Лев Гумилёв - сын поэтов.

Сан-Торас: литературный дневник


____________Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой лежал в «Крестах» под тюремными нарами, думал об Александре Македонском — и понял, зачем тот пошёл в Индию.Что такое пассионарность? И зачем Македонский пошёл в Среднюю Азию? К чему все эти отдалённые сатрапии персидской державы? А зачем в Индию? И грабить-то особо нечего, и награбленное не утащить, зато в пути всё войско можно потерять. А зачем другие великие люди предпринимали безумные авантюры, которые явно ничем хорошим не могли кончиться? Этими вопросами молодой Лев Николаевич Гумилёв задавался не первый раз. И не впервые он лежал под нарами в переполненной камере, смотрел в стену сквозь свисающие ноги сокамерников и думал. И однажды его озарило: "Что было нужно там Македонскому? Да ничего!" Так Гумилёв пришёл к мысли об иррациональной движущей силе истории - жизненной энергии, стремлении к активной деятельности, которая двигала великими людьми: Ганнибалом, Цезарем, Чингисханом, Македонским, Бонапартом, Петром I, Кутузовым и множеством других. Он назвал эту природную силу "пассионарностью", от латинского "passio" - страсть. Впоследствии эта идея выросла в историософскую систему Гумилёва - пассионарную теорию этногенеза. Но на это ушло очень много лет. Историк жил в самое неудобное для своей профессии время и родился в самой неудобной семье. Молодой Л. Н. Гумилёв. (fb.ru) Сын "врага революции" Отца Лев помнил довольно неплохо, хотя был ещё мал, когда того не стало - поэт Николай Гумилёв оказался одним из первых творцов Серебряного века, уничтоженных советской властью. В 1921 году его расстреляли чекисты по сфабрикованному делу "Петроградской боевой организации". Не в большом почёте у большевиков оказалась и мать Льва - Анна Ахматова. Родители рано заметили интерес сына к истории. Отец привёз ему в Бежецк (там, у бабушки, рос Лев) книгу о войнах Византии с варварами, и книга быстро стала его любимой. Николай даже обрадовался - если сын станет историком, сможет обоснованно опровергать марксизм. Благословила увлечение историей и мать: "Имей в виду, Лёва: если тебя расстреляют или повесят за занятия историей, я не заплачу. А если попадёшь в тюрьму за уголовное преступление - заплачу. Мне будет очень горько, что мой сын так низко пал". И всё же Лев до конца школьных лет не мог определиться - историком ему стать или поэтом. Он неплохо писал стихи и прозу, но всё же выбрал историю. В 1929 году Лев приехал в Ленинград, в Фонтанный дом, к матери. Ахматова жила тогда у нового мужа. Сын её спал на сундуке в тупике холодного коридора коммуналки. Ездил в археологические экспедиции в качестве дешёвой рабсилы, был чернорабочим в Ленинграде, потом санитаром. В 1934-м поступил на истфак ЛГУ, который только что восстановили (власть решила, что всё-таки история и историки ей пригодятся). Лев с родителями. (rg.ru) Гонения не заставили себя ждать. Комсомольцы истфака заявили, что сыну врага революции не место в советском университете. Вскоре Гумилёва исключили - за то, что "успевал только по специальным дисциплинам". Он получал двойки по общественно-политическим дисциплинам (ленинизм) не потому, что ему трудно было - он относился к ним, как к принудительному, к обязанностям. А в 1935 году Гумилёва арестовали (заодно с Пуниным, мужем матери, за какие-то неосторожные слова). Правда, в тот раз благодаря заступничеству знакомых Сталин их помиловал. Льву удалось восстановиться в университете. Но в 1938 году его арестовали снова - и на этот раз уже "с концами". Поводом стали доносы одного из преподавателей, с которым Гумилёв пререкался по поводу своего отца (преподаватель на лекции прямо выдумывал какие-то небылицы). В лагеря, на войну и обратно НКВД слепил дело на скорую руку - как тысячи дел в тот год. Гумилёва (сына "буржуазного писателя"), Николая Ереховича ("из дворян") и Теодора Шумовского ("по национальности поляк") обвинили в контрреволюции: мол, студенты ставили перед собой "задачу свержения советской власти и реставрации капитализма в СССР путём активной контрреволюционной агитации против политики ВКП (б)". После пыток у следователей (на всю жизнь осталось повреждение шейных нервов) суд назначил Гумилёва руководителем "террористов" и дал ему 10 лет с конфискацией и поражением в политических правах. В декабре "контрреволюционеры" уже валили лес на Беломорканале. А через полгода Гумилёва вернули в Ленинград, в "Кресты" - на доследование дела. Там-то к нему и пришло озарение о великой силе, которая была выше исторических личностей и разумных оснований их деятельности. В тюрьме Гумилёв не мог заниматься конкретно-историческими исследованиями, так что задумался о теории истории и о том, как рождаются и гибнут народы. Лев Гумилёв в лагере, 1953 год. (aria-art.ru) После "доследования" дела размышления Гумилёву пришлось продолжать в лагере. К счастью, срок ему сократили до 5 лет. Отбывал его учёный на Таймыре. Выживал как мог, в том числе за счёт знания истории. Уголовники животы надрывали от хохота над гумилёвским "блатным романом" о Нидерландской революции 16-го века на тюремном жаргоне: "В 1565 году по всей Голландии пошла параша, что папа-антихрист. Голландцы начали шипеть на папу и раскурочивать монастыри". Ну, и так далее. В 1944 году Гумилёв пошёл добровольцем на фронт. Участвовал в трёх наступлениях - в Польше, в Померании и под Берлином. Когда вернулся в Ленинград, на груди висели "За победу над Германией" и "За взятие Берлина". Поселился фронтовик у матери, а потом экстерном закончил истфак и поступил в аспирантуру востоковедения. Работал в музее этнографии. В 1948 году защитил кандидатскую диссертацию, делал научные успехи, обрёл любовь. Казалось, потихоньку жизнь наладится. Но в 1949 году - снова арест. На этот раз выбивали показания на мать: на Ахматову тогда обрушилась травля, поэтессу обвиняли в шпионаже на Англию. Но мать Гумилёв не оклеветал. В итоге ему "сшили" "подготовку покушения на Жданова" - вроде как хотел отомстить советской власти "за папу", и дали ещё 10 лет. После реабилитации. Ленинград, 1950-е. Источник: aria-art.ru "Умру полноценным историком" Очередной (и последний) срок Лев Николаевич отбывал в Карагандинской, Курганской и Омской областях. Хуже всего он переживал отрыв от академической жизни, но выручали друзья и коллеги. Они присылали рефераты, книги, выписки - чтобы Гумилёв мог работать. Позднее он рассказывал: "Я все свои главные научные мысли продумал в тюрьме. Там хорошо думается". Лагеря со скудной баландой и нехилым трудовым планом подорвали здоровье, Лев Николаевич думал, не выживет. Но в 1955-м говорил: "Умру полноценным историком". Жалел только, что не успеет написать всех задуманных книг. Должно быть, ещё несколько лет Гумилёв бы в лагерях действительно не протянул, но повезло. Началась оттепель, и в 1956 году его реабилитировали. Так что все свои книги он написать всё-таки успел. Историк вернулся в Ленинград, снова поселился у матери и устроился в библиотеку Эрмитажа. А в начале 1960-х начал преподавать в университете; тогда же защитил докторскую диссертацию "Древние тюрки 6;8 вв.". В те годы Гумилёв развивал свою теорию пассионарности. "В 1950-м , что пассионарность энергия, и в 1965-м - что это биологическая энергия", - писал историк. Он давал пассионарности много определений. Вначале такое: "Непреоборимое стремление к крайне активной целенаправленной деятельности". Гумилёв считал, что пассионарность народов и отдельных людей проявляется "во властолюбии, гордости, тщеславии, алчности, зависти и т. д.". Так эта подсознательная энергия и творит историю - заставляет людей прикладывать сверхусилия, которых не требует обычная повседневность. Л. Н. Гумилёв. (pinterest.ru) Эту теорию Гумилёв сочетал со вниманием к географии и климатологии как факторам исторического процесса ("наводил мосты" между науками). История, считал он, есть сумма влияния природы Земли и космоса, воздействие которого приводит к пассионарным толчкам, формирующим народы. Когда этнос получает пассионарный толчок, он совершает нечто великое. Таким образом Гумилёв считал этнос феноменом природы, подчинённым её законам. Он вполне сформулировал всё это в работе "Этногенез и биосфера Земли". В этой ключевой монографии Гумилёв описал и пассионарность (как физиологические, психическое и социальное сверхнапряжение), и пассионариев (как организующее начало народов, исторических процессов и событий), и учение о возникновение этносов и стадиях их развития. "Каждый народ, - писал Гумилёв, - движется от пассионарного толчка к этническому гомеостазу (затуханию пассионарности)". Процесс этот в среднем занимает около полутора тысяч лет. Конечно, это учение о жизненной энергии как движущей силе истории противоречило марксизму - краеугольному камню теории истории в СССР. Так что в 1970;1980-е гг. работы Гумилёва старались замалчивать или, по крайней мере, подвергать мощной критике. Теорию его не признавали, и идея пассионарности как инструмент анализа в широкий научный оборот не вошла. Только под конец 1980-х гг. на волне перестройки и гласности Гумилёв стал широко известен, появился на телеэкранах (и оказался блестящим лектором и просветителем), публиковал свои работы, был избран академиком Российской академии естественных наук. Он умер в 1992 году в возрасте 80 лет и, как говорил сам, к тому времени "написал всё, что хотел". Дома у Гумилёва. (story.ru) Лев Николаевич Гумилёв - последний крупный русский историософ. Сегодня историософия давно уступила место исторической эпистемологии (говоря кратко, философы перестали искать ключевой фактор развития истории и начали нащупывать границы познавательных возможностей историка). Его теория этногенеза по-прежнему интересна, хотя и не имеет большого научного значения. Её критиковали не только апологеты марксизма, и вполне обоснованно, за вольное обращение с историческими фактами, за слишком "громкие" выводы на зыбкой почве, за слабость определения "геобиохимической энергии живого существа" и других важнейших понятий теории. О том, что пассионарность зависит от неких космических лучей, вообще говорить не приходится - это не доказать в принципе, так что этим положением наука оперировать не может. В теории Гумилёва нашлось много слабых мест. С другой стороны, она помогла этнографии усовершенствовать свою методологию и понятийный аппарат, инициировала большую дискуссию. Это - весомый вклад. Слабости теории Льва Николаевича не делают его плохим историком. Его работы ("От Руси до России", "Открытие Хазарии", "Хунну: Срединная Азия в древние времена", "Древняя Русь и Великая степь", "Из истории Евразии"... ) с интересом читаются и сегодня - в конце концов, это книги эрудированного человека, страстного археолога и пассионарного мыслителя.
ОТЗЫВЫ:



________Гумилев глыба. Жаль что теорию пассионарности он все-таки недомыслил,чтобы там не говорили.
Ерлан Ерланов
.



_________Такое бывает, когда сила мысли и духа преодолевают условия неволи и потом весьма значимое в истории значение обретает.
Alex Let


.


___________Теория пассионарности хороша тем, что заставляет историка задуматься. И плоха тем, что автор азартно стал подгонять реальность под теорию.
Союз кочевников с русскими князьями выглядит натянутым, но если вдуматься - два народа с разным укладом, живущие рядом, не могут не торговать друг с другом. Не просто противостояние Леса и Степи, но более разнообразные контакты,
Николай Казанович
.
_____________Срок Лев Николаевич отбывал в Карагандинской, Курганской и Омской областях. Хуже всего он переживал отрыв от академической жизни, но выручали друзья и коллеги. Они присылали рефераты, книги, выписки - чтобы Гумилёв мог работать.?????? офигеть......?????А как же трудовой план??????
Юрий Луньков
.


________________"Её критиковали не только апологеты марксизма, и вполне обоснованно, за вольное обращение с историческими фактами, за слишком "громкие" выводы на зыбкой почве, за слабость определения "геобиохимической энергии живого существа" и других важнейших понятий теории. "
При этом эти самые "марксисты", "обращались с фактами" настолько вольно, и так усердно "натягивали сову на глобус", как и не снилось не только Льву Гумилеву, но и Марксу "последователями" которого они себя мнили. Так что, чья бы корова мычала, а их бы молчала, как говорят в народе.
Движение любого познания, и любой науки в частности, происходит в первую очередь на основе "громких выводов и смелых предположений на зыбкой почве", которые потом или опровергаются практикой, или подтверждаются ей, или так и остаются предположениями, так как для их "проверки" - "практиковалка" у людей еще не отросла.
Иное подразумевает только стагнацию с последующей деградацией до варварского уровня.
Юрий А.
.
Его труды - камни основания Всемирной Истории!!!
фарид валитов


.


_____________И всё же,каждый думающий человек,должен прочитать Гумелёва,что бы получить новые ключи к позанию мира и людей!
эдуард гришин
.



_____________Я считаю пассионарностью является психопатия со стереотипом поведения. У таких как Александр Македонский и другие завоеватели, полководцы стремления военных побед, у художников создать идеальное полотно, скульптуру и т.е., и так по всем деятельностям человека. Это если есть талант, ум, знания с стереотипом поведения творца. А если этими качествами обделён то это психопаты-перфекционисты с качеством зависти к другим талантам, стереотип поведения разрушителя Герострат и Пётр Павленский, это субпассионарии.
Люди рождаются с душами человеческими и психопаты-бесы.
Л.Н.Гумилёв Господа Бога заменил словом Космос и космическими лучами.
То что теория этногенеза народа Л.Н.Гумилёв правильная мы видим своими глазами на примере европейской цивилизации, точная копия распада древнеримской цивилизации. Как только пособия для беженцев урежут и тогда осталось подождать когда негры и арабы будут вырезать белых мужчин освобождая от "бремени белого человека" и рушить всё что создали они. А в США латиноамериканцы будут творить доже самое.
Рафаиль Вахитов
.
Рафаиль Вахитов, не дождешься. Даже не мечтай,татарская морда
.
________Симметрично солидарен.
Санто.



Другие статьи в литературном дневнике: