Открытие Салона на Кузнецком

Натали Никифорова: литературный дневник

В прошлую субботу прошло открытие Литературного салона на Кузнецком (РГБИ). Была радость от встречи, улыбки, объятья, тёплые слова и горячий чай со сладостями. Стол не смог вместить всех гостей, пришлось чаёвничать по очереди.
А потом зазвучали стихи. В начале встречи мы проводили небольшой критический разбор стихов. Задавали вопросы автору, высказывали критические замечания.
Остановлюсь на нескольких стихах, подвергшихся критике.


Первое стихотворение «Это наша земля», автор Александр Боданико. Александр прочитал стихотворение с таким энергетическим напором, что я почувствовала невероятное возбуждение во всем организме. Энергетику прочтения отметила и Татьяна Аксёнова, критик, уважаемый в московских салонах. К сожалению, запись не в состоянии передать энергетическую составляющую выступления.


После того, как Александр закончил читать, сразу же последовал вопрос от Владимира Шостака: «Конечно, это наша земля. Разве у кого-то есть сомнения? Если бы это прочитали во время войны… а сейчас мне не понятен рефрен!» Примерно так высказал свое мнение Шостак.


Выскажу и я своё мнение на сей счет. В салоне не всегда успеваю, а порой эмоциональные поэты, типа Шостака, не дают его высказать. Тут же начинают давить на меня массой: «Ты требуешь писать так, как нравится тебе!»
Да ничего я не требую. Напротив. Вот Татьяна Аксёнова просила юношу доработать стихотворение. Она считает, что достаточно повторить три раза «Наша земля», остальное, мол, перебор. И ещё о чем то, кажется, о пятаке. Да и подмётка ещё!
Я не прошу парня исправлять стихотворение. Ну или может, подметку поменять на подошву. И только.


Рефрен мне понравился. А возбуждение нарастало при каждом его повторе. Браво!
Что касается медного пятака. А почему мы стесняемся говорить о том, что любим деньги? Они дают свободу и возможность. Вот американцы спокойно говорят, что они любят свой доллар. И доллар уважают в мире. А мы боимся сказать, что любим свою валюту и…. Получаем результат.


Да, я согласна с Александром. Я тоже люблю деньги. Но это не значит, что сделаю все что угодно ради них. Просто люблю, как жареную картошку.
Теперь вернусь к заявлению Шостака. Да, слава Богу, войны нет. И пусть не будет никогда. Я за мир во всем мире.


Но… есть любители доказывать свою силу бомбами. Их уважают за силу. И они опять хотят её доказывать…. Бомбами.
Мы не из их породы. Наш президент номинирован на Нобелевскую премию http://www.tvc.ru/news/show/id/17473. Мы мирная нация. Но ….
Помните:
Мой дядя самых лучших правил,,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не смог.


Заставил. Обратите внимание на это слово: заставил. Но заставить себя уважать можно и не кулаками и бомбами, а словами.


И правильно делает этот молодой поэт. Он пробуждает в сердце патриотизм. И даёт понять чужим молодчикам, любителям повоевать, что не стоит к нам соваться. Он напоминает о Сталинграде и Бресте, а также о борьбе с бандитами. Об этом тоже был вопрос автору. Почему поставил рядом Сычевку и Брест? Потому что и там, и там был тяжёлый бой за светлое будущее. И об этом надо помнить и напоминать. Мне так кажется.


Если все поэты скажут о том, что это наша земля, никто никогда не усомнится в этом. Такой энергетический заслон не пройти.


Но может быть и другое.


В стихотворении одной из поэтесс были перечислены многие недостатки нашего мира, а в конце она заключила: Как я люблю этот мир.


Она парировала мои замечания тем, что главной является последняя строка. Да, действительно, часто в последней строке содержится главная мысль. Но она, так или иначе, вытекает изо всего стихотворения. А тут получается, что поэт восхищается мерзейшим миром.


На мой вопрос аудитории : «Как вы думаете, что случится с миром, если все поэты назовут его мерзким одновременно?»


Шостак сказал, что такое невозможно. Надеюсь, он прав. Очень надеюсь.


Поэты не прошли проверку на внимательность слушания стихотворения. Ольга Солнцева пропела свое стихотворение с улыбкой на лице. Весело и задорно с рефреном: Забудь, забей!
А стихотворение то о большой душевной боли. Её Ольга спрятала за улыбку. Поделиться надо, а открыться полностью …. Почему то невозможно. И Ольга загримировала свою боль.


Критики услышали шансон, услышали вульгаризмы типа Забей, а боли не услышали.
Когда я подчеркнула одну из строчек стихотворения:
«Приходит осень тихим сапом,
Скорей забудь же о весне,
И осужденная, этапом
Иди к своей ты седине».


Сидящая недалеко от меня Алла удивилась: «А я не услышала этого?»
Надо внимательнее слушать. Слушать слова. Конечно, в русском языке интонация играет огромную роль, но главные все-таки слова. Ловите смысл!


Опять были крики от Шостака и Луговой о том, что я заставляю писать только о хорошем. Покажите мне хоть одного поэта, которого я заставляла. Я высказываю свое мнение. Об услышанном. Никогда, ни разу я не потребовала переписать или переделать.


Но я считаю, что пророчить даже самой близкой подруге или дочери безрадостную жизнь до старости поэт не имеет права.


Слова имеют огромную силу. Я просто прошу не брать грех на душу. Даже о себе писать плохо, не советую. А уж о других….


Мне сказали, что стихи это сиюминутное настроение. Согласна, часто это так. Но я думаю так, как я думаю. Если я вдруг ругаюсь, то никогда не перехожу на личности, если предполагаю общение с этом человеком и дальше. Надо контролировать эмоции, мне кажется. А то и мир рухнуть может от сиюминутного настроения, потом ведь не починишь.
А жить нам, так или иначе, придётся в этом мире.


На встрече присутствовала поэтесса из Америки Инна Богачинская. Присутствующие очень тепло приняли её стихи. А Инна рассказала нам о своем знакомстве с Андреем Вознесенским, о том, как Инна и её муж принимали Вознесенского в Америке. Рассказала нам и о литературной жизни в Нью-Йорке и о своем быте.

Порадовала молодёжь. Герман Аксенов, несмотря на свой юный возраст 22 года, в своих стихах поднял глубоко философские темы. Аудитория даже поинтересовалась возрастом мальчика.


Дмитрий Терёшин также пишет любовную лирику, наполненную философией. Светлой философией.


Второй раз был у нас Кирилл Яковлев . Первый раз это было на Патриарших прудах прошлой зимой, вернее позапрошлой. Время так быстро летит. И опять было глубоко. Тут я даже не удержалась и воскликнула Браво. Если уж берёшься что-то желать, желай хорошее, плохое и без пожеланий придёт.


Пришли два пианиста на встречу: композитор Амаяк Морян и актёр театра Виктюка Андрей фамилию забыла. Жаль, что у нас нет фортепьяно. Очень жаль. Музыка очень разнообразила бы наши встречи.


Но музыка все же была. Вернулась в строй Наталия Панова. Давно не была, с Арбатской гостиной. С удовольствием послушала её лошадку.


А у Анастасии Гончаровой был дебют. Она впервые пела на публике. Девушка исполнила песни на стихи Мандельштама, Антонио Беляева и на свои стихи.


Рустем пришёл в гостиную слушать стихи по рекомендации Ольги Журавлёвой. Спасибо, Оля. Только зачем так напрягла мужчину дресс-кодом? Пиджак и галстук у нас не обязательны.


Немного усложнили проведение встречи технические проблемы. Из-за большого количества дождей уровень воды в земле поднялся. А мы в полуподвальном помещении. Были проблемы с туалетом и мытьем рук. Приезжала аварийка, воду из колодца откачали, но со стихией так просто не справиться. Поэтому проблема возникла опять через час после откачки воды.


В следующий раз чая не будет. Так как до Макдональдса далековато бегать.
Встреча начнётся в два часа. Могу чуть чуть опоздать. У меня соревнования.
Если вдруг проблемы со сливом воды устраняться, попьем чай в конце встречи.


Спасибо всем, кто пришёл в салон на его открытие .


1. Завьялова Марина
2. Михаил Солодухин
3. Солнцева Ольга
4. Пестов Роман
5. Александр Баденико
6. Сергей Берсенев
7. Владимир Шостак
8. Луговая Наталья
9. Юлия Зазимко
10. Ле Мур
11. Елена Каморина
12. Николай Жуков
13. Людмила Тутова
14. Кирилл Головин
15. Смирнов Александр
16. Галина Дмитрова
17. Алла Кузнецова
18. Сергей Скала
19. Ната Ли
20. Терёшин Дмитрий
21. Аксёнов Герман
22. Владимир Платоненко
23. Екатерина Пионт
24. Барышникова Наталья
25. Рустем Руд
26. Кирилл Яковлев
27. Сенин Юрий
28. Андрей
29. Виктория Майская
30. Георгий Бойко
31. Аксёнова Татьяна
32. Амаяк Морян
33. Александр Абрамов
34. Петвал
35. Антонио Беляев
36. Анастасия Гончарова
37. Владимир Никшувас
38. Александр Побединский
39. Наталья Шилова
40. Наталия Панова
41. Татьяна Летнева
42. Инна Богачинская
43. Глушаков Евгений
44. Ираида Виноградова
И другие поэты.


Хотела уже выкладывать отчет и тут вспомнила, что не написала о том, с чего начала это салон. А в начале я предложила вспомнить, светло вспомнить поэта, который отныне незримо присутствует на всех наших встречах, это Валентин Колосов.


Я прочитала два его стихотворения:


Жизнь подобна театру иль сказке,
Лейт-мотивом где наша судьба,
Не звучат где суфлёра подсказки,
Лишь за Правду святую борьба.
Но не всем эта Правда удобна.
Чаще лживым нужна только ложь.
Прикрываясь словами народа,
Уступить могут Правду за грош.
Наша Правда – проста и серьёзна,
Как на сцене – звучит монолог:
Грусть в стихе – прольются и слёзы,
Посерьёзнем – сюжет коль жесток.
Все в заправду здесь и не лживо,
К выступленьям всегда интерес,
Арабески звучат игриво,
А поэтам вражды – места нет.
Не ругай, Натали, напрасно-
Описал нашу клубную суть….
Понимаю… Не всё здесь прекрасно.
Льётся «чистый раствор»… Да и муть!


И второе:
Пронеслась жизнь вихрем,
Как грозы полёт…
И сейчас не утихла-
Всё куда-то зовёт:


В музыкальные дали,
Или в омут стихов,
Что родными мне стали,
И тонуть в них готов.


В них и жар, и прохлада,
В них и радости стон…
Но лишь в них мне отрада.
Я – в искусство влюблён!


То искусство народа,
Где картины , как луб…
Я влюблён в твои «своды»,
Милый мой «Русский клуб».



Другие статьи в литературном дневнике: