Редактирование стихотворения и не толькоРедактирование стихотворения и не только 1. Проверьте, нет ли в тексте орфографических и синтаксических ошибок, описок. Как правило, стихосложением занимаются люди грамотные, у которых нет проблем с грамматикой русского языка. Тем не менее, многие забывают, что принято нынешними нормами правописания в словах с буквой "ё" проставлять точки над "е" (буква "ё" находится с левой стороны сверху клавиатуры, отдельно от всех других). Зачастую вместо тире ставят дефис. В клавиатуре нет первого знака, можно просто скопировать себе на файл из текстов, и при необходимости пользоваться. В затруднительных случаях можно воспользоваться орфографическим словарём, толковым словарем русского языка С. И. Ожегова, учебниками грамматики и статьями википедии в интернете. 2. Прочитайте стихотворение несколько раз. Если вы будете держать стихотворение в памяти, то сможете исправлять на ходу, занимаясь своими делами или на прогулке, в поездке, да где угодно! При этом неудачные обороты, слова поправляет подсознание, они приходят сами в готовом виде, и не надо часами смотреть в написанное. Когда сознание занято другим делом, над нашими проблемами усердно работает внутренний ум. При дефиците свободного времени удобно иметь с собой телефон или планшет с текстом или просто листок и ручку. В транспорте или при ожидании работа над стихотворением превосходно заполнит паузу, да и запомнится оно быстрей. 3. Самая распространённая ошибка – повторение одинаковых слов (тавтология). Легче всего убрать её, использовав синонимы из своего словарного запаса. Для этого пригодится и словарь синонимов. Не путать с приёмом повтор, когда повторение слов бывает оправдано замыслом автора. 4. Однокоренные слова тоже не приветствуются в стихотворении. Дождю весеннему легко В роскошном доме богача 5. Проследите, нет ли в вашем произведении ненужных слов, которыми заполнены паузы в ритме. Чаще всего используют местоимения и частицы: что, это, уж, как и т. п. Образно их называют ужики. Про "как" мастерски владеющий поэтической формой Валерий Брюсов говаривал: – Без "как" не обойтись никак. Однако, можно. Заглянем в мою творческую лабораторию: В лимонницу влюбился Вокруг витками вьётся – Спросила недотрога: А он отстать не может – – Найди себе подругу В унынии вздыхатель: Не сосчитать весенних Не оценил ОН скромный Был ухажёр печальный Самые назойливые и неприятные ужики выделены заглавными буквами. Есть и однокоренные слова. Причём не сразу и сообразишь, что они однокоренные: витками вьётся. В завершающих двустишии и четверостишии повторяется местоимение "он". И форма нарушена, за последним катреном нет двустишия. Посмотрим, как тут можно исправить: В лимонницу влюбился Всё ближе, ближе вьётся – Спросила недотрога: А он отстать не может – – Найди себе подругу В унынии вздыхатель: Не сосчитать весенних Не оценил изящный Был ухажёр печальный к белянке одинокой При работе за компьютером, когда необходимое слово или выражение упорно не даётся, отвлекитесь от стихотворения, пройдитесь. Оно забросится подсознанием "само". 6. Проследите, не нарушен ли ритм. Это легко обнаруживается при чтении стихов вслух. При контроле ритма важно отследить и ударения, в том числе логические. Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов в фразе. Можно выделить главное слово и в тексте, поставив ключевое слово в начале строки: Свет живёт в лимонных листьях, Или в конце строки, как это делал Маяковский: Послушайте! 7. Особое внимание обратите на рифмы. Нет ли у вас в стихотворении банальных, всем надоевших? Лично я предпочитаю неточную той, воздействие которой стёрто частым употреблением. Если слово не удаётся зарифмовать неизбитым, можно переставить его в другое место в стихотворной строке. Чрезвычайно интересна и познавательна "Книга о русской рифме" поэта Давида Самойлова. 8. Любое стихотворение несёт чувства, которые выражаются посредством выбора автором определённых деталей, эмоционально-оценочных слов, метафор, интонации, знаков препинания. Передастся ли это состояние читателю, во многом зависит от точности художественных образов, эпитетов. Неизбитые, авторские образы запоминаются с первого прочтения, вбиваются в сознание, как гвозди: Бенефис Леденящая роса. Неприметен звёздный рис; (Моя миниатюра. Здесь: звёздный рис). Своё слово сказал о зеркалах Райнер Мария Рильке, австрийский поэт, лирикой которого я зачитывалась в юности: ...Тихих зеркал неподвижные шири. Примеров авторских образов и эпитетов можно привести великое множество. Обратите внимание на них при чтении стихов. В каждом стихотворении должно быть нечто удивительное, которое автору дала "езда в незнаемое" (именно так определил поэзию Маяковский в стихотворении "Разговор с фининспектором о поэзии".) Прочитайте моё стихотворение: Небеса всё чище и ясней: В семь утра уже в походе я. Нынешний октябрь похож на сон: Алое и жёлтое вокруг. (поётся на мотив известного "Фантома". ) В нём звучат открытиями стихотворные строки: Солнце греет через силу 10. Многие люди обладают врождённой поэтической одарённостью. Но не у всех она получает хорошее развитие. Между тем, поэзия, как и все другие виды искусства требует познания её законов, приёмов, способов передачи читателю чувств и мыслей автора, или лирического героя, которые поэт моделирует. Уместно вспомнить цитату Вадима Кожинова из книги "Как пишут стихи": "поэзия создает глубоко своеобразную "систему знаков", принципиально отличную от языка в собственном смысле. Язык — это только материал для поэта, только фундамент, на котором поэт воздвигает здание поэтического произведения, обладающее своим самостоятельным "языком", не менее сложным и своеобразным, чем "язык" музыки." Изучает эту систему поэтика, раздел теории литературы. В её ведении вопросы поэтической формы, техники поэтического искусства. Велико количество книг и статей, раскрывающих вопросы поэтики. Рекомендую вышеупомянутую книгу Вадима Кожинова "Как пишут стихи". У Марины Цветаевой много написано замечательных статей о поэзии. Автору стихотворения необходимо дождаться того, чтобы в душе возникло важное, новое его содержание, которое он бы истинно полюбил. Чувство продиктует нужную красивую форму. Наличие значительного содержания, важного для всех людей, хорошая форма, правдивость и задушевность – три неизбежных условия для создания совершенного произведения. Глубокое произведение нельзя делать по заказу, ибо оно выражает состояние души художника, из которого вытекает, являясь высшим проявлением знания и откровением тайн жизни. Эти мысли о литературном творчестве Льва Николаевича Толстого (статья "Что такое искусство") необходимо знать каждому любителю литературы. Он видел в искусстве необходимое средство общения и единения людей. Читая хорошее стихотворение, мы испытываем те же эмоции, которые владели автором, когда он его создавал. Заметила – часто к тебе приходит сначала мелодия, мотив, потом на неё накладываются стихи. Причём содержание их, по Толстому, давно выношено в подсознании. Так получилось у меня с этим стихотворением: Дикая яблонька Пусть деревце дорожное Уйдёт один накормленный, Стоять обречена в пыли: 11. Без знания шедевров отечественной и мировой литературы, фольклора найти свои корни и определиться как оригинальная личность в поэзии, нарастить мастерство проблематично. Думаю, у каждого из нас есть свои любимые произведения классиков русской и советской поэзии, поэтому не буду приводить примеров. Не могу не поделиться одним из дорогих мне с детства стихотворением, сонетом, написанным «португальским Гомером» Луисом де Камоэнсом (1524 — 1580): Меня сочли погибшим, наблюдая, Я погибал. Но, мир пройдя до края, Иной во имя золота и славы А я иду любви тропой неторной. Каждый ищет в сокровищнице литературы своё, близкое по духу. То, что нас впечатляет, мы перечитываем, познаём глубже и невольно учимся. 12. Любовь к поэзии и усердный многолетний труд по её изучению помогут разобраться в своих ошибках и недочётах. Как тут не вспомнить цитату из стихотворения Владимира Владимировича Маяковского: Разговор с фининспектором о поэзии ...Поэзия — 13. Будет ли стихотворение произведением искусства или ремесленнической подделкой под него, зависит от творческой силы автора, размера его дарования, глубины его натуры. Существуют определенные наследственные задатки, врождённые свойства высшей нервной деятельности и особенности чувственного восприятия, без которых человек вообще не сможет добиться значительных достижений в поэтическом творчестве. В их числе обострённая чувствительность нервной системы: про поэтов говорят, что они — люди без кожи. Непрерывная работа над совершенствованием своей личности – один из залогов успешной реализации таланта. Находясь на новой стадии духовного развития, просматривая свои работы через год, два и более, невольно редактируешь их. Гений, – утверждал великий Гёте, – это 1 процент таланта и 99 процентов пота.
© Copyright: Сергей Суворов 60, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|