Л. Н. Гарданова. Специфика проявления христианског Л.Н. Гарданова (Гродно) Статья посвящена последней лирической книге польского писателя Я.Ивашкевича «Музыка вечера» («Muzyka wieczorem», 1980). Предметом исследования является специфика функционирования христианского сознания в творческом мышлении мастера. Мировоззренческий потенциал поэта формировался под воздействием многих факторов, доминантой которых выступают христианские идеалы. В то же время христианство воспринимается им как проявление гуманистических, общечеловеческих приоритетов и ценностей. Сборник «Музыка вечера» - яркое тому подтверждение. В нем в полной мере проявляет себя на разных уровнях христианское сознание Я.Ивашкевича - мировоззренческом, эстетическом, проблемно-тематическом, мотивном, образном, стилевом. Автор статьи в большей мере сосредоточил внимание на исследовании духовного мира лирического героя текста, который является alter ego поэта. Проблема изучения мировоззренческого и эстетического потенциала творческой личности позволяет постигнуть сущность созданного ею художественного универсума. В настоящей публикации предпринята попытка исследования феномена польского писателя ХХ века Я.Ивашкевича (1894 - 1980) в аспекте характера функционирования христианского сознания в позднем творчестве мастера. Творчество Я.Ивашкевича - одно из уникальных явлений в истории польской литературы и культуры. Талантливый прозаик, драматург, эссеист, тонкий знаток музыки, поистине универсальная личность, он на протяжении всей своей жизни серьезно занимался поэзией. Рождение, духовное развитие, формирование молодого Я.Ивашкевича приходится на конец ХІХ - начало ХХ вв. - сложный и драматический этап «ломки эпох», когда человечество живет в предчувствии «заката Европы» (О.Шпенглер), «тупика истории» (Г.Флобер), «смерти Богов» (Ф.Ницше). Европа переживает состояние кризиса буржуазной цивилизации, кризиса идей европоцентризма; бурное развитие науки пошатнуло устои веры. Я.Ивашкевич родился на Украине близ Киева, в польской семье, исповедовавшей католицизм. Именно семья, католическое воспитание станет истоком формирования и развития христианского сознания будущего писателя. Христианство станет важной, но вместе с тем не единственной основой его мировоззренческого и творческого потенциала. Следует обратить внимание на тот факт, что в сложный исторический период Я.Ивашкевич воспринимает христианство как духовную опору нации, способствующую ее единению и государственному возрождению. В то же время геокультурное пространство пограничья, на территории которого соседствовали разные народы и конфессии (украинцы, русские, поляки, евреи, татары), способствовало воспитанию у молодого Я.Ивашкевича культуры веры, деликатного отношения и уважения к другому человеку. Необходимо отметить еще один важный момент - мировоззрение и мышление Я.Ивашкевича активно формируется под влиянием таких важных факторов, как традиции европейской философской мысли, европейской и мировой культуры, искусства. Именно эти факторы в синтезе с вышеуказанными сформировали устойчивую систему гуманистических, общечеловеческих приоритетов и ценностей, составляющих основу мировоззрения польского автора. Поэтому, на наш взгляд, творческое сознание Я.Ивашкевича следует рассматривать как сложный конгломерат принципов христианских нравственно-этических норм с элементами генетического архетипического кода (мифологического сознания). В то же время на разных этапах творчества писатель приобщается к многообразным культурным традициям - ренессансным, романтическим, модернистским, реалистическим. Однако, как видится, христианская мораль, вера как основа жизни являются духовной опорой Я.Ивашкевича-человека. Именно христианство представляет доминанту его мировоззренческого потенциала, формирует характер творческого сознания. Причем христианские ценности культивируются им как общечеловеческие. В этом плане литературное наследие писателя служит ярким иллюстративным материалом. В целом идейно-эстетические искания Я.Ивашкевича сопряжены с поиском Красоты в многообразии ее проявлений. Идеалом поэта является жизнь, которая дарила бы человеку чувство радости бытия, органического единения с миром. Он видит свое призвание в том, чтобы раскрыть Красоту мира, способствовать внутренней гармонии личности посредством ее приобщения к общечеловеческим ценностям, найдя пути к их утверждению. Заметим, семидесятые годы ХХ века для Я.Ивашкевича - период формирования «стиля поздней старости» (М.Валлис). На этом жизненном витке польский писатель по-прежнему плодотворен и разнообразен. Им созданы несколько лирических книг, проза, драматургия, кропотливо ведутся дневниковые записи. Он сохраняет привычный творческий ритм - много путешествует, живет напряженной духовной жизнью. Встреча с новыми людьми, странами, городами, произведениями искусства - как всегда, важный импульс для его литературной деятельности. Однако в произведениях писателя все более очевидной становится проявление состояния старости со всеми ее особенностями - физиологическими, социальными, философскими. Физиология старости проявляется в потере человеком жизненного тонуса, в его специфическом душевном состоянии - метафизический страх (одиночества, смерти, обреченности), безысходность, отчаяние, погружение в мысли о смерти, раздражительность, неприспособленность к современности. Старость часто живет воспоминаниями детства и молодости, проявляя при этом сентиментальность, грусть, подавленность, порой депрессивность. Ход мыслей старика - философско-экзистенциальный, с максимальной сосредоточенностью на бренности существования, временности, уходе в вечность. Характерной приметой старости является постоянное желание оценивать достигнутое и совершенное, подводить определенные итоги. Заметим, в полной мере постигнуть специфику мировоззренческого потенциала и творческого сознания Я.Ивашкевича помогает его позднее поэтическое творчество. Оно являет собой пронзительную исповедь сердца и души старого человека. Состояние души автора то в ярко выраженной, то в приглушенной форме передалось общей тональности, внутреннему содержанию, поэтике последних поэтических сборников - «Итальянский песенник», «Карта погоды», «Круглый год». Лирическая книга «Музыка вечера» («Muzyka wieczorem», 1980) Лейт занимает особое место в позднем наследии Я.Ивашкевича. В ней он остался верен философско-эстетическим исканиям прежних книг, предельно сконцентрирован на общечеловеческих вопросах, приоритетах и ценностях. Но именно «Музыка вечера» стала поистине лебединой песней поэта, его последним лирическим аккордом, своеобразным прощанием с жизнью. Заметим, она была отредактирована и издана уже после его смерти. Название книги органично взаимосвязано с ее структурой, содержанием и глубоко символично. Как известно, Я. Ивашкевич был не только тонким знатоком и ценителем музыки, но и музыкантом-профессионалом. Он является автором известных исследований по истории музыки, его перу принадлежат книги о жизни и творчестве великих композиторов. Музыкальное начало ярко выражено в его литературном наследии. Польский поэт всегда воспринимал музыку как универсальное искусство, удивительно тонко и точно передающее все оттенки чувств, порывы души, состояние сердца. Лирическая книга «Музыка вечера», сохраняя органическое внутреннее единство, состоит из двух циклов - «Музыка для струнного квартета» и «Музыка для оркестра». Предваряет сборник стихотворение «Урания», которое по своей функции представляет аналог прелюдии в музыкальном искусстве. Не скованая строгими рамками правил, прелюдия выражает общее настроение музыкального текста, подготавливая его восприятие. В ней как в части органического целого намечен комплекс тем, мотивов, образов, которые получат полное развитие в дальнейших фрагментах произведения. В этом плане «Урания» является ключом к постижению идейного содержания сборника. Созданное в форме молитвы стихотворение выражает мировоззренческое кредо поэта, специфику его сознания. Адресат монолога - Урания, в греческой мифологии одна из девяти олимпийских муз, муза Астрономии. Именно так Я.Ивашкевич назвал одну из старых величественных сосен, окружавших его дом в Стависко в окрестностях Варшавы. Поэт очень любил эту сосну, упоминание о ней неоднократно представлено в его дневниковых записях. Причем обращение к образу дерева не является спонтанным или случайным фактом для польского писателя. Его творчество органично восходит к фольклорной, христианской традициям. Как известно, образ дерева - один из центральных элементов славянской мифологии. Славяне издавна стремились осмыслить и объяснить себя сквозь призму понятий «дерево», «сад». Согласно народным приметам, понятия «дом», «дерево», «человек», «Вселенная» - компоненты одной модели. «Дом» и «человек» составляют микрокосм; мировое дерево организует Вселенную, являясь макрокосмом и воплощая универсальную концепцию мира. Заметим, по частотности употребления образ сосны превалирует в художественном сознании поэта. У древних народов он был символом жизненного долголетия и бессмертия, стойкости в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Но вместе с тем он был знаком смерти - из сосновых дров готовили костры для сожжения умерших. В названном стихотворении Я.Ивашкевича образ Урании выполняет несколько функций согласно определениям, которыми наделяет его поэт - «сосна» (дерево, элемент земли), «сестра» (кровно близкая, символизирующая дом), «богиня» (жизни и смерти, указующая небо) и «муза» (одна из девяти покровительниц наук и искусств). Образ Урании, представленный в обрамлении дома и сада, - его эпицентр, важный компонент. Старая могучая сосна является олицетворением собственной судьбы, символом жизни и смерти, стражем Вечности - «дома, цветов, фруктов, пчел … и постепенно угасающих сердец». Образ Урании функционирует в качестве символа, который синтезирует мировоззренческие, философские понятия; они же, в свою очередь, посредством ассоциативности трансформируют авторскую мысль в точной поэтической картине. В финальных фрагментах текста исполнен пронзительности крик души лирического героя-старика, прощающегося с миром: Урания, муза судного дня Ты сваей незримого моста Перекинутого из небытия Стоишь меж подворьем и погостом Неистовая, лиши меня рук Но спаси, навеки меня упокой Даруй свою крону, укутай в кору, Чтоб и я стал Уранией, тленом, сосной. (Перевод М.Гарданова) Благодаря введению многофункционального образа дерева, а также топосов «сад» и «дом» в произведении выстраивается целостная картина мира. Вот ее основные параметры, составляющие систему ценностей лирического героя и универсальную модель мира - Дом, Земля, Сад, Небо, Искусство. Лирическая книга «Музыка вечера» наполнена глубокими философскими раздумьями о жизни и смерти, мире и человеке, природе и Вселенной. Идеалом поэта всегда была жизнь, которая дарила бы человеку чувство радости бытия, органического единения с человечеством, природой, искусством, открывала Красоту Мира. Однако в последней книге Ивашкевич поэтизирует «вечернюю музыку» как финальный аккорд жизни, музыку конца, сменяющуюся ночью. При этом образ ночи символизирует смерть, мрак, уход в вечность, растворение в природе, «омытой музыкой». Структура книги не только содержательна, но и удивительно точно воспроизводит творческий замысел автора. Доверительный, искренний, полный тонкого лиризма монолог героя-старика, исполненный в элегийной тональности, составляет основу первой части - «Музыка для струнного квартета». Как известно, квартет ориентирован на численную ограниченность, камерность, интимность атмосферы. Музыкальные камерные жанры лаконичны и субъективны, их адресат - узкий круг духовно близких людей, которым можно доверить все самое сокровенное. При этом скрипка, воспринимаясь как символ души, является одним из главных музыкальных инструментов, обладая неограниченными техническими возможностями. «Скрипка души» лирического героя Ивашкевича, детализируя образы, передает все многообразие жизни - красок, чувств, настроений, состояний - от легких, зажигательных до суровых, задумчивых, трепетных, трагических. Если в первой части представлен духовный мир главного героя, то вторая - «Музыка для оркестра» (то есть симфоническая музыка) нацеливает на восприятие иного художественного материала по масштабам исполнения и аудитории слушателей. Музыка оркестра и, следовательно, поэзия второго раздела лирической книги выражает многообразие жизни, универсальность пространственно-временного континуума, представляя разработку более глобальных и концептуальных вопросов. Лирический герой сборника - alter ego автора, старик, переживающий закат жизни и стоящий на пороге смерти. Причем Я.Ивашкевич постоянно апеллирует к понятиям «старый», «старость», «старик», тем самым особо заостряя внимание на его возрастной категории. Старый человек страдает синдромом одиночества, его переполняют чувства беспокойства, страха. Поэт часто выражает данное физическое и душевное состояние посредством определенной системы образов - одинокой собаки («Дворняга», «Покинутый»), старого лиса («Лис»), печального аиста («Аист в Ричиволе»), бедного пастуха, «растерявшего своих последних овечек» («Итог»). При этом автор использует приемы параллелизма, персонификации. Лирический герой книги устремлен к духовному единству с Богом, к которому он часто обращается в поисках милосердия, сочувствия, духовной опоры. Сущность его нравственного идеала соответствует христианской триаде - Вера, Надежда, Любовь. Причем вера выступает как особое состояние духа, способ единения с Богом и человечеством. Надежда, которой живет лирический герой, олицетворяет идею спасения через загробное воздаяние, путь к которому - смирение и терпение. Вместе с тем любовь понимается им универсально, как выражение любви к Богу, человеку, человечеству. Христианское творческое сознание Я.Ивашкевича в лирической книге «Музыка вечера» выражено посредством определенной мотивной структуры - мотивов смирения, покорности, прощания с жизнью, ухода, вечной жизни, милосердия, всепрощения. Топос «сад», вписанный в годовой календарный цикл, является иллюстрацией определенных этапов жизни лирического героя. В художественной системе превалирует образ осеннего сада, являясь аналогом возраста героя и символизируя старость. Причем природа в лирической книге антропоморфна. Так, например, состояние осеннего увядающего сада ассоциируется с физическим состоянием старого человека в стихотворениях «Упрямые вихри», «Дворняга из Розмысхольма», «Вещи» и др. Соответственно выстраиваются образный и ассоциативный ряды - «старый сад», «одинокий сад», «голый сад», «заброшенный сад», «потрепанная ветром акация», «черная сирень» и т.д. Смерть осеннего сада символизирует душевную драму лирического героя, неизбежность конца. Подчеркивая трагизм финала жизни, автор намеренно ограничивает цветовую палитру, вводя приглушенные серые, темные тона. Черный цвет употреблен в значении мрака, хаоса, смерти. Цветовая гамма при этом выполняет конструктивную роль, являясь смыслообразующим и стилеобразующим фактором. Заметим, сопутствующие состоянию старости мотивы одиночества, безысходности, неудобства, являясь сквозными, сопряжены в поэтической книге с особым душевным состоянием лирического героя - внутренним дискомфортом, страхом смерти. Показательно в этом плане стихотворение «Неудобство», в первом фрагменте которого Я.Ивашкевич представил нарастающее состояние физического недомогания, страдания, которое испытывает лирический герой, на первый взгляд, по банальной причине непогоды: «Неприятная погода, ненормальный этот ветер, // Несуразна эта шапка, слишком коротко кашне, // Не подогнана жилетка, туфель жмет невыносимо, // Словно латами стальными, грудь сдавил проклятый плащ…». Однако во втором фрагменте мотив неудобства, раздражительности трансформируется в мотив неустроенности жизни, одиночества, обреченности и смерти, получая свое логическое завершение: «Неустроенная жизнь, опустевшее жилище, // Что за странная карета и нелепо ржущий конь? // Неуютно это место, неприглядно это ложе, // О, какой же неудобный, тесный и холодный гроб». Заметим, в лирической книге «Музыка вечера» важное место отводится топосу «дом»; он многообразен по семантике и специфике функционирования. Впервые представленный в «Урании», топос «дом» является сквозным в художественной системе сборника. Причем семантика топоса расширяется от конкретного пространства дома в Стависко, который стал в конце жизни для старого поэта последним прибежищем, центром его мира, священным местом, до образной универсалии. Топос «дом» представлен как неизбежный атрибут старости, в котором лирический герой находит защиту и по отношению к которому испытывает самые противоречивые чувства от теплоты и нежности («К сестре»), спокойствия и радости («Молодость») до страха и раздражительности («Неудобство»). Он укрывается в нем от непогоды («Упрямые вихри»), пространство дома подчеркивает его отверженность и обреченность («Вещи»), прерванность связи с миром, ограниченность возможностей («Покинутый»). В творческом сознании автора «Музыки вечера» образ дома ассоциируется с христианскими идеалами и ценностями - миром детства, семьи и последним приютом после смерти в вечности. В «Музыке вечера» мотив молодости функционирует посредством своеобразного образного ряда. Во-первых, Я.Ивашкевич вводит в структуру лирической книги образы дорогих ему людей - великих мастеров прошлого, способствовавших формированию его личности. Среди них А.Ахматова («Молодость»), Л.Стафф («В сотую годовщину смерти Л.Стаффа), Л.Бетховен («Аппассионата»). Во-вторых, в книге размещены авторские переводы любимых текстов А.Ахматовой («Поэт»), С.Георге («Мертвый город», «К современникам»). К тому же лирическая книга насыщена многочисленными реминисценциями из произведений В.Шекспира, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др. В лирической книге выстраивается определенная система оппозиций: молодость - старость, миг - вечность, жизнь - смерть, радость - печаль, встреча - разлука и т. д. Благодаря специфике механизма памяти, вызванного определенными раздражителями (запах, вкус, цвет, звук) хронотоп текста приобретает подвижность, он способен расширяться и сжиматься, пульсировать и замирать. Так появляются пространства детства и юности - сады Кальника, Тимошовки в стихотворениях «Концерт Рахманинова знойным летом», «К сестре», «В сотую годовщину смерти Л.Стаффа». Дополняют воспоминания образы близких, друзей, помещенных в пространство парков молодости. Уголок природы в Стависко - последнее пространство, в котором лирический герой обретает покой перед уходом в вечность («К правнучке», «Цветение акации в заброшенном саду»). В «Музыке вечера» автор предельно сосредоточен на экзистенциальной проблематике. При этом, размышляя о смерти, прося защиты у бога (многие фрагменты написаны в форме молитвы), прощаясь с жизнью, лирический герой переживает разные состояния - от страха и боли до мудрого спокойствия. Он смиряется с вечными законами природы, изменить которые человек не в состоянии. Поэтому в конце жизни лирический герой принимает их спокойно, без сопротивления. В стихотворении «Зной» по отношению к смерти писатель сохраняет позицию стоика, рассматривая ее как естественный и неизбежный уход в вечность. А в последнем стихотворении, замыкающем первый цикл, в «Прощальной песенке странствующего подмастерья» он с мудрым спокойствием принимает свой уход из жизни. Древесные, флористические, орнитологические образы текста, с одной стороны, ассоциируются с райским состоянием жизни, являются символом души; с другой - с идеей временности и хрупкости бытия, обозначают связь двух миров в Вечности: Цветы голубые, заря уходящая, вам сердечный поклон, Бывай, цветущая роза, всех благ тебе, птах на меже, Доброй ночи, вечерняя тишь, сохранившая один тон, Доброй ночи горячему телу и холодной душе. Прощайте, сон и любовь, облако, светлое ликом, Прощай, ночное томление, а также утро бодрящее, Мир целому свету, не поминайте лихом, Дворняга любимая, тополь высокий и Ты, на крыльце стоящая. (Перевод М.Гарданова) В стихотворении «К правнучке» неизбежности смерти лирический герой противопоставляет вечность жизни, общечеловеческие приоритеты и ценности, представленные формулой «Красота мира». Строки, обращенные к правнучке Людвиге, - яркое тому подтверждение: «Мир будет прекрасен всегда. Даже если б я умер…». Таким образом, последняя лирическая книга Я.Ивашкевича «Музыка вечера» в полной мере выражает специфику его мировоззрения, творческого сознания, сформированных различными факторами и традициями. В то же время доминантой, моделирующей духовный мир, поступки и действия автора и его лирического героя, выступают христианские идеалы и ценности. Христианское творческое сознание воплощено в художественном универсуме текста в картине мирозданья, в духовном потенциале лирического героя-старика, которому вера помогает преодолеть страх, беспокойство, одиночество и обрести силу духа, прийти к состоянию внутренней гармонии. Приверженность автора к доктрине христианства воплощена в проблемно-тематическом уровне, а также мотивной структуре текста. Последняя лирическая книга как важный этап творческой судьбы Я.Ивашкевича позволяет в полной мере составить представление о характере его открытий и достижений, традиций и новаций. Список источников и литературы 1. Iwaszkiewicz, J. Muzyka wieczorem / J.Iwaszkiewicz. - Warszawa, 1980. Гарданова Людмила Николаевна - старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Сфера научных интересов - полонистика. Объект исследования - поэтическое наследие Я.Ивашкевича в контексте развития польской литературы ХХ века, а также вопросы компаративистики. © Copyright: Ирина Гончарова1, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|