Святой Себастьян.

Сан-Торас: литературный дневник

Прогулки по Испании Мадрид, Прадо
Сан-Торас
Прадо. Эль Греко. Лада.


Я вновь к иллюминатору пришит.
Что впереди? - Испания, Мадрид!
За мною стайка облаков в полете.
Отважно совершает самолетик
Очередной заоблачный кульбит.


С утра пугали сводкой о Торнадо.
Люблю мадонн вишневые глаза.
У наших – малахит и бирюза,
В отличии от сеньорит из Прадо.
Кругом атланты и кариатиды,
Но как невыносимы их корриды!


В музеи, был немало огорчен.
Великий Зевс отнюдь, не торжествуя,
Меж буклей ионических колонн
Стоит, как будто, кем-то оскоплен.
Поди, на чреслах Зевса естествуя,
Какая-нибудь гейша, так сказать,
Его величью оторвала стать.


О грешном месте свято памятуя,
Пропел тихонько Зевсу аллилуйя.
Достоинств Громовержца не видать!
Уж Афродиту я терпел без рук,
Но Зевс без @уя – выше всяких мук!
Отметил этот факт ни слова ради:
Лаокоон в Одессе - весь в помаде!*


Покинув зал несчастного изгоя:
Глядел я на Эль Греко и на Гойя -
Все те же лица царственных особ.
Что изменилось в людях? - Гардероб!
Теперь он облегченного покроя.
Король в джинсАх? Не комильфо прикид!
И вид, как говорится, на Мадрид.


Закончен мой в Испании досуг,
Тарелки площадей смыкают круг,
Такое впечатление, ей-богу,
Что совершил я дальнюю дорогу
И натрудил Пегаске старый круп,
Чтоб щупальцы отведать осьминога,
Хлебнуть в сиесту чечевичный суп.

Хотя проголодался точно лев,
Ушел трезвей Святого Себастьяна.
( Хуаны пишут непорочных дев,
Что для Хуанов более чем странно)
Все, поспешу покинуть сей предел -
Прощай Мадрид! - Пока, хаста маньяна!
Домой, в Москву! Ну, с Богом, полетел!


_________Коммент автора:


Лаокоон*- скульптурная композиция Лаокоон с сыновьями
- три обнаженных фигуры (мрамор).
Стояла в Одессе в Городском саду, неподалеку от ресторана,
видимо надоело смывать помаду с Лаокоона.
Скульптуру перенесли ближе к городской библиотеке.


Интересна роль святого Себастьяна в искусстве и здесь немало вопросов.
Первое - почему Себастьян со столь скромной биографией,
оказался столь манкий для живописцев и поэтов?
Ведь его изображали на холстах и досках тысячи раз в разных видах,
много веков подряд, известно более 6000 всевозможных его портретов.
Ну, вот Святой Себастьян возник и в моей нетленке, возможно для того,
чтобы мне было не в лом расшифровать его мистическую биографию, невероятно
растиражированную уже после его физической кончины.


Второе - как он из бородатого брутального воина превратился в голого юнца?
Ведь Себастьян после Иисуса, самый голый мужчина в ИЗО.
Ого писали множество живописцев: Поллайоло, Мантенья, Гвидо Рени,
Боттичелли и Сальвадор Дали и др.

Третье - как образ Святого Себастьяна ухитрились связать
с гомосексуалистами и БДСМ, и с фашистами? не ну - ничего себе
карьера!


Первое письменное житие святого Себастьяна относится к пятому веку и там
не багато:
родился в Италии, был начальником охраны у двух крутых боссов, то есть
начальником преторианской стражи - личная охрана императоров
Максимиана и Диоклетиана.


Когда Римом стал править один Диоклетиан, то он завел порядок,
чтобы к нему ползли на коленях через весь зал и обращались как к Богу.
Короч, пока Диоклетиан воскуривал фимиам во славу языческих богов,
начальник его личной охранки Себастьян почитал Христа выше своего босса!
Кроме того, он тайно проповедовал христианство и окрестил тысячи
военнообязанных лучников.
В свою очередь, Диоклетиан жестко преследовал христиан, ибн язычники
исповедовали многобожие, а судя по модному придворному этикету
полировать пол коленями Ди. явно хотел затесаться в тусовку
языческих Богов и возвысить себя до их ранга.
А тут Себастьян чудит за спиной.
И Диоклетиан его вычислил и приказал казнить, а именно
вывести за город, раздеть, привязать к дереву
и...
"ТЫ БРУТ ЗДЕСЬ" - каждый выпустил стрелу, пока Себастьян не стал походить
на дикобраза, или его младшего брата - "ежика в тумане"


Из тысяч полотен, на которых изобразили сцену казни, можно
как пазлы собрать по фрагментам историю мученичества Св.Себастьяна.
Но, вторая казнь, (а Себастьяна, как декабриста казнили дважды)
менее популярна.
Проповедуя веру в Христа, Себастьян, конечно шифровался, но как
говорит писание, когда он убеждал двух братьев, Маркуса и Марцелиануса, заключенных в подземелье за то, что они говорили про императора,
фривольные частушки и были христианами, Себастьян уговорил
не извиняться, а принять мученическую смерть.
И тут в экстазе убеждения лицо его засияло, и всех накрыли, по этому "светильнику"


По началу Себастьян, пытался отмазаться и уверял Диоклетиана,
что ни разу не предавал его, а напротив молится за его здоровье
и за весь мир в Римской империи.
Но император все равно приказал сделать из иноверца "дикобраза".
И о чудо!
— Себастьяна спасла святая Ирина! Он вылечился от ран.
Чудо оказалось чудным, но коротким.
Вскоре его поймали, вторая казнь прошла без чудес.
Себастьяна тупо забили палками, а тело его выкинули
в Клоаку Максима - это огромная зловонная римская канализация.

Как в наши дни вошел водопровод
Сработанный еще рабами Рима.
В.М.
Мгэ...А про канализацию поэт умолчал.


Ибн вторая казнь слишком циничная.


Будучи начальником батальона императорской стражи, Себастьян конечно не
был безусым юнцом.
И на стенах равеннской базилики Сант-Аполлинаре-Нуово мы видим его бородатым и усатым мужчиной, одетым в белую тогу.



БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ



Откровение Иоанна Богослова, глава 6 (Откр.)


Итак, некоторые получат белые одежды, то есть совершенство по благодати,
которое Духом Святым в сердца верующих ...
И в качестве утешения для своего тела они получили, говорит Иоанн,
белые одежды - то есть дар Духа Святого.


Белые одежды – это духовные одежды света не имеющие ни пятна, ни порока. Люди сами не создают эту одежду, но ... Только святой может быть праведным. Праведность – это состояние мира с Богом дающее способность поступать по правде, то есть ходить в заповедях Господних как в одежде...


«Испытав развращающее влияние греха, Адам и Ева утратили силу сопротивляться злу и открыли сатане доступ к себе. ...
Итак, белые одежды. Белые одежды - это признак последователей Христа.
.
Это самое раннее из известных его изображений -середина VI века.
И тут Себастьян ни разу не похож на томного эфеба, каким его
изображали... и чем дальше, тем он моложе, и тем он нежнее,
и все более голый.
То есть, совсем условно обозначающая ткань, едва прикрывает бедра
страдальца.
Дадада, и само страдание на отдельных картинах, весьма смахивает
на садо-мазо наслаждение.
Если б мне не рассказали что это муки, я бы подумал, что ему хорошо,
чесна-чесна.


Разумеется, я заинтересовался, как именно искусствоведы пытаются
объяснить этот феномен?
Это противоестественное омоложение Себастьяна трактовалось, как
тот факт, что он вечно юн душой.


Во время эпидемией чумы в Европе, Себастьян пережил вторую волну своей популярности.
Его казнь стала трактоваться как муки взятые на себя, во имя защиты людей от чумы. Его изображение появилось в селах и городах где народ косила чума


На картине Йоса Лиферинкса «Заступничество святого Себастьяна».
Летят в небе над городом два ангела: один указывает, какой дом поразить, а другой пускает в него стрелу. А внизу, утыканный стрелами Святой Себастьян
заступается перед Богом за несчастный город.


Но как Себастьян стал почти совсем голым?
С наступлением Ренессанса он пережил бум своей славы.
Сюжет мученичества уходил все дальше от первоначального канона.
В начале Ренессанса Рафаэль и Перуджино его изобразили еще прилично одетым,
и на их взгляд НЕВЫРАЗИМО ПРЕКРАСНЫМ
Но постепенно на смену средневековому ханжескому целомудрию
в морали Нового времени произошли разительные перемены.
человеческое тело стали воспринимать не "сосуд греха"
альтернативный красоте души, а как,
не менее прекрасное естество физического тела, ищущее гармонию с духом.
Но как такое новшество, как изображение голого мужчины, легитимизировать перед церковью?
и выбор пал на Себастьяна!

Это не просто голый мужчина, трактовали ЭКСПЕРТЫ богословы - это святой!
Он же не от нечего делать стоит голый и красивый - люби меня!
А он реально страдает и стоически превозмогает!
- А почему он явно кайфует, спросите вы, ибн "имеющие
глаза да увидят"
- А потому что он превозмогает боль! ответят Вам.
- А почему его личико столь безмятежно, если он превозмогает, то есть терпит
из последних сил?
- А потому что он мысленно уже на небесах с Господом.
И от этой мысли он просто в экстазе! Но это
чисто от духовного наслаждения.


Этот "святой сюжет! открыл простор для творчества,
дал возможность манипулировать набожной цензурой,
изображая голым кого угодно под видом святого.


Ведь знаменитая "Мадонна с младенцем" Рафаэля, в оригинале
его любовница Фонарина, которую он купил на рынке,
и которая спала за его спиной с его учениками.
Так что никто не знает, сколько любовников креативных
живописцев украшают своими изображениями стены церквей и музеев.


А то стоят солдаты, и гражданские мужи в храме на долгой службе,
кругом полно изображений хорошеньких женщин:
фрески, иконы, но все они грустны и ЗАКУТАНЫ С ГОЛОВОЙ.
А вот мужчины - совсем голые, вернее изображены почти обнаженными
Иисус на кресте страдает, а Святой Себастьян вполне себе юн и эротичен.


В подтверждение этой фривольной трактовки я прочел у Джорджо Вазари, что изображения святого Себастьяна изымали из церквей,
ибн сцена мученичества вызывала у прихожан греховные мысли
и влажные фантазии.
Прихожани то эротизировали себя как соучастники казни,
то ставил себя на место терзаемого.


В этом же духе писал итальянский маньерист Джованни Паоло Ломаццо:
«Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин.
У святого Себастьяна, когда он привязан к своему дереву и утыкан стрелами,
все члены окрашены и покрыты кровью из ран, не нужно показывать его нагим, красивым, обаятельным и белым...


На картинах Гвидо Рени, мы видим, что начальник стражи Себастьян
приобрел экстримально женственный облик, мука стала неотличима от наслаждения,
а разящих стрел осталось раз два.
Этот образ вдохновил Сальвадора Дали на поэму, посвященную Гарсиа Лорке,
которого он нежно любил.
Позднее Сальвадор Дали трактует жизнеописание Себастьяна
как отрешенность - то есть цель современного ему искусства. .
Из письма Дали - Лорке:
«И снова я буду говорить о Священной Объективности,
принявшей ныне имя святого Себастьяна».


Для Дали образ Себастьяна был одним из любимых и важнейших.
Он подвергал картины и истории о мученике психоаналитическим трактовкам,
писал его, и, как ни странно, считал его образ
противоположностью болезненному экстазу.
Дали назначил святого Себастьяна ответственным за освобождение от иррациональности.



СЕБАСТЬЯН И ХАЙЛЬ ГИТЛЕР________________


Как Святой Себастьян вошел в эстетику фашизма, пережив новый всплеск
популярности?


Одним из известнейших итальянских писателей своего времени,
Габриэль д'Аннунцио, прославился как распутник, интеллектуал,
поэт, человек, вызывающий одновременно «восторг и отвращение»,
прошел войну, вернулся в 1918 году в звании подполковника.


После войны, пока в Париже Италия пыталась договориться за владение территорией города Фиуме (сейчас это хорватская Риека),
30 октября 1918 года в нем вспыхнуло восстание, и Габриэле стал правителем самопровозглашенной республики.


Придумывая идеологию Фиуме, Габриэль Д'Аннунцио опирался на эстетику Римской империи и идеи «возрождения величия Италии» и, конечно,
на свои фантазии о жизни и смерти святого Себастьяна.
Он ассоциировал образ римского легионера, принявшего мученическую
смерть за свои идеалы, с образом сверхчеловека (НИЦШЕ).


Мало того, его любимым развлечением было примерять образ святого на себя.
Для этих целей в его доме даже установили специальную колонну,
чтоб висеть там и страдать. Иногда в этом образе он даже появлялся перед публикой, собравшейся под его балконом.
Именно из историй и фантазий о римских легионерах
Габриэле взял традицию вскидывать руки в римском военном приветствии.
Потому что Себастьян на картинах, защищаясь от летящих в него стрел
вскидывал руки вверх, обнажая юные безволосые подмышки.


Такое приветствие, впоследствии переняли итальянские,
а потом и немецкими фашисты.
Таким образом описание жизни древнеримского мученика
лягло в основу эстетики фашизма, а свастику немцы заимствовали у русских,
это древне славянский знак КОЛОВОРОТ - изображает вращение планет вокруг солнца.
И с этим исконно славянским символом фашисты пошли на РУСЬ и были
разбиты в хлам.


В наши дни святой Себастьян прошел через фрейдизм фанаты Фрейда
рассматривают казнь и стрелы, как о фаллические символы,
что с их точки проЗрения, говорит о том, что святой Себастьян,
столетиями являлся тайным покровителем гомосексуалов
и поклонников садомазохизма.




Еще одна из бесконечной череды трактовок образа Себастьяна: Эгон Шиле на одном из плакатов о своей выставке изобразил себя святым Себастьяном, встречающим град стрел, но не эротичным и расслабленным, а ломким и безвольным. Художник исследовал, как неуютно и страшно находиться в человеческом теле. Видимо, этот образ явился рассказом о встрече с публикой, которая относилась к его творчеству очень противоречиво. Появляется совсем личное понимание, ощущение человека, стоящего против общества, на второй план отходят все другие трактовки и появляется бесконечное и беспомощное, но стоически принимаемое одиночество.



Чего только не случалось с изображениями его мученичества — от оргий до откровенной порнографии.
Даже сейчас в русской Википедии статью о гомоэротизме иллюстрирует уже упомянутое изображение кисти Гвидо Рени.
Но история про веру, предательство и чудесное спасение более многогранна.
И может быть, эта трактовка в новом еще неизвестном нам исполнении
освободит образ Себастьяна от всей гари и накипи покрывшей его за столетия.
А сейчас человека учат искать опору не в себе,
а в родителя, правилах, закона, в том что навязано извне - внешний мир.
внешний биохатинг, человек - робот все переделано. Микротренд - обратная реакция. возврат ко всему естественному. то есть с одной стороны биохакинг и все круто с другой стремление убежать от одиночества - маленькие кафе, тесные ресторанчики, чтобы быть ближе друг к другу.
Водолазкин изотерика и язык. пройдет этот цикл и люди вернуться к себе
к классике. все есть внутри человека и по этому музею исторической культуры внутри себя ходить интересно.
ПРО СЧАСТЬЕ.
Люди хотят быть счастливыми.Но не счастливым это нравится поливать мир венить в своих бедах - это их кайф жертва. которая ничего не делает, чтобы перестать быть
жертвой по своему счастлива




Другие статьи в литературном дневнике: