Квинт Гораций Флакк

Ольга-Верн: литературный дневник

из "Науки поэзии"


Кто достоин быть автором поэтических творений, а кто — нет


Старший из братьев! Хоть ты и сам от природы разумен,
И наставленья отца тебя разумному учат,
Все же послушай меня. В иных человечьих занятьях
Даже посредственность в дело идет: правовед и оратор,
Даже если один красноречьем уступит Мессале,
А другой — широтою познаний Касцеллию Авлу,
Все-таки оба в цене; а поэту посредственных строчек
Ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки!


Как на богатом пиру нескладный напев музыкантов,
Мак в сардинском меду иль масло, жирное слишком,
Нам претят, ибо мы и без них пировали бы славно, —
Точно так и стихи, услада душевная наша,
От совершенства на шаг отступив, бездарными будут.
Кто не владеет мечом, тот не ходит на Марсово поле.
Кто не держал ни мяча, ни диска, не бегал, не прыгал,
Тот не пойдет состязаться, чтоб стать посмешищем людям.
Только стихи сочиняет любой, не боясь неуменья.


А почему бы и нет? Он не раб, он хорошего рода,
Всадником числится он, и в дурных делах не замечен.
Ты же, прошу, ничего не пиши без воли Минервы:
Вот тебе главный совет. А ежели что и напишешь —
Прежде всего покажи знатоку — такому, как Меций,
Или отцу, или мне; а потом до девятого года
Эти стихи сохраняй про себя: в неизданной книге
Можно хоть все зачеркнуть, а издашь — и словца не поправишь.
<...>
Что придает стихам красоту: талант иль наука?
Вечный вопрос! А по мне, ни старанье без божьего дара,
Ни дарованье без школы хорошей плодов не приносит:
Друг за друга держась, всегда и во всем они вместе.
Тот, кто решил на бегах обогнуть вожделенную мету,
Жил с малолетства в трудах, не знал ни Венеры, ни Вакха,
Много и мерз и потел; кто идет состязаться на флейтах,
Долго учился сперва и дрожал пред учителем строгим;


Нам же довольно сказать: «Я на диво стихи сочиняю —
Все остальное провал побери, а мне неприлично
Вдруг признаться, что я, не учась, чего-то не знаю».


Какой ценитель нужен поэтическому творению


Коль ты давал иль даёшь клиенту богатый подарок, —
То не зови свои слушать стихи, — он, заранее полный
Довольства, будет орать: "Бесподобно! Прекрасно! Прелестно!",
Будет краснеть, и бледнеть, и глаза отуманит слезою,
Будет подскакивать с места и оземь притопывать пяткой.
Как в похоронных рядах наёмный плакальщик будет
Громче рыдать и заметней, чем тот, кто и вправду горюет,
Так всегда - лицемер пошумнее, чем честный ценитель.


Видно, недаром царь персов гостя пытает чистым вином,
Да полною чашей, желая узнать человека, -
Верный он друг или нет. Коль стихи ты слагаешь,
Остерегись лицемерных лжецов с их лисьей личиной.
Если Квинтилию ты читал свои сочиненья,
Он говорил: «Исправь-ка вот то и вот это словечко».
Ты возражал, де: "Пытался не раз, но все понапрасну", —
Он предлагал тогда весь этот стих запустить в перековку.
Если же ты начинал защищать неудачное место,
Отказавшись его переделать, — он умолкал, напоследок промолвив:
- "Можешь себя и творенья свои ты без критики нежить!"


Здравый и дельный ценитель бессильные строки осудит,
Грубым предъявит упрек, небрежные — черным пометит
Знаком, перо навострив, излишнюю пышность ; урежет.
Там, где уж слишком темно, — света прикажет подбавить,
Там, где двусмысленность, — вмиг уличит и исправить укажет,
Строгий, как сам Аристарх, он не скажет: «Зачем же мне друга
Из пустяков обижать?» Пустяки-то к беде и приводят,
Если, за них осмеяв, отвергнут навеки поэта.



Пер. с лат. М. Гаспарова
Гораций, "Оды. Эподы. Сатиры. Послания", М.: «Художественная литература», 1970, c. 392 – 394.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3898473


Bonus: oценка поэтического текста - http://editorium.ru/index/140/
___


материал взят из http://hojja-nusreddin.livejournal.com/3067667.html



Другие статьи в литературном дневнике: