«В конце июля в Дивногорье открылась арт-резиденция «Культурный ландшафт: от представления к содействию», которая собрала в музее-заповеднике художников из России, Казахстана, Киргизии и Германии. На протяжении трех недель творцы современного искусства исследовали пространство музея-заповедника и трудились над созданием своих арт-объектов. В минувшие выходные, 15 и 16 августа, экспозицию представили на суд зрителей».
15 августа.
О выставке «Наблюдения открытого пространства» .
15 августа открытое пространство Дивногорья имело счастье наблюдать, как толпа, привезённых из Воронежа зрителей, с помощью кураторов выставки отыскивала затерявшиеся в бесконечных закоулках этого самого пространства арт-объекты и общёлкивала их со всех доступных ракурсов. Считалось, что толпа обогащается культурно.
Задумка организаторов проекта была довольно претензионной – усилить с помощью художественных средств процессы, сохраняющие уникальность территории Дивногорья. (Ни больше, ни меньше). Однако без указки кураторов, отыскать экспонаты выставки было почти невозможно, как и опознать в них арт-объекты и инсталляции - пространство этого знакового места совершенно поглотило и их, да и собственно, толпу, от которой к концу действа уже почти ничего не осталось.
Одно из качеств живой территории как раз и заключается в том, что она «съедает», делает частью себя, подчиняет своим правилам всё, что в её пределах появляется или проявляется. Так, некоторые объекты, гордо именовавшиеся «художественными произведениями» стали напоминать музейные указатели, некоторые - поделки «на скорую руку», а некоторые выглядели местами детских игр, когда дети что-то строили, но их позвали домой. Сложность и многоаспектность этого места всегда будет больше, значимее и грандиозней любых сооружений, объектов и инсталляций.
Художник, решившийся работать на открытой, живой территории пространства стеснён помимо прочих, ещё одним немаловажным обстоятельством – к каждой работе не приставишь человека с ружьём. Когда работа испорчена или украдена, становится довольно обидно. Призрачным идеям кое-кто из зрителей предпочёл материальное и украл в прошлом году огромную полосу алой материи, символизирующую тернистый путь самого Христа. Зато теперь художник Дмитрий Филиппов предоставил для обозрения графический каталог виртуальных объектов искусства. Проще говоря, дневник. Бумага жёсткая.
«Куда бегут собаки» сам по себе проект довольно интересный, но звуки Мумуки почему-то явственно напоминали блеяние.
«Бе-е-е! Бе-е-е!» - разносилось по полю, что-то там внутри вертелось, а сам объект напоминал какое-то сельскохозяйственное сооружение, то ли для ловли ветра, то ли для отпугивания ворон.
Если мир безразличен к человеческому, это не проблема мира, это проблема человеческого. Если у Вас есть вопросы к растениям, бесполезно вопрошать гербарий, тем не менее, работа «Гербарий» Ильи Долгова мне, как наблюдателю, пришлась и по нраву и по настроению.
Однако настоящая шедевральная вещь здесь, на мой взгляд, это «Стог» из борщевика Алексея Булдакова и Анастасии Потёмкиной. Труд, по-видимому, тяжёлый, сопряжённый с сильными ожогами. Идея и концепция мне близка - ассоциация с имперской политикой, захватом и насилием и да, со многим ещё. «Осторожно!» - молча вопиет этот Стог. Но вот опять же, если не знать, что Стог из борщевика, то идея не работает. Кто-то постоянно должен стоять рядом и объяснять, что этот стог собран из урожая борщевика Сосновского, привезённого из Подмосковья.
Поздним и тёмным вечером толпа растеклась по автобусам и после некоторого ожидания отправилась, наконец, восвояси.
Осталось чувство глубокой неудовлетворённости, голода и жажды, но отнюдь не потому, что весь обед состоял из жидкого супа и чая. Побывать в музее и посмотреть только одну экспозицию это всё равно, что находиться рядом с Главным, а рассматривать только Второстепенное. Если бы первые два часа были потрачены на традиционную банальную обзорную экскурсию, может быть, и арт-объекты в кустах раскрылись бы по-настоящему и заговорили с нами?
Одно хорошо: уникальность среды вольно или невольно, всё же была сохранена.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.