Совет по созерцательной практике.Существуют разные способы войти в естественное состояние ума. Вот один из вариантов: • Сосредоточь внимание на непостоянстве своего тела. Подумай о том, что оно ежемгновенно разрушается и в силу старости, болезней и пр. условий, рано или поздно разрушится. • Подумай о других существах: что они также подвержены непостоянству. • Посмотри на внешние материальные объекты: какими бы прочными они ни были — все они также разрушаются. Вся вселенная со всем её содержимым рано или поздно разрушится. Нет явлений, которые были бы за пределами этого принципа непостоянства. Всё составное — непостоянно. • Теперь обрати внимание на того, кто наблюдает всё это непостоянство. • Увидь, что воспринимающее присутствие — не объект. • Исследуй: имеет ли это присутствие форму, цвет, размер? Когда ищешь — невозможно найти никакую сущность, отделённую от явлений, — и тем не менее ясное знание присутствует. • Все явления непостоянства — тело, чувства, мысли, внешний мир — подобны облакам в небе. • Позволь явлениям возникать и растворяться сами по себе. • Посмотри: либо есть цепляние, и появляется двойственность — «я» и «объект», • Когда появляется отвлечение — будь то мысль, эмоция, образ, ощущение или внешняя ситуация — не стремись что-либо изменить или сопротивляться. Например, появилась беспокоящая эмоция страха — просто выдели её, посмотри прямо в неё, в само ощущение, и расслабься, помня о том, где она возникла. Тогда она естественно растворится сама собой, при этом позволяя ветрам изначальной мудрости свободно войти в центральный канал, после чего твоё осознавание наберёт силу и станет более интенсивным. • Помни: если твой ум не обрёл никакой стабильности сейчас, то и в бардо у него также не будет никакой власти. Если ты не можешь контролировать свои эмоции сейчас, если ты следуешь за всеми своими омрачениями, то и в бардо будешь носим кармическими ветрами, подобно пёрышку. • Усвой этот ключевой момент — неотвлечения и расслабления. Но если есть расслабленное узнавание — никаких объектов цепляния не возникает. • Неотвлечение — это не контроль и не напряжённая концентрация. Так продолжается истинная созерцательная практика: P.S. и в завершение цитата из текста "Светильник, рассеивающий тьму" Джамгона Мипама Ринпоче: Каждый раз, когда возникает двойственная крайность — ясность и тот, кто её ощущает, или пустотность и тот, кто её ощущает, — переведи внимание на природу этого цепляющегося памятования. Так ты удаляешь столб, к которому привязан двойственный ум, цепляющийся за воспринимающий субъект и за то, что он воспринимает, и освобождаешь пространство для обнажённого открытого естественного состояния осознавания — светоносной пустотности, у которой нет ни центра, ни периферии. Знать недвойственную природу светоносности и открытости, или естественное состояние, — это и есть суть осознавания. Это раскрытие изначальной мудрости, свободной от омрачающего покрова переживаний, обусловленных цеплянием. © Copyright: Леонид Невский, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|