О массовой литературе

Елена Шукаева: литературный дневник


(П. Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим).


Наверное, правильно, что на филологическом факультете стали уделять внимание такому явлению, как массовая литература. Я специально вышла сегодня в сеть интернет и убедилась, что такие имена, как Пауло Коэльо, или Стивен Кинг, пользуются просто бешеной известностью и популярностью. Не сомневаюсь, что имена Донцовой, Семёновой, Марининой, Ирины Денежкиной тоже дали бы огромное количество ссылок. Вообще-то, лично я больше всего ориентирована на русскую и зарубежную классику и не поклонница подобного рода литературы. Но само явление, конечно же, заслуживает глубочайшего изучения. Чего стоит только сам набор жанров – тут и детективы, и романы ужаса, и фэнтэзи, и приключения, и ещё бог знает, что. При всём разнообразии, жанровом и тематическом, между этими авторами должно быть нечто общее, делающее их популярными и читаемыми массовой аудиторией. Я не знаю, имеет ли определение жанр, в котором работает Пауло Коэльо, наверное, я раньше слишком пренебрежительно относилась к массовой культуре и не дала себе труда выяснить, что же это такое, не читала, к сожалению, специальных статей на эту тему. Попробуем всё же самостоятельно определить, какие черты делают произведения массовыми, а значит, коммерческими. Разбирать эту тему следовало бы параллельно с курсом психологии, поскольку все выигрышные свойства массовой литературы базируются на умелой эксплуатации эмоциональных человеческих потребностей – потребность в острых ощущениях, в удовольствии, в признании, и так далее.
В качестве примера для анализа я выбрала роман Пауло Коэльо «Дъявол и сеньорита Прим».
1. Во-первых, конечно же, огромную роль играет наличие интригующего сюжета (потребность в острых ощущениях) – это обязательное условие! Приключенческая, детективная и фантастическая литературы именно благодаря сюжетной канве популярны из века в век. Присутствие в сюжете золота закономерно связано с появлением дьявола, и это сближает сюжет Коэльо с классическими сюжетами мировой литературы, с произведениями высокого искусства. Например, «Фауст» Гёте – такой сюжет дорогого стоит. И вот я начинаю сравнивать сюжет Гёте и сюжет Коэльо и обнаруживаю, что сюжет Коэльо вполне был бы достоин пера великого поэта! Странник, явившийся в провинциальный городок и предложивший кучу золота за убийство ради познания истины о человеческой природе ничем не уступает по накалу страстей мятежному доктору Фаусту. И, тем не менее, мы всё-таки не ставим бразильского романиста на одну доску с Гёте. Почему?
2. Наверное, одна из причин - счастливый конец (потребность в безопасности), переводящий трагедию в сказку. Вспомним великие произведения античности, вспомним Шекспира – герои трагедий не живут долго и счастливо! У истории с плохим концом больше шансов войти в классическую литературу, но меньше шансов понравиться массам. А сказки люди обычно не принимают всерьёз, сказки причисляются к детской литературе. Пауло Коэльо пишет сказки для взрослых людей, и у него неплохо получается. Как мы видим, современный человек с удовольствием читает сказки.
3. Занимательность (потребность скоротать время, не испытывая скуки) – этого не отнимешь. Роман Коэльо богат притчами, легендами, носящими в основном чисто иллюстративный характер, поскольку Коэльо всё время выдвигает тезисы, которые потом красиво иллюстрирует. Детективам занимательность сообщают головоломки, от разгадывания которых читатель получает дополнительное удовольствие, ужастикам Кинга своеобразную занимательность придают щекочущие нервы описания необычных и ужасных зрелищ и событий.
4. Элементы мистики (потребность знать будущее и управлять им). Не смотря на то, что ещё в средневековье гадалки и ведьмы беспощадно преследовались, не смотря на семьдесят лет атеизма в СССР, не смотря на прогресс науки во всём мире, тяга человечества к чудесному проявила невероятную живучесть. Всевозможные пособия по гаданию, сонники и проч. до сих пор приносят издателям солидные барыши. Поэтому элементы мистики широко используются в массовой литературе, даже в детективах Марининой, не говоря уж о Стивене Кинге и о жанре фэнтэзи. Сам же Коэльо в одном из интервью сказал: «…когда я собираюсь… написать книгу, …я должен вернуться в Бразилию и вновь соприкоснуться с бразильским образом жизни и с этим народом, владеющим невыразимой способностью не отделять реальность от вымысла – это магия в материальном мире…»
5. Главный герой непременно должен быть привлекателен, в том числе сексуально, и обладать массой достоинств. Да, у него могут быть болезни и слабости, но они лишь призваны подчеркнуть его исключительность. Таковы герои и героини популярных детективов Марининой, Кэролайн Кин, такова сеньорита Прим – конечно же, дьявол выбрал для искушения не простую девушку, а самую красивую, самую смелую и незаурядную.
Не все авторы эксплуатируют привлекательность своего героя. Стивен Кинг, например, больше стремится к достоверности психологического портрета, и герои у него все разные, но всегда достоверные. В то время как другие авторы склонны даже присвоить своим героям, кроме способностей вундеркинда, также необыкновенное происхождение – одна из героинь очередной детективной серии носит имя Татьяны Холмс (автора книги не помню). Итак, привлекательный портрет главного героя немаловажен для снискания читательской любви, поскольку читатель получает возможность отождествить себя с приятным персонажем и получить ещё и подкормку своему тщеславию. В любом случае, герой должен быть принят «за своего».
6. Наличие особого мировоззрения, притчевость (потребность в учителе, проводнике). Вспомним самую массовую книгу всех времён и народов – Библию, и признаем, что мировоззрение для популярности издания играет очень существенную роль, может, даже ключевую.
Примечателен образ автора-рассказчика, своеобразного гуру, сопровождающего подробными комментариями, вплоть до разжёвывания, всех коллизий романа, не оставляя никаких неясностей на самостоятельное обдумывание, избавляя читателя от малейших умственных усилий. Так автор пропагандирует себя как носителя некой высшей мудрости. Мировоззрение его, в сравнении с той же христианской моралью, носит светлый и более позитивный характер, не требует «умерщвления плоти» для постижения истины, кажется не нуждающимся в дополнительном толковании и перекликается со многими популярными современными веяниями, например, в отечественной литературе, с «учениями» Натальи Правдиной, Лазарева, и других. Поскольку мировоззрение это привносит в жизнь положительные эмоции, оно помогает автору завоевать симпатии читательской аудитории.
7. Простота изложения, использование стереотипов, доступность идей (потребность в самоутверждении), не требующих от читателя глубоких познаний истории, философии, литературы внушают ему (читателю) почтение к собственному уму. Ассоциации задаются самые поверхностные, полностью предсказуемые: если пришёл дьявол – тут же гремит гром, если Аргентина – то упоминается сборная по футболу, и другие подобные штампы широко используются. Сама жизнь предстаёт упрощённой и приукрашенной.
Таким образом, умело массируя «эрогенные зоны» человеческого сознания, романист добивается от читателя взаимности.


Думаю, что вышесказанного достаточно для определения романа Коэльо как произведения массовой литературы.




Другие статьи в литературном дневнике: