***

Светлана Водолей: литературный дневник


Свиток разворачивается постепенно... И "Опалесцирующая влага души"* заполняет пространство уверенно и нерушимо. Нет, я не нахожусь на тонущем корабле,
а "Титаником" медленно выплываю из Небытия, чтобы ходя по кругу, по цепи златой разбираться в загадках, которые предоставила жизнь.
Я только что, позавчера, закончила Поэму "Не конца", посвящённую Марине Цветаевой,
этой цветущей бездне, из которой так трудно было выплыть, и в которую хочется вернуться, но позже... Именно поэтому не могла отвлекаться на роман, зато теперь могу спокойно продолжить.
Детали выплывают из контекста как из тумана — очертания берегов, когда ты плывёшь и уже теряешь берег, внутренне содрогаясь от мысли, возможно ли будет возвратиться назад? А вдруг нет... или да?.. И вряд ли будет интересно, если всё и сразу станет понятно. Мне нужен этот момент Содрогания, когда ты явственно понимаешь, что и до сих пор многие вещи мне не ясны, и может быть никогда не станут ясны. Поэтому и разбираюсь, и буду разбираться, пока есть силы и время понять: действительно ли мир спасёт Красота? И не обманул ли нас Достоевский в этом знаменитом утверждении, не ввёл ли всех нас в заблуждение, как говорят юристы, и не будет ли сломана шпага над моей головой как жестокий Приговор за то, что я когда-то поверила в это?
Действительно, на момент знакомства я была увлечена Достоевским как никогда, и носила с собой, зачитываясь и восторгаясь, цитируя и обсуждая с собеседником, а собеседником был он и кто-то из моих подруг, когда мы сидели в кафе и все слушали мой восторженный монолог, посвящённый книге Бахтина о Достоевском, только что вышедшей из печати.** Я смаковала идеи Бахтина и вслух восхищалась его прозрениями, проникновениями в суть творчества любимого писателя. И не виноват ли, может быть, он, Достоевский, в том, что я так естествественно, предметно и живо восприняла главное устремление князя Мышкина, которое заключалось в том, чтобы можно и возможно «восстановить и воскресить человека»


Князь Мышкин стал носителем основных идей писателя о добром и вечном, воплощением христианской добродетели, идеалом человечности. Главным устремлением героя романа Достоевского было «восстановить и воскресить человека»".



Красота не спасёт мир. Красота стареет и превращается в уродство. Богу не удалось сделать материальное вечным. Человеческая душа для него такие же потёмки, как и для нас. Тут Достоевский не прав. Он смотрел на Красоту сквозь призму православия. Я бы сказала, он был "повёрнут" на Христе, и это не удивительно. Ведь с детства в него внедряли Закон божий, такая была семья. А что вошло с детства, то живёт всю жизнь. Мир прекрасен сам по себе, независимо от нашего взгляда. Хорошее настроение, и дождь не испортит. Плохое настроение - и солнце бессильно. Другое дело, что мы своим взглядом воспринимаем и отражаем действительность. И настолько это может быть глубоко и всесторонне, что можно было бы сказать мы, каждый из нас создаёт Свою действительность. Свой мир. А в Своих мирах мы уже творцы своей Вселенной. Красота не спасёт мир, потому что хоть и прав Достоевский, что Красота содержит не только внешнюю, но и внутреннюю, то есть, нравственную красоту. И прав, и не прав. Мало ли мы знаем злых гениев...
Человек видит Мадонну из содомского. Мао Цзэдун сказал, что женщина держит на себе пол неба. Вторую половину он приписывал Себе. А я скажу, что женщина держит на себе всё небо. Она рожает и она творит. Помните, "Яйца курицу не учат. " Это была любимая поговорка моей свекрови. Других она просто не знала. И когда ей нечем было парировать, она всегда говорила безапелляционно эту фразу. А я добавлю другое. Смотря какие яйца и смотря, какая курица. Если курица - овца, то и яиц у неё попросту нет. А если она ещё и кукушка, подбрасывающая своих детей жёнам, которые всю жизнь потом за неё доделывают её "недоделанное дело вместе с телом",
то Красота не спасёт такой мир. Отец и мать такие же чужие Вселенные для нас, о которых мы баснословно мало знаем, а только любим. У меня например, отец добрый, а мать строгая. И что. Никто в нужный момент моей жизни, когда я была на распутье Судьбы, не смог найти ко мне подхода, найти слов, чтобы объяснить и посоветовать.



Другие статьи в литературном дневнике: