Ко дню рождения Татьяны Дорониной 12 сентября 1933

Семён Кац: литературный дневник

Род Дорониных происходит из небольшого городка Данилов Ярославской области. Ее дед был очень уважаем земляками за доброту, трезвость и работоспособность. Неудивительно, что за это он был выбран церковным старостой.


Татьяна Доронина родилась в Ленинграде, куда незадолго до ее рождения переехали ее родители. Но вскоре началась война, и семье Дорониных вновь пришлось вернуться в Данилов. Здесь и прошло военное детство Татьяны. Детство нелегкое, голодное, как и у большинства населения. Не случайно, возвращаясь после войны в Ленинград, Доронины везли с собой козу, - страх голода еще долго не отпускал их.


В Ленинграде Таня продолжила учебу в школе. Там же и зародилась ее любовь к театру, - девочка с увлечением играла в самодеятельности. «Славная девочка, она так любила самодеятельность! - вспоминает первая учительница Дорониной Валентина Васильевна Ковчегова. - Часто выступала в платьице из марли перед рабочими в клубе. Таня выделялась необыкновенной красотой, но не зазнавалась».


Учеба. Дебют в кино


В восьмом классе Татьяна тайно от родителей отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Девочка произвела на приемную комиссию благоприятное впечатление, и уже могла бы быть зачислена, но тут выяснилось, что у нее еще нет аттестата о среднем образовании. Татьяне пришлось вернуться домой доучиваться.


Спустя два года упорная девушка вновь приехала в Москву и подала заявления во все театральные училища: в ГИТИС, в Щепкинское училище, в Щукинское, в Школу-студию МХАТ. Она всюду сдавала экзамены и всюду была принята! В конце концов, Татьяна выбрала все ту же Школу-студию МХАТ.


Класс Павла Массальского был одним из самых сильных. На одном курсе с Дорониной учились Евстигнеев, Козаков, Басилашвили. Но уже тогда Татьяна выделялась своим талантом. В последствии Масальский не раз ставил Доронину в пример остальным студентам. А выдающийся театральный педагог Борис Ильич Вершилов и вовсе боготворил эту замечательную актрису.


В 1955 году состоялся дебют Дорониной в кино. Татьяна сыграла Зою в мелодраме Михаила Колатозова «Первый эшелон». Вместе с Дорониной дебютировали Олег Ефремов и Алексей Кожевников.


Первый брак


На своем курсе Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда. Однокурсник Виктор Сергачев вспоминает, как на студийном собрании разбирали Доронину за примадонство. «Предлагали ее даже стипендии лишить и дать выговор по комсомольской части».


Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, - вспоминает педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»


БДТ


По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.


Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в гримуборной театра. Но спустя три года - в 1959 году – самобытный талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие - зачислить в труппу и ее мужа. Товстоногов согласно кивнул. А Доронина продолжала: «И дать ему роль в первой же постановке БДТ». Самое примечательное, что условия будущей звезды были приняты. Диктовать свою волю она умела уже тогда.


Одной из первых ролей Дорониной была Надежда Монахова в спектакле «Варвары». Вспоминает Виталий Вульф: «Отчетливо помню первые гастроли БДТ в Москве. <…> Доронинская Надежда жила в вымышленном мире, у нее были свои понятия, и она никогда не слушала, только где-то в глубине, скрыто от глаз, шла совсем другая жизнь, напряженная и драматичная. Она искала любви, только любви, которая везде одинакова, если она настоящая. Аскетизм выразительных средств усиливал содержательность внутренней жизни. В ее медлительности была энергия, в нелепости - что-то пугающее и дремучее. Навсегда сохранился в сознании короткий диалог Дорониной-Надежды с Луспекаевым-Черкуновым и романс, который она пела: "Жалобно стонет ветер осенний". Голос и манера завораживали. Зал устроил ей овацию, длившуюся более получаса».


После «Варваров» к Татьяне Дорониной пришла слава. В театре ей стали давать исключительно главные роли. Публика просто ломилась на спектакли с ее участием…


Развод. Второй брак


Доронина и Басилашвили разошлись в 1963 году. «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет», - рассказывает Олег Басилашвили. Он отмечает, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».


Вторым мужем Дорониной стал театральный критик Анатолий Юфит. Однажды он пришел в театр и был сражен ее красотой. В биографии Дорониной о Юфите не сказано ничего, однако питерский бомонд да и предпоследний муж Дорониной актер Борис Химичев подтверждают, что Татьяна Васильевна жила в гражданском браке с Юфитом около трех лет. Юфит был старше нее почти на десять лет (сегодня его нет в живых). Он заведовал кафедрой истории русского театра в Ленинградском театральном институте. Его обожали студентки и сотрудницы за остроумие, веселость, импозантность.


Кино. 60-е годы


Как уже говорилось, дебютировала Татьяна Доронина в кино еще в середине 50-х. Однако затем она практически не снималась. Вновь появляться на экране она начала лишь в начале 60-х. К тому времени она была уже известной театральной актрисой.


В кино она сыграла не так много ролей, но среди них не было «проходных», почти всегда удачные. Так в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра» (1966) она сыграла Надю – девушку, которая отказывается от своей мечты стать актрисой. Но пройдут годы, - и она придет в театр… На роль Нади режиссер Георгий Натансон хотел пригласить Инну Чурикову, но худсовет «Мосфильма» был категорически против. В конечном итоге было принято решение пригласить Доронину, и режиссер не ошибся. Великолепный ансамбль актеров – Доронина, Жаров, Тенякова, Соломин, Куравлев – создали прекрасный фильм, полюбившийся зрителям.


А на следующий год Доронину ждал еще больший успех. Она была приглашена Татьяной Лиозновой на главную роль в мелодраму «Три тополя» на Плющихе». Эта картина, по сути, - фильм-дуэт. Лиознова свела двух очень разных актеров - Татьяну Доронину и Олега Ефремова.


Ирина Шилова: «Татьяна Доронина - артистка не только по призванию, но и по складу. Ее искусственность, даже манерность, здесь оказались кстати. Ее героиня вынуждена играть роль в роли, вынуждена притворяться, обороняясь от обстоятельств и от нечаянного сердечного отклика, который вызвал в ней доброжелательный таксист. В нем для нее сосредоточилось то, чего уже не хватает в муже — внимательность, заботливость, чуткость. Олег Ефремов — органичный актер, искренний и достоверный. Внешне невозмутимый, он точен в каждой реакции, убедителен в каждом движении. Потому отношения двух героев и выглядят столь привлекательными: узнавая другого, каждый узнает и себя. Встреча состоялась. Она ничего не может изменить в жизни героини, которая никогда не изменит дому и семье. Но вернется она уже другим человеком, знающим, что ее можно любить, что она заслуживает нормального женского счастья».


Как признается в своей книге «Дневник актрисы» Татьяна Доронина, в роли Надежды она воплотила образ своей мамы, «ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость и самоотрешенность».


Фильмы «Старшая сестра» и «Три тополя» на Плющихе» вошли в золотой фонд отечественного кино, а Доронина два года подряд (1967 и 1968) называлась лучшей актрисой страны по итогам опроса журнала «Советский экран».


Третий брак


В 1966 году Татьяна Доронина покинула БДТ и перебралась в Москву – в Московский Художественный театр им. М.Горького. Однако работа в МХАТе не принесла ей удовлетворения. Спустя три десятилетия актриса признается: «Уход из БДТ- это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар».


Кстати в Москву Доронина уехала уже с третьим мужем – драматургом Эдвардом Радзинским. Это случилось после ссоры Дорониной с Юфитом, когда тот не встретил ее с гастролей. В то время Радзинский приехал в Ленинград в БДТ на репетицию своей пьесы (и отчасти ради Дорониной, в которую был влюблен).


Молодой талантливый драматург покорил сердце примадонны. Впоследствии он написал жене множество пьес, причем страницы про любовь рождались и после их развода. Несмотря на скорый развод и свой сложный характер, ставший в театральном мире чуть ли не притчей во языцех, Доронина и сегодня сохраняет добрые отношения с бывшим супругом. «Ее характер, - говорит Радзинский, - это несчастное продолжение таланта. Как она жила? Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром - репетиции, вечером - спектакли. В перерывах она не уходила домой, а спала в гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки».


«Еще раз про любовь»


Со своим будущим четвертым мужем, актером Борисом Химичевым, Доронина познакомилась на пробах к фильму Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1968), который снимался, между прочим, по пьесе того же Эдварда Радзинского. Картина ставилась непосредственно под Доронину, которой предстояло сыграть главную роль – бортпроводницу Наташу.


Борис Химичев вспоминает: «Доронина уже стала кинозвездой - после фильмов "Старшая сестра" и "Три тополя на Плющихе". А я играл в театре всего несколько ролей, снимался лишь эпизодически - и вдруг получаю предложение попробоваться в картину "Еще раз про любовь". На главную роль, которую в итоге сыграл Лазарев. Приезжаю на "Мосфильм", проводят меня в гримерную - пред ясные очи Татьяны Васильевны... И таким взглядом она меня смерила с ног до головы! - снисходительно-небрежно, менторски, оценивающе... Вышел я из гримерной с горящими щеками и говорю помрежу: "Передайте мадам, что я не только играть с ней, но и пробоваться на эту роль не стану..." Хотя уже тогда она мне очень нравилась, да и сниматься в кино сильно хотелось».


Кстати на роль главного героя пробовался и Владимир Высоцкий. Но режиссер все же предпочел Александра Лазарева.


Вспоминает Георгий Натансон: «Роль Евдокимова очень хотел сыграть Володя Высоцкий, но он никак не смотрелся на пару с Дорониной. Диссонанс какой-то возникал, а тут еще рост его небогатырский. Володя это понимал, нервничал, даже туфли на платформе во время кинопроб примерял. Нет, вероятно, я все же прав оказался, предпочтя Высоцкому Александра Лазарева. Была, на мой взгляд, в этом дуэте гармония. «Еще раз про любовь» на фестивале в Картахене пришлось показывать вне конкурса — чиновники от кинематографа всячески перестраховывались, боясь, что этой «антиморальной» лентой мы нанесем ущерб стране. Можно ли такому быть: советская девушка, познакомившись с молодым человеком в ресторане, в этот же вечер ложится с ним в постель? Так вот, выставив на показ эту «идеологическую диверсию», мы получили специальный приз - «За высокое моральное качество фильма».


Театр Маяковского. Четвертый брак


Не найдя счастья во МХАТе, Доронина в 1977 году перешла в театр имени Вл. Маяковского. В то время театр возглавил Андрей Гончаров, который сильно обновил коллектив: пришли Джигарханян, Леонов, Гундарева. Отношение к Дорониной в Театре Маяковского первоначально было настороженно-почтительное. Еще бы в труппу пришла одна из величайших актрис современности! Говоря откровенно, никого это особо не обрадовало. Актриса была необходима лишь режиссеру, а другие актрисы… Ну разве реально им было конкурировать с Дорониной!


Надо сказать, такое отношение для актрисы было не внове. Интриги вокруг нее плелись и в прежних театрах. Такова уж участь всех талантов. Свою состоятельность надо было доказывать работой, и делала она это блестяще. Актриса поразила строгих ценителей своей Аркадиной в «Чайке», Мэгги в «Кошке на раскаленной крыше» Уильямса и ролями двух королев в спектакле «Королева, виват!» Роберта Болта.


Четвертый брак


В Театре им. Маяковского Доронина вновь встретилась с Борисом Химичевым. Как признается актер, они оба сделали вид, что той первой встречи (на пробах к фильму «Еще раз про любовь» не было). В театре Химичев и Доронина оказались в одинаковом положении. В то время Химичев вернулся в труппу после недолгой работы в Театре Советской Армии, и его возвращения тоже не особо ждали. Это, а также то, что актеры не входили ни в какие внутритеатральные группировки, невольно их сближало.


Вдобавок судьба свела Химичева и Доронину, сделав их любовниками в спектакле «Да здравствует королева. Виват!». Вспоминает Борис Химичев: «Правда, по ходу спектакля "постельных" сцен у нас не было - я только руку целовал королеве, опустившись на одно колено. Но, скажу вам, делал это страстно и с удовольствием. Реальный роман накатывался неизбежно и стремительно: я знал, что Доронина после развода с Радзинским свободна, мне тоже ничего не мешало...»


После гастролей театра в Новосибирске, Доронина и Химичев оформили официально свои отношения. «В 73-м было нам обоим по сорок лет, у каждого за плечами определенный семейный опыт, потому шумную "комсомольскую свадьбу" устраивать не стали. Просто пошли в районный загс и довольно буднично расписались. Таня, правда, надела нарядное платье, которое до того редко носила, а я был в своем любимом ярком свитере. Перед этим купили друг другу обручальные кольца в качестве свадебного подарка. В общем, в меру соблюли традицию: обмен кольцами, автограф в журнале, дежурный поцелуй. Как помню, было довольно многолюдно: любопытные работники загса исподволь пришли посмотреть на Доронину (мое имя им тогда ничего не говорило). Застолье было скромным, в роли посаженного отца, естественно, выступил Андрей Александрович Гончаров... Свадебной поездкой стал проведенный вдвоем отпуск на Рижском взморье», - вспоминает Борис Химичев.


Кино. 70-е годы


В 70-е годы Татьяна Доронина снималась в кино уже реже. Среди ее работ тех лет – главные роли в мелодраме Олега Бондарева «Мачеха», лирической драме Цуцульковского «Обещание счастья», приключенческом фильме Виталия Кольцова «На ясный огонь» (единственная картина, где Доронина снялась вместе с Борисом Химичевым) и других. Повзрослели и героини Дорониной. Теперь это - сильные и властные женщины, с широкой неугомонной натурой. Они всегда хозяйки своей, часто драматической, судьбы, которую актриса проживает на экране с предельной эмоциональной наполненностью.


Пятый брак


Брак с Борисом Химичевым как и все предыдущие оказался не долговечным. «Я был под прессингом уже состоявшейся личности, - признается Борис Петрович. - В наших отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении. Скорее всего, я был не в состоянии обеспечить ей ни душевный комфорт, ни профессиональный масштаб. «Оторваться» было трудно. Когда на спектакле, в котором мы вместе играли, в момент поклона она мне шепнула: «Зайди ко мне», - я подумал, что мне грозит очередное примирение. А когда вошел, она со всей прямолинейностью и откровенностью - поскольку мы не виделись в тот период месяца два или три, я уезжал на съемки, - сказала: «Боречка, я замуж выхожу». «Ну, вот и все, наконец-то мы можем расстаться».


Пятым мужем Дорониной стал Роберт Тохненко, работавший в Главке нефтепромышленности и в ЦК комсомола. С ним Татьяна Васильевна познакомилась в садоводческом товариществе «Актер». Здесь Тохненко купил участок, а Доронина стала председателем. Роберт Дмитриевич рассказывает, что, когда увидел блистательную Доронину в простеньком ситцевом платье, плотно облегающем фигуру, он ее просто... возжелал. А потом они вместе вели дачные дела и сами не заметили, как стали друг в друге нуждаться.


«Роберт Дмитриевич во всем слушался жены, - рассказывает соседка по даче Евгения Васильевна. - Знаете, я даже его голоса не слышала. Он всегда молчал. Помню, после спектаклей к Татьяне Васильевне шла череда мужчин с цветами, а Роберт Дмитриевич послушно и долго ждал ее в машине у театра. Доронина вообще любила повелевать мужчинами. Был такой случай. Из-за большой занятости Татьяна Васильевна решила оставить пост председателя нашего товарищества. И вот наши мужчины собрали делегацию и пошли к ней просить остаться. Она их выслушала и вдруг приказала: «На колени». И все мужчины покорно встали перед ней на колени!»


Все десять лет супружества Тохненко жил для Дорониной, забросив свою карьеру. Но она не замечала его жертвенности, и их отношения постепенно пошли на спад.


Удивительно, но со всеми своими бывшими мужьями Доронина продолжает сохранять добрые отношения. В свою очередь все они с огромным восторгом вспоминают ее и как актрису и как женщину.


Снова во МХАТе


В 1983 году Доронина ненадолго вернулась во МХАТ к Олегу Ефремову. И вновь нашлись противники принятия актрисы. Все понимали, что в театр приходит самая большая актриса страны. Что, разумеется, не вызывало энтузиазма у женской половины Художественного театра. Однако тайным голосованием с перевесом всего в три голоса (17 - «за», 14 - «против») Доронина была принята в труппу.


К сожалению несколько лет спустя, Доронина оказалась втянута в конфликт. В 1987 году произошло разделение театра, в результате которого Татьяна Васильевна стала художественным руководителем МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, а Олег Николаевич остался руководить МХАТом имени Чехова. Сама актриса признается, что была противницей разделения, но иначе быть не могло…


Сегодня Татьяна Васильевна по-прежнему руководит «горьковским» МХАТом. Режиссирует, играет на сцене. Вопреки созданному в прессе образу Дорониной как скандальной и резкой особы, близкие ей люди рисуют совсем другой портрет Татьяны Васильевны: «Женственная, ранимая, беззащитная. Напускает на себя властность и агрессивность для того, чтобы отстоять свое имя Актрисы, свои несовременные взгляды на искусство».


BIN




Другие статьи в литературном дневнике: