4. Керчь 1958-1960 годОгорчился ли я? Конечно! Но воспитанное чувство быть полезным обществу в любом качестве осталось жить во мне и по сей день. Да, я огорчился! Да, кусал локти, но знал и был уверен в своей необходимости обществу и Родине. Родина сделала всё, чтобы я не ощущал себя изгоем. Дала мне первичное образование. Моё здоровье охранялось Конституцией государства. Трудоустройство тоже было гарантировано конституционными правами. А потому я у государства в долгу. В долгу перед Родиной! Должен ли мой внук что-либо современной России. Уверен, нет! Государство само отторгло от себя всех нас, проживающих на его территории. Государство перестало быть Родиной – это просто территория, где проживаю я, вернее, существую, где проживают мои дети, внук. Работой государство обеспечить не в силах, дать бесплатное образование не может, излечить от болезней не в состоянии, защитить от криминала бессильно. Государство, в котором каждый сам за себя, не может быть Родиной! Человек человеку – волк! Это основной тезис территории, на которой я проживаю! Что на этой территории защищать мне? Кого? Гайдара, Ельцина, Немцова, Хакамаду, Чубайса, Абрамовича?.. Так они уже давно защищены банками Швейцарии! Да и гражданств у них уже, если не по три, то два, как минимум! Россия им, этим «патриотам», нужна, как средство личного обогащения. У меня всего три сотки земли и квартира в панельном доме. Что мне защищать? От кого? Наверное, от них же и защищать! …Последнее отнять готовы! Что защищать здесь моему внуку? Государство ему ничем не обязано! Чем же мой внук обязан территории, которая требует от него воинской повинности. Хочется сказать словами нашего современного политического классика, – пусть будут «котлеты отдельно» - власть, а «мухи» - народ сами по себе. Всё равно власть и думает только о себе, и живёт только для себя! Мне скажут, что защита отечества - это конституционное право каждого гражданина. Что конституционные права каждого человека надо уважать. …Мне иногда кажется, что единственные люди, которые имеют конституционные права, - это уголовные преступники, члены правительства и депутаты. Эта группа людей для наживы использует все доступные им средства. Единственное, что не приносит дохода правительству и депутатам – это исполнение наказов избирателей и отстаивание их конституционных прав. Об электорате вспоминают только накануне очередных выборов. Законы, которые издают и принимают депутаты либо выражают интересы небольшой группы олигархов, либо просто не работают, на них не обращают внимания. Государство объявило борьбу с бедностью? Сказали бы лучше, что больше соответствует действительности, с беднотой. Сколько вымерло обнищавших пенсионеров, детей, стариков. Страшно представить! И вот, наконец, решено извести и бедноту. Всё на борьбу с беднотой! Тарифы, нищенские зарплаты и пенсии, непомерные коммунальные платежи. Меня до слёз трогает забота наших «реформаторов» о чиновниках! Им баснословно раздуты зарплаты и всевозможные льготы только во имя того, чтобы они не брали взятки и не воровали. А что остаётся делать тем, нищим рабочим, у которых минимальная зарплата и пенсия ниже прожиточного минимума! «Реформаторы» решили отобрать у них и без того копеечные льготы! А чем дети этих бедолаг хуже детей чиновников, живущих в роскоши, но продолжающих воровать и брать взятки. Почему закон имеет два лица? Почти, как у Марка Твена: украл нищий булочку, накормить своего голодного ребёнка, – в тюрьму его! Украл -«приватизировал» чиновник железную дорогу - в сенаторы его! Значит, чиновника в тюрьму сажать нельзя, а нищего - можно. Вину чиновника ещё нужно доказать, а «преступление» нищего, очевидно, – посягнул на собственность «среднего» бизнесмена. Чиновник, берущий взятки, вымогает их! Так в чём же вина дающего? Не давать! Так вы же, господа «реформаторы», взяли нищего человека за горло. За каждой справкой он, исправно уплативший не мерянное количество налогов, идёт к чиновнику! А тот ему говорит: - Надо ж, дать! Стыдно смотреть. …Инвалиду без ноги или руки надо каждые три месяца доказывать, что он нетрудоспособен. То есть не успели отрасти у него утерянные конечности. Нужна справка! Чиновник справку выдаст. Но когда? Надо ждать! Уберите, господа «реформаторы», лишние звенья в цепи тех, кто по вашим «человечным» законам осуществляет выдачу таких справок, создаёт ненужную волокиту. И почему законы приняты думой только в пользу новоиспечённым «реформаторам» и их семей? А кто установил этот «прожиточный» минимум, и на основании чего была определена «минимальная» заработная плата? Что, деятелям от «среднего» «бизнеса» так легче уходить от налогов. Почему бы нашим «реформаторам» не обратиться к опыту «партайгеноссе», создавших «Освенцим», «Майданек», «Дахау»… Вот и была бы решена проблема бедных в России, победившей фашизм. Иначе было на моей Родине. Она защищала мои интересы. Я целиком и полностью отдавал ей свой талант, ум и способности. Чтобы не прослыть бездельником, устраиваюсь на работу в керченский филиал «Азовчерноморпуть». Не обошлось без подначек и шуток. Бегал на клотик за чаем для команды. Точил лапы у якоря, демонстрируя своё умение пользоваться напильниками. Но и наставники у меня были добросовестные. С пониманием относились к моей неприспособленности к физическому труду, прощали ошибки и просчёты в моих, чаще всего несовершенных, действиях. Должен заметить, что не таким уж беспомощным я был на самом деле, как может показаться на первый взгляд моему возможному читателю. Нет! Начиная с девятого класса, у нас в школе стали обязательными уроки труда. В школьных мастерских нам объясняли и показывали, как нужно пользоваться слесарным инструментом, сверлильными и токарными станками. Мы все имели первоначальный опыт работы на них. Мы все получили первые сведения о ремонте бытовой электротехники. Каждый выпускник нашего десятого класса умел водить легковой автомобиль и имел любительские права, действительные, правда, на территории ПНР. Здесь же, в школьных мастерских, мною был выпилен из металлической болванки мой первый молоток. Два следующих, фасонных с круглым бойком, я уже изготовлю в мастерских технического училища. Начальник филиала «Азовчерноморпуть» искренне выражал свою озабоченность моей участью рядового матроса. Однажды, вызвав меня к себе, поинтересовался степенью моей образованности, где окончил школу и сколько классов. Я ему всё рассказал о себе, где живу, как представляю свою дальнейшую жизнь в Керчи. Жил я у своих дальних родственников по линии отца. Отец, привезший меня в Керчь, к этому времени уже уехал к месту прохождения службы, в Польшу. Я, работая в «Азовчерноморпуть», собирался дождаться его приезда в следующем, 1959 году. Начальник, подумав некоторое время, предложил мне компромиссный вариант. Он надоумил меня подать документы в керченское техническое училище №1, готовящее слесарей судомонтажников. Там как раз начинался набор учащихся. Собрал я необходимые документы и поехал в Камыш-Бурун. Училище располагалось в этом, очень уютном посёлке, соседствующим с посёлком Аршинцево, в котором проживали работники военного судостроительного завода «Залив». Училище, размещавшееся в большом трёхэтажном здании, имело оснащённые хорошим оборудованием мастерские для усвоения практических навыков труда и кабинеты для теоретических занятий. Здесь же, в здании, для иногородних студентов было и прекрасное общежитие. Была весьма вместительная и уютная столовая. В подвальных помещениях располагались прачечная и душевые. Контингент учащихся, как по возрасту и национальности, так и по социальному положению, был самый разнообразный. Были мои ровесники, были парни, отслужившие срочную службу – матросы, солдаты самых разных родов войск. Были русские, армяне, украинцы, еврей – Мара Лейкин из города Саки, были грузины.… В нашей группе был даже грек, Леон Леурдо, прекрасно игравший на аккордеоне. Были, как я, дети из обеспеченных семей. Были дети погибших в войну родителей, были просто – сироты. Они сразу же зачислялись на государственное обеспечение, т.е. им сразу предоставлялось право быть зачисленным в училище, определялось место в общежитии, выдавалось обмундирование (одежда для повседневной носки, парадная, зимняя) и они зачислялись на довольствие в столовой. Все остальные, в том числе и отслужившие срочную службу в армии, находились на самообеспечении. Единственным их преимуществом было зачисление в училище вне конкурса и в выборе специальности. Ну, а нам "обеспеченным", уже устраивали конкурс. Но у меня было преимущество перед всеми оставшимися, – у меня на руках была трудовая книжка и ходатайство администрации «Азовчерноморпуть». Мне даже предоставили общежитие! Баловень судьбы? Вовсе нет. Из нас, «обеспеченных», у меня единственного был трудовой стаж - аж ТРИ месяца. Ну, и отсеялось всего человек пять. Но это уже из-за оценок в аттестатах. Впереди почти два года обучения специальности, о которой я не имел ни малейшего представления. Освоение новой для меня деятельности. Нас в группе двадцать человек. Все парни. Я среди них выглядел заурядным, не знающим жизни и горя, сокурсником. Теория мне давалась легко. Слесарное дело – теорию я усвоил быстро. Параллельно на практических занятиях в мастерских осваивал приёмы обработки металла слесарным инструментом и методы работы с измерительным инструментом: линейка, штангенциркуль, микрометр и т. д. Не было проблем и с работой на сверлильных станках всех типов. Техническое черчение осваивалось в кабинете черчения и на разметочных столах лекальщиков, – была и такая специальность - лекальщик в слесарном деле - разметка изделий, подвергающихся в процессе их технологического изготовления механической обработке на сверлильных, строгальных, фрезерных и координатно-расточных станках. Это могли быть: фланцы, корпуса редукторов, крышки и, вообще, весьма сложные изделия, после перечисления которых, просто не хватит времени их перечитать. Теория монтажа судового оборудования, как основного (двигатели, валы, винты, турбины и т. д.), так и вспомогательного (насосы водяные и масляные, трансмиссии, системы пожаротушения и воздухоочистки, трапы и т. п.) давалась мне без особых усилий. Это и легко понять. Терминология полностью соответствовала слесарному делу за исключением некоторых наименований инструмента. (Развёртки всех модификаций именовались не иначе, как – райбер; фланец – флянец; стропа – такелаж.) Теории монтажа судового оборудования была посвящена почти половина всего срока нашего обучения в училище. Преподавание сопрягалось с навыками применения теории на деле, в период прохождения практики в бригадах, осуществлявших монтаж оборудования на кораблях, находящихся на стапелях завода «Залив». История КПСС – в разряд трудных предметов не причислялась. Здесь проблем не возникало ни во время её изучения, ни во время сдачи экзаменов. Физическое воспитание – может быть кому-то будет и смешно, но у меня в зачётной книжке по этому предмету за период обучения в училище проставлена четвёрка, как и по всем вышеперечисленным предметам. За исключением истории КПСС. Здесь у меня – пять. На пять, оценена и моя выпускная работа на тему применения смол и пластмасс при монтаже оборудования на судах военного назначения. Мне была присвоена квалификация слесаря-монтажника судового оборудования второго разряда по шестиразрядной квалификационной сетке. В группах станочников и электриков было много девушек. Наши ровесницы, они не чурались общения с нами, посещали все мероприятия в училище, связанные с досугом и отдыхом. В общем, мы все были единым трудовым коллективом, любящим весело и со вкусом отдохнуть. Были танцы, сейчас это принято называть дискотеками; были вечерние посиделки за столиками с угощениями в нашей столовой. Были и посещения музеев города Керчи, театров, кинотеатров; туристические походы по южнобережному маршруту Крыма, с обязательным посещением городов: Феодосия, Судак, Бахчисарай, Ялта, Севастополь. Естественным было и посещение достопримечательных и исторических мест этих городов. Я уже не говорю об аквариуме и панораме обороны Севастополя. Очень на высоком уровне велась спортивная работа. Преподаватель физкультуры училища, Дахно Василий Григорьевич, ревностно служил спорту и до самозабвения был ему предан. Любой вид спорта он преподносил нам, как наиважнейший способ оздоровления. В училище при его участии и активной всесторонней поддержке со стороны администрации училища, замполита Полищука и директора Домбровского, создавались спортивные секции любого вида спорта, достаточно было только найтись хотя бы двум-трём его представителям из среды обучающихся в училище. Стол настольного тенниса всегда был доступен всем желающим, – он стоял в фойе третьего этажа при сетке и необходимом инвентаре. В училище я испробовал много видов спорта. Лёгкая атлетика - короткие и длинные дистанции. Баскетбол - самый любимый из игровых видов спорта. Борьба - классическая и вольная. Плавание - до сих пор, приезжая в Керчь, спешу на водную станцию, где наслаждаюсь этим замечательным видом спорта. Штанга, велосипед, волейбол, настольный теннис, в который играю и по сей день. Ну, конечно же, и бокс. Подвиг меня на всё это замечательный педагог, преподаватель физкультуры, нашего училища - участник Великой Отечественной Войны, кавалер трёх орденов Славы, полковой разведчик, Дахно Василий Григорьевич. Природа наградила меня неплохими физическими данными, так что я, худо - бедно, без особых усилий и навыков мог показывать по тем временам неплохие результаты почти в любом виде спорта. Естественно, первенство города Керчи по боксу в апреле 1960 года Дахно никак не мог пропустить, не выставив двух-трёх участников. Одним из них был и я. К соревнованиям Дахно лично готовил меня в течение месяца. Я, как мне казалось, быстро и легко усваивал приёмы и навыки ведения боя. Подзадоривали ещё и романы Джека Лондона, начитавших которых, я воображал себя одним из его героев В Первенстве города я занял третье место. Первый бой выиграл у парня, работавшего на металлургическом заводе имени Героя Советского Союза Войкова; второй бой проиграл физически сильному представителю керченского порта. Фамилий и имён их уже, к сожалению, не помню. Финал за третье место помню, как не могу забыть и своего противника. Тогда, в начале шестидесятого года, ещё продолжала функционировать круговая система проведения соревнований. - Кос Осман-Оглы, - так представился мне в ринге бывший противник, офицер - лётчик. Третий разряд. …Три раунда тяжёлого и изнурительного для меня боя. ...Я выиграл. …Дахно В.Г. был мною доволен, радовались за меня соратники, радовались болельщики-коллеги по училищу. 20 мая 1960 года Дахно В.Г. предлагает мне принять участие в Городской Спартакиаде «Трудовых резервов» по лёгкой атлетике. Я - всегда готов! В итоге я, с результатом 12,0 сек., занимаю второе-третье место в беге на сто метров Неплохое время! Время обучения пролетело незаметно во всех отношениях. Жизнь у моря окутывала нас пеленой романтики. Сам город располагал к этому. Древнегреческие храмы на горе Митридат, развалины Пантикапея, Мелик-Чесменский курган, Царский курган, Городище в Камыш-Буруне, крепость при въезде в Камыш-Бурун, крепость в Еникале. Памятники старины можно перечислять до бесконечности.… Хватало достопримечательностей и двадцатого века.… Взять хотя бы каменоломни Аджимушкая и того же Камыш-Буруна… Доты на горе Митридат. Места высадки морского десанта на Эльтигене в Героевке, на Завале в Юркино. …Однажды в 1968 году, отдыхая на Азовском море близ Завала, я насобирал вокруг коврика, на котором загорал, чуть ли не килограмм пуль и осколков от мин и снарядов. До сих пор в балке этого районе при сильных ливнях вымывает из почвы неразорвавшиеся мины и снаряды. Можете себе представить, каким плотным был шквал металла, выпущенный из всех видов оружия при освобождении Керчи… А какие в Керчи пляжи? …Кто-то едет в Турцию, кто-то на Багамы, кто-то на Гаити, Гаваи.… А зачем? Чтобы в кругу себе подобных прошептать: «Ах, Гаваи, ах, Гаваи!..» Да, куда только не заносит наших новых «русских»?.. А вот в Керчи можно всё это найти буквально за один заезд. Два моря! Пляжи на любой вкус… Мама Русская, Осовино, Эльтиген, Юркино, Пресноводное, Героевка.… А сколько диких? Лично для меня Керчь – маленькое Рио-де-Жанейро! В этом городе закончилось детство, и началась моя юность. Первые взрослые радости и огорчения, первые шаги утверждения себя и разочарования…
© Copyright: Виталий Самойлов 2, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|