Александр Петрушкин.

Татьяна Тареева: литературный дневник

Эксп. обзор. Итоги года-2019
Большой Литературный Клуб
1) Не буду притворяться, что читал стихотворения анонимно. Напротив с перспективой имени и знания текстов авторов и возможного «невозможного» уровня их. Потому известные мне авторы были заведомо в проигрыше, то есть – если бы я встретил некоторые из «не включенных» в мой список тексты анонимно, то они бы имели все шансы попасть в короткий список.


2) Основной уровень предоставленного на рассмотрение вполне хороший и, я бы сказал, представляет медиану (точнее несколько медиан) современной русской поэзии от «линии условного драгомощенко» (стилистика, технология текста – но (!) не оптика названного автора, которая мне близка и чего мне не хватает у плывущих этой рекой) до постсоветского акмеизма. Но именно «срединность» в моем понимании и есть основная проблема нынешней поэзии. Современные поэты хотят «нравиться» и для этого занимаются исследованием вкусов потенциального читателя его психологии. Но поэзия, как мне кажется, существует по-настоящему только в проблемных точках, в узлах роста, в расширении самого пространства возможностей языка. Этим занимаются единицы – их бы я и называл поэтами – остальные, используя чужой опыт, скорее являются пишущими читателями, и это не обидно – это спасительная констатация существующего положения в поэзии вообще .


3) Теперь о психологическом моменте в поэзии. Современная поэзия (ну та, что попадает в поле моего зрения сейчас – поскольку является ныне скорее модным трендом = это я про ту, что относится к травм-поэзии во всём ее спектре) ... так вот современная поэзия идёт по пути наименьшего сопротивления = мир травматичен по своей сути (и всегда был таковым, поскольку второй/другой - это не только диалог (как форма мышления), но и травма = сопротивление твоему присутствию, в принципе. Болячки/психозы/истерики при соприкосновении со вторым неизбежны. Быть несчастным, писать о своем несчастье, о том, как ты изнасилован всем пейзажем легко и сопротивления материала в этой методе не существует - а уж сколько зрителей/слушателей/читателей готовых узнать в твоём гноище себя (каждый первый, вероятно). Быть счастливым сложнее, улавливать радость горя ещё сложнее, записывать мир не как травму, а как излечение, ещё сложнее, но полезнее - по крайней мере, для пишущего.


4) На мой взгляд единицей стихотворения следует считать не удачные строфы, стихи (строчки), технически приёмы – это всё скорее элементы клоунады (сигнальные рекламные флажки для привлечения потребителя). Так вот, в моем понимании, единица стихотворения (да и любого текста) – количество событий, произошедших с читающим от момента вхождения в текст до момента выхода. Привлечь мало – надо еще и накормить. Некоторым авторам из моего списка это почти удалось. По крайней мере, сегодня. И меня. Завтра, возможно, список был бы другим.
Спасибо всем за возможность вас прочитать. И простите, если есть за что.
С почтением, ваш АП
Улан-Батор, 20/12/2019



Другие статьи в литературном дневнике: