Каждый умирает в одиночку.

Сан-Торас: литературный дневник

Нужно изучать родные корни, ибо кровь не вода! -2-https://stihi.ru/2022/10/26/239



Рецензия на «Нужно изучать родные корни, ибо кровь не вода! -2-» (Сан-Торас)


_________________Дорогой Санто!!!
Какие дивные розы!!!
А на одну из них присел Ангелочек!!!
Благодарю Вас!!!
Какая энергонасыщенная нетленка!!!
Согласна с Алексеем!!!
Как хорошо, что Вы запустили в виртуальное
пространство такую мощную, сильную, световую информацию!!!
Люди живут и не знают об этом!!!
Точнее жили и не знали!!!
Получается, что Аркона пала в 1168 году.
А Русь-то Владимир крестил в 988 году...
Теперь незнающих станет меньше.
Очень, очень Вас благодарю.


Ваша нетленка про новую религию, теперь уже родную - супер!!!!
Санто, Вы Гениальны.
По причинам, указанным Вами в Нетленке -
у многих православных упадническое состояние духа.
А отчего сказать не могут.
*
Благодарю Вас, Санто!!!
Сереже привет передам!!!
Привет Лешеньке!!!


Наталия Гранковская 27.10.2022 20:59



_____________Приветствую, славная НАТАЛИ!!!


Упадническое состояние духа, будем поднимать благородными
нетленными о любви!


«Кому повем печаль мою»
(Песнь Песней)



ПОЭТ ЭТО ЗНАНИЕ СВОЕЙ ПРАВОТЫ.


Природа мается от невеселья,
Мчит ливень - босиком по мостовой —
Мир прячется в квартирные ущелья,
Дождь льется и ликует - он живой!


Дух солнца появляется с Востока
Судьба - суд Бога! На хмельной волне
В моем мозгу кружатся строки Блока —
Он говорил, что истина, в вине.


Поэт подвержен духу пилигрима —
В нем бродит дар надышаных поэм,
Душа сильней, чем тело мной любима,
Кому печаль, любовь кому повем?

Любовь превыше всех страстей и мает,
Колодца глубже, радости живей,
Любовью, звезды ночью зажигают,
И слезы выжимает из камней,

В ней — все великое и все простое!
Любовь есть слово, формула и свет,
Гармония — «Сеченье золотое» —
Любовь — стихи, что чувствует поэт.


Народ вживается в живую строчку,
Но – "Каждый умирает в одиночку".


Душа легко за ветром полетела,
И с горной высоты я поглядел —
Как отделяется душа от тела,
И разум прозревает свой удел.


Любовь добра, светла и человечна,
Так любит жизнь сама природа-мать!
Живи, душа — Божественна и вечна!
С любовью легче жить и умирать.


*
"Каждый умирает в одиночку" - название главного романа немецкого писателя
Ганса Фаллады.


Каждый умирает в одиночку – каждый живет будто
ищет смерти, хотя страшно боится её.
(с)
"— Нет, нет, —... — Этого и не нужно...
Видите, я принес вам тут кое-что другое, видите, какой хорошенький пистолетик. Достаточно вам прижать его к виску, — не бойтесь, я буду держать вашу руку, чтобы она не дрожала — и потом чуть согнуть палец… Вы никакой боли не почувствуете и сразу очутитесь далеко-далеко от всех этих гонений и преследований и наконец обретете покой и мир…


— И свободу, — задумчиво добавил маленький человек, — это опять в точности как тогда, когда вы уговаривали меня насчет протокола, вы и тогда обещали мне свободу. А теперь это правда будет? Как ты думаешь?


Ну, конечно - это же единственная истинная свобода, о которой может быть речь по отношению к нам, людям.
Да, я уже не смогу тебя еще раз поймать и мучить. Никто не сможет.
Ты будешь оттуда надо всеми нами смеяться…""


Ганс Фаллада, сам по себе стоит чтобы рассказать о нем, так же
как он рассказывается о своих лит.героях.
Великие немецкие писатели двадцатого века – братья Генрих и Томас Манн,
Эрих Мария Ремарк, Герман Гессе Стефан Цвейг, Лион Фейхтвангер.

У многих приторные сюжеты, наивная и прямая «психология», сентиментальность… Плохо переписанный Достоевский, хотя, отдать должное, без претензий на равенство с ним.
Ганс Фаллада - в общем-то средний писатель… который до сих пор
не оставляет читателя равнодушным


Его звали Руди Дицен. Начав писать, он выбирает себе псевдоним: Ганс Фаллада, из сказки братьев Гримм. .


С ранних лет он был слишком раним и эмоционален.
" Его часто били. Одноклассники спорили – на каком по счету уроке он разрыдается, делали ставки. Поэтому родителям приходилось переводить его из одной школы в другую. Мало и того: сначала он умудряется получить ожоги магнием при фотографировании (больница). Врезается на велосипеде в фургон (больница, полгода на костылях). На экскурсии попадает под карету, получает по спине и голове лошадиными копытами (больница). Приятели сталкивают в море (воспаление легких и последующий тиф). Такое детство просто так не кончается."
*
В восемнадцать лет он влюбляется безответно, пишет своей любимой письма
с эротическими фантазиями без подписи. Разоблачен.
Пытается застрелиться, пистолет отняли.


В очередной по счету гимназии у него появляется друг.
Оба не от мира сего, оба решают, что жизнь ничего хорошего не принесет.
Но если просто совершить самоубийство - что скажут родители?
Решили изобразить дуэль, друг погибает, а Дицен с простреленным легким – нет.


До обвинения в убийстве дело не дошло, но кончилось – психиатрической клиникой. Там он проводит два года, много читает, в курс входили уколы морфия.
Из клиники он выходит наркоманом.
Начинается Первая мировая война, он спешит на фронт, добровольцем..
*
А в 1917 году снова в психиатрической клинике – его нужно лечить от алкоголизма и морфинизма.
Он много пишет - первый роман называется «Молодой Гедешаль»,
второй «Антон и Герда». О подобных опытах юности Сергей Довлатов как-то написал: «Достаточно сказать, что первый рассказ назывался "Судьба Фаины"». Мечтает выкупить тираж и сдать в макулатуру но снова алкоголь, наркотики – и наконец, тюрьма.
*
Но в тридцать пять лет Рудольф Дицен воскресает.
Счастливо женится, пишет
у всех его книг названия напоминают первую строчку стихотворения.
«Что же дальше, маленький человек» ,
«Кто однажды отведал тюремной похлебки»,
«У нас когда-то был ребёнок»
В стране уже Гитлер, Фалладу хвалят Томас Манн, Герман Гессе, Грэм Грин, роман «Маленький человек» - миллионные тиражи, в Голливуде снимается фильм.
И появляются деньги – впервые в жизни.
Он покупает дом и участок земли.
Сам он называет свое хозяйство «поместьем»: «Это настоящий старинный помещичий дом: преуютный, с электрическим светом.
Дом находится непосредственно на берегу Карвитцерского озера, которое связано с шестью другими озерами. К усадьбе принадлежат сараи, амбары, стойла, корова, лошадь и свиньи, весы и молотилка - всё это я купил в придачу…
ПИШЕТ ОН ОТЦУ:
_______(С) "Я мог бы ещё долго рассказывать Вам о моём владении: про 140 фруктовых деревьев, про идеальное, уединённое месторасположение участка, про нашу лодку, про дворовую собаку, про электрическую циркулярную пилу,
про большой урожай ржи, про картофель…».


Неожиданно проявляется еще одно его качество – безумная работоспособность. Его первая жена вспоминала: «Он начал с трёх страниц одной книги, а потом писал по 23-25 страниц в день. При этом он писал очень мелким почерком, и, чем интенсивней он работал, тем мельче становились буквы».


А он сам изображает себя так: «Я пишу и пишу, каждый час дня и ночи. Сижу ли я за письменным столом или гуляю, все это - работа.
Вся жизнь для меня - книга. Это должно быть так, это не может быть иначе, и потому я стал тем, кем стал».
НО
в 1933 году его арестовывают снова.
Донос сочинил бывший владелец его дома, решивший вернуть собственность
себе - донос в духе того времени.
Он таскается на допросы в гестапо, а дома – пишет.
Но:
критика его травит, публикации за границей запрещают,
гонорары прекращаются. А он пишет роман «Волк среди волков»
*
И вот Геббельс назвал его «Волка среди волков» - «суперкнигой». Но не просто так. Лично Геббельс подкидывает ему халтуры.
"Приключения Мурра и Макса» написан с подачи Геббельса по заказу… гитлерюгенда. Его фотографируют для нацистских журналов - в рабочем кабинете за столом, на берегу озера…
НО
1944 - в этом году всякого умного немца охватывает тоска.
Рудольф Дицен – не исключение. Любовь Геббельса кончается.
Снова он прикладывается к бутылке.
Жена узнает о изменах. Скандал заканчивается попыткой самоубийства.
Снова вызов к Геббельсу, который ему приказывает написать роман о гнусных похождениях еврейских мошенников.
Для контроля его увозят в психиатрическую лечебницу.
Там появляется новая повесть – «Пьяница».
В повести он зашифровал свое обвинение нацизму.
Если бы шифр разгадали – конец был бы страшен. Но его отпустили.
Он женился на женщине на тридцать лет моложе себя. Пьянство беспробудное, с перерывами на наркотики…
НО ЕЩЕ НЕ Конец.


Осенью сорок пятого Дицен в очередной раз выходит из психушки,
всего на двадцать четыре дня, будто для того,
чтобы написать главный роман своей жизни:
«Каждый умирает в одиночку». Именно по этому роману снимут пять фильмов. Благодаря ему – его не забудут.


В чем же достоинства романа, который совершенно измученный и фактически конченный человек написал дрожащей рукой?
Роман не просто реалистичен
в основе – тома реального уголовного дела Отто и Элизы Хампель.
Дело выдают ему из архива на руки. Ганс Фаллада снова возвращается
В романе воспроизведены детали быта и уклада Берлина во времена Третьего Рейха. Известен день начала действия романа – 22 июня 1940 года, день, когда Франция подписывает капитуляцию.
Поразительным образом описаны мельчайшие детали – напряженные отношения между людьми, краткие и бессмысленные разговоры, настороженность и недоверие
. Убогая жизнь в бедности, убогая одежда, тяжелый бессмысленный труд.
Подлость одних – и отчаяние других.
Открывается галерея берлинских персонажей:
Партийные жулики и полицейские. Пьяницы и подонки. Молчаливые и забитые люди, когда-то бывшие порядочными.
Это настоящая хроника одичания человека внутри человеческого общества – и самого общества
*
Весь воздух буквально провонял предательством. Ни один человек не доверяет другому, и в этой ужасной атмосфере люди все более тупеют и становятся как бы только частями тех машин, которые они обслуживают.


Но иногда из этой приглушенности взмывал, точно пламя, яростный гнев — как тогда, когда рабочий сунул руку под пилу, крича:
— Чтобы он сдох, этот Гитлер! И он сдохнет так же наверняка, как я сейчас себе руку отпилю!
С трудом удалось вырвать его из машины, и о нем
больше никто никогда не слышал. Вероятно, он давно умер,
это было бы для него лучше!»
На этом фоне нормальные поступки нормальных людей вызывают оторопь.


Но всех преследует ощущение чего-то неминуемого и страшного.
Ведь за каждый ничтожный проступок следует расплата.



В чем Фаллада преуспел – так это в умении передать то общее, что довлеет над людьми и что есть в каждом из них, та незаметная печать
которую время наложило на всех и на каждого.
В начале ноября 1946 года Ганс Фаллада закончил роман.


Еще три недели он его слегка подправлял, его перепечатали, и 24 ноября автор отправил его в издательство и копию – на киностудию ДЕФА. Он написал тогда:
«Я полуживой, но очень рад тому, что написал эту книгу.
Наконец, я вновь стал Фалладой!»
НО в доме снова появились морфий и коньяк.
6 декабря Дицена увезли, но лечения он уже не выдержал.
В надгробной речи Иоганне Бехер сказал:
«Ничто человеческое, ничто бесчеловечное не осталось ему чуждым».


Это очень кратко то, что стоит всего за одной строчкой:


Народ вживается в живую строчку, но – "Каждый умирает в одиночку".



...



Духовные скрепы Октавиана


Первый римский император строил храмы и запрещал адюльтеры. Но при этом сам не мог служить образцом строгой морали.Политика "исправления нравов" стала одной из самых провальных кампаний императора Августа. Он задумал вернуть римскому народу утраченные духовные скрепы. Занялся укреплением института семьи, восстановлением храмов, патриотическим воспитанием. Стимулировал повышение рождаемости и принял серию законов, карающих за нарушение моральных порядков. Но победить упадок нравов так и не удалось. Почему? Чтобы сделать Рим сильным вновь Когда нация утрачивает ценностные ориентиры, то даже при отсутствии внешней угрозы в стране начинаются процессы дестабилизации - такое представление об упадке нравов как ключевой первопричине всех бед было широко распространено в Риме в 1-м веке до н. э. К началу правления Августа в империи процветали коррупция, стяжательство, проституция и пьянство. Носителем пороков являлась, как правило, столичная знать. Древнеримский пир. (Wikimedia Commons) Представители высших сословий соревновались в богатстве, почестях и гламуре, золотая молодёжь - в разнузданности вечеринок и оргий. Количество разводов росло, рождаемость падала, социальное расслоение увеличивалось. Для возвращения к "истинным римским ценностям" Октавиан Август решил изменить законодательство. Он был уверен, что с помощью хороших законов можно будет успешно заниматься возрождением духовности и бороться с роскошью. А укрепление института семьи позволит вернуть в общество уважение к таким понятиям, как любовь и верность. "Традиционная" семья Большая часть "нравственных" законов касалась брачно-семейных отношений. Например, Lex lulia de maritandis ordinibus обязывал граждан высших сословий состоять в браке - всех мужчин до 60 лет и женщин до 50 лет. Отступников ждали наказания: от запрета присутствовать на публичных мероприятиях до ограничения в правах на наследство - вплоть до полной его конфискации в казну. Император регламентировал (под угрозой смерти) даже интимную жизнь граждан! Lex lulia de adulteriis coercendis запрещал прелюбодеяния. Отцу разрешалось убить в своём доме любовника дочери, при условии что погубит и её тоже. Муж также мог убить любовника жены без суда (если тот не был свободнорождённым). Если же мужчина, узнавший о неверности жены или дочери, не принимал никаких мер к преступнице, ему самому грозил суд за сводничество. Древнеримская косметика. (Wikimedia Commons) Lex sumptuaria - закон по борьбе с роскошью - ограничивал расходы на пиры, свадьбы, похороны и украшения. Специальным "подзаконным актом" женщинам запрещалось носить одежду из дорогих тканей. Возрождение духовности и массовое строительство храмов стало ещё одним важным направлением государственной пропаганды. В "Деяниях божественного Августа" император сообщает, что только за период шестого консульства (28 год до н. э.) восстановил 82 храма. Развратен, азартен, пристрастен к вазам "Новыми законами, введёнными по моей инициативе, многие примеры древних, забытых уже нашим веком, я вернул", - говорил Август. Император одевался и обедал скромно, посещал храмы. Жену Ливию и дочь Юлию заставлял садиться за ткацкий станок, чтобы по заветам предков носить одежду, сделанную их руками. Таким императора видела публика. На самом деле Октавиан Август не чурался ни роскоши, ни удовольствий. Особенно плотских. Октавиан Август. (Wikimedia Commons) О несчётном количестве его любовниц ходили легенды. По словам древнеримского писателя и историка Светония, император "жил с чужими жёнами, что не отрицают даже его друзья". Во время голода в Риме Август устраивал обильные пиры, гости на которых возлежали за столами, изображая богов, что считалось кощунством. Император был азартен в игре в кости и жаден до роскоши, его страстью были вазы. "Уверяли, что он занёс некоторых людей в списки жертв, чтобы получить их коринфские вазы", - писал Светоний. Семья императора отнюдь не была образцом чистоты. Супруга Ливия, по рассказам, сама поставляла Августу свежих любовниц. А дочь Юлия появлялась везде с целой свитой любовников и закатывала оргии, о которых потом судачил весь город. Подобная политика двойных стандартов приводила к тому, что программа по исправлению нравов буксовала, да ещё и приносила обратный результат: например, стали популярными фиктивные браки. Прелюбодеяние как повод для расправы В 9 году в дополнение к первой серии нравственных законов (их называли Юлиевыми) был принят Lex Papia Poppaea - закон сенаторов Папия и Поппея, сподвижников Августа. Он смягчал предыдущее брачное законодательство и вводил льготы для многодетных родителей (например, отец троих и более детей имел преимущество при назначении на государственную должность). Также Lex Papia Poppaea вводил штрафы за нарушение семейного кодекса и вознаграждение за доносы на тех, кто уклонялся от исполнения супружеского долга. Доносить на хозяев разрешалось даже домашним рабам. Внутренний двор дома в Помпеях. (Wikimedia Commons) Но и эти меры не достигли цели. Как позднее констатировал знаменитый историк Тацит: "Супружества не стали чаще, и детей не рождалось больше". Зато обвинения в неисполнении супружеских обязанностей превратились в удобный инструмент политической расправы. При помощи подобных процессов устранялись неугодные противники режима. По мнению ряда исследователей, в результате применения "законов о восстановлении нравов" в первой четверти 1-го века были практически уничтожены целые семейства старинной римской знати - Клавдии, Сципионы и Семпронии Гракхи.
Женщин "неправильного" поведения при Августе ссылали на остров Пантеллерия . В своё время, когда я дочитал до этого места, то нашел в своём атласе этот остров (в Тунисском проливе).Свою дочь Юлию Август тоже сослал в пожизненную ссылку на этот остров. А её дочь (свою внучку) Юлию Младшую забрал у матери и решил сам её воспитывать. И воспитал... Она подросла и пошла по стопам матери. Август и внучку отправил в ссылку на тот же остров. Она прожила на острове 16 лет. После смерти Августа его преемник император Тиберий разрешил Юлии Младшей вернуться в Рим.


. НА МОЙ ВЗГЛЯД - СИЛЬНЕЙШАЯ ФРАЗА СУВЕРЕНА НА ВАЛДАЕ 2022 -
"посеешь ветер пожнешь бурю" это библейское изречение ПРОПУСТИЛИ мимо
ушей как раз именно ТЕ кто посеяли и пожнуТ.


Ведь это не то что посеешь то пожнешь - эта ОТВЕТКА будет много больше
ОЖИДАЕМОГО:


МНОГОЕ ЧТО ВИТАЕТ В ВОЗДУХЕ В ЭФИРЕ СЛОВ из Библии.
В Ветхом Завете (Книга пророка Осии, гл. 8, ст. 7) сказано: «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю...».
Цитируется: как предостережение в адрес тех, кто занимается интригами, вносит раздор в отношения между людьми, поскольку все последствия этого могут обернуться прежде всего против самих интриганов-недоброжелателей.


. Библия – духовная сокровищница человечества.
Слово Священного Писания – творящее Слово. Посеянное в душах людей Слово дало свой плод в культурах и языках народов мира. В языки мира вошло великое множество высказываний из Библии. (Даже фраза “великое множество” — тоже оттуда).


_______крылатые библейские выражения:


* * *


Происхождение фразы «Да будет свет» — из Библии: «И сказал Бог: “Да будет свет!” И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро».


* * *


Кто с мечом придет, от меча и погибнет. – «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).


* * *


Кто не работает, тот не ест. – «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е Фес. 3, 10).


* * *


Хам. – Так звали одного из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых населилась вся земля после всемирного потопа. Он оказался непочтительным к своему отцу и подвергся его проклятию.


* * *


«Голубь мира» появился не благодаря рисунку Пикассо или пионерской организации СССР. – Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.


* * *


Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). – «И будешь… притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 37). По-церковнославянски «у всех народов» – «во всех языцех».


* * *


От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). -– «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37), слова Иисуса Христа.


* * *


Грехи молодости. -– «Грехи юности моей … не вспоминай … Господи!» (Пс. 24, 7).


* * *


Тьма кромешная (символ ада). – «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8, 12). По-церковнославянски «тьма внешняя» — «тьма кромешная».


* * *


Суета сует. Имеется в виду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. – «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё суета!» (Еккл. 1, 2).


* * *


В поте лица (тяжким трудом). – «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), – сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.


* * *


Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). – «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1, 6) (по-церковнославянски «на круги своя»).


* * *


Внести свою лепту (внести посильный вклад). -– Лепта была мелкой медной монетой. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41-44; Лук. 21, 1-4).


* * *


Во главу угла (главное, приоритетное). – «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Деян. 4, 11; 1-е Петра 2, 7).


* * *


Корень зла (источник зла). -– «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).


* * *


Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). – «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18). Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита — йод, по форме похожий на апостроф.


* * *


Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. -– «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивал, что в духовном мире существует только один выбор: добра или зла, Бога и отвержения Его. Третьего не дано.


* * *


Молочные реки, кисельные берега. -– Выводя иудейский народ из египетского рабства, Господь обещал благодатное место, «где течёт молоко и мёд». Цитируется многократно в Ветхом Завете (Исх. 3, 8; Чис. 13, 28 и др.) Выражение «молочные реки, кисельные берега» как место беззаботной привольной жизни прочно закрепилось в русских народных сказках.


* * *


Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). – «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).


* * *


Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). – «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; … время разбрасывать камни, и время собирать камни; … время войне, и время миру» (Еккл. 3, 1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.


* * *


Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). – «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17).


* * *


Всякой твари по паре. -– Из повествования о Всемирном потопе, об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6, 19-20; 7, 1-8). Употребляется часто в ироническом смысле.


* * *


Глас вопиющего в пустыне. -– Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40, 3). Цитируется в Новом Завете (Мф. 3, 3; Мк. 1, 3; Ин. 1, 23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.


* * *


Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). -– Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.


* * *


Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он… камнем преткновения и скалою соблазна» (Ис. 8, 14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9, 32-33; 1-е Петра 2, 7).


* * *


Умывать руки (устраниться от ответственности). – «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21, 6-9).


* * *


Камня на камне не оставить (разрушить до основания). – «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2) – пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.


* * *


Манна небесная (неожиданная помощь). -– Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14-16; Исх. 16, 31).


* * *


Метать бисер перед свиньями – понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл. – «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – это бисер.


* * *


Лезть на рожон (предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу). – Рожон – это заострённая палка для управления бычьей упряжкой; заострённый шест, кол. «Трудно тебе идти против рожна», — предупредил Иисус Христос Савла, ярого гонителя христиан (Деян. 9, 5). Потрясённый встречей с Богом, Савл стал одним из проповедников христианства — апостолом Павлом.


* * *


Не от мира сего. – «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8, 23) – из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36) – ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.


* * *


Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).


* * *


Не судите, да не судимы будете. -– Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1 ).


* * *


Не хлебом единым. – «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4).


* * *


Невзирая на лица. – «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1, 17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица» (Иак. 2, 1).


* * *


Книга за семью печатями (нечто недоступное). – «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, … запечатанную семью печатями. … И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 1-3).


* * *


Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). – Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом. (Лев. 16, 21-22). По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали.


* * *


Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. – «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1, 6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.


* * *


Отделять зерна от плевел (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). – Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Мф. 13, 24-30; 36-43).


* * *


Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). – «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои -– на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Орало -– плуг.


* * *


Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). – Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов 2, 12); «… разодрал одежды свои и возложил на себя … пепел» (Есф. 4, 1).


* * *


Плоть от плоти (родственная близость). – «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» — слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).


* * *


Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). – «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16, 8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32, 10).


* * *


Власть тьмы (торжество зла). – «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лук. 22, 53) — слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.


* * *


Бог дал, Бог и взял. -– «Господь дал, Господь и взял» (Иова 1, 21).


* * *


Не рой яму другому, сам в нее попадешь. -– «Кто роет яму, тот сам упадет в нее» (Книга Притчей Соломоновых 26, 27).


* * *


Нет пророка в своем отечестве. -– «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13, 57).


* * *


Что посеешь, то пожнешь. -– «Что посеет человек, что и пожнет» (Гал. 6, 7).


* * *


Посеешь ветер, пожнешь бурю. – «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Книга Пророка Осии 8, 7).


* * *


Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. – «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).


* * *


Соль земли. -– «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).


***
Держать читателя при себе до последней строчки:


. Ведь, помимо удовольствия от метафор, вниманием держит стиль,
образы и сравнения.



Первое: базовый жанр
Для начала нужно выбрать основную жанровую отсылку, которая даст читателю ответ на вопрос: «А это всё как что?» Это может быть нуар, или хоррор, или даже комический газетный фельетон в стиле раннего Чехова (вот пример такого фельетона, недавно опубликованного в журнале. — Прим. ред.).


Главное здесь то, что у каждого из жанров есть свой язык и свой набор приемов.


Качающиеся сосны на фоне серого неба в шведском хорроре, мужчины в строгих костюмах со стаканом виски в руках в нуаре.
Достаточно нескольких точных деталей, чтобы «подарить» читателю стиль, погрузить его в узнаваемую атмосферу жанра.


А дальше надо работать с системой ожиданий, которая образуется в голове у читателя.
В нуаре он ждет женщин в вечерних платьях, сумрачных бандитов, длинных сцен, описанных большими сложноподчиненными предложениями. В фельетоне — коротких предложений, портретов в две-три черты, много языковой игры. И так далее.
Не обязательно соответствовать всем этим ожиданиям дословно, главное, их создать — и половину работы читатель проделает сам.


___________Второе: сравнения__________


Работа не с описаниями и определениями, а со сравнениями.


У фантаста Владимира Данихнова есть мистический триллер «Колыбельная»,
в котором есть, такой словесный портрет:
«Тварь размером с колесо обозрения».


Красота этого сравнения в том, что оно создает многогранность: это наш взгляд снизу на нечто огромное и взгляд сверху на очень маленьких нас.
Сравнения будят воображение, держат внимание в напряжении.


________________ТРЕТЬЕ: глаголы вместо прилагательных
ЧТО ДВИГАЕТ ИСТОРИЮ ВПЕРЕД? - ГЛАГОЛЫ
- почему ?
- потому, что они обозначают действие.


Существительные, прилагательные, причастные и деепричастные обороты субъективно замедляют действие, а глаголы, наоборот, ускоряют его.
Если в тесте превалируют глаголы, то человек быстрее читает, чем сам это осознает — так включается дополнительное внимание.


Примерно так же работают короткие и длинные предложения: большие сложноподчиненные конструкции лучше дробить на несколько простых.


Держать читателя до последней строчки: как решить эту задачу с помощью стилистики
Убрать лишнее, оставить главное.
БРИТВА ОКАМЫ - не множить сущности сверх необходимости.
Никто не любит предложения, в которых нет информации, поэтому, чтобы не терять читателя, их лучше убирать.



«Но прежде чем мы возьмемся за нюансы, нам следует обратиться к истории вопроса» — лучше сразу перейти к истории.
Как сказал мой ЛЕША когда мы подругу сочиняли истории:
Папочка ты можешь просто сказать:
ПРОШЛО ДВА ГОДА и дальше!!!!


Для каждого текста необходим свой язык.


удалить все фразы, которые не несут инфы, не двигают историю вперед
и главное какой месседж на авторском автоответчике для читателя?


Не стоит специально украшать текст, если он этого не требует.
Поставьте себя на место читателя: вам должно быть интересно
и понятно все, что написано.



Другие статьи в литературном дневнике: