3. Варшава 1956-1958 год.

Виталий Самойлов 2: литературный дневник

В 1955 году отец получает назначение в ПНР (Польская Народная Республика).


Мы, я и сестра, с матерью после окончания мною седьмого класса в 1956 году едем к отцу в небольшой польский городок Сельдце, где он служит в войсках (ВОСО). К этому времени я уже вышел из пионерского возраста и был принят в члены ВЛКСМ. Не каждый юноша или девушка, достигшие возраста 14 лет, могли удостоиться такой чести.


Восьмой, девятый и десятый классы я заканчивал в Советской средней школе №1 при Посольстве СССР в Польше. Моими одноклассниками были дети сотрудников самых разных кругов Советского представительства в ПНР. В нашем классе училась дочь посла Абросимова; сын военного советника - Геннадий Зайцев; сын атташе - Леонид Евдокименко; сын инженера варшавского автомобильного завода «Варшава» - Вячеслав Трошин. Моей соседкой по парте была Эрика Рознер – дочь известного джазмена Эдди Рознера. Не всех запомнил, а фотографию общую где-то затерял. Был и переселенец, репатриант, Мокляк с Украины. Кажется, из Львова. Все мы были в одной упряжке – дети СССР. Патриоты своей Великой Советской Родины. В основном мои соклассники компактно проживали близ нашего посольства.


Я и многие другие проживали в предместье Варшавы – Праге (правобережье Вислы). В школу нас возили автобусом, принадлежавшем миссии нашего военного представительства по военным перевозкам.


Все любили спорт. В школе и при посольстве функционировали всевозможные секции и кружки. Самым доступным для всех нас и любимым всеми было плавание. Для этого посольство арендовало один из спортивных комплексов в Варшаве, где размещались игровые залы и бассейн.


Надо ли говорить о том, как была поставлена воспитательно-патриотическая работа в этой школе и, вообще, повсеместно, где приходилось учиться мне? Смысла нет!


Весь преподавательский состав школы был представлен учителями общеобразовательной системы города Ленинграда. В отличие от современного состояния дел в нише общеобразовательной школы, тогда по любому вопросу аргументировано доказывалось и демонстрировалось преимущество всего нашего советского строя. Достижения учёных, промышленности, образования… Я был свидетелем торжественного вечернего шествия жителей Варшавы в 1957 году в ночь запуска нашего первого спутника. Не знаю, что происходило в центре Варшавы, но Прага, точно, вся была на ногах.… Это ли не доказательство превосходства нашего интеллекта и наших советских технологий. Мы были горды тем, что представляем такую великую страну, как наша Родина – СССР.


У так называемых «демократов» - «борцов» с бедностью основным аргументом против коммунистического прошлого, будущего и настоящего, где бы они ни выступали, какую бы организацию не представляли, есть и, наверное, будет – КОЛБАСА. Бедняги, как же им не хватало колбасы! Мне, когда я слышу их утробные стенания по поводу, что их обделили колбасой, хочется, глядя на их лоснящиеся и лопающиеся от жира лица, плакать. Посмотрите на Гайдара и Новодворскую, на Толстую и Немцова, на Чубайса и Черномырдина… Их можно перечислять и перечислять. Их ли обделили колбасой? Как же они, бедняги, не доедали! …Бедолаги! Как мне их жаль! Жаль до того, что я ночью выхожу на балкон и от жалости к ним плачу.


…Зато сейчас беднейшие слои населения заходят в магазины, как в музеи, чтобы лишь только посмотреть на эту самую колбасу. А купить? Да, она есть! Никто и не отрицает! Но купить не представляется возможным. Так какая разница для несчастного между тем, плохим, прошлым без колбасы и, таким замечательным, настоящим с колбасой. …Да, и врут они, – была колбаса! Но почему она не доставалась им – секрет!


Сейчас все наши властолюбцы определяют своих детей в высшие учебные заведения в США и Великобританию! Да, возможно, из их недорослей и получатся кое-какие специалисты. Но будет ли для них дорога честь России? Будут ли они служить обществу и Российскому народу (пример - дочери премьера)? И, вообще, можно ли их будет называть патриотами России. А сколько наших «патриотов» обеспечивает своим детям гражданство стран, уже хранящих их капиталы, простой уловкой - отправляя своих жён рожать дитё там? Будут ли эти, рождённые в родильных домах Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Берлина, Рима от родителей «патриотов», служить Российскому обществу? Может быть, и будут – за отдельную плату!


Эти «патриоты» отняли у нас даже национальность. Россия есть, – Русских нет. Почему стало стыдно быть Русским? – «Мы все – Россияне!..»- раздаётся возглас с трибуны тех, кому удобно прятать от народа свою несостоятельность оказать ему всесильную поддержку, когда ущемляются национальные права и достоинство действительных РУССКИХ. Ах, как это удобно звучит для бандитов и террористов. Действительно, у мафии, воров и бандитов нет национальности. Сколько Русских в России?.. Мы все Россияне: и татары, и чеченцы, и башкиры, и якуты, и чукчи, и эвенки, и буряты, и дагестанцы, и черкесы. …Все Россияне? …Но почему на территории России каждая национальность имеет своего президента, свой флаг, свой герб, свой парламент и министерства?.. Зачем так много президентов?.. И почему только РУССКИЕ не определились ни с Флагом, ни с Гербом, ни с Президентом?.. И почему чувство национального достоинства попрано только для Русских? …Была такая НАЦИЯ! …И, вдруг, исчезла в горниле «демократических реформ».


На Земном шаре существует множество многонациональных государств, но президент в каждом государстве один! …Один на всех! Российская федерация - есть! …Президент всероссийский – есть! …РУССКИХ – нет, как нет и президента, представляющего эту национальность!..


А, вот, в нас патриотизм и служение Отечеству закладывалось, чуть ли не с пелёнок. В нас закладывали любовь и веру во всё, что связано со Знаменем нашего государства. О знамени и гербе нынешнего государства я уже высказался чуть раньше.


По окончании школы, 1958 год, мои товарищи-одноклассники разъехались по всем уголкам нашей необъятной Родины. Каждый определял свою судьбу сам. Мне мало, что известно о том, как она, судьба, сложилась у них. Знаю только, что Геннадий Зайцев поступил и окончил военное училище. С остальными товарищами потерял связь ещё во время своего пребывания в Керчи, где я хотел поступить в металлургический техникум и, к сожалению, не выдержал вступительные экзамены.



Другие статьи в литературном дневнике: