Макс, Маргарита, Вячеслав Иванов, Лидия...

Сан-Торас: литературный дневник

Маргарита Волошина: оставила мужа ради поэта Вячеслава Иванова и его жены Лидии


Она носила строгие английские блузы с высоким воротничком и длинные юбки, а в ее миндалевидных бурятских глазах, оттененных золотыми ресницами, плескались дерзкое озорство.


Маргарита Сабашникова родилась в московской богатой купеческой семье, писала стихи и мечтала стать художницей. Три года юная барышня прожила за границей, совершенствуясь в языках и посещая европейские музеи и театры, блестяще окончила московскую гимназию.


"Она была живая, грациозная и очень кокетливая. Она всем нравилась, имела всегда большой успех на балах" - пишет ее тетка Екатерина Бальмонт.


Маргарита училась живописи в Петербургской академии у Константина Коровина, увлекалась идеями философа и социолога Рудольфа Штейнера. Максимилиан Волошин познакомился с Маргаритой в Париже, где они оба слушали лекции.



"Характерный типаж Латинского квартала - плотная фигура, львиная грива волос, плащ и широченные поля остроконечной шляпы… В жизни он, пожалуй, не таков… Хотя, конечно, все та же косматая шевелюра, неуместные в приличном обществе укороченные брюки, пуловер… Но глаза глядят так по-доброму, по-детски; такой искренней энергической восторженностью лучатся зрачки, что невольно перестаешь обращать внимание на эпатирующую экстравагантность обличья…. Мы возвращались вместе, и он раскрывал мне мир французских художников, тогда это был его мир…" - писала Маргарита о Волошине.


Очарованный поэт сразу же ввернул комплимент: "Ваше лицо совершенно. Вы напоминаете мне египетскую царицу Таиах". Маргарита улыбнулась краешками губ: "И где можно увидеть вашу таинственную царицу?"


Они отправились в музей Гимэ. И правда: Сабашникова с удивлением рассматривала Таиах - похожа! Лицо Таиах было настолько прекрасным, что Волошин приобрел его слепок и заказал скульптуру для своего дома в Коктебеле. Макс готов был преклоняться перед Маргаритой, как перед божеством, и даже мысль о любом прикосновении к ней вызывала у него трепет.



"Они слились для меня в единое существо. Приходится делать над собой усилие, чтобы поверить: Маргарита - из тленных плоти и крови, а не из вечного алебастра. Я никогда еще не был так влюблен, а прикоснуться не смею - считаю кощунством!"


В своем дневнике от 1905 года Волошин пишет: "Все, что я написал за последние два года, - все было обращением к Маргарите Васильевне и часто ее словами".


Я вся — тона жемчужной акварели,


Я бледный стебель ландыша лесного,


Я лёгкость стройная обвисшей мягкой ели,


Я изморозь зари, мерцанье дна морского.



Там, где фиалки и бледное золото


Скованы в зори ударами молота,


В старых церквах, где полёт тишины


Полон сухим ароматом сосны, —



Я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма,


Я шелест старины, скользящей мимо,


Я струйки белые угаснувшей метели,


Я бледные тона жемчужной акварели...



За три года знакомства скопилось множество писем от Макса к Маргарите, от Маргариты к Максу. Волошин писал: "Знаешь, эти письма, и твои, и мои надо, после того как мы станем вместе, привести в порядок, переплести, и эта книга будет нам священной книгой наших обетов и… когда у нас будут дети, мы должны им оставить эту книгу, когда они вырастут. Подумай о что бы дало нам, если бы такую книгу мы получили бы от наших родителей. Как бы много она нам дала. Она была бы книгой оправдания нашей жизни, книгой Бытия - детей… Своей собственной книгой Бытия".


12 апреля 1906 года 24-летняя Маргарита и 29-летний Макс обвенчались в Москве в церкви Святого Власия.


"Я выхожу замуж за Макса, об этом нужно сказать родителям. Но я боюсь матери, она, разумеется, будет сердиться! Внутренне я все еще завишу от нее и, может быть, именно поэтому часто поступаю наперекор ей в своем безудержном стремлении к самоутверждению. Впечатляют меня слова Минцловой, она внушает мне, что Макс и я созданы друг для друга. Однако странно: я не чувствую себя счастливой. И все же о своем решении сообщаю родителям с такой твердостью, что даже мама не противится..."


Родственники Сабашниковой были против этого брака, но своевольная Маргарита всегда поступала как ей заблагорассудится. Ее сестра предупреждала Макса: "Вы не подумайте, что она вас может полюбить. Она странная".


Но Макс сам был странным: он умел предсказывать будущее, лечить наложением рук, зажигать взглядом сухую траву и усмирять взглядом бродячих собак. Волошин построил в Коктебеле дом-корабль и принимал в нем по шестьсот гостей в год, а плату брал "веселыми розыгрышами и радостным кипением".



После свадьбы Маргарита и Макс отправились в Коктебель. По приезду Макс облачился в длинный хитон с поясом, обулся в чувяки, а на голову водрузил венок из трав и цветов. Часами он бродил по холмам со своим мольбертом.


Марина Цветаева вспоминала, как дочка одного из гостей за общим столом в доме Макса воскликнула: "Почему эта царевна вышла замуж за этого дворника?"


Макс рассмеялся. Детское определение его позабавило. Он был косматым, шумным, бородатым, крупным, а его жена - изящной, элегантной, загадочной и тоненькой. Точно: дворник и царевна. Влюбленный Макс звал Маргариту - Аморя и Маргоря. В этих необычных ласковых именах - и аморе, любовь. И - синее коктебельское море. И, к сожалению, - горе… Что же принесла Максимилиану Волошину короткая, но страстная любовь?


По вечерам молодежь, гостившая у Волошиных, дурачилась, "обормотничала", устраивала розыгрыши. Маргарите кто-то шепнул, что у Максимилиана есть право первой ночи с каждой приехавшей к нему в дом женщиной.


Это поразило ее воображение, но оказалось неправдой и она разочарованно пожала плечами: не похож ее Макс на героя-любовника. В Коктебеле Маргарита заскучала, ей надоел переполненный гостями дом и она стала просить мужа вернуться в Петербург.



Желание Амори - закон. И Макс уезжает из милого его сердцу Коктебеля. Молодожены поселились в доме № 25 по Таврической улице. Их соседом сверху оказался поэт Вячеслав Иванов, живший с супругой Лидией в полукруглой мансарде, называемой "Башней".


Вечерами богема собиралась у Иванова. Тут бывали Комиссаржевская, Ахматова, Мейерхольд, Бердяев… Маргарита слышала разговоры, что символисты строят новую человеческую общину, где божественный Эрос войдет в плоть и кровь.



Макс бурно жестикулировал, пытался спорить, а Маргарита думала о том, что супружество и верность скоро отойдут в прошлое. Вячеслав Иванов учил ее стихосложению и греческому, вел беседы о поэзии, культуре, религии и Эросе. Вячеслав Иванов и его жена проповедовали философию свободной любви. Они хотели "делиться" собой.


Маргарита подружилась как с самим Ивановым, так и с его необыкновенной очаровательной женой, писательницей Лидией Зиновьевой-Аннибал. Эта дружба переросла в нечто большее - Маргарита влюбилась в Иванова, и он ответил ей тем же.


При этом Сабашниковой-Волошиной нравилась и его супруга. Лидия была старше Маргариты на шестнадцать лет, их симпатия стала взаимной.


"Дивная у меня появилась подруга: Сабашникова, художница, талантливая портретистка. Она жена Волошина; странное, поэтическое, таинственное существо пленительной наружности. Она пришла писать мой портрет, и тоже в красном и оранжевом…" - сообщала своей приятельнице Лидия.


Маргарита Сабашникова написала портрет Зиновьевой-Аннибал, в котором "странно-розовый отлив белокурых волос" подчеркивал "яркие белки серых глаз на фоне смуглой кожи" и преподнесла Лидии.


"Скоро мне стало ясно, что Вячеслав меня любит, - вспоминала Сабашникова. - Я сказала об этом Лидии, прибавив: "Я должна уехать". Зиновьева-Аннибал ответила ей: "Ты вошла в нашу с Вячеславом жизнь. Уедешь - образуется пустота".


Макс страдал безмерно и мучился, но уехал в Коктебель, который всегда лечил его от душевных ран, оставив Маргарите право самой разобраться в своих чувствах, а она переселилась в "Башню".


Жили втроем, в "духовно-душевно-телесном слитке из трех живых людей". Маргарита надеялась, что создана семья "нового типа".


"С Маргаритой у нас особенно-близкие, любовно-влюбленные отношения. Странный дух нашей башни. Стены расширяются и виден свет в небе", - писала Лидия Зиновьева-Аннибал. Она твердо была убеждена, что ее долг - отдавать Вячеслава людям, что счастье только для себя - немыслимо, недостойно.


Свой жизненный и любовный опыт Лидия Зиновьева-Аннибал использовала в своей книге, ставшей первым в России литературным произведением на лесбийскую тематику. Книга "Тридцать три урода" получилась настолько скандальной, что ее тираж был полностью уничтожен, а публикация запрещена.


Волошин из Коктебеля писал Иванову: "Я знаю, что ты мне друг и брат; и то, что мы оба любим Аморю, нас радостно связало и сроднило, и разъединить никогда не может... Я зову тебя не в гости, а в твой собственный дом, потому что он там, где Амори".


Отношения в союзе Иванов-Лидия-Маргарита становились все более запутанными. Лидия плохо себя чувствовала, начала физически сдавать, мучилась от ревности и мысли, что такая любовь ведет к гибели. А Иванов все писал сонеты Маргарите и свято верил в свои теории.


Маргарите не суждено было соединить свою судьбу с Ивановым даже после смерти его жены. Более того, он разорвал отношения с Маргаритой и не отвечал на ее письма.


Падчерица Иванова и дочь Лидии от первого брака Вера Шварсалон вскоре заняла место Сабашниковой, а 41-летняя Лидия внезапно умерла от скарлатины в октябре 1907 года. Иванов впал в депрессию, его посещали галлюцинации с Лидией.


После смерти жены Вячеслав женился на Вере, которую считал мистическим перевоплощением умершей Лидии. У них родился сын Дмитрий. Во всех скитаниях Вячеслава Иванова с ним был портрет Лидии, написанный Маргаритой Сабашниковой.


Маргарита переживет тяжелейший нервный срыв, будет создавать бесконечные этюды к задуманной картине, в которой Иванов изображал Диониса, а она - Скорбь. Картина так и не была закончена.


Хозяева "Башни": Лидия Зиновьева-Аннибал, ее дочь Вера Шварсалон и муж, поэт-символист Вячеслав Иванов
Хозяева "Башни": Лидия Зиновьева-Аннибал, ее дочь Вера Шварсалон и муж, поэт-символист Вячеслав Иванов
Брак Сабашниковой и Волошина продлился несколько месяцев. Анастасия Цветаева процитирует слова Макса из личной беседы в Феодосии: "А мы с Марго так и не были настоящими мужем и женой!"


Через год, обращаясь к Маргарите, Макс напишет:


"Как Млечный Путь любовь твоя


Во мне мерцает влагой звездной,


В зеркальных снах над водной бездной


Алмазность пытки затая.


Ты — слезный свет во тьме железной.


Ты — горький звездный сок.


А я — Я — помутневшие края


Зари слепой и бесполезной..."


В душе Волошина останется незаживающая рана.


"Объясните же мне, в чем мое уродство? Всюду, и особенно в литературной среде, я чувствую себя зверем среди людей - чем-то неуместным. А женщины? Моя сущность надоедает им очень скоро, и остается только раздражение...", - спрашивал Волошин в письме у близкого друга.


"Портрет Нюши" (кузины Анны Ивановой), художник М.В. Сабашникова-Волошина
"Портрет Нюши" (кузины Анны Ивановой), художник М.В. Сабашникова-Волошина
Но несмотря на все обстоятельства, приведшие к разрыву, Волошин писал Маргарите, что если она надумает приехать в Коктебель, "ее комната" будет тут же освобождена.


"Я как-то не верю ни в твой приезд в Коктебель, ни в то, что ты захочешь снова жить со мной, и, строя планы на будущее, я думаю только о себе. Когда же приходит пронзительная мысль: а если бы ты захотела, если б ты вспомнила меня… то я ее прогоняю..." - пишет Волошин.


Маргарита уехала в Мюнхен - работать со Штейнером, посвятив жизнь антропософии и живописи. До конца своих дней Маргарита Сабашникова подписывалась фамилией Макса - Волошина. Замуж она более не выходила, прожила долгую жизнь - 91 год.


Цикл, посвященный Маргарите Сабашниковой, Максимилиан Волошин назвал "Amori amara sacrum", что переводится как "Святая горечь любви". Жалела ли она о своем безрассудном поступке, когда вычеркнула Макса из своей жизни и переселилась в "Башню" став третьей с семейном союзе? А может, она жалела о том, что Макс Волошин, безмерно любивший ее, отдал без боя другому/другой? Любил настолько, что ушел в сторону лишь бы она была счастлива.


Тихо, грустно и безгневно
Ты взглянула. Надо ль слов?
Час настал. Прощай, царевна!
Я устал от лунных снов.
... Я устал от лунной сказки,
Я устал не видеть дня.
Мне нужны земные ласки,
Пламя алого огня.
... Не царевич я! Похожий
На него, я был иной...
Ты ведь знала: я - Прохожий,
Близкий всем, всему чужой.
...Мы друг друга не забудем.
И, целуя дольний прах,
Отнесу я сказку людям
О царевне Таиах.


*
Интересная история жизни творческих людей.После прочтения осталась горечь и неприятие как будто в грязь измазалась.Так хорошо всё начиналось и так всё плохо закончилось.Но наверно простому смертному с его эгоистическим мышлением и брезгливостью не понять свободную любовь.
Ответить


Галина, и не надо нам её понимать. Мы уж по старинке.
Ответить
*



владимир голубцов


Кареглазая, Это да. но досадно что в своих произведениях они нам внушали совершенно другое
Ответить


*


Галина, эту грязь и не надо понимать. Все это называется - б..во.
Ответить
*
Алена Бедрина
28 дней
Галина, на самом деле всякая идея натыкается на «человеческое». Невозможно из отношений убрать человеческое и эмоции. Идея «свободной творческой любви и союзов» была вроде как «благой». Смысл не «прятаться по углам и тайком изменять» (как делают оч часто), а вроде как создать открытый союз и принять возлюбленную мужа/жены. В то время это было еще и «модно» - Маяковский и Брики. Да та же Цветаева и Парнок, у Гиппиус тоже что-то было. Сейчас для таких союзов есть даже название «триада». И чаще всего это 2 женщины и 1 мужчина. Причин много - жену он оставлять не хочет и не будет, есть и «вторая». Ну и вроде как тк он открыто все делает получает карт-бланш. В некоторых случаях женщина и сама не против, тк бисексуальна. В общем-то треугольник фигура достаточно устойчивая, если все его члены знают друг о друге. Но … вот тут вмешивается человеческое! Ревность, соперничество, недовольство, страх потери - все это невозможно отменить. А напомню, у творческих людей оно все еще и «с нервом, с надрывом». Так что там все до безумия, до взрыва…
Ответить
*
Елена М., Короче творческим и великим можно всё. а нам остаётся любовь до гроба с одним человеком и ни шага в сторону (к этому нас призывали "творческие" в своих стихах и романах")
Ответить
*
Елена М., ещё был треугольник у Бунина. Но в таких союзах одна из сторон всегда страдает: Эфрон, Маяковский, Муромцева...
Ответить
*
Ответить
*
от праздности и безделья такие союзы
Ответить


59



Марина Баранова
28 дней
Елена М., Избавьте нас, Бога ради от "Устойчивых треугольников" и бисексуальности. Тошнит уже.
Ответить


50



Ауу
28 дней
Елена, да ,соглашусь,,,,бл@.будем называть вещи своими именами,да, чудесный поэт.Мужчина,,,,,,
Ответить


6



sdfgsdggsdfgsd dgdgsdaf
27 дней
Галина, Мне всегда казалось, что талант отдельно, а сам человек- отдельно.
Талант- это что то свыше.
И он может упасть на совершенно ничтожного, или очень плохого человека, или обычного.
Он- просто носитель.
Ответить


30



Ольга Филиппова
27 дней
sdfgsdggsdfgsd, боже как вы правы и правы практически на100процентов.Я вообще стала считать,чем талантливей человек,тем он мерзопокастней.
Ответить


14



Мира
27 дней
Галина, о чем Вы? Кака такая любовь? Дань моде того времени, и образованность им не помешала испачкаться. Маяковский, Лиля и Осип Брики. Это зависимость от порока, а не любовь, причем такая зависимость никого из них не сделала счастливым. Можно любить мужчину, можно женщину. Ну, не вповалку же.... Всегда были однополые пары- в природе такое возможно, но, позвольте, любить одновременно разнополых....
Ответить


15



Лариса Коваль
26 дней
sdfgsdggsdfgsd, очень интересная мысль, особенно выражения носитель и упал. ;
Ответить


5
*
Галина, как вы красиво изложили мою мысль про "старых извращуг,
в век терпимости и толерантности очень старалась относится с пониманием к чувствам других, но это уже не о чувствах, это какое-то больное приключение
Ответить


Татьяна М., И их тараканы в голове нам не нужны.
Ответить
*
Галина Пермякова, прчему то больше всего жалко Веру...длилось это видно долго
Ответить


Дульсинея Тамбовская
*
Алена Бедрина, Ахматова ещё болталась рыбой-прилипалой с женатым Пуниным и называла это очередным браком.
Ответить
*
Да, люди были великие, но великими ли были их отношения? Серебряный век...
Ответить


*
Светлана, легкое чувство брезгливости присутствует.Все таки человек не животное. Какое то ограничение моральное должно быть.
Ответить
*
Светлана, какая вы наивная) люди всегда одинаковы. Просто их жизнь совпала с расцветом поэзии и культуры. А что касается всего мирского, неужели вам это
нравится? Ладно взрослую Волошину втянули, а девочку то...которая потом заняла место матери.. отвратительно
Ответить


36



Varia Varia
26 дней
Светлана, у Волошина были высокие отношения.
Ответить
*
Светлана, какой только ахиней не напридумывают, чтобы грех скотский оправдать
Ответить
*
Ольга, так ей почти столько же, сколько Волошиной было. Года на четыре она молоде только.
Ответить
*


Неординарные и талантливые люди исследовали грани и глубины всего, куда доставал их пытливый ум. И в искусстве и в окружающей жизни. Так же исследовали и грани себя самих. Нет осуждения их поступкам, есть понимание что на жизнь и предназначение они смотрели под другим углом, не по канону, оттуда черпая вдохновение и способность творить
Ответить
*
Юлиана, браво! Именно так! А комменты ужасающи своей ханжеской дремучестью
Ответить




Дмитрий Алексеев
19 дней
Юлиана Selina, да это похоже на правду, жизнь имеет много цветов, а ещё больше оттенков....
Ответить


2



Манон Леско
27 дней
У Аннибал на снимке с дочерью и мужем совершенно мужское лицо. Да... Такая могла и женщину соблазнить. Особенно в эпоху декадентов.
Ответить


14



Ирина Дмитриева (Кириченко)
6 дней
Интересно,как всегда. Спасибо
Ответить


2



1 ответ
Любовь
28 дней
Богема! Что с них взять? Мозги, видно, устроены иначе, чем у обычных людей. Короче, тема :гений и безумство - это почти о них.
Ответить


18



vestix888mail.ru
27 дней
Благодарю,чудесная история и много-много мыслей...
Ответить


5



1 ответ
47534 Сапронова
28 дней
Лучше любить их творчество и не знать об их личной жизни.
В творчестве гении, а в жизни падшие люди.
Ответить


70



Nataliya Vinogradova
28 дней
«Высокие,высокие отношения!»(с) - хотелось бы патетически воскликнуть, прочитав о людях искусства, ведь они хотели создать новую «формулу любви».Но - получилась грязь и разбитые судьбы всех, кого коснулся этот эксперимент…;;



Другие статьи в литературном дневнике: