Фридрих Вильгельм Ницше
первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (род. в 1813, в семье священника) и Франциски Ницше, урождённой Элер (род. в 1826, в семье священника), родился 15 октября 1844 г. в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь.
УЕДИНЕННОЕ
Звериный бег
И птичий лет в родную тьму.
Повалит снег –
Блажен, кто спит в своем дому.
Лишь ты, беглец,
Бредешь в отчаянье вперед.
Зачем, глупец, -
Что означает твой уход?
Ты мир искал,
Но мир – врата в пески пустынь,
Кто потерял
С твое – тому тоска и стынь!
Теперь дрожишь,
На зимний подвиг обречен.
Как дым бежишь –
Все холодней небесный склон.
Лети, птенец,
Туда, где тигром возревешь!
Упрячь, глупец,
Кровь праведности в лед и ложь!
Звериный бег
И птичий лет в родную тьму.
Повалит снег –
Блажен, кто спит в своем дому.
Венеция.
Я стоял на мосту..
Непроглядная ночь
Затянула весь мир паутиной...
Песнь любви - упоения страстного дочь
Проносилась над водной долиной...
И огни, и гондолы, и люди полны
Были песни живой и бегущей волны.
Словно неясная лира душа у меня,
К ее струнам дрожащим касаются руки...
Руки призраков, полных блаженства огня,
Из души извлекают бессмертные звуки...
Но слыхал кто-нибудь эти песни души,
Я их пел не в пустынной, а людной глуши
Мудрость
Череп!
Мудрость глядит из зияющих впадин глазных,
Тихо гниющая лобная кость говорит без тумана:
Нет наслаждения правдой в волненьях пустых,
Нет красоты и ума вдохновений в пожаре обмана.
Ряд обнажённых зубов, искривлённых тоской,
Грустно смеётся над тем, что мы славим и нагло позорим...
Избранных эта насмешка зовёт на покой
Без упоения призрачным счастьем, иль видимым горем...
Правда - в недвижном одном замираньи, в гниеньи одном!
Тайна - нирвана; получит блаженство в ней ум безнадёжно-бессильный...
Жизнь - есть святое затишье, покрытое сном...
Жизнь - это мирно и тихо гниющий от света могильный
Череп.
Рубеж веков: русская судьба Сверхчеловека Ницше
Ю. В. Синеокая
Cтатья публикуется по изданию:
Фридрих Ницше и философия в России (сборник статей).
Издательство Русского Христианского гуманитарного института,
Санкт-Петербург. 1999.
Если обратиться к истории духа в поисках первого и главного выразителя новой постклассической парадигмы культуры, вступавшей на заре двадцатого столетия в свои права, то им, несомненно, окажется Ницше. Да и сам философ, предчувствуя ту роль, которую Судьба уготовила сыграть его идеям в культуре грядущего века, записал в 1889 году: "Между нами будь сказано, возможно, что я первый философ современности и даже, может быть, нечто еще большее, нечто решающее и роковое, что стоит на грани двух тысячелетий"1, Именно так и случилось в России, где имя Ницше стало символом новой эпохи, осмысленной историками как важнейший период интеллектуальной жизни страны - "Русский духовный ренессанс начала XX века", "Серебряный век русской культуры".
…………...
Итак, обратимся к наиболее обсуждавшемуся в России начала века аспекту творчества Ницше. Начиная с 1899-1901 годов стремительно разрасталась полемика вокруг ницшевского понятия "Ubermensch". Уже на заре нынешнего столетия появились первые опыты классификации интерпретаций образа "сверхчеловек". В 1906 году в работе ""Сверхчеловек" Ницше"3 автор - С. Знаменский выделил две концепции сверхчеловека у Ницше (кстати сказать, наиболее часто рассматриваемые в отечественной научной литературе тех лет) - биологическую теорию "homo supersapiens", исходящую из дарвиновского учения об эволюции; и культурно-историческую, по которой сверхчеловек - "homo sapiens perfectus" - совершеннейший человеческий тип. В дальнейшем к ним добавились другие прочтения ницшевской теории сверхчеловека: культурно-этическое (Н. Авксентьев, Н. Абрамович), религиозно-метафизическое (А. Белый, Н. Бердяев, Д. Мережковский), социально-аристократическое (Е. Тарле, Ф. Зелинский). Среди современных обобщающих исследований по данному вопросу наиболее плодотворной нам представляется классификация, предложенная М. Кореневой. В потоке всевозможных толкований она выделила три подхода к осмыслению сверхчеловека Ницше: "Сверхчеловек понимался как воплощение "биологического индивидуума", и в этом смысле Ницше представлялся прямым преемником идей Феогнида; антропологическая интерпретация: сверхчеловек отождествлялся с человекобогом, был знаком религиозного обновления личности; и метафизическое понимание идеи сверхчеловека, который трактовался как принцип, слово, художественный образ".
…………
Действительно, Ницше, много писавший о сверхчеловеке, но никогда не выходивший за рамки поэтической символики и знаковой образности, не оставил "четкого" описания того, что реально представляет собой сверхчеловек:
"Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же ваша воля скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!"
"Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что же сделали вы, чтобы преодолеть его?"
"Человек - это канат, закрепленный между зверем и сверхчеловеком, - канат над пропастью".
"Я хочу показать людям смысл их бытия; смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человека".
"Что такое обезьяна для человека? Посмешище или жгучий стыд. И тем же пусть будет человек для сверхчеловека: посмешищем и жгучим стыдом".
"Впрямь, грязный поток человек. Надо быть морем, чтобы суметь принять в себя грязный поток и не оказаться нечистым".
http://www.nietzsche.ru/read-263.php
Другие статьи в литературном дневнике: