Горькие проводы

Татьяна Гордон: литературный дневник

ГОРЬКИЕ ПРОВОДЫ


Сегодня праздничный день 14 января – Старый Новый год. Только в нашей стране есть такой праздник. Мы всегда помним о нём, стараемся как-то отмечать его. В нынешнем году наш губернатор Воробьёв устроил детям Московской области весёлый праздник: пригласил лучших ребят области в Дом правительства на Ёлку. Весёлое представление, подарки, игры вокруг лесной красавицы с Дедом Морозом и Снегурочкой приготовил наш губернатор детворе. Не знаю, были ли такие праздники в прошлом? Сегодня я услышала об этом впервые. Возможно, меня просто это не касалось – школьников нет, а внучка до подобных мероприятий пока не доросла.
Для меня же нынешний праздничный день был омрачён прощанием с очень хорошим человеком – Верой Ивановной Трещалиной. Она ушла из жизни на 97 году своей жизни.
Вера Ивановна прожила долгую, интересную жизнь. Коренная серпуховичка, она окончила наш городской техникум и стала учительницей начальных классов. Трудовую биографию начала в серпуховской школе.
Замужество,. А потом была война. Муж с фронта не вернулся. А Вера Ивановна учила в прифронтовом городе детей. В первый год войны, когда враг подошёл к Серпухову, Вера Ивановна после занятий вместе с учениками рыла окопы. Муж с фронта, как я уже говорила, не вернулся…
А жизнь продолжалась.
Вдова так и не вышла второй раз замуж. Она с головой ушла в работу. Школа, ученики – стали главным смыслом жизни. Заочная учёба в Московском областном педагогическом институте имени Надежды Крупской раскрывала дальнейшие перспективы. Вера Ивановна преподавала историю и обществоведение. Эти предметы школьной программы становились любимыми у многих её учеников.
Моя подруга Лидия Михайловна Сергеева рассказывает: «Вера Ивановна учила меня. Она так преподавала нам историю, что не нужно было читать скучный учебник. Мы все любили уроки Веры Ивановны. Но узнала я её ещё раньше. Она дружила с моей бабушкой. Вера Ивановна жила тогда в школьном доме , недалеко от нас. Мы, ребята, очень любили её…»
…И вот сегодня мы провожали Веру Ивановну в последний путь. Татьяна Михайловна Митрохина привезла меня в кафедральный собор Николы Белого. Здесь состоялась панихида. Проводил её сам Благочинный серпуховских церквей отец Владимир. Он лично хорошо знал Веру Ивановну, свою учительницу. Много тёплых слов нашёл он, чтобы выразить наши горе и боль. Народу в храме было много. Все пришли проводить Веру Ивановну Трещалину в последний путь.
Похороны состоялись на Борисовском кладбище. Оно давно закрытое, там лишь только подхоранивают. Но для почётного гражданина города Серпухова Трещалиной Веры Ивановны было сделано исключение. Могила была подготовлена на самом видном месте, недалеко от входа на кладбище. Теперь каждый, приходящий сюда, сразу же увидит могилу Веры Ивановны.
Когда я ехала в храм, затем во время церковной службы и панихиды, в моей голове крутились строчки, Записать их тут же на диктофон не было возможности. Я старательно запоминала рождающиеся строчки, боялась что-нибудь забыть. Моя Татьяна, хоть и была рядом, но помочь ничем не могла.
Когда после панихиды сели в автобус, чтобы ехать на кладбище, я достала диктофон и, вспоминая, стала записывать получившиеся строфы. Когда прослушала через наушники, что получилось, поняла, что конца стихотворения нет. Вновь стала крутить строчки. Последнюю строфу дописывала уже за поминальным столом.
Чтобы проверить, что получилось, прочитала сочинённое Тамаре Алексеевне Татаренковой. И вот только после этого решила озвучить его. Присутствующим моё новое стихотворение понравилось.
Взяв слово, рассказала о том, как я познакомилась с Верой Ивановной. Помог нашей встрече Серпуховской дом ветеранов. Я часто на общих мероприятиях видела эту женщину. Но, хотя у нас была одинаковая профессия, Мы были довольно далеки друг от друга. Наши пути просто-напросто не пересекались. На одном из поэтических посиделок Вера Ивановна попросила меня отпечатать для неё некоторые мои стихи. Я, не без удовольствия, сделала это. С тех пор Вера Ивановна стала почитательницей моих творений. Вот тогда и завязалась ниточка между нами. Потом мы с Татьяной не раз дарили Вере Ивановне свои стихи, а она выделяла нас из числа всех, посещающих дом ветеранов.
Вот об этом я и рассказала за поминальным столом, а потом прочитала только что написанное стихотворение. Тогда у него и названия-то не было. Потом дома, прежде чем писать эти строки, я набрала свой стих, выверила его, чтобы всё в нём было в норме. И вот теперь публикую его здесь.


НА ЦВЕТАХ СЛЕЗИНКИ


Памяти Веры Ивановны Трещалиной
замечательного педагога,
почётного гражданина города Серпухова


Снег накрыл кресты, ограды.
Свежий холмик средь других.
Здесь нам упокоить надо
Ту, о ком пойдёт мой стих.


Вера – имя от рожденья,
С ним пошла в далёкий путь.
Были радости, лишенья -
Дней назад тех не вернуть.


Жизнь в работе и заботах
Для себя и для людей.
В городе спроси кого-то -
Говорят с теплом о ней.


А ученики! Их много!
Разлетелись по стране.
Открывала им дорогу
Вера в школьной тишине.


Память? Память будет вечной -
С нами Верина душа.
Знаем мы: жизнь быстротечна -
Дни бегут, летят, спешат…


С неба падают снежинки.
Холм, накрытый пеленой.
На цветах блестят слезинки.
Тишина вокруг, покой…


«Упокой, Господи, душу новопредставленной Веры, прости ей все прегрешения , вольные и невольные, и даруй ей Царствие Небесное. Пусть ей будет земля пухом. Вечная память…» Эти слова сегодня не раз произносили мы, провожая нашу Веру Ивановну Трещалину в последний путь, отдавая ей последние почести. Много тёплых слов об этой женщине было сказано сегодня. Мы вспоминали её. И порою казалось, что она тихонько сидит в сторонке и слушает нас…


Татьяна Гордон
14 января 2015 года



Другие статьи в литературном дневнике: