Совет по созерцательной практике.

Леонид Невский: литературный дневник


Существуют разные способы войти в естественное состояние ума.
Найди тот, который тебе ближе, и применяй его до тех пор, пока распознавание не станет устойчивым.


Вот один из вариантов:


• Сосредоточь внимание на непостоянстве своего тела. Подумай о том, что оно ежемгновенно разрушается и в силу старости, болезней и пр. условий, рано или поздно разрушится.


• Подумай о других существах: что они также подвержены непостоянству.


• Посмотри на внешние материальные объекты: какими бы прочными они ни были — все они также разрушаются. Вся вселенная со всем её содержимым рано или поздно разрушится. Нет явлений, которые были бы за пределами этого принципа непостоянства. Всё составное — непостоянно.


• Теперь обрати внимание на того, кто наблюдает всё это непостоянство.
Когда исчезают мысли о теле, о других, о внешних явлениях — что остаётся?
Есть ли что-то, что не разрушается вместе с телом и миром, не возникает и не исчезает?


• Увидь, что воспринимающее присутствие — не объект.
Невозможно указать на него пальцем, невозможно увидеть его как вещь среди вещей.
И всё же оно очевидно: именно в нём появляются мысли, ощущения, переживания.


• Исследуй: имеет ли это присутствие форму, цвет, размер?
Можно ли сказать, что оно внутри тебя или снаружи?
Можно ли его удержать или потерять?


Когда ищешь — невозможно найти никакую сущность, отделённую от явлений, — и тем не менее ясное знание присутствует.
Это и есть естественная природа ума: пустая, но знающая, открытая и ясная.


• Все явления непостоянства — тело, чувства, мысли, внешний мир — подобны облакам в небе.
Они возникают и исчезают, но небо при этом не меняется.
Облака могут быть светлыми или тёмными, они могут закрывать небо полностью — но ни одно из них не способно изменить природу самого неба.


• Позволь явлениям возникать и растворяться сами по себе.
Не отвергай мысли, не следуй за ними — смотри прямо в их сущность.
Каждая мысль, едва появившись, исчезает в той же открытости, откуда возникла, — подобно облаку, которое появляется и растворяется в небе.


• Посмотри: либо есть цепляние, и появляется двойственность — «я» и «объект»,
либо есть расслабленное узнавание, и нет двух.
Только одно пространство ясного присутствия, свободное от деления.


• Когда появляется отвлечение — будь то мысль, эмоция, образ, ощущение или внешняя ситуация — не стремись что-либо изменить или сопротивляться. Например, появилась беспокоящая эмоция страха — просто выдели её, посмотри прямо в неё, в само ощущение, и расслабься, помня о том, где она возникла. Тогда она естественно растворится сама собой, при этом позволяя ветрам изначальной мудрости свободно войти в центральный канал, после чего твоё осознавание наберёт силу и станет более интенсивным.


• Помни: если твой ум не обрёл никакой стабильности сейчас, то и в бардо у него также не будет никакой власти. Если ты не можешь контролировать свои эмоции сейчас, если ты следуешь за всеми своими омрачениями, то и в бардо будешь носим кармическими ветрами, подобно пёрышку.


• Усвой этот ключевой момент — неотвлечения и расслабления.
Ведь если нет расслабления, значит, присутствует цепляние.
А если есть цепляние, возникает двойственность, и ты оказываешься в отвлечении.
Когда ты в отвлечении, ты априори — заблуждающееся существо, контролируемое непостоянным, изменчивым и иллюзорным миром явлений.
Осознавание сужается до точки, цепляясь за объект, и ты теряешь простор собственной природы.


Но если есть расслабленное узнавание — никаких объектов цепляния не возникает.
Явления приходят и уходят свободно, и ты остаёшься как открытое пространство, которое невозможно спутать с облаками мыслей и эмоций.
В этот момент нет усилия, нет практикующего и нет объекта практики — только естественное присутствие.


• Неотвлечение — это не контроль и не напряжённая концентрация.
Это свободное, открытое узнавание того, что уже есть.
Просто отдыхай в этом пространстве, без попыток удерживать или улучшать состояние.
Когда расслабление полное — распознавание естественное и непрерывное.


Так продолжается истинная созерцательная практика:
пока есть расслабление и ясное узнавание — нет ни того, кто практикует, ни того, что нужно достичь.
Просто пространство и свободная игра явлений.


P.S. и в завершение цитата из текста "Светильник, рассеивающий тьму" Джамгона Мипама Ринпоче:


Каждый раз, когда возникает двойственная крайность — ясность и тот, кто её ощущает, или пустотность и тот, кто её ощущает, — переведи внимание на природу этого цепляющегося памятования. Так ты удаляешь столб, к которому привязан двойственный ум, цепляющийся за воспринимающий субъект и за то, что он воспринимает, и освобождаешь пространство для обнажённого открытого естественного состояния осознавания — светоносной пустотности, у которой нет ни центра, ни периферии. Знать недвойственную природу светоносности и открытости, или естественное состояние, — это и есть суть осознавания. Это раскрытие изначальной мудрости, свободной от омрачающего покрова переживаний, обусловленных цеплянием.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.12.2025. Совет по созерцательной практике.