Москва, Старый Арбат, 20. Малый зал Дулин Хауса, с
интерьером охотничьего домика. На стенах шкуры и зеркала.
На столе ведущей Наталья Никифоровой: 4-ый том полного собрания сочинений А.С.Пушкина, издание к 100-летию со дня гибели, Academia, 1936 года,
А.С. Пушкин, Полное собрание сочинений, 2000 год,Российская Академия Наук, Пушкинская комиссия,
Андрей Вознесенский «Гадание по книге», Аргументы и факты, 1994 год,
две свечи,
блюдо, прикрытое тканью, в нём кольцо, сердечко, ключ, губная помада,
серёжка, монета, жетон от игрового автомата;
два мешочка с бобами, в каждом по 41 штуке,
зеркала.
Ведущая поэтической ночи Н.Н. открывает
встречу.
Праздники Рождества и Нового года
приходятся на самые холодные дни зимы и самые длинные ночи. А раньше это было
время Карачуна или, по-другому, Коляды. Так звали подземного бога древних
славян, бога смерти.
В это время, когда земля уснула под толстым снежным саваном, грозный бог
путешествовал по миру, в окружении медведей шатунов, в любой момент способных
обернутся буранами, и голодных злобных волков-метелей. Они собирали свою жатву
- от лютых морозов гибли и звери в лесах, и скот прямо в хлеву, да и человек
мог замёрзнуть хоть в дороге, хоть в холодной нетопленой хибаре.
Особенно часто жертвами мороза становились самые слабые - старики и дети. А
вслед за морозом шёл голод, и тоже не щадил никого. От холода и голода до
прихода весны могли вымереть целые семьи.
Чтобы смерть не лютовала, жрецы-волхвы собирали дань с каждого дома. В самой
глубокой древности это был скот, а иногда и пленные. Их отводили в специальное
место, где стоял идол Карачуна. И под пение гимнов сжигали. Затем живые жертвы
заменил просто на еду и подарки - одежду, золото, утварь.
Времена менялись, на смену язычества пришло христианство. Забывался грозный бог
Карачун, превращаясь в сверхъестественного духа, по-прежнему остававшегося
властелином холода. Звали его теперь Дедом Морозом или Морозко.
Был он уже не таким свирепым, и не нуждался в кровавых жертвах и драгоценных
дарах. Наоборот, проявив при встрече с ним трудолюбие, доброе сердце или
смекалку, можно было рассчитывать на его щедрость.
А постепенно, где-то начиная с восемнадцатого века, он и вовсе переселяется в
область сказок, где и остаётся по сей день. Теперь он просто добродушный дед,
любящий детей, и одаривающий их подарками. Лишь иногда вспоминается древнее -
что он может сковать реки и заморозить птиц в гнёздах.
Память же об обычаях, связанных с чествованием Карачуна держалась дольше. Они
плавно перенеслись на Рождество, Новый год и Святки, благо, время совпало.
Только волхвов заменили колядующие (само слово родственно с одним из имён бога
Карачуна - Коляда), а жертвоприношения богу - съестное и деньги, которыми
одаривали колядующих.
И традиция гадать под Рождество корнями отсюда. Кто лучше Карачуна, властелина
жизни и смерти, мог помочь заглянуть в будущее?
Раньше был сложный ритуал гаданий на будущее, когда из закрытой полотенцем
миски вытаскивали колечки под пение специальных "подблюдных" песен.
Содержание песни и определяло судьбу хозяйки кольца. Сейчас так уже и не
гадают, и песни позабыты, а ведь идут они ещё от тех текстов, что когда-то
читали волхвы.
Зато сохранилось много других, не менее древних обычаев. Например, гадание на
хлебе. В миску с водой кладут столько небольших кусочков хлеба, сколько человек
живёт в семье. Только они разных размеров.
Например, кусочки родителей больше, чем детей, а мужа - больше чем жены, у
детей они тоже больше у того, кто старше. Так делается, чтобы потом отличить
один от другого. Их перемешивают в миске со словами: "Кружись, хлеб, да
вода, здесь вся моя семья.
Если будет беда, разлучи, хлеб вода". А утром смотрят, что вышло. Если все
они вместе, значит, всё будет хорошо. А вот если чей-то кусочек отплыл в
сторону, значит тот, кого он символизирует, умрёт или уедет. Даже сейчас было
бы неприятно получить подобное предзнаменование несчастья. А в те времена,
когда к гаданьям относились серьёзно, подобный результат и вовсе приравнивался
к приговору.
Еще сходное гаданье - брали напёрстки, и на каждый загадывали имя кого-нибудь
из членов семьи. Воду в них наливали после полуночи, а сами напёрстки ставили
на разные окна. Утром смотрели сколько в них осталось воды. У кого больше, тот
проживёт дольше, у кого меньше, соответственно, меньше. А у кого совсем мало,
тот и совсем скоро умрёт.
А вот как гадали девушки, желавшие узнать про своё будущее - выходили в полночь
на улицу, ложились прямо в снег, и уходили, не оглядываясь. Наутро
рассматривали то, что осталось от снежного отпечатка - если он весь как бы
чёрточками исчерчен, значит, муж будет грубым и жестоким.
Если наоборот, гладкий, будет мягким и добрым. Если глубокий - несколько раз
замуж выходить. Если его замело, скорая свадьба не грозит. А если холмик
образовался - смерть не за горами.
Одним из самых распространенных девичьих гаданий в древности на Рождество и
Святки было гаданье в бане. Ох, как же осуждали за него в своё время священнослужители!
Считалось оно на редкость непристойным, а главное, опасным - ведь в нём
призывалась злая сила. И всё равно гадали.
Выглядело оно так: девушка за полночь одна шла в баню (что, между прочим, само
по себе уже подвиг - ведь баня считалась очень опасным местом, где обитал
вредный банник, способный умертвить любого), садилась голым задом на полок и
говорила трижды: "Банная доска-половица, банная приносная водица, банный
полок, банный потолок, с банным хозяином-домовым.
Покажу вам то, чем рожают, а вы покажите то, что меня ожидает", после чего
так и пятилась с задранной юбкой к печи. Из печи надо было набрать золы с
камнями, столько, сколько в ладони уместится. Затем камни подсчитывали - их
число имело решающе значение для будущей судьбы.
Если он был один, значит и жить в одиночестве. Даже если выйдешь замуж, то или
овдовеешь, или разведёшься. Два камня - это два брака, плюс бедность. Три камня
- вечные измены мужа. Четыре камня - всю жизнь от злой свекрови зависеть. Пять
- богатый и добрый муж, послушные дети.
Шесть - предсказывают крупную кражу или пожар, которые пожрут всё состояние.
Семь - потерю детей, одиночество и болезни, особенно тяжёлой будет старость.
Восемь и больше - тяжёлая и хлопотная жизнь, со слезами и обидами. Получается,
что из восьми вариантов только один - счастливый. Так стоило ли так гадать? Мы
так гадать не будем!!!
Сейчас из всех этих страшных гаданий осталось только одно - гадание с зеркалом.
В полночь гадающая запирается в комнате, ставит напротив друг друга два зеркала,
так, чтобы образовался коридор из двенадцати зеркал, говорит: "Суженый
ряженый покажись мне в зеркале", и смотрит вглубь.
Там она должна увидеть или суженого, или просто события будущего. Традиционной
опасностью этого гаданья считается то, что чёрт в образе "суженого"
может выскочить из зеркала и задушить.
А остальные гаданья и вовсе безобидны. Например, разводят в воде яичный белок,
размешивают, и смотрят на просвет, какие фигуры он принял - они по смыслу
должны предсказать будущее. Можно еще скомкать бумагу, подпалить её, а как
сгорит, пепел поднести к освещённой стене - возникшие на тени фигуры должны
навести на мысли о грядущем, главное, подключить фантазию и интуицию.
Или, выйдя на улицу, спросить у первого встречного мужчины, как его зовут. Имя должно
совпасть с именем будущего мужа. Еще одно из рождественских развлечений - это
подслушивать под окнами разговоры. Что услышишь, то тебя и ждёт. Если в
выбранном наугад окне ругань и драка, значит так год пройдёт. Если нежно
воркуют влюблённые - ждёт счастливая любовь и тебя.
С Рождеством!
Мы тоже сегодня будем гадать. Но я
предлагаю относиться к этому, как к игре. Вообще то я считаю, что гадать не
стоит, особенно ходить к гадалкам. В
каждой переходной точке, когда нам надо сделать тот или иной выбор, перед нами
открывается возможность выбрать тот или иной вариант будущего. Когда мы идём к
гадалке, мы отдаём это право выбора ей. И она решает за нас, какой дорогой пойти. Я считаю, что всегда лучше выбирать самой.
Поэтому и гороскопы не читаю, а уж если он мне понадобится, напишу его себе
сама.
Прошлый раз мы говорили с вами о наших
желаниях. И о том, что чем сильнее
чего-то мы желаем, тем больше вероятность того, что наша мечта сбудется. Так же и с гаданием.
Можно выбрать свой вариант будущего, а можно предоставить право решать за нас Высшим
силам. Что тоже совсем не плохо.
Вообще, лучше считать, что всё, что не
делается, всё к лучшему. Если получилось, что желание сбылось, и всё вышло по-вашему
– здорово, а если вышло по-другому – тоже хорошо!
Так и с гаданием, если вдруг кому-то
не понравится то, что ему выпало, просто погадайте ещё раз. И улыбнитесь. В
нашей игре правила не строгие. Главное, чтобы никому не причинялось вреда!
Итак. Гадать будем во-первых, по своим
стихам. Перед тем, как прозвучат стихи или песни, определим, кому гадаем, по желанию. Автор стоит спиной к залу, желающие погадать,
поднимают руку. После прочтения стихотворения, разбираем предсказание.
Тот, кто находится на сцене выбирает книгу, по которой хочет погадать, загадывает желание
и просто слушает предсказание.
Нужно взять книгу и, не раскрывая ее,
загадать номер страницы и строки сверху или снизу, затем раскрыть ее и читать в
загаданном месте. Толкуют прочитанное относительно того, что самого гадающего
интересует больше всего (достаток, поездки, женитьба, здоровье и т.д.).
Желающим предлагается пойти в соседние
комнаты и погадать на зеркале или бобах. По возвращении они рассказывают,
то, что посчитают возможным рассказать.
Святочное гадание по зеркалу
Одно
из самых известных и страшных русских святочных
гаданий на
суженого. Когда именно гадать по зеркалам, сказать трудно - можно сидеть и за
полночь, можно и поздним вечером. Но обычно начинают гадать ровно в полночь.
Для
гадания понадобятся зеркало, свеча и полотенце. Зеркало поставьте напротив
себя, рядом - свечу. Только она должна освещать темную комнату. Произнесите
заклинание: "Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать", и всмотритесь в
зеркало. Появление жениха предвестит легкое колыхание свечи и запотевшее
зеркало. Как только это произойдет, быстро протрите стекло полотенцем.
Жених
подходит сзади и смотрит в зеркало. Разглядев его лицо, девушка должна сказать:
"Чур, сего места". Жених сразу исчезает. Если девушка не произносит
нужной фразы, он присаживается на стол и вынимает из кармана какую-нибудь вещь.
Если девушка воскликнет "чур", вещь будет ее.
Существует
и несколько видоизмененное гадание. Вместо одного зеркала берут два, ставят их
напротив друг друга, а между ними - свечи. Из комнаты нужно выгнать всех, кто
сможет помешать - домашних животных, близких. Оставить можно только самых
близких подруг, которые присядут в сторонке в ожидании исхода гадания. Гадающая
девушка садится и начинает вглядываться в коридор, образованный двумя
зеркалами, и ждать появления жениха.
Святочное гадание на бобах считалось запретным еще
три века назад, но несмотря ни на что, было чрезвычайно популярным. Этот
старинный способ был не просто известен, но и по-настоящему предсказывал
будущее.
Для святочного гадания на бобах вам потребуется ровно
41 боб. Рукой разделите их на три группы. Не нужно пересчитывать, сколько в
каждой из них. Берите из первой группы по четыре зерна, пока в ней не останется
три, два или один боб. Остатки разложите в линию рядом с кучкой.
Из следующей группы также отсчитывайте такое же количество
зерна, оставшиеся бобы выложите в линию рядом с третьей группой.
Третья линия составляется из бобов, которые остались от
первой и второй линии. Всего получится три линии по три группы, в общей
сложности - девять групп. Как только во всем разберетесь и разложите бобы по
правилам, начинайте гадать. Центральная группа в первой линии будет головой,
третью назовем рукой. Группа, находящаяся в самой середине бобов, будет
сердцем, а самая крайняя - третья на третьей линии - ногой на подходе.
Первая группа - голова, ответит вам на вопросы о судьбе,
будущее и о ваших талантах. По руке можете судить о своем грядущем материальном
положении и здоровье. Сердце подскажет вам, как вы будете себя чувствовать в
будущем - будете ли вы любить или ненавидеть, радоваться или грустить.
Последнюю группу спросите о будущих новостях и исходе запланированных
путешествий.
Теперь посчитайте, сколько бобов в кучках. Если окажется
2, 4, 6 - будущее не сулит вам ничего хорошего. Если число бобов окажется
нечетным, будете счастливым и удачливым.
Если вы спрашиваете одну из групп, обязательно сверьтесь с
первой группой одной и той же горизонтальной и вертикальной линии. Если в одной
из них будет четное, а в другой нечетное число бобов - все будет хорошо.
Под пение барда гадание на мелких предметах. Бард поёт, а потом вызвавшиеся
погадать вытаскивают мелкие предметы из блюда.
Гадания на мелких предметах.
Под вечер собираются юноши и девушки, берут поднос, высыпают на него кто -
колечко, кто - запонку, кто - сережку, кто - пуговицу, монету, другие мелкие
вещи. Накрывают поднос полотенцем, поют над ним хорошо знакомую мелодию, потом
поднос под полотенцем несколько раз встряхивают, сбрасывают полотенце, и, не
глядя, каждый тащит левой рукой какую-то из лежащих на нем вещиц. Это
напоминает что-то вроде домашней лотереи. Тот, кому достанется, например,
монета - "разбогатеет", кому достанется носовой платок - будет
горевать в новом году, кому достанется ключ - приобретет новое жилье, а тот,
кому достанется кольцо, должен покатить его по полу, наблюдая при этом, в какую
сторону оно покатится: если к двери - быть в наступающем году свадьбе.
И дальше началась святочная ночь. Было очень весело и как ни странно совсем
не хотелось спать. Поэты сменяли бардов, звучало пианино. Пришедшая к нам
певица Изотова Татьяна пела на испанском
языке.
И, конечно, все гадали. Гадали на стихах и песнях друг друга – это в первую
очередь. Затем на стихах классиков: на Пушкине и Вознесенском. Чтобы определить
страницу бросали кости: божья коровка указывала сотни, цветная золотая кость – десятки, а белая –
единицы. Получив номер страницы, выкидывали нумерацию строки. Это при гадании
на книге для гадания, составленной Вознесенским.
Я гадаю случайным прохожим.
Край распался.
Но букашка на безымянном –
Как берут кровь из пальца.
Я лишь фишка, афишный поэт.
В грязи грезил.
Но на Божьей коровке надет
Красный блейзер.
По судьбе загадайте моей,
Что искали.
Птицы, женщина, лотерей,
Мальчик с выбритыми висками.
Ветеранка стиха готическая,
И глаза Твои, что грустят,
И студент Московского Шварцэнергического,
На моих погадайте костях.
Я глядел для вас вещие сны.
Опять двойка?
Но с невидимой стороны
Вам пятерка. Насколько
Стих прозорливей, чем игла
И мундштук из финифти!..
Исключенья бывают. Игра.
Извините.
Этим стихотворением начинается книга гаданий Вознесенского. Но стихи Пушкина
в эту ночь пользовались большим спросом.
После замечательного выступления Валерия Евдокимова начали гадать на блюде.
Песни Валерия были названы нами «надблюдными».
Те, кто гадал на них, остались очень довольны.
Остались довольны и гадающие на мелких предметах. Гульбахор Сидорина
получила ключ! Быть ей в новом году с новой квартирой. Она была просто
счастлива. Далия будет красоваться весь год, а вот Марина Корнеева- Евтеева решила поделиться своим счастьем со всеми
присутствующими. Помните, как в «Снежной королеве» было? Разбилось большое
зеркало, и его осколки разлетелись по свету, они попадали в сердца людей, и
люди становились холодными, как лёд. А Марина разбила сердечко, символизирующее
любовь, и оно раскололось на множество осколков. И теперь не только Марина, но
и все присутствовавшие в зале «обречены» на любовь. Спасибо, Марина!
Кстати, о залах. Нам выделили один небольшой зал. И можно было бы расстроиться,
решив, что нам в нём тесно и не хватает мест. Но… что Бог не делает, всё к
лучшему. Во-первых, интерьер зала очень
соответствовал нашей цели. Зеркала на стенах, шкуры – добавляли в нашу встречу
загадочности. Во-вторых, мы заняли и второй такой же смежный с первым зал. И
получилось очень удачно! В первом читали стихи и пели, а во втором общались и
курили. Народ плавно перетекал то туда, то сюда. Сложно было только нашей
любимой официантке Ирине. Она порой с трудом находила того, кому она несла заказ. Спасибо Ирочке за заботу о нас.
Поэты и барды пришли семьями, оставив
дома спящих детей. А дети и в семье Светловых и в семье Егоровых еще совсем
маленькие, но родители не могли пропустить такое событие и рискнули, оставив их
дома спать. С большим сожалением они уходили почти сразу после выступления.
Завсегдатаи пришли почти все. В зале присутствовали: Светлана Тимакова,
Григорий Горнов, Оксана Светлакова, Алекс Рудов, Александр Сандерс Воляев,
Анетта Ружж, Далия Рухам, Люсьен Джараян, Светлана Седышева, Дмитрий
Ценёв, Андрей Рухлов, Сергей Елисеев, Графоген, Светлана Василат, Юрий Егоров и другие.
Как всегда команда Зеленограда была в полном составе: Инна Кожевникова,
Роман Зимарин и Владимир Лактионов. Роман, правда, желания читать почему-то не
выразил. Решил, видимо, что ночью прозу будут плохо слушать.
Из Коломны приехал Дмитрий Веузар. Один, без своего театра. А жаль. В его труппе очень
интересные ребята.
Борис Прахов успел почитать два раза. Он открывал поэтическую ночь и закрывал ее утром.
Наконец-то почитал свои стихи в нашей гостиной Максимилиан Гюбрис. Его
выступление было отмечено громкими аплодисментами.
Наша гостиная отличается тем, что в ней очень внимательно слушают друг
друга. А учитывая, что в эту ночь все стихи были пророческими, слушали с удвоенным
вниманием.
А один товарищ всю ночь требовал
музыки, отказываясь слушать музыку стихов и бардовских песен. Видимо, перепутал
что-то. Пришлось ему объяснить, что он попал на поэтические чтения, а не на дискотеку.
В шесть утра служащие паба попросили нас
закончить чтения. Если бы не их просьба,
думаю, мы бы еще до полудня читали и пели. Расходиться совсем не хотелось.
А вот гадать на зеркалах так никто и не решился. Вполне хватило стихов!
По-моему, замечательная получилась ночь! Расходились все очень довольные. И
спать не хотелось.
Спасибо Дулин Хаусу и его служащим за предоставленную возможность проведения
поэтической ночи.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.