Письма о поэзии. Почти как у классиков...

Савельев: литературный дневник

Добрый вечер, Лариса! Уверен, что Вы отдыхаете в инете по вечерам. Я внимательно подумал об изменениях в стихотворении. Попытаюсь аргументировать свой выбор. (от хвалебных речей перейдём к разбору полётов). Итак, почему мне более предпочтителен мой вариант. В поэзии всегда должен быть элемент недосказанности и лёгкого "помутнения" сознания, как это бывает во сне. Я во сне не могу ИДТИ, я во сне перемещаюсь, где по воздуху, где вплавь, где-то просто мыли переносят, поэтому не ИДУ, а ПРИХОЖУ, что еще подчеркивает неоднократность такого действия. Не иду конкретно сейчас, а прихожу постоянно. Слово ДАВАЙ для меня неприемлемо, т.к. я так не могу обратиться к маме, а ВЫПЬЕМ у меня было в первом варианте и я заменил на ПОПЬЁМ, ибо чай можно ПИТЬ, но не ВЫПИВАТЬ, выпивают водку. ПРОСНУТЬСЯ - слишком обыденно, мне невыносимо не проснуться, а именно ВОЗВРАЩАТЬСЯ из другого мира, в котором я ночами живу. Причем я не просто просыпаюсь, а возвращаюсь через десятки лет вперёд, ведь во сне-то я нахожусь на десятки лет моложе себя нынешнего. В общем, я придерживаюсь мнения, что в стихах не надо алгеброй поверять гармонию, от математики я уже давно устал... Но Вам спасибо, мне Ваши стихи очень нравятся. Ключ у нас всё равно один, поэтический. С огромным уважением,


Спасибо, Лариса! Мне как-то пришлось в одной из рецензий написать, что пушкинские времена проходят. Когда мы говорим, за что мы ценим Пушкина, не каждый понимает, что Пушкина мы ценим прежде всего за то, что он - основоположник современного литературного русского языка, а не за то, что "его стихи нам нравятся". Кстати, эту же мысль (что пушкинские времена проходят) высказывал, прямо скажу - не очень любимый мной - бывший министр культуры М.Е.Ш., и в этом я не могу с ним не согласиться. Попробуйте сочинить хороший рэп. Вряд ли у меня, например, это получится, потому что я, как и Вы, воспитан совершенно на иной литературе. Так что всё относительно. И мы со своими гладкими рифмами и строгими размерами, возможно, находимся в последнем вагоне уходящего поезда, который могут отцепить на ближайшей станции в любое время. Приятно с Вами, Лариса, беседовать о литературе... :)


Добрый день, Лариса! Вы меня спрашиваете, что я думаю, или, точнее, как я считаю по поводу статьи, на которую Вы дали ссылку. Отвечу коротко: никак. На меня не произвело никакого впечатления то, что там написано. Тем более никакого, когда я посмотрел на произведения автора, в которых отсутствуют знаки препинания, точнее, если бы их не было вовсе, то куда ни шло, но когда они то есть, то нет, то уж извините... Я не собираюсь быть оракулом, и кого-то попрекать или учить. В моих рецензиях Вы редко встретите, чтобы я направлял мысли и тем более строки рецензируемых авторов. Но законы стихосложения не могут быть вечными. Пушкин потому и Пушкин, что не стал повторять во всем своего учителя Карамзина. И если бы все поэты писали, как Пушкин, то не было бы в русской поэзии ни Цветаевой, ни Маяковского, ни Пастернака. Поэзия, к счастью, многогранна и неоднолика. А уж прорастет или зачахнет росток - покажет время. Законы стихосложения, естественно, существуют, но суть поэзии - не в соблюдении законов, а в том - рифмоплетское сочинение это или настоящее поэтическое произведение. Кстати, в рифмоплетских стихах законы стихосложения, как правило, все выполняются безупречно. Для меня в произведении важнее мысль и поэтика, воздействующая на чувства, возможно, даже на бессознательном уровне. Не зря же говорят, что поэзия - концентированное выражение мысли, но это не формула a + b = c, в поэтическом произведении я всегда жду каких-то новых открытий, это всегда "дважды два равно пяти", только такая формула может на меня эмоционально воздействовать. А по поводу скромности - нескромности, а что здесь собственно обсуждать? "Каждый сверчок, знай свой шесток" - так, что ли? Не надо быть скромным. Можно быть вежливым, учтивым, воспитанным, доброжелательным, но скромность - плохое качество, если чувствуешь, что ты на что-то способен. Лариса! Всё что я написал здесь - это всего лишь мои мысли, которые ни к кому конкретно не относятся, Вы же меня попросили высказать моё мнение. Я благодарен Вам за то, что оно Вас интересует. Но учтите, что я не критик, не поэт, и вообще никто. С теплом и искренним уважением, :)))


Из рецензии
Разрешите высказать своё мнение по теме. Я коротко. С чем согласен - уровень стихов упал, видно невооруженным глазом, особенно после того, как за деньги или за баллы стало возможным публиковать анонсы на главной странице. Согласен, что графоманство - наркотик, который может привести к серьезным психическим расстройствам, стихира затягивает, она как часть всеобщей компьютерной наркозависимости. Снять с себя эту зависимость без посторонней помощи практически невозможно. С чем не согласен - не согласен, что не нужно совсем сочинять и публиковать. Не согласен, потому, что сайт стал для многих отдушиной в нашем жестоком мире, для кого-то психотерапия стихиры просто необходима, для людей с ограниченными возможностями общения, например. Сайт необходим для общения людей, разговаривающих на русском языке, в разных уголках планеты. А как узнать - графоманское сочинение или нет, не публикуя стихи? Другое дело, что нужна профессиональная критика. Почему-то перестали публиковаться критические статьи. Нужно приглашать профессиональных критиков и просить их делать критические обзоры хотя бы тех произведений и тех авторов, которые постоянно мельтешат на первой странице. Пусть эти авторы платят свои деньги и материально поддерживают сайт, если хотят быть на виду, но пусть они и узнают объективное мнение о своих "гениальных" произведениях. А то ведь некоторые и в Нобелевские лауреаты метят со страниц стихиры, как с трамплина. Неплохо было бы в критических статьях услышать аргументированное мнение о стихах, к какому жанру относятся стихи, какие художественные приёмы использованы, в чём сила и степень новизны стихотворения, хотелось бы узнать о том, какие поэты стихиры могут быть зачислены в ряд самых интересных и талантливых поэтов страны и почему. Тогда все остальные будут равняться и поймут, словами Маяковского, "что такое хорошо и что такое плохо". А если профессиональной критики не будет, то так и будем продолжать или хвалить, напрашиваясь на ответную рецензию (желательно тоже хорошую), или язвить, и останется стихира этаким междусобойчиком, "кукушки" будут хвалить "петухов", а "петухи" - "кукушек". Всё это, конечно, на фоне графоманства. Хотя призывать людей не публиковать свои стихи, мне кажется, тоже неправильно. И вообще, какие сейчас проблемы в поэзии, кто ответит, куда поэзия движется, какие тенденции? Хотелось бы узнать. Спасибо всем за то, что прочитали мои заметки.



Другие статьи в литературном дневнике: