Бритва Оккама. Аматоры и Версификаторы.

Сан-Торас: литературный дневник


Рецензия на «Бальзамна любовь Ваша к природе!» (Сан-Торас)


___________Сосайтники не заценили стишок мой, и я сама не в восторге.
Спасибо, Санто, что откликнулись.
Я-то надеялась на дискуссию по поводу моего отклика на Ваше стихо, но...
Лина Чирко 28.07.2022 06:31


*
___________Дык, какая же тут м.б. дискуссия, Линочка?


Классическая рецензия Ваша о сущности поэзы
и поэта, тут не поспоришь:
*
_______________Очаровательны Ваши стихи, Санто!
Вот в чем отличие настоящего большого Поэта от рифмоплёта-любителя!
У меня - рассказ о произошедшем, констатация свершившегося факта на бытовом уровне.
У Вас - художественное обобщение и философское осмысление того же самого, по сути своей, события: вода, купание, люди. Но у меня простое примитивное перечисление картинок пляжной жизни, у Вас - в возгласе "не заплывайте за буйки" и последующем нарушении этого запрета - слом всех барьеров и преград яркой и смелой человеческой личностью. Это не просто купание, это ЖИЗНЬ И СУДЬБА, которую творит сам человек.
В этом - проявление Вашего глубоко личного отношения к миру.
Да здравствуют истинные ПОЭТЫ!


Лина Чирко 25.07.2022 23:17
*



В Вашей реце все на местах :


Фраза: "ЖИЗНЬ И СУДЬБА, которую творит сам человек."


Как нельзя лучше говорит о том, что человек живет не ту жизнь,
о которой мечтал, не ту жизнь, которую хотел, не ту,
которою достоин, а ту жизнь, на которую РЕШИЛСЯ.

Единственное, я бы м.б. ушел от токсичного словца "рифмоплёты"
и заменил его на АМАТОРЫ.
Толковый словарь Даля трактует так: аматор - любитель, непрофессионал,
«занимающийся чем-то по любви, охоте, наклонности».
или ВЕРСИФИКАТОРЫ.


По словарю Ожегова:
ВЕРСИФИКАТОР - человек, легко слагающий стихи,
но лишённый поэтического дара.


О том же говорит Глоссарий: - Версификатор от латинского - versificatorна,
аматор - от лат. amator, amo — люблю, благовею, имею склонность)


Если по существу, отсекая лишнее, то
большинство авторов - АМАТОРЫ - от понятия - люблю, имею склонность...


Это, отсечение лишнего от сути, произнес один ВЕЛИКИЙ францисканский монах, живший в 14 веке он сказал:


"НЕ МНОЖЬТЕ СУЩНОСТИ СВЕРХ НЕОБХОДИМОСТИ." - ВОТ ОНА ФОРМУЛА СМЫСЛА,


ТО ЕСТЬ ОТСЕКАЙТЕ ЛИШНЕЕ.


Звали монаха Уильям из Оккама.
- Оккам - маленькая английская деревня.
А монаха этого считают величайшим логиком всех времен.
И он прав, ибн СУЩНОСТЬ ОДНА – и не надо лепить
к одной сущности - множество НЕСУЩЕСТВЕННОГО.
ВНИКНУТЬ В ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.


Так Микеланджело Буонарроти отвечал, когда его спрашивали,
как ему удается из КУСКА МРАМОРА СОЗДАТЬ ПРЕКРАСНУЮ СТАТУЮ?
- Я ПРОСТО ОТСЕКАЮ ВСЕ ЛИШНЕЕ!


А может остановитесь, всплакнете
У белых мраморОв Буонарроти
О чем-то невозвратном, дорогом...
С-Т.


Уильям Оккам, наряду с Дуном Скоттом и Фомой Аквинским,
вошел в пятерку самых мощных умов средневековья.


Его величайший философский труд называется "Бритва Оккама" и он
вошел в историю, как философ, разработавший законы мышления и познания.
Смысл в том, что надо выбирать наиболее логичное объяснение,
и отсеивать нелогичные.
- «Бритва Оккама» то есть ВСЕ ЛИШНЕЕ ОТСЕКАТЬ БРИТВОЙ ОТ СУЩНОСТИ ВОПРОСА.
ЭТО И ДЕЛАЕТ ПОЭЗИЮ ВЕЛИКОЙ.
Когда из регенератора случайных слов, выбирается НУЖНОЕ и
каждое слово стоит на своем месте.


Не всякий кто пишет - поэт, не всякий кто поёт - певец.


У нас тут по-сути СТИХОТВОРНЫЕ КАРАОКЕ.


Что в сущности хорошо, а не плохо, просто вещи надо называть
своими именами, ОТСЕКАЯ ОТ СУЩНОСТИ ЛИШНЕЕ.


В философии, этот закон ОТСЕЧЕНИЯ ЛИШНЕГО ( как лишнего веса)
называется законом «онтологической скупости».


Его смысл в том, что когда исследователь стремится объяснить тот
или иной факт, феномен, или явление, то самым логичным
объяснением будет то, в котором не будет лишних сущностей.


То есть всё, что на самом деле не нужно для объяснения факта,
должно отсекаться.
Как бритва сбривает лишнее.
И «бритва Оккама» выбрасывает из научной теории все то, что не нужно для ее объяснения.


И так Оккам был назван Монахом, обрившим Бога.
То есть вместо ЗАБАЛТЫВАНИЯ, нужно искать логичное и естественное
настоящее объяснение.


ОН СЧИТАЛ ЧТО ДЛЯ ВЕРЫ нужно придумывать целую новую реальность,
которая должна служить ОБЪЯСНЕНИЕМ, А ПО СУТИ «ЗАГЛУШКОЙ»
для любого поиска истины.


- «Откуда произошел мир?»
- Бог создал.
- «Почему человек умер?»
- Бог призвал.
- «Почему началась гроза?»
- Бог негодует на маловерных...


Такие ответы не только не способны ничего объяснить,
но они также отталкивают человека от поиска настоящих ответов.
Они «замыкают» его сознание. ЗАБАЛТЫВАЮТ.


Дают ответ, который на самом деле ни на что не отвечает
и ничего не объясняет.


Долгое время, такие ответы считались допустимыми.
НО ТОЛЬКО ДО Оккама.
Он разоблачил их нелогичность, и поставил науку на рельсы
методов познания и опытов.


Теперь к стихам - если у человека невосприимчивость поэзии,
то он метрофоб.


Метрофобия - боязнь поэзии, основанная на страхе выглядеть
глупо при попытке понять смысл и растолковать образы.


В поэзии каждой эпохи борются условность и безусловность,
рефлексия и цельность, шутка и серьезность, так что нам есть
чем заняться и куда расти!


В Вашей рецензии оч точно сказано о художественном
обобщение, о философском осмыслении, а иначе, какой СМЫСЛ
в простом перечисление картинок?


Авторы ЗРЯ не пишут НОРМАЛЬНЫХ, ОСМЫСЛЕННЫХ РЕЦЕНЗИЙ.
Ибн, без разбора полетов НЕТ РОСТА.


ЗА ДУХ, ПОЛЕТ и БЛАГОРОДСТВО, за настоящий дар
люблю поэзу Марины!
- Она лучшее из всего "Серебряного Века"- у нее самое сильное слово .
Вот кому дано отсекать лишнее и не НЕ МНОЖИТЬ СУЩНОСТИ СВЕРХ НЕОБХОДИМОСТИ.
:))
Что нужно кусту от меня?
Не речи ж! Не доли собачьей...
М.Ц.


Потоп в осеннем захолустье,
Дождит и некуда свернуть.
Я мимоходчивый и грустный
Ищу к себе забытый путь.


Истоптаны мои пороги,
Нахлынул ветер, веток хруст,
А по дороге — куст разлогий,
Цветаевский родимый куст.


И кисти красные рябины,
И виноградье диких лоз —
То, что осталось от Марины,
Я подбирал в пути и нёс.


Ту грусть, которой неизбежность
Коснуться каждого крыла,
Её безудержную нежность —
Ранимей хрупкого стекла...


И не найдя своей долины,
Я лег под сломанный навес.
А надо мной рукой Марины -
Письмо распахнутых небес.
С-Т


Налью-ка Вам чаю с лимончиком:))
Выпьем по чашечке, как Вы?
Горячий, а пахнет!
С добром, Санто


Сан-Торас 28.07.2022 08:24



© Copyright: Сан-Торас, 2022
Свидетельство о публикации №122072801621
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Сан-Торас
Рецензии
Написать рецензию
Спасибо за чаёк с лимоном и "Бритву Оккама"!


Лина Чирко 28.07.2022 09:13 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Дождит в осеннем захолустье,
Потоп и некуда свернуть.
Я мимоходчивый и грустный
Ищу к себе забытый путь.
*
"мимоходчивый" - прикольно да, Линочка?
Просто я подумал - "Почему ОТ-хотчивый – можно сказать,
НА –ходчивый тож, а МИМО-ходчевый – это уже нечто особенное;)
Мне так ни разу не кажется:))


А финальный катрен:


И не найдя своей долины,
Я лег под каменный навес.
А надо мной рукой Марины -
Письмо распахнутых небес.


И я думал, что невозможно видеть,
если лежишь ПОД КАМЕННЫМ навесом,
(ПИСЬМО РАСПАХНУТЫХ небес)то есть облака,
летящие по небу, как почерк Марины.


этот навес у меня был и соломенный, т рябиновый и всякий разный,
НО
никакие небеса через него не распахивались, потому что навес
это по сути ПОТОЛОК...
пока я наконец не СЛОМАЛ этот навес и получилось:


Я лег под сломанный навес.
А надо мной рукой Марины -
Письмо распахнутых небес.


А сломанный навес сразу распахнул эти небеса...


А Вы, Линочка, когда писали о своем озере,


"в небе - облака лоскут одинокой чайкою"


тоже все это чувствовали...


Дык, я все еще думаю, про этот лоскут...
И вот что думаю - СЛОВО НЕБО - здесь "лишняя сущность",
потому что "облака лоскут" может трепетать одинокой чайкой
только в НЕБЕ и нигде, кроме неба облако находиться не может,
оно всегда только там - на небе, так что указывать не надо.
Так же, как к слову МАРТ, или МАЙ не надо добавлять слово МЕСЯЦ.


Здесь нужно вместо существительного, определение.


Не "в небе - облака лоскут"
а например: " БЕЛЫЙ облака лоскут - одинокой чайкою"
или СИНИЙ, или ЛЕГКИЙ лоскут, или ЗЫБКИЙ .... короч, НАДО ИСКАТЬ.
И так в каждой строчке... думаю хорошая поэза - требует от автора
большей взыскательности.
Я часто заношу рецы в произведения.
Мало кто понимает - почему?
- Потому что там, мои ЭКСПРОМТЫ.
МЖТ мне НРА одна строка или один образ,
одно слово - допустим, " мимоходчивый"
остальное надо ДОРАБАТЫВАТЬ.
Я никогда не повторяю стихи - если в нетленке
есть ИЗМЕНЕНИЯ - это уже не повтор -
это усовершенствованный вариант:)
типа, вместо каменного - "СЛОМАННЫЙ НАВЕС"
- через который трепещет чайкой
ваш лоскут облака, или письмо, рукой Марины, или
какой-нить примус луны, или лунный горн,
или еще чего-нить интересное:))
Вотакойвот я зануда:))))
Обнимаю в обе щечки:)
С добром.


Сан-Торас 29.07.2022 05:53
*


Спасибо, Санто, за то, что посвятили в свой творческий процесс.
Ваши неологизмы (мимоходчивый) в лругом контексте, возможно, резанули бы узо, но в "нетленках" талантливого поэта смотрятся вполне гармонично.
Ваши поиски нужного по смыслу эпитета (каменный, соломенный - и, наконец, сломанный навес)говорят о кропотливых поисках единственно верного слова.
Мой "в небе облака лоскут", в котором Вы узрели плеоназм, наверное, может быть заменен. Но можно и так оставит: я как бы перевожу взгляд с людей на пляже и уточек в воде вверх, на небо и это облако... Иначе и лоскут облачный на пляж попадёт? Впрочем, дорабатывать и искать единственно верный вариант нужно, в этом Вы тысячу раз правы.
Да здравствуют муки творчества, в которых рождается поэзия!


Лина Чирко 29.07.2022 22:44
*


________Привет, Линочка, читаю Ваше письмо:


Ваши поиски нужного по смыслу эпитета (каменный, соломенный - и, наконец, сломанный навес)говорят о кропотливых поисках...


Дык, вот читаю и думаю:
КРОВЬ и ПОТ, вот что несет в себе слово "КРОПОТЛИВЫЙ":))


Про лоскут не спорю - это ведь кому как...


Сан-Торас 29.07.2022 23:54


*
А я и не перечитала, когда отправляла... Поиски приводят к поискам - !!!


Лина Чирко 30.07.2022 10:16


*
Это гениально про поиски:))
Еще одно глубочайшее наблюдение, я слышал от Лады.
Емкое и точное выражение, МОМЕНТАЛЬНО характеризует
все окружение человека и, буквально, классифицирует
"ху из ху" в вашем ближнем и дальнем кругу общения:


"Великие умы обсуждают идеи.
Средние умы обсуждают события.
Мелкие умы обсуждают людей"


Думаю, эта нетленка имеет автора, но
мне, по ходу дела, транслировала ее Лада
и я крепко заценил.
Ибн редко встречаются ИДЕАЛЬНЫЕ мысли,
я бы их назвал "МЫСЛИ БЕЗ ВОЗРАЖЕНИЙ",
то есть АФОРИЗМЫ БЕЗУПРЕЧНОЙ ЯСНОСТИ.


Сан-Торас 30.07.2022 23:15



Другие статьи в литературном дневнике: