного магазина, оборудован туалет, открыта часовня. Всё цивильно, ухожено, красиво.
Когда возвращались после экскурсии домой, групповод рассказала нам легенду об этом источнике. Рассказанная история долго крутилась в моей голове. Я забывала о ней, потом опять вспоминала. В то время компьютера у меня не было, посмотреть в интернете какие-то сведения об источнике я просто не могла. И всё-таки строки выстроились в голове, оформилась моя легенда. Вот она.


ЛЕГЕНДА О ТАЛЕЖСКОМ СВЯТОМ ИСТОЧНИКЕ


Капля за каплею из-под земли
Льются и льются слезинки,
Тонкою струйкой в траве и пыли
Торят несмело тропинку.


Не иссякая, бежит ручеёк,
Небо в себе отражая.
Тихо вокруг. Никому невдомёк:
Кто над водою рыдает.


Утром ручей обнимает заря,
Днём солнце взгляды полощет,
Ночью в нём звёзды, как свечки горят,
А ручеёк и не ропщет.


Он незаметно беседы ведёт
С берегом, ветром, луною.
Днём легкокрылых стрекоз хоровод
В воду глядится с тоскою.


Сяду на травку я и окуну
В светлый источник ладони.
Взглядом, губами к воде я прильну.
Что же со мною сегодня?


Голос послышался, тихий, как стон:
«Это ведь девичьи слёзы.
Граф надругался над девушкой. Он
Всё применил – и угрозы.


Перстнем решил заплатить за позор.
Золото тускло блеснуло.
Гневом и болью сверкнул её взор.
С горечью дар отшвырнула.


В месте, где перстень коснулся земли,
Струйки воды появились.
Слёзы святые текли и текли.
Ивы к воде наклонились.


Нет того дома, где дева жила.
Косточки графа истлели -
Жизнь человека настолько мала -
Капелька в Божьей купели.


Память людская не помнит те дни.
Девушки имя забыто.
Бьётся источник. Крестом осени
То, что душою пролито.»


Я оглянулась. Вокруг никого.
Чей же мне голос был слышен?
Ветер да птицы, да струй естество.
В солнечном свете Всевышний…


27.07.2007 года - 15.05.2008 года



Вот так долго я писала это не такое уж большое стихотворение. Оно размещено на сайте СТИХИ.РУ. Интересны отзывы к этому стиху.
«Прослушал. Спасибо Татьяна! Великолепно исполненая в стихах легенда! Молодец, так держать!


Николай Агеев 2 23.11.2012»
Вот ещё такой отзыв:
«Грустно. Мы иногда ездим на Талежский источник за водой и искупаться в купели, но я никогда не знал этой давней истории. Услышал впервые. Грустно. Стихи красивые и грустные, с теплом и уважением к Вашему мужеству.
Анатолий Копьёв 19.03.2012»
А Галина Турда написала:
«
"Годы, столетия быстро неслись,
Время настало другое,
Только к страданиям ты прикоснись,
Я тебе сердце открою..."


Голос с небес тебе в сердце проник,
Душу твою растревожил...
Светлую память уносит родник,
Слёзы на вечность умножив...


Как удивительны светлы ваши строчки, текут в душу, как этот родник. Спасибо за доставленные минуты радости и грусти.


Галина Турда 11.03.2012 14:48»


Прошло время. Моё стихотворение было опубликовано в 2010 году в нашем с Татьяной общем сборнике «Порыв души отрадный». Глава моих стихов называлась «Бывает ли счастья много». А совсем недавно на голосовом портале «Семья» Катя из Украины (её ник Фиалка) делала музыкальный проект, посвящённый различным легендам и притчам. Ей я и послала свою легенду о Талежском святом источнике. Моё стихотворение заняло достойное место среди других работ: стихов и песен. Вот тогда-то я и решила посмотреть в интернете, что написано о б источнике в Талеже. И вот что нашла я.
«Источник преподобного Давида в селе Талеж Чеховского района Московской области, является подворьем Вознесенской Давидовой пустыни, мужского монастыря, находящегося в 30 километрах, в посёлке Новый Быт.
На огороженной, охраняемой территории, находятся собственно Святой источник, над которым возвышается часовня в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", храм-часовня во имя преподобного Давида, звонница, две купальни, мужская и женская, беседка и дом священника.
Святой источник открыт для посещения паломников с 8.00 до 21.00 кроме понедельника. В понедельник - санитарный день. В этот день проводится уборка территории и различные технические работы, из купален сливается вода, в них разбирается и сушится пол, моются резервуары, в которых в обычное время находится вода из Святого источника.
На Святом источнике совершаются таинства Крещения и Венчания (во время постов Венчание не совершается, Крещение же возможно в любое время года).
Для подготовки к таинству Святого Крещения необходимо заранее связаться со священником и обсудить все детали, пройти огласителные беседы. При себе на Крещение необходимо иметь: крестильный крестик (для постоянного ношения впоследствии желательно приобрести другой, так как при потере крестильного крестика другой такой уже нигде не возьмёшь) ,крестильную рубашку, полотенце. Для детей необходимы так же восприемники (крестные).

Для подготовки к таинству Венчания так же необходимо заранее встретиться со священником и обсудить детали. Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Жениху и невесте необходимо тщательно подготовиться ко вступлению в брак, перед принятием этого таинства желательно накануне исповедоваться и причаститься. С собой необходимо иметь: свидетельство о регистрации брака, две иконы, Спасителя и Божией Матери, кольца, длинное белое полотенце, такое, на котором можно было бы свободно встать вдвоём рядом. Поскольку храм преподобного Давида имеет очень маленькие размеры, нужно быть готовыми к тому, что внутрь зайдут только жених с невестой и свидетели.
Фото и видео съёмка как таинства Венчания так и Крещения не разрешается. Фото на память о произошедшем событии можно будет сделать уже по окончании таинства вне храма.
Святой источник не является местом культурного отдыха, находясь здесь, надо всё время помнить, что это подворье мужского монастыря, на территории которого действуют правила Русской Православной Церкви, монастырского устава, и распоряжения настоятеля.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в восточной части села Талеж. Центральный придел его освящён в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел в честь святого благоверного великого князя Владимира, левый в честь Архистратига Божия Михаила.
Построенный в 1795 году князем Владимиром Орловым, этот храм всегда был приходским, но в 2006 году был причислен к Вознесенской Давидовой пустыни в качестве подворья.

Храм был закрыт в 1939 году и долгое время стоял в запустении, претерпев к началу 21 го столетия значительные разрушения.
В настоящее время храм полностью восстановлен силами братии Вознесенской Давидовой пустыни, при поддержке благотворителей из числа местных предпринимателей, в особенности Н.Б. Павлинова, а так же чеховской администрации.
С 19 июня 2011 года, после более чем 70 летнего перерыва в храме начали совершатся регулярные богослужения, по субботним, воскресным и праздничным дням.


9 сентября 2014 года, Высокопреосвященнейшим Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским совершено великое освящение храма.



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Талеж (1792 – 1939 гг.)

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талеж построена в 1792 г. владельцем села графом Владимиром Григорьевичем Орловым. Владимир Григорьевич – младший из пяти знаменитых братьев Орловых, директор Академии наук в 1766-74 гг. Ушедши в отставку, граф занялся обустройством своих имений, в состав которых входило и село Талеж.
Строил Талежскую церковь крепостной архитектор графа Иван Бабакин, скорее всего, по проекту московского архитектора Е. С. Назарова. В 1793 г. церковь была освящена во имя Рождества Богородицы в память о разобранной одноименной церкви в соседней деревне Горках. После этого, в 1794 г., была разобрана старая деревянная церковь села – во имя святого благоверного князя Владимира, а материал был употреблен на обжиг кирпичей для церковной ограды. Иконы для новой церкви были написаны живописцем Красовским. Кроме написанных образов были перенесены иконы, а также и церковная утварь из упомянутых разобранных церквей. Граф не только оплатил все работы, но и принимал активное участие как в самой постройке, так и в приобретении для церкви дополнительной утвари. По преданию, именно граф подарил церкви крест с мощами св. блгв . князя Владимира, ставший с тех пор основной святыней храма и собиравший ко дню памяти крестителя Руси большое число паломников.
В 1806–42 гг. настоятелем церкви служил священник Иларион Иродионов Голосов. При нем в 1810 г. справа от центрального алтаря был устроен придел во имя св. блгв. князя Владимира. В 1812 г., надо думать, храм не пострадал. В 1819 г. в церковь Рождества Богородицы дворовым графа Орлова А. Г. Шершневым был пожертвован колокол весом 187 пудов 10 фунтов, отлитый в Москве на заводе Богданова. В 1823-32 гг. в церкви был устроен левый придел – во имя Архистратига Михаила в память разобранной Архангельской церкви в соседней деревне Ананьино.
В 1842 г. о. Илариона сменил его зять – священник Павел Яковлев Смирнов, прослуживший в Талеже 38 лет. При о. Павле в 1846 г. было перестроено завершение Талежской церкви – вместо пяти шпилей был сооружен один большой купол. С этого времени церковь уже не перестраивалась.
В период настоятельства о. Павла продолжались благодеяния церкви со стороны потомков храмоздателя – помещиков Орловых-Давыдовых. Селом в это время владели супруги Владимир Петрович и Ольга Ивановна Орловы-Давыдовы. Ольга Ивановна славилась своим благочестием и благотворительностью. К 1855 г. относится сделанный ею вклад в Талежскую церковь – напрестольный крест с надписью: «Яко Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный. Крест хранитель вселенныя, крест красота церкви, Крест Царей Держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва».
В 1871 г. церковь была наконец внутри расписана. Также заново были написаны иконы в иконостас Богородицерождественского придела. Известно, что при о. Павле велась церковно-приходская летопись, рекомендованная для всех епархий в 1866 г. Святейшим Синодом. В 1878 г. совсем недолго вместе с о. Павлом Смирновым служил диакон Ф. К. Смирнов – отец священноисповедника Павла Федоровича Смирнова (+ 1938; память 16 февраля/1 марта).
В 1879 – (предположительно) 1920 гг. настоятелем церкви был священник Павел Васильевич Величкин. Отец Павел Величкин вместе со своим причтом написал в 1892 г. неопубликованную до сих пор рукопись «Статистические сведения о первоначальном устроении храма и переменах впоследствии произведенных села Талеж Серпуховского уезда Московской епархии».
Именно на время настоятельства о. Павла пришелся мелиховский период жизни и творчества Антона Павловича Чехова. О. Павел был знаком с писателем по школе с. Талеж, где первый состоял законоучителем, а второй – попечителем. Поэтому в школе с. Мелихово экспонируется похвальный лист ученику талежской школы Ивану Стопкину с подписями обоих. Отец Павел был в гостях у А. П. Чехова в Мелихове, был также корреспондентом писателя.
При о. Павле Величкине в 1885 г. деревянные решетки в ограде были заменены металлическими. В 1899 г. в церкви было сделано духовое отопление. А в 1901 г., как свидетельствует настенная надпись, расположенная в юго-западном углу храма, церковь была украшена. За свои заслуги отец Павел в 1918 г. был награжден камилавкой.
В 1920 г., видимо, в связи с кончиной о. Павла Величина, в причте храма произошло перемещение. Диакон храма о. Михаил Алексеев Смирнов был рукоположен в священники, а псаломщик Владимир Васильев Подобедов – во диакона. Несмотря на наступившее после октября 1917 г. неспокойное время, церковь в 1927 г. собирались отреставрировать.
Во второй половине 1920-х гг., после закрытия соседней женской общины «Отрада и Утешение» в Добрынихе, в селе Талеж поселились пять монахинь из этого монастыря: Агафья (Шехорданова), Евдокия (Анцупова), Мария (Короткова), Параскева (Шехорданова) и Хиония (Сопова). Монахини Агафья и Евдокия числились в церкви уборщицами, монахиня Мария служила псаломщицей, а остальные две – монахини Параскева и Хиония сторожили церковь.
В 1929 г. о. Михаила сменил священник Сергий Павлович Смирнов. По свидетельству современников, о. Сергий активно отстаивал церковь от закрытия: служил молебны, призывал прихожан, количество которых он увеличил до 749, к отстаиванию храма, собирал деньги для уплаты налога за церковь. После закрытия соседних церквей, О. Сергий окормлял их осиротевших прихожан. В 1930 г. священник Сергий Смирнов организовал в селе по случаю престольного праздника торжество. Был приглашен епископ Иоасаф Серпуховской, который служил два дня подряд.
В 1931 г. прежний священник о. Михаил Смирнов и две монахини Агафья и Евдокия были высланы в Казахстан. А о. Сергий Смирнов с тремя другими монахинями: Марией, Параскевой и Хионией были заключены в Исправительно-трудовой лагерь. Однако о. Михаил Смирнов вскоре был освобожден и вернулся в село. Храм действовал до 1939 года»
Очерк М.Денисова»



А теперь легенды.


В усадьбу Отрада часто приезжала Екатерина II. Какое-то время проводила с графом Г.Г. Орловым, а потом уезжала в Москву. Они долго не могли расстаться. Последнее место их прощания, а это было имение графа Ф. Г. Орлова на нашей Лопасненской земле, получило название Нерастанное, т.к. героям этой легенды трудно было расстаться друг с другом. Согласно легенде, именно поэтому граф Ф. Г. Орлов назвал свое имение «Нерастанное».


Было это давным–давно, когда в этих краях свирепствовала страшная болезнь (чума или холера). Населенный пункт Дубечино был расположен в другом месте. Почти все жители его вымерли. И не только в Дубечино, но и во всем нашем Лопасненском крае. И тогда пришли из соседнего Бершово (населенный пункт в Чеховском районе) на место сегодняшнего Дубечино 2 оставшихся в живых старика. Они выбрали для жительства именно то место, где сегодня в Дубечино находятся дома по улицам Ключевая и Центральная, т.е вблизи Лопасни, но на берегу речки Самородинка, которую раньше называли в здешних местах Дубеченкой.


Дорога, проложенная вдоль речки Лопасня, называлась «Старый Каширский тракт». Она соединялась с Серпуховским (Татарским) трактом в г. Лопасня (ныне г. Чехов). Дубечино находилось на бойком месте этого тракта. До конца XIX века по Дубечино в обе стороны двигались обозы, проносились тройки, ехали подводы, шли люди. Рядом с дорогой в Дубечино располагались 2 чайные, магазин, 2 кузницы. Информация требует проверки.


Было это давно. Жила в лесном хлебопашенном селище крестьянская девушка-красавица на выданье. И была она столь красива, что любые самые лихие сельские парни пасовали перед нею. Да вдруг наехал на селище молодой и удалой князь и с одного взгляда полюбил красавицу. И она полюбила князя. Любовь оказалась неравной. Князь, полюбившись с красавицей, скоро покинул ее. Однако, прежде чем покинуть ее, подарил девушке золотой перстень с бриллиантовым камушком. Князь ускакал, девушка перстень на палец не надела. Побежала за околицу и кинула с горочки прямо в овраг. И там, куда упал дорогой перстень, вдруг забил из-под земли бриллиантовой чистоты родник. И по сей день лежит перстенек на дне. Многие искали, да не нашли. Вода в источнике «бриллиантовая».


Легенда о древнем названии родника - Венница. Так родник назывался изначально. Слово это пришло из древности. Корневая основа «Вен» объединяет многие слова, относящиеся к чину бракосочетания. Венчание - православный обряд сочетания жениха и невесты, объявления их мужем и женой. Венец –головной убор, возлагаемый на венчающихся. Вено- денежный взнос родителей жениха за невесту, оплата свадебного стола самим женихом. В эту словесную семью входила и Венница – свадьба, т.е. родник свадебный. И по сей день в день бракосочетания молодожены приезжают к роднику в с. Талеж. Здесь в Талеже, рядом с родником, существует и «Поляна невест».
Легенда №6.
Место и время получения информации:
Село Семеновское, имение Отрада. 28 сентября 2014г.
Источник информации:
Жительница п. Нерастанное Чеховского района, экскурсовод санатория «Семеновское» Михайленко Светлана Ивановна.
Объект изучения:
Святой источник «Золотой ключик» в с. Талеж Чеховского района, что до революции входило в состав Отрадинской вотчины графа В. Г. Орлова.
Текст легенды:
Молодой граф Орлов полюбил крестьянскую девушку-красавицу. И на прощание он подарил ей за любовь золотой перстень с драгоценным камнем. Обиженная девушка бросила камень на землю в том месте, где они встречались. Перстень ударился о землю, и на том месте забил сильный родник с чистой водой, такой же, как слезы обиженной девушки. Существование данной легенды подтверждает и статья ступинского краеведа Нефедова А.В. «Талеж: золотая связь легенд и былей». Только статья Нефедова рассказывает о любви молодого барина и крестьянской девушки.
Вот сколько интересного нашла и узнала я. Нехитрый рассказ работника туристического бюро потянул за ниточку столько интересных сведений.


Татьяна Гордон
1 июня 2017 года



Другие статьи в литературном дневнике: