Рижский рождественский цикл.

Светлана Водолей: литературный дневник

Литературный Зимний Сад
СВетланы Водолей
2023 год


/Заседание-концерт 2./



Под грохот органа на площади Домской.


Под грохот органа
и шёпот времён
сияли снега
на площади Домской...


И пели скрижали,
и выли рога.
И жгли полоумные
юбки колдуний.


Под визги трубы Иерихонской.


А кто опоздал
быть сожжённым вчера —
сегодня тоскует
свои вечера.


На площади Домской
снуют фраера...


Под визги трубы Иерихонской.


Но кто-то испортил
под крики Ура
мои берега,-
они стали чужими.


А были родными
как эти стога
над пастбищаами
голубыми...


Внимаю сугробам,
витринам, особам,
зарытым в меха,
пьющим кофе с морозом.


И жду под ветрами
сквознячными грёзы,
которые будут
будить гиацинт,-


Предвестник весны
под грохот органа!
Вокруг мокрый снег
вперемежку с туманом.


И голосом Свана*
"Украдено время"
из старых времён
полномощно сиять!


Даёшь Перемены! —
Расхристанным ранам
век Новый, счастливый
стране наверстать!


* * *


Под грохот органа
сияние Раны.
Под грохот органа
жжёт шёпот Времён.


Зияют снега.
Возбуждённые страны.
Поющих скрижалей
разверзнутый фон.


На площади Домской...
не слышно органа.
Грядут полнолунные
дни колдунов.


И воют рога
из ИНФО телеграммы
трубой Иерихонской
забытых Основ!


Грядут полнолунные
юбки колдуний,
сметающих всё:
Пир во время чумы!


И снова идут
через площади мумий
с мехами из куний*
последние сны.


А кто опоздал
быть сожжённым вчера —
сегодня тоскует
свои вечера.


На площади Домской
снуют фраера...


Под визги трубы Иерихонской.


8 ноября 2013 года - 11 января 2023 года


*Шарль Сван (фр. Charles Swann) — один из центральных персонажей цикла романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»


**КУ;НИЙ, -ья, -ье. Прилагательное к куница. Куний след. Куний мех. Сделанный из меха куницы. Куний воротник. "На сестру надевали богатый куний салоп с большой собольей пелериной." Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.


Улетайте, перелётные дети.


Улетайте, перелётные дети,
из больших городов.
Улетайте в беспросветность просторов
заморских степей.
Здесь устали любить
бесполезных ненужных богов,
здесь мы веком придавлены,
глыбой серой слепней.


Спрячьтесь в угол гнезда
провинциальных окраин,
где трамвай до кольца
и надеждой хрустален
опочиваленный
сон о Возможном,
этом далёком,
но очень тревожном.


Разрешая себе
сжиться с подушкой
двухголовья кровати
и сном о лягушке,
так и не ставшей
царевной, проспавшей
Зов путешествия
в дальние страны.


Там, где нирванна
неизвестность тумана.
Хоть и обманом,
но мечту воздержавшей
так высоко, что домысливать — годы.
Здесь нет любимых,
которым ты годен...


Те поколения, коим угоден,
без поклонения
таланту Мавроди.
Если достаток
есть — самодостаточен.
Но улетаешь
в оперенье зачаточном:
что-то успеть сделать навроде,
став гениальней,
чем источники боди.


Где для Любви и её чистоты,
ты с незнакомцем в мгновенье на ты.
Вей ветерок. Падай прохлада.
Утро как ночь,
тьмущему рада.
Только лишь сумерк
забрезжит рассветом,
я становлюсь подлунным поэтом.


И тороплюсь расписать эту смету,
сети расставить к созвездиям Леты.
Время бежит за поездом скорым.
Парк мой дрожит. Открыты все поры.
Влажные шторы качают планету.
О, просыпайтесь скорее, поэты!..


18 ноября 2021 года


Рана Немо.

Я собираю опалы, они иллюзорны.
Светит мерцательный Свет в кармане с попкорном.


Вот она, долгожданная строгая Лета,
что подсчитала уже и траты, и смету.


Что неизменно, то безнадёжно настало.
Катятся воды на камни, пески, пьедесталы.


И погружается тело в кромешность пучины
лодки подводной с подводкой и не без причины.


Немо ушёл от действительности, но достали!
Только Амфибии шли в горизонт, но устали.


Что нам останется там, на дороге Млечной?
Только одно, что мы жили и выжили вечность.


Из скорлупы, как орех, что жевать обещали.
Грецкие корни, эллинские дни и печали.


Тон заповедный под гон пучеглазого стада.
Им ничего кроме сочности травной не надо.


Им ни к чему сознавать, что в падении звёзды
так же прекрасны, как и рождение с Бёздей.


Вертится Круг осиянный и мы с ним нирванны,
в редком прозрении словно тот Остров буянный.


Нам только бурю давай, и в ладонь пятипалый
лист положи из кленовых, сиропом усталый.


Сон наисладчайший. Век наигорчайший.
Падает Слово как дар величайший.


Светлоголовую мысль источая,
нить истончая на кончике Рая...


Думы пророча из вымытой раны
Немо, средь рыб многоточий, пространный


воздух вдохнув Водолея глубоко,
тайны познав, став звездой многоОкой,-


ты, только ты своим виденьем тяжким
веку даёшь на мгновенье отмашку.


в гон революций, промокших до нитки
всех цветов радуги, каменных слитков


из сердолика до смердоблика
в поте скульптурных своих изваяний,


что на века средь искусств достояний,-
гимны поют Творчеству смелых!


Смысл источая, Нить истончая,
Думы пророча до многоточий


среди отличий и безразличий
тех, кто не знает смысла величий!


Вымыты раны Немо в мечтаниях
до притяжения, сверх притязаний.


Век наш рубиновый, аквамариновых
лимф — до прозрачности полной Глубинного!


19 ноября 2021 года - 11 января 2023 года


Утопая в снегах на Домской...

Вереницами птиц кончается лето.
Улетающие... вопрошающие...
Отчего как всегда горло дня не распето?
К ране незаживающей
вы вернётесь опять, когда срок настанет.
Когда вёсенный бум Роста и буйства
всколыхнёт мироздание, двигая станы
и стада к водопою.
Где свежесть искусства?


Где разбуженный мир, что заснул, снов не видя?
Чёрной ночью вокруг говорит Тишина.
Просыпаются умершие давно, как Овидий.
Умываются звёзды и полнеет Луна.
Марсианскими снами заполнена площадь.
Отшлифованы камни как опальная кладь.
А на кренделях улочек
рижские сдобные мощи,
от столетия высохшие,-
вновь желают стоять!


Восторгать, не проваливаясь в снеги. Живыми!
Параллельного мира живые цветы.
Вот уж осень кончается в многослойное линий
и пунктиров, намеченных гимном страсти "на ты".
Снова мир потерялся безвозвратно в пространстве,
где рассветов не ждут, потому что придут.
И последний редут, и как Выстрел без чванства,
не заряженный верой,- он всегда тут как тут.


Вот и выросли крылья. Я иду через площадь.
"Прилетал марсианин в осеннюю ночь..."
Параллельных миров снова вырастут рощи.
Запоют соловьино, если смогут помочь
воскресить, что забыто и забито калиткой.
Расцвели хризантемы в настоящем Саду.
Мне не надо Эдема. Эликсир "из улитки"
устраняет морщинки, веселя как в бреду


беспричинной улыбкой элюаровской снова.
Настроению - обнова, а желанию - Свет
из Зелёных! И самых, что ни есть, но готовых
заплатить хоть натурой за бесплатный билет
в эту вечность. Предвзята, строга как зарплата,
Королевою голой выходишь на плато,
не боясь. Снег по горло закрывает тебя.
И ты снова ждёшь счастья, словно помощь от брата,
как авансы от свата, Новый год отводя.


Вереницами птиц кончаются зимы.
Распростёртыми крыльями встречаем зарю.
Для Всевышнего Пира мы уже херувимы,
проходящие ад, отдышавшись в раю.
Но хотелось ещё раз, летая снегами,
засверкать как снежинка резным, кружевным,
обаятельным взглядом, шепотком ураганным,-
испытать жар Любви настоящей с другим!..


20 ноября 2021 года


Купаюсь в сиреневых сумерках утра

Купаюсь в сиреневых сумерках утра,
в вечернем для сглаза кольце перламутра,
в безбрежном тумане воды многоточий
из рыбьих чешуек, их спин сверхурочных,


с началом Начал, обезглавленных веком.
С твоим намерением как человека
и бога, в замочную скважину выйдя,-
ты с вывертом прыгаешь в небо, где Вия


проносится взгляд. Ведь приподняты веки,
и Лиелупе серой волчицей навеки
вплывает полночно на площадь, где Град
стоит словно город полночных преград.


Здесь потустороннее дружит с разбегом
моих строк и мыслей. Не вымышлен брегом
как Парус, сравнявший любых цвето-глаз,
а Третий — невидим. И он под раскрас


чужой не подходит. Прозрачное бродит
как Призрак из той дорогой чистоты,
где не было дня, чтоб тонули плоты.
На сходе, на взводе как на пароходе,


где я не своя, а блуждаю в полёте
над бренной Землёй, через площадь отважно
идя, прошуршу своей юбкой бумажной,
задевшей салфеток расстроенный ряд,


где нет никого и слова невпопад
несутся без рифмы крутой "а ля чили",
где смысл удалён на несбыточность милей,
где тонет Титаник на ваших глазах.


И только Улыбка в туманных слезах...


20 ноября 2021 года


Шепнут Времена под грохот органа...


Площадь волшебная, с многими тайнами,
с мистикой огненной аутодафе...
С цветом неона витрин, где случайное
запрограммировано в строй кафе.


Громоподобные звуки органа
крышу срывают с собственных храмов.
В небе несутся в обгон облакам,
спрашивают горизонты, что там?..


К площади Ливов, где дождик курсивом
пишет историю обо мне.
Облачны гривы и жарки наливы
в призрачном бездном стеклянном кафе.


Впервые здесь брала для русской газеты
моё интервью Дельфонцева Света.*
/Она теперь в Лондоне, сыплет приветы
в туманное лоно дождливого Леты./


Как всё быстротечно... Театр русской драмы,**
он имени Чехова! Улица Калькю —
бум архитектурный без всяких огрехов,
идёт до сих пор словно поезд товарный.
Товары на Ять, не достойны помехи!


Шепнут Времена под грохот органа,
снега водрузят свои шапки на стол.
На площади Домской — Январь обаянный
готовит Рождественский нам произвол!


21 ноября 2021 года


*Светлана Дельфонцева — известный журналист газеты "Вести сегодня", в стеклянном прозрачном кафе напротив Театра русской драмы взяла у меня Первое интервью в связи с моим выступлением на заключительном концерте Конкурса русского романса в концертном зале "АВЕ СОЛ", где я прочла стихи, посвящённые Королеве цыганского романса, председателем жюри которого была знаменитая Валентина Пономарёва /Москва/, высоко оценившая моё выступление. Сегодня Светлана Дельфонцева живёт в Лондоне.


**Здание, которое сейчас занимает Рижский русский театр, было построено в 1883 г. и принадлежало Русской ремесленной артели акционерного общества «Улей». Проект здания выполнил известный архитектор того времени – Р. Шмеллинг, которого по праву считают создателем лучших строений старой Риги.
Художественными руководителями театра были такие прославленные режиссёры как К. Н. Незлобин, К. Марджанов, Михаил Чехов (имя которого и носит театр), Ю.Юровский, Леонид Белявский. Неоднократно подготовкой молодых актеров занимался Олег Табаков.


Храм Наива


В Домских сумерках купаясь,
чуть продрогнув отдыхаю
в том кафе прозрачном Ливов,
что на площади курсивом
расписали воробьёв,
стаи маленьких воров,
что уместятся в горсти.
Ты за всё меня прости,
Рига Старая, Вецрига,
с мощным драйвом для интриги.


Всплеск твоих архитектурных
и приливов, и отливов,
и романов слишком бурных,
всё скрывает площадь Ливов.
И несут колоратуры
из окна под черепичной
Красной крышей, фон фактурный!
Здесь не спрячутся и мыши.


Всё взлетает междометьем
и кружится, словно в танце.
/Марис Лиепа на примете,
обнимал протуберанцем.../
Распевается певица,
где-то за углом клаксоны
в модных мокрых плаще-лицах
ловят звуки саксофона.


Ты, мой град, уподобленный
Андерсона сказкам вживу,
ты во мне, не постепенной,
строишь Храм в душе Наива.
Ты, со мной совокупленный,
и грозя раздать округе
всё, что выросло нетленным
в РОКовом небесном круге.


Так ласкаешь откровенно,
что в глазах опалы пляшут
и мерцательно-отменно
огоньками спектра машут.
Потому пишу и плачу,
и боюсь, что всё отменно
отнесут в чердак на даче,
где темно и постепенно


изнывающей страницей
каждый Том мой благородный,
вмиг сотрёт слезу и блицем
выпалит как первородный,
что наступят времена и
винам, и словам не бедным,
как роскошество Данаи
здесь — уместно и победно.


И гордится станет Рига
вместе с Юрмалой прекрасной,
что живёт здесь поэтесса
с Правдой честной и опасной.
С откровенностью безбрежной,
вплавь по Даугаве, владея
кожей нежной и прелестной
для услады Чародея.


Чародейное в "Тринадцать
стульев" уместилось важно.*
Храм Наива в числах -надцать
с магией его отважной...


21 ноября 2021 года


*Кафе "Тринадцать стульев" на Домской площади, в котором действительно только 13 стульев. Моё Знаковое кафе.


Наступит День и Час!


Прогулка по Ёмасу вчера,
21 ноября 2021 года



Наступит День и Час,
и лишь тогда громады
несметных ярых туч
подверженных ветрам,
войдут в свой эндшпиль Темы
Наверно, так и надо...
Я не пошла по берегу.
Пошла по Йомас!* В гам


огромных толп с желанием
раздеться и прилюдно,
заполнить легендарную
из улиц — серебром
своих мечтаний Лета.
И это обоюдно!
Сорвавший Маски ветер
мне говорил о том,


что шторм был в виде флуда.
Как неизбежно Время,
которое срывают
шагренево и влом.
Зашла в тот магазин,
где тряпки из Бермуда,
и треугольно выросла
в Квадрат картин с ярмом


желаемых, обхоженных
как ветер в форме блуда,
количества несчётного,
Немыслимых Годин,-
купить для настроения
из бренда "Жанна д Арк",** того
расчётливого, смелого
как в лампе Алладин
от Образа ИЗВНЕ.


Но, вкусом привередлива,
я вылезла из логова.
Что НАДО, того не было.
А что НЕ НАДО мне,
довольно. Выше спаленной
инопланетной крыши... Спам
в заоблачном растении
есть то Моё Зерно,


что как Предвестник Аленький
по-гриновски, заваленный
какой-то глыбой намертво.
Но жжёт на дне оно.
Опять, ПОТУСТОРОННЯЯ,
я разгребаю рытвины,
бессмертно спотыкаясь
на каждое Руно.


Я стала Птица Вольная,
лечу туда, где Истины
последних стадий, в истинном
их пониманье выжданы,
заслуженны и признаны!
О, если Ты? Копьё
моё уже не сломлено.
Фаюмских глаз портретами
заполню я балконы, где
шатрами сосен крон,-


мы будем избалованы.
И станем облюбованы
балтийскими ветрами.
Как сладок этот звон!
Вчера был ярый шторм.
На Йомасе и с Ёмасом.*
Мы жили-не тужили.
И был в тоске Объём.


Я не знакома с Соросом,
и не плетусь я косами.
И не блуждаю больше в тех
заоблачных мирах...
Я там — живу, и каждый день
своим тончайшим волосом
вдаль продлеваю миги
в задержанных веках!


21 ноября 2021 года


*Улица Йомас/лат./, в переводе: бухта. Знаменитая с "Новой волны". Ёмас, как окрестила её Ксения Собчак, будучи в Юрмале. "Пойдём гулять по Ёмасу."
**"Жанна д Арк" - известный французский бренд одежды.


Площадь волшебная, выси Высоцкие.


Владимиру Высоцкому.


Площадь волшебная, с многими тайнами,
с мистикой огненной аутодафе...
С цветом неона витрин, где случайное
запрограммировано под шафе


богом иль чёртом. Чертоги едины.
Космос. Харассмент. И Чистота.
Голые камни. Метели седины.
Выси Высоцкие и маета


звёзд полномочных и дум пололунных.
Промежей парных традицион.
Помни устои, основы средь шумных
толп, что по Домской снуют в перегон


радостных праздничных АГНИсияний.
Томных метелей запутанный рой.
Там, где пути в Поворотах фатальных,
среди проваленных бездн инфернальных,-
пой же над миром гитарной струной!


11 января 2023года




СОДЕРЖАНИЕ


1.Под грохот органа на площади Домской.
2.Улетайте, перелётные дети.
3.Рана Немо.
4.Утопая в снегах на Домской...
5.Купаюсь в сиреневых сумерках утра
6.Шепнут Времена под грохот органа
7.Храм Наива
8.Наступит День и Час!
9.Площадь волшебная, выси Высоцкие.


*Новогодний цикл 2021-2022-2023 года.


/Название придёт потом,
как серых глаз пустых фантом.
Редьярдом Киплингом увенчан
тот пароход, что был замечен./


Под грохот органа на площади Домской...
http://stihi.ru/2021/11/20/1955


Улетайте, перелётные дети...
http://stihi.ru/2021/11/18/2727


Рана Немо
http://stihi.ru/2021/11/19/1069


Утопая в снегах на Домской...
http://stihi.ru/2021/11/20/1638


Купаюсь в сиреневых сумерках утра
http://stihi.ru/2021/11/20/2379


Шепнут Времена под грохот органа
http://stihi.ru/2021/11/21/1655


Храм Наива
http://stihi.ru/2021/11/21/1939


Наступит День и Час!
http://stihi.ru/2021/11/21/3295


Купаясь в сиреневых сумерках утра
http://stihi.ru/2021/12/01/2093


Иду сквозь тернии...
http://stihi.ru/2021/12/14/3190



Другие статьи в литературном дневнике: