Дайвинг. Рассказ

Сайюри Тамико: литературный дневник

"Знаки препинания лучше всего расставляет время."


Погружение было запланировано на полдень.
Хорошо отоспаться после вчерашней подводной прогулки было просто необходимо – неполадки с оборудованием. В общем, загрузли: несколько раз приходилось возвращаться на борт, и в конце концов, вернуться на берег, за новым комплектом.
В этом году как никогда. Приключения за приключениями.
Собрались на завтрак только к десяти. Обсуждали вчерашнее погружение и предстоящее, сидя в холодке. Есть почти не хотелось, хотя с вечера сил на еду не хватило. Но это ерунда. Главное отоспались и отдохнули. На пустой желудок и нырять легче, свободней двигаешься, как в спорте.
Проверили оборудование, погрузились на большую надувную лодку, называемую «торпедой», которая обычно доставляет ныряльщиков к месту погружения. Все шло по графику. Договорились о времени, когда нужно будет забрать на берег.
Море было спокойное и гладкое как зеркало. Оно ждало, и каждого, кто погружался в прозрачную воду, бережно подхватывало и приветливо колыхало.
Группа ныряльщиков состояла из четырех человек. Зеленоглазая белокурая девушка – инструктор Лена. Крепкий, среднего роста, спортивный парень Андрей. Оба москвичи. Голландец и американец. Главное условие знать английский, чтобы свободно общаться, хотя под водой все общаются знаками. Дайверы с опытом понимают друг друга с полу слова, с полу знака.
- ну что ? ок?
- ок!
- ок, ок!!
-он сказал «поехали» и махнул рукой! – Андрей в последний раз поправил маску
Традиционный «поцелуй дайвера» с напарником, и все дружно исчезли под водой. Здесь все двигалось, свет проникал вглубь тонкими расплывчатыми нитями. Стали медленно спускаться среди бесконечного темно-синего космоса.
Коралловые заросли с графическим рисунком солнечных линий. Колышущиеся травы красные, багровые, синие, зеленые. Другая жизнь. Как в зазеркалье. Диковинные рыбы стайками тыкались в ноги, потом подплывали совсем близко, заглядывали в глаза с интересом и настороженно.
Высоко наверху лодка опустила мотор в воду и заскользила по волнистому зеркалу, царапая его, и
кроша в мелкую пенистую пыль. Она оставляла за собой белый длинный след. Потом исчезла. Вода успокоилась, и снова стала блестящей и гладкой.



Неприятности начались почти сразу. Отказал баллон с кислородом у голландца и по правилам дайвинга его напарник – американец поделился с ним воздухом. Это не самая большая неприятность, но голландец запаниковал и стал быстро всплывать.
«ну не фарт, и всё тут!» - Андрей поплыл следом
«это знак» - американец придерживал напористого напарника, цепко схватившего его за руку
«что они творят?! Что случилось-то опять!?!?» - Лена увидела три темних фигуры высоко
наверху. Пришлось подниматься.
Светило яркое солнце. Был примерно час дня. Море со всех сторон. Берега не видно. По дну ориентироваться легче, там свои дороги, рифы, пещеры, знакомые места. Здесь же только вода и небо. Небо и вода.
-ну что делать будем?
-ждать
-чего ждать?
-катер конечно. – ответила Лена
-и долго ?
-не знаю даже, часа полтора точно
-а если он нас не найдет?
-здесь где-то сильное течение проходит. Нас конечно может отнести в море – оглядывалась по сторонам Лена
-это не страшно. У них все организовано, даже если катер нас не найдет, поднимут тревогу, - голландець был спокоен. Вот когда воздух заклинило, выскочил наверх, как ошпаренный, а тут сплошное самообладание
-по идее, да – Андрей засомневался
-давайте визуализировать, - сказал американець, - знаете мне это всегда помогало. Нужно представлять что катер за нами уже выехал. Вот он подъезжает и нас забирает. Это самый верный способ, он всегда срабатывает. Всегда!
-да, уж, самое время – улыбнулась Лена
-смотрите яхта! Яхта! –закричал американець -Э-ге-ге-е-е-й!!!! He_E_E_EELp!!!!
-По-мо-ги-те!!!! Э-э-э-э-э-й! Сюда!!!! Мы здесь!!!!
-He-e-e-e-lp!
По линии горизонта медленно шла белая небольшая яхта. Привлечь внимание было сложно. При ярком солнце рассмотреть кого-нибудь на воде практически невозможно. Метров за тридцать уже все сливается. Мешают блекс и рябь.
- Сюда!!!! Мы здесь!!!!
-He-e-e-e-lp!
- Э-э-э-э-э-й!
Они махали руками, выскакивая из воды почти до половины. Американец достал маску: «может стекло отразит солнце? Может так заметят?»
-бесполезно, они нас не видят
- и не слышат
- это уж точно
-да не может быть! -He-e-e-e-lp! -He-e-e-e-lp!
-может, может….
-черт! Черт!
-Что же делать-то?
--как можно не увидеть?!?!
-Черт!
-ничего, ничего. Будем ждать. Все будет хорошо, вот увидите, - Лена задумалась, провожая взглядом теряющийся между волнами белый силует
Андрей попытался рассказать анекдот, но шутить не получалось. Юмор разный - что русскому смех, то иностранцу задачка, с поиском ответа на ближайшие час-полтора.
Лена внимательно всматривалась в линию горизонта, окружавую их со всех сторон. Андрей вертел головой и задумчиво щурился.
-Вокруг столько воды, - голландец попытался хватать ртом соленую воду, сделал пару глотков
и закашлялся, - фу, гадость! Нет ну смешно! Сдохнуть от жажды посреди океана
-да уж…
-скоро будешь “Колу» пить в своей кроватке.
-да нет, я наверное чего-нибудь покрепче уже. Скорей бы
Помолчали. Море баюкало. Глаза закрывались сами собой. Договорились дежурить по очереди – вдруг катер или яхта поблизости появится.
В конце концов, задремали. Все дружно.


Когда очнулись, были сумерки. На небе висела яркая звезда.
-черт!!! Заснули! Я же говорил тебе, дежурить! Что ж ты!!! Может и был катер!! – набросился Андрей на американца
-да нет, не было никого. Тихо все. Ни катера, ни вертолета. Наверное, нас относит в море - Лена зповернула голову, -смотрите маяк! Маяк!
--где?
- да вон, видите?!?!
-да, да… горит что-то, точно!
На горизонте ровно мигала чуть заметная светящаяся точка.
-может это звезда?
-нет! Это точно маяк! Здесь есть маяк! Точно вам говорю!
-Надо плыть. Я предлагаю плыть, – сказал Андрей, - здесь недалеко совсем!
- Хм! Плыть! У меня нет сил! Плыть! – сказал голландец, – не доплывем! Давайте ждать! Нас будут искать. Я уверен! здесь полный порядок с этим. Наверняка нас уже ищут.
- не знаю, не знаю, - Лена умыла лицо, - что-то не похоже.
-я же говорю, этот, на катере «левый» какой-то был, вполне мог вообще никому ничего не сказать – не нашел и ладно. Сидит гад, наверное, с кем-нибудь в баре. И не думает даже…
-нет, не может этого быть!
-да успокойтесь вы! все наладиться
-поплыли! А там, видно будет. Никуда не денемся, доплывем, тут недалеко! – настаивал Андрей
-здесь, километров тридцать будет, не меньше - Лена смотрела на далекую точку маяка
-да ну, Лен, не может быть тридцать, меньше, конечно меньше – Андрей вглядывался в горизонт
- да ну вас. Тогда я сам поплыву – и Андрей стал расстегивать пояс
-нет, надо ждать – голландец упрямился
-я не могу оставить их одних - сказала Лена
Андрей подплыл вплотную к ней - Давай так. Нас, похоже, не ищут. Или нас отнесло совсем далеко. Но ты не волнуйся. Я доплыву, обязательно доплыву и подниму спасателей. Хорошо?
-хорошо
Он сбросил баллоны, и оставшись в гидрокостюме поплыл в направлении маяка, - А вы держитесь здесь! Я постараюсь быстрей!, - оглянулся он
-что –то они не собираются нас искать, - сказала Лена ребятам
- господи, я посреди моря болтаюсь как старый башмак. Эй! Андрей! Пусть нам там ящик «Колы» привезут! Нет воды! Простой воды! - закричал американец вдогонку
- и побольше! Канистру! Канистру воды!
Но Андрей не слышал уже ничего. Он слабо верил, вернее даже не представлял, как он это сделает. Он просто плыл.


Ему вспомнилась книжка Стивена Кинга, которую он читал еще в детстве. Потом про Гитлера – что-то совсем недавнее. Потом подумалось про заплыв через Ла-Манш: «Через Ла-Манш же переплывают и ничего! А там намного дальше, наверняка. Все будет хорошо. Я уверен. Да и как может быть иначе? Берег рядом. Конечно. Совсем рядом!»
Тело начало болеть: «Только не останавливаться! Останавливаться нельзя!».
Впереди мигал маяк.
Казалось, все это происходит не с ним. Что это - сон . Вот сейчас он очнется в номере отеля, откроет глаза и увидит белый потолок. А пока вокруг синее небо, темная вода и широкие мягкие волны.
Когда дыхание сбивалось, замедлял темп, и оно снова восстанавливалось. Тело ныло: «Нужно думать о чем-то приятном! Нет. Лучше ни о чем не думать…» Андрей не сводил глаз со светящейся точки.
Почему-то вспомнилась олимпиада, спортсмены, как они себя преодолевают: «все время себя преодолевают». Потом вспомнил Катю: как увидит ее, услышит ее голос, обнимет, прикоснется к мягким светлым волосам, посмотрит в зеленые глаза.
Потом тренера по боксу. « Как же он орал на нас с ребятами». Давно, еще в детстве он занимался боксом: «Вы должны себя преодолевать! Постоянно! Через силу! Через не могу! Только тогда вы будете первыми!». Это называлось «натаскиванием перед боем»
Этот крик зазвучал в голове Андрея: «ну, давай! Раз! Раз! Даже если ты умираешь, ты должен быть первым! Через «не могу»! Ты должен быть первым!»
Андрей плыл.. Через не могу. Без пауз и отдыха.
Опустилась ночь. Вода стала блестящей и искристой. По небу рассыпались звезды
«Красиво как!» - он поднял голову и приостановился. Казалось, небо и земля поменялись местами. Звезды плавали в воде. Небо было живое, светящееся.
Он снова подумал о заплыве через Ла-Манш: казалось совсем скоро, на берегу, его встретят радостные лица, окружат со всех сторон, будут восторженно хлопать по плечу, пожимать руки, обнимать. А он, обессиленный, почувствует наконец-то под ногами твердую землю. А потом выпьет литров пять воды.
Маяк казалось, совсем не приблизился, но вдалеке, немного левее, как бусины на нитке
показались огни. Едва - едва заметные. «Берег! Берег!» Такой восторг он испытывал только однажды в жизни, когда в детстве, на новый год получил в подарок долгожданную железную дорогу. «А может это звезды? Нет! Это берег! Точно берег!»
Призрачная, далекая нитка огней придала сил. Радость заполнила все тело. И невидимые крылья понесли его над водой. Грести стало легче и он поплыл быстрей.
Вода стала тягучая и плотная. Она словно поддерживала и не давала пойти ко дну.
Сияющее лицо Кати появилось перед ним: она улыбалась, бежала по берегу в белом платье.
Ветер играл ее волосами, а она смеялась и убегала все дальше и дальше…
Потом снова красное лицо тренера: «Ну, давай, давай. Слабак! Не останавливайся. Сдохни, но не сдавайся! Р-р-раз! Р-р-р-аз! Плыви! Плыви!»
Андрей плыл. Ровно и уверенно. Он не думал - устал или нет. Наверное устал.
Сколько еще прошло времени? Теперь он не думал об этом. Огни стали отчетливей. Вдруг, прямо перед ним, метрах в десяти, показалось что-то большое. Оно то всплывало, то погружалось, оставляя следы на воде, и громкие всплески. Потом справа. И слева.
«только этого не хватало. Вот черт! Что это?!?!» - Андрей замедлил темп
Поздней ночью местные рестораны сбрасывают далеко в море обрезки мяса и рыбы. Для акул это самое настоящее пиршество.
Андрей попытался замереть, насколько это было возможно. Огромные скользкие спины стали кружить рядом: «сколько же их? Три? Нет… кажется больше» Было трудно понять. Страх сковал его. Любое движение давалось с трудом.
«а как хорошо все начиналось. Может нырнуть? Как там нас учили? Что-то кажется .. черт! Не помню… Кажется, найти укромное место в скале.. Да, отличная идея Андрей!
В скале! Укромное место! Молодец! Господи!» - мысли путались, он пытался вспомнить что-то вразумительное, но не мог: «господи! Я тебя прошу! Просто прошу пожить еще чуть-чуть! Лет десять хотя бы! Нет, тридцать! Тридцать! Я прошу тебя, спаси! Спаси! Помоги! Господи! Дай пожить!»
Справа, совсем рядом показался острый черный плавник, и исчез. Он почувствовал дыхание большого тела, всю его мощь и силу. Слева последовал сильный толчок: «Другая? Или та же?» - Андрей оцепенел. Снизу, касаясь ног,что-то большое и скользкое попыталось вытолкнуть его из воды. Чернота вокруг превратилась в множество водоворотов. Мелькали плавники, круглые спины показывались и исчезали. Андрей чувствовал себя маленьким мячиком, которым играют гигантские рыбы. В животе похолодело, как большой кусок льда упал. Потом бросило в жар. И снова холод – в руках, ногах и желудке.
«ну что ж, жил как бог сдохнешь, как планктон. Природа – это большой ресторан» безнадежно подумал он.
Вдруг раздался долгий, протяжный звук. Откуда-то из глубины. «что? Что это такое? Что это?» - в надежде увидеть корабль, он оглянулся по сторонам. Никого.
Все стихло. И снова тот же звук. «На что, на что это похоже?» - «На дельфина похоже. Но акулы? Где они ? Их нет! Старанно, ддельфинами акул не напугаешь… Тогда что это? Что это такое?!»?!»
Андрей еще несколько минут «повисел» на месте, прислушиваясь. Акулы действительно исчезли. Настала тишина. Только он и море. И нитка огней на далеком берегу.
«Плыть. Только плыть» - Андрей пришел в себя …
И снова мерный плеск от каждого движения. Звезды вверху и внизу. Везде. Вокруг.
И тренер над ухом: «ну, давай! давай! Раз! Раз! Даже если ты сдохнешь, ты должен доплыть! Р-р-раз! Р-р-р-аз! Плыви! Плыви!»
Сколько это длилось? Может час, может три…
Огни становились ближе. Нитка со светящимися бусинами постепенно превратилась в четкую береговую линию, со множеством строений. Белых и стеклянных. Окна отелей не горели.
От берега по воде ползли и извивались тонкие разноцветные полоски, они пытались выбраться в открытое море, но по дороге рвались и рассыпались на множество тонких иголок.
Ветер доносил фрагменты музыки - обрывки фраз, слов.
«почти! Даже не верю! Господи спасибо! Спасибо тебе! Господи! Ты есть! Как я мог сомневаться? Ты есть! Спасибо тебе!! спасибо!!!», - его ноги задели дно. Тело не слушалось. Казалось, внутри гидрокостюма было пусто. А сверху тяжелая свинцовая голова. В ушах звенело. Он шел по дну на четвереньках. Потом выполз на берег и лег на мокрый песок. Слезы катились сами собой. Дыхания не хватало. Не было сил встать на ноги. «Нужно идти! Поднимайся! Поднимайся! Совсем чуть-чуть осталось! Это еще не всё! Не всё!» - Андрей пытался освободиться от костюма.
На берегу никого не было. Узкая полоска песка сразу переходила в прибрежную асфальтированную дорогу. По другую сторону которой, выстроились в ряд отели, рестораны и кафе. Кругом ни души.
Он зашел в первую попавшуюся стеклянную дверь. Это был отель. Подошел к швейцару и заговорил по – английски: «Пить! Воды пожалуйста! Пить! Воды принеси!»
Швейцар испуганно закивал, и исчезнув в дверном проеме, появился с бутылкой воды.
Несколько минут, не отрываясь, жадно, переводя дыхание, Андрей пил. Потом произнес: «Срочно звоните! Вызывайте спасателей! Помогите! Там дайверы! В открытом море! Вызывайте спасателей! Срочно звоните! Там! В районе маяка! В районе маяка! »
Швейцар схватил трубку и стал набирать номер. Потом быстро и громко заговорил по-арабски в трубку.
Вышла горничная, потом исчезла, и появилась с полотенцем и теплым одеялом в руках:
- вы хотите есть?
-только пить! Воды пожалуйста! Еще воды! Как город называется?
-какой город?
-этот! Где мы сейчас? Где мы находимся? Какой это город? – занервничал Андрей
- El Gouna! El Gouna!
-Там три человека. В море! В море три человека! Их нужно спасать! Русская девушка! Инструктор! Американец и голландец! – он был уверен, что это ускорит дело. Здесь пахло международным скандалом, - нужно звонить в дайвинг-центр! Hurghada! Hurghada! Позвонить! Дайвинг-центр!
- пять часов утра! Какой дайвинг-центр? Нет! Невозможно! Сейчас невозможно! Позже! Позже! Я вызвал полицию, они сообщать в спасательную службу! – успокаивал швейцар, - «успокойтесь! Я уже позвонил! Врача! Вызовите врача!»
Андрея трясло, тело разрывало от боли. Укутавшись в одеяло, он согрелся и тут же провалился в сон.



Проснулся он от яркого солнечного света: «Первым делом узнать, что с ребятами»
Швейцар был другой, горничная тоже. Никто ничего толком не знает: «да, да! Спасательная операция! Да, конечно в курсе!»
-Был ли катер? Нашли дайверов? Дайверов нашли?!? – Андрей пытался добиться вразумительного ответа, но никто ничего толком ответить не мог.
Он вышел на улицу.
Как он добрался до отеля, не помнил. Кажется, был автомобиль. Русский кто-то помог.
Добравшись до отеля, он быстро зашел в гостиничный номер, бросился к телефону:
- Саша привет! Это Андрей! Андрей говорю! Чернов! Да! Я! Я! Что с ребятами? Их нашли?
- нам только полчаса назад позвонили. Мы как раз выходим в море!
-как пол-часа назад!? Я же еще ночью! Я же еще ночью просил! Как же так?!?! Я с вами!, - Андрей с трудом передвигался. Медленно переодевшись, спустился и вышел на улицу.
Было пять часов дня.
« как же так? Он же при мне звонил? Как же так? Почему так поздно? Господи! Я же уверен был, что начнутся поиски! Сразу начнутся!! Сколько времени!!! Как же так могло получиться?»
Сразу несколько лодок вышли в море на поиски.
Ребята в отчаянии возвращались на берег. Их тут же сменяли другие. Никаких следов.
По правилам, поиски пропавших дайверов в Египте длятся трое суток. Потом прекращаются.
Через три с половиной дня голландская сторона признала своего дайвера погибшим. На следующий день – американская.
Но русские «своих» не бросают. Своими силами продолжали искать еще десять дней.
Надежда таяла с каждым днем. И через десять дней окончательно исчезла.


Венок на воду Андрей спускать запретил.
Он не мог поверить во все происходящее до конца: «Господи! Если ты есть! А есть ли ты, Господи? Есть ли ты после этого?»


Прошел почти год.
Москва просыпалась от зимней спячки. Апрельское небо, умытое дождями, радовалось жизни. В квартире Андрея раздался телефонный звонок.
-Алло! – он выскочил из ванной с полотенцем в руках
-Андрей? – произнес далекий женский голос
-да...
-Привет! Андрей! Алло!
Внутри у него стало холодно.
-да, да. Я слушаю. Кто это?
-Адрдей, это Лена! Лена! Дайвинг! Помнишь !?
Он сел на диван. «Шутка? Это шутка?»

- Андрей! Ты меня слышишь?
- Да. Да, Лена, Слышу.
- Это я!
- Как ... Где ты? Откуда?
- Я в Москве, в Москве! Только приехала!!
- А ребята где? Где ребята? С тобой?
- Ребята? – она помолчала....... – ребят нет. Нет ребят. Так получилось Андрей. Навреное это судьба.
- Давай встретимся, Лен... Сегодня. Сегодня ты можешь?
- Давай завтра.


На следйющий день Андрей ждал ее на Арбате, в условленном месте. Ходил туда-сюда. Немного
волновался.
- Андрей!
Он обернулся. Перед ним стояла Лена.
Он не верил своим глазам.



**
19 08 2012




Другие статьи в литературном дневнике: