***

Виктория Баженова 2: литературный дневник

В чем милость Божья, если побеждает почти всегда зло?
Почему умирают дети, когда за них молятся матери, погибают лучшие, почти всегда побеждает зло, в споре с толстосумами верх за последними, потому, что откупятся деньгами и связями. Почему верность Апостолов должна быть доказана такими чудовищными истязаниями? Зачем столько крови зв имя Христово, если Бог всеведущ и знает кто и чего стоит? Ощущение, что христиане созданы, чтобы страдать. А грешники, пусть не все, - в конце пришли с покаянием, и им прощено.
Отвечает Иеромонах Евтихий:
Бог сотворил мир совершенным и гармоничным.
То зло, которое Вы описываете вошло в него по грехопадении людей и умножается оно благодаря людям.
Однако зло не будет торжествовать вечно, наступит Судный День и Бог отделит носителей зла от праведников и покаявшихся грешников.
Невинно пострадавшим и оставшимся с Богом, Он даст такое невообразимое утешение, что они забудут все свои страдания.
Более того, они даже рады будут, что страдали и жалеть, что пострадали мало.
Почему?
Потому что и в Небесном Царстве не все будут в одинаковой чести и утешении.
Тот, кто больше пострадал ради Христа, большую проявил доблесть в вере, окажется ближе к Богу.
Тот же, кто только покаялся, но не совершил трудных дел, спасётся, но будет где-то на краю Рая.
Зачем всеведущему Богу попускать искушения?
Чтобы проявилась любовь верующего к Богу перед всем миром.
Чтобы все знали, что Суд праведен, хоть и милостив.
В том числе и те, кто будет осуждён.
Если кто-то любит или имеет твёрдые убеждения, он готов за них пострадать, если потребуется.
Вот это и должно проявиться перед всеми, в т.ч. и перед совестью самого человека.
Потому что в душе мы все себя считаем хорошими, но как приходит искушение, так и не понятно откуда берётся то всё зло, которое при этом проявляется.
Когда оно проявилось, в том числе и в виде ропота, надо прибегать в покаянии к Богу, а не обвинять Его.
Зачем Бог попустил страдать апостолам и мученикам?
Но ведь именно мученической кровью утвердилась христианская вера и победила мировое поклонение демонам.
Отвечает Иерей Евгений:
У Вас искаженное представление о том, как Бог устраивает домостроительство нашего спасения.
Мы знаем, что мир лежит во зле, поэтому грешники и заботятся о том, чтобы преуспевать в грехах.
К Церкви и Богу они относятся обычно с безразличием или ненавистью.
Конец пути таких людей, однако, лежит в геенне огненной.
Где же тут их победа?
И наоборот, христиане тоже иногда грешат по человеческой немощи, поэтому Господь посылает нам различные скорби, чтобы мы не надмевались своей праведностью, пришли в смирение и всегда и во всем искали милости Божией.
Найдя эту милость, мы войдем в вечную радость.
Где же тут поражение?
Матери-христианки должны заботиться не столько о земном благополучии своих детей, сколько о воспитании в них христианских качеств, чтобы сделать их достойными гражданами Небесного Отечества.
Предлагаю Вам для примера житие св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Это прекрасный образец того, чего Бог хочет от матерей-христианок и детей-христиан.
Насчет легкого покаяния грешников Вы тоже заблуждаетесь.
Судьба лукавого человека, желающего сейчас погрешить, а перед смертью покаяться, иная.
Он или в течение жизни закостенеет в грехе и забудет о покаянии, или будет восхищен на суд Божий в грехах - прежде, чем начнет каяться.
Отвечает священник Евгений:
Почему кажется, что зло побеждает, а страдают лучшие?
Это вопрос, который заставляет многих задуматься и, порой, отчаяться.
Ведь так естественно видеть добро торжествующим, а несправедливость - наказанной.
Однако, взгляд Православной Церкви на эту ситуацию глубже и шире, чем просто земные представления о победе и поражении.
Милость Божья проявляется не в отсутствии страданий в этом мире, а в их смысле и дальнейшей перспективе.
В Священном Писании сказано:
«Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17).
Святой апостол Петр учит:
«Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1 Пет. 2:20).
Это не означает, что Бог желает страданий ради них самих.
Просто в падшем мире, где царит грех, несправедливость и скорби неизбежны.
Господь, будучи Всеблагим и Всеведущим, попускает их, чтобы укрепить нашу веру, очистить душу и дать возможность проявить любовь к Нему.
Через страдания мы уподобляемся Христу, Который Сам прошел этот путь.
Когда умирают дети, несмотря на молитвы матерей, это не значит, что Бог не слышит.
Душа бессмертна.
Для Господа нет смерти, есть лишь переход из одной жизни в другую.
Для детей, невинно пострадавших, уготована вечная радость.
В Евангелии сказано:
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).
Мученическая кровь Апостолов и святых - это не бессмысленная жертва, а свидетельство их веры и любви к Христу.
Их подвиг утвердил Церковь и показал всему миру, что есть нечто гораздо большее, чем земная жизнь.
Крест и смерть не для всех полезны, но для тех, кто умер с любовью к Богу.
Их страдания были для них не наказанием, а величайшей честью и путем к вечному блаженству.
Видимое торжество зла в земной жизни - это лишь временное явление.
В Церкви мы исповедуем, что «мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19).
Однако это не окончательная победа.
Господь Иисус Христос победил смерть и грех Своим Воскресением.
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Православная Церковь учит, что вне Православной Церкви нет вечного спасения.
Вечная мука ожидает тех, кто отвергает Бога и не кается в грехах.
А те, кто страдал за Христа и переносил испытания с упованием на Него, обретут вечное блаженство.
Покаяние - это великая милость, но это не означает, что можно прожить жизнь в грехе, а потом легко получить прощение.
Подлинное покаяние - это не просто слова, а изменение жизни, сердечное сокрушение и твердое намерение не возвращаться к грехам.
Отвечает священник Пётр:
Судьбы Божии неисследимы, поэтому пытаться их понять бессмысленно да и бесполезно, гораздо важнее сосредоточиться на состоянии своего сердца.
Также вполне естественно, что периоды духовного подъёма и надежды на Бога сменяются периодами уныния и сомнения.
Об этом священник Павел Флоренский писал:
«Я неоднократно замечал, а также слышал от многих других, что удачи и неудачи никогда не бывают одиночными, а приходят как те, так и другие, пачками.
Попадёшь в полосу неудач, не унывай, заранее знай, что будет не одна неудача, а ряд их, чаще всего три.
Отнесись к этой полосе терпеливо - выжидательно, не теряй присутствия духа и рассчитывай, что за полосой неудач пойдёт другая, - полоса удач и тоже не одиночная удача, а целая серия их.
Придёт в своё время.
Но когда наступит эта полоса, тоже не теряй ясности и не опьяняйся успехом, не зазнавайся и знай, что и эта полоса тоже пройдёт, чтобы смениться полосою неудач.
Жизнь идёт волнами, но надо держаться, чтобы не укачало».
Так что для христианина единственно верный рецепт - переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим.2:3)
Отвечает чтец Сергий Федоров:
В падшем мире много зла, несправедливостей и ужасных страданий, это правда.
Однако мы верим, что Бог благ и ничего не попускается им напрасно.
Об этом нам свидетельствуют святые люди, которые сами прошли через многие страдания.
Нам может показаться это странным, но они видели в незаслуженных страданиях средство для блага души.
Увещевая слуг, которые нередко испытывали на себе незаслуженный гнев хозяев, апостол Петр пишет:
«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет.2:19-20).
Человек неверующий вряд ли сможет увидеть в невинных страданиях хоть какую-то пользу, для него это повод озлобиться и похулить Бога.
Однако здесь прямо утверждается, что безропотное перенесение незаслуженных скорбей и страданий угодно Богу.
Конечно, не идет речи о том, что сами несправедливости и страдания - это благо, христиане не мазохисты.
Однако, как объясняет апостол, в отличие от страданий заслуженных, через достойное перенесение незаслуженных можно получить особенную благодать и награду от Бога.
Это не должно удивлять верующих или вводить их в состояние уныния.
Ведь именно такой путь прошел Сам Господь Иисус Христос, которому Его последователи призваны подражать:
«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:21-23).
Спаситель осознанно принял Свои страдания как волю Божию.
Христос Своим примером показывает, что такое христианское терпение (стойкость) и что им не является.
Сотни тысяч примеров святых, мужчин и женщин, жизнь которых была наполнена скорбями, показывают, что возможно уподобится Христу и даже самый слабый человек становится сильным в Господе.
Незаслуженные страдания не становятся в христианстве чем-то хорошим и желанным сами по себе, просто иногда они неизбежны и Господь дает через это возможность угодить Ему, стать похожим на Него.
Апостол Павел пишет о даре страданий за Христа (Флп.1:29).
В прошлом, люди, которые жили в христианском обществе, хорошо это понимали и взгляд на страдания был совсем другим.
Но, как пишет, прот. Павел Хондзинский, с течением истории «несправедливость страданий становится уже не поводом для обретения сопричастности Христу, но поводом для того, чтобы упрекнуть в этой несправедливости Бога».
Современному человеку это понять и принять сложнее, однако Божьи принципы со временем не меняются.
Понимаете в чем парадокс: вы ужасаетесь страданиям христианских исповедников и мучеников, а они считали для себя честью отдать жизнь за Господа Иисуса Христа!
Да, это может быть сложно понять, но Бог Сам давал им такую возможность и укреплял в подвиге, за что они получили великую награду на небе.
Вот например слова апостола Павла, которого преследовали, избивали за проповедь Евангелия и в конце концов казнили в Риме:
Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса (Деян.21:13).
Он настолько любил Христа, что был готов в любой момент отдать жизнь за Него.
И Господь дал ему такую возможность.
Подобное можно сказать и о новомучениках, живших совсем недавно в советский период.
А грешники, пусть не все, - в конце пришли с покаянием, и им прощено.
Во-первых, то что злодеи часто торжествуют в этом мире и чувство несправедливости, которое мы испытываем видя это, лишь доказывает, что на этом все не закончится и будет суд Божий, который явит миру конечную справедливость.
Потерпите, и сами увидите это, Бог Свое слово держит.
Во-вторых, не будем говорить о других грешниках, поговорим о Вас.
Думаю, что Вы не станете отрицать за собой смертные грехи, совершенные в прошлом.
Однажды Вы пришли к Богу с верой и покаянием и лично Вы были прощены вместо того, чтобы получить по заслугам в аду.
Разве Вы против такой милости, оказанной Вам Богом?
Если не против, то почему против милости к другим грешникам?
Ведь Христос принял страшные страдания и смерть на кресте вместо Вас, меня и всех остальных.
Прощение уже куплено ценой крови Сына Божия.
Вы рассуждаете о несправедливостях и страданиях в перспективе земной жизни, а надо смотреть на происходящее в перспективе жизни вечной.
Потому что тех, кто сейчас обижает других и не покается, ожидают вечные мучения, а тех, кто страдают от других людей и не хулят Бога, ожидает вечное блаженство.
В Слове Божием обещано:
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:4).



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.06.2025. ***
  • 18.06.2025. ***
  • 17.06.2025. ***
  • 12.06.2025. ***
  • 09.06.2025. ***
  • 06.06.2025. ***
  • 05.06.2025. ***