Белла Ахмадуллина. Худ. образ.

Николай Сыромятников: литературный дневник

*
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.

1959


Источник: https://poembook.ru/poem/6472-po-ulitse-moej-kotoryj-god
*
*
СТХВ написано традиционным 5-ст. ямбом с лишним слогом в чётных строках.
метр 2-сложный, с ударение на каждом 2-м слоге. рифма - перекрёстная, неточная.


Лирический герой-это лирическое Я поэта. ЛГ грустит о друзьях, к-рые поки­дают ее.
В жизни друзей лирической героини многое поменялось, нет уже ни музыки, ни пенья, напоминанием о прошлом служит лишь картина Дега .


ОБРАЗНЫЙ РЯД
Улица предстаёт метафорой жизненного пути. Состояние мира – темнота за окнами.
В домах друзей нет звуков, следовательно, нет жизни, хотя на картине художника Дега девочки-танцовщицы поправляют голубые перья, но они также поправляли их и прежде, когда друзья были живы, или когда они просто были рядом, а затем ушли.


Представлена яркая антитеза мира тв-ва, культуры, к-рый вечен (картина Дега будет всегда), и мира отдельного ч-ка, смертного и одинокого.
Образ круга выражает, как правило, два состояния души поэта: гармонию, самодостаточность, покой, с одной стороны, одиноч-во и опустошенность – с другой.

Жизнь поэта ассоциируется у Б. А. Ахмадулиной с замкнутым пространством, на к-рое, наверное, обречен любой художник, да и вообще человек:


"О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.


Образ КРУГА связан с одиноч-вом, к-рое влечет за собой душевный холод и тоску.
Одиноч-во олицетворено, у него свой характер.
Яркий образ железного ЦИРКУЛЯ, холодно замыкающего круг, создаёт ощущение тяжёлого, холодного, цепкого, неотвратимого.
Читатель видит этот круг в повторах буквы О: О ОдинОчествО, хОлОднО.
В 5-м катрене одиноч-во предстаёт совершенно другим: оно призывает и, и награждает, балует и ласкает, утешает и обнимает.


Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей го-лубою.


Образ "ГОЛУБОЙ СТУЖИ" соединяет в себе два качества одиноч-ва: холод и
мечту, сиротство и блаженство.
Голубой цвет возвращает читателя к девочкам Дега, к теме творчества и искусства, которые побеждают холод одиночества.


Одиночество не только казнит, оно дарит мудрость. Замкнутое пространство разрушается тишиной библиотек, строгими мотивами концертов, общением с природой.
Одиночествосо знаком минус превращается в знак плюс: открываются тайны бытия, воцаряется гармония, сиротство становится блаженством.


Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на томконце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и –мудрая – я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявитсвои детские секреты.
И вот тогда – из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.


Этим замыкается кольцевая композиция СТХВ. Поэтич. экспрессия композиции определяется выразительной линией рисунка, магией ритма и сиянием голубого цвета.
Друзья ушли, но иск-во и тв-во способны воскресить их.
*
*
*
ПОЭ. ОБРАЗ - худ. изображение в ЛТР произведении ч-ка, природы или отдельных явлений. Обычно в СТХВ присутствует целый образный ряд. Это ряд тех зрит. образов-картинок, к-рые автор закладывает в произведение, те, к-рые мы должны представлять по ходу прочтения, чтобы понять основной смысл произведения.


Если это СТХВ о природе, то это ряд картин природы. Как правило, образный ряд выражен существительными. Дополняют этот рад эпитеты. Так, выделяя ключевые слова в тексте мы этот ряд выделяем.


У Есенина - берёза - посеребрённые заснеженные ветви - зимняя тишина - искры снежинок - заря - лёгкий снежок.
В СТХВ "Когда волнуется желтеющая нива" Лермонтов создаёт не общую картину природы, а последоват-ный образный ряд, образы к-рого становятся персонажами СТХВ: "волнуется желтеющая нива"--свежий лес шумит--прячется в саду малиновая слива--ландыш серебристый приветливо кивает головой--студёный ключ играет по оврагу".
*
*
ОБРАЗ. Объясняю простыми словами. Вот ты прочёл СТХВ, потом закрыл глаза, а перед глазами у тебя картинка. Вот эта мысленная картинка и есть образ. Например,


Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.


Прочёл ты и увидел берёзу, как живую. Вот эти 8 строк и есть ОБРАЗ.
*
*
ОБРАЗ. Это ряд тех зрит. образов-картинок, к-рые автор закладывает в роизведение, те, к-рые мы должны представлять по ходу прочтения, чтобы понять основной смысл произведения.









Другие статьи в литературном дневнике: