Кавалергарды!

Сан-Торас: литературный дневник

Рецензия на «Мой неукротимый Медовый Бурундук!» (Сан-Торас)


__________Привет! С интересом прочел.
С Новым Годом Вас!
У меня к Вам дело. Написал я следующее: http://www.stihi.ru/2017/01/03/5114
Возник у нас спор с Ларской по поводу "маяков-кавалергардов", которые по моему мнению никак не вписываются в контекст стихотворения. Она считает по-другому. Хотелось бы узнать Ваше мнение. Заранее спасибо.
Бухарик 04.01.2017 11:58

_________Здравствуйте Сан-Торас.
С Новогодними Праздниками!
Хочу дополнить вопрос Бухарика, а именно почему я считаю его мнение несостоятельным. Образность, это индивидуальное видение автора на этот мир. И если я увидела в фонарях кавалергардов, то это именно моё видение. Ссылка на моё стихотворение - http://www.stihi.ru/2016/11/22/8242
Я считаю, что обсуждать надо не авторское видение автора окружающего мира, а связанность, логичность, синтаксис данного образа и его уместное употребление в контексте стихотворения. Очень хочется услышать ваше мнение по этому вопросу.
Елена Ларская 04.01.2017 12:18

_________Здравствуйте, Сан-Торас, Елена, Игорь.
Игорь пригласил меня поучаствовать в обсуждении стихотворения, разбора к нему, рецензии со ссылкой на разбор. Я с удовольствием и всей степенью возможного занудства и внимательности готов броситься в бой.
Но сначала мне бы хотелось понять логику, которую я как-то упустил:
почему это обсуждение проходит здесь, под бурундуком.
Спасибо.
Арсений Ж-С 04.01.2017 16:07

_________Арсений, потому что Медовый бурундук - страшная сила!
Привет, рад знакомству:))
Сан-Торас 04.01.2017 16:32

________Бухарик, если найдете у меня всякие непонятки - показываете,
плиз, буду благодарен, тоже и к Леночке!
- Пишу много и быстро - косяки неизбежны, поэтому часто
возвращаюсь к тестам - и правлю ДОЛГО И НУДНО:))
Как лучше к Вам обращаться?
Сан-Торас 04.01.2017 16:31

________Сергей меня зовут.
Бухарик 04.01.2017 17:00

________Уй! - Дети мои, эксперт предупреждает:
все что здесь напишу – сплошная вкусовщина.
Такшто не убивайте апстену!
Сергей, мне нра Ваши разборы, ибо
Вы вдумываетесь в текст, но сейчас
просто читаю стихо сам по-себе,
независимо от возникшего спора.
.
С прохожими флиртуют фонари,______ Блеск образ! – Фонари мерцают, подмигивают –


автор расценивает это как флирт с прохожими, кокетство.
.
Маячат вслед причудливо и томно.
Но час придёт, и в отсвете зари
Они померкнут в засентябрье сонном____ коль померкнут


фонари, то МЕРЦАЮТ – логичней, чем МАЯЧАТ.


«засентябрье» выразительное словобразование,
есть у Елены Слаутиной Сибирь
В стихотворении «Тихо считая до ста...»


___(с) «Ненайденным словом, мертвою складкою рта.
И не спросив, в засентябрье отправит, тихо считая до ста...
.
Во влажном утре побледнеет ночь,____не катит звучание - «утре» и «вовла-жном»
Застынут маяки - кавалергарды. _____образ всадников, кавалерия? – тогда лучше


буйки, оседлавшие волну, как кавалергарды.


Зануда дождик будет вновь толочь
Поникшую листву в старинном парке.___" парке и кавалергарды" – не рифма, даже не


скользящая – никакая.


То дождь в моей душе, то фонари -
Отчаяньем сменяется надежда…
Вторую сигарету закурив,___________ "вторая" не греет конкретикой ( тоска всего


на две сигареты? - маловато.


Я размышляю вновь о неизбежном_____ дождик уже "вновь" толок и опять "вновь" – многовато:))


Как снежный ком, размолвок череда,_______ "Снежный ком" - ШТАМП. ЧЕРЕДА означает


очерёдность - ОДНО ЗА ДРУГИМ, но не куча, ком - это цельная масса.


Вкатилась в дом рутинная унылость.
...Как просто расставаться навсегда,
Как трудно позабыть всё то, что было...___ "Унылость - Было" - НЕ РИФМА.


Мне чудится кофейный аромат,
Тот,
что влюблённых обольщал в рассветах...


Никто из нас двоих не виноват,___________"Аромат - Виноват" - ВОТ ЭТО РИФМА!
Что так внезапно завершилось лето...


.
Стихотворение улавливает и передаёт настроение, но чтобы оно
стало достоянием лирики надо поработать - выпечка текста сыровата.
.
Написал вариант, навскидку - что подойдет, Леночка – бери,
что нет – выбрось.
Согласен: обсуждать надо не авторское видение образа,
а уместность употребления метафоры в контексте произведения.
.
С прохожими флиртуют фонари,
Мерцая в отражении оконном.
Настанет час, и в отсвете зари
Они померкнут в засентябрье сонном.


В туманность утра растворится ночь,
Мчат на волнах буйки-кавалергарды.
И будет дождь рассерженно толочь
Поникших листьев желтые гирлянды.


Ловлю знакомый ветра лейтмотив -
Отчаянье сменяется надеждой.
Устало сигарету закурив,
Грущу о невозвратном, неизбежном…


Прошла размолвок наших череда,
Мне душу одиночество накрыло…
Как просто расставаться навсегда,
Как тяжко зачеркнуть всё то, что было...


Мне чудится кофейный аромат,
Твой силуэт… ( сгорела сигарета)
Никто из нас, родной, не виноват,
Что так внезапно улетело лето...


Дружим:))
Санто.
Сан-Торас 04.01.2017 16:22

___________Огромное спасибо, Сан-Торас!
Ну, а насчет рифмы пусть Лена обьясняет - тут она сильна. Иными словами, ее "маяки-кавалергарды" в стихе инлродное тело. Верно? Вот ежели бы как-то связать императрицу-ночь с маяками-кавалергардами - было бы классно.
Бухарик 04.01.2017 16:52

___________Всмысли, МАЯКИ, типа, гусары кавалергарды сопровождают царицу ночь
свет-Екатеринушку?
Все равно накручено - это надо мастерски уложить, чтобы звучало
оргазменно:)
Сан-Торас 04.01.2017 16:58

____________Вы,Сан-Торас, выбросили в своем варианте слово "влажном"(утре).
Было ведь так эротично!
Бухарик 04.01.2017 16:55

___________Смотрите еще раз разбор: - да, влажное утро - звучит секси,
НО - ВОВЛА - жном, да еще утрЕ - фонетически не вставляет:))
Сан-Торас 04.01.2017 17:03

____________Да согласен я, конечно, Вы правы, но иногда приходится чем-то жертвовать.
Бухарик 04.01.2017 17:14

___________Спасибо, Сан-Торас за разбор.
Не совсем согласна, но кое что можно и принять.
Объясню кратенько с чем не согласна.
...


Маячат вслед причудливо и томно.
Но час придёт, и в отсвете зари
Они померкнут в засентябрье сонном____ коль померкнут
фонари, то МЕРЦАЮТ – логичней, чем МАЯЧАТ.
-- Не согласна. Здесь упор сделан не на мерцание, а на их видимость в отдалении.


(Значение слова Маячить по Ефремовой:
Маячить - 1. разг. Виднеться в отдалении, возвышаясь над окружающим, выделяясь на фоне чего-л.)
----------
Застынут маяки - кавалергарды. _____образ всадников, кавалерия? – тогда лучше
буйки, оседлавшие волну, как кавалергарды.
-- Не согласна. Здесь за основу взят не сам внешний образ всадников, а их способность застывать в почётном карауле без видимого движения.
----------
То дождь в моей душе, то фонари -
Отчаяньем сменяется надежда…
Вторую сигарету закурив,___________ "вторая" не греет конкретикой ( тоска всего
на две сигареты? - маловато.
-- Не согласна. Для женщины в самый раз две сигареты.)))
--------------
"Унылость - Было" - НЕ РИФМА. -- Не согласна.
-
унЫЛОсть = бЫЛО -- КОРНЕВАЯ РИФМА – базовая рифма с совпадением только корня рифмы (ударного гласного и последующего согласного звука): плавный – лавка, верно – первый, новый – словно, избы – низко, служба - кружка…
Чем меньше послеударных слогов в рифмующихся словах, тем созвучней корневая рифма.
Всё тихо в мрачной келье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
(А. С. Пушкин)



Остальное постараюсь подправить согласно вашим замечаниям.
Ваш вариант принять не могу (спасибо) потому, что это отражение вашего мира, а не моего!))))))))))))
Елена Ларская 04.01.2017 17:14

_________Хотя, вот здесь - " то МЕРЦАЮТ – логичней, чем МАЯЧАТ."
-- Действительно лучше.
Смысл несколько меняется, но только в лучшую сторону. Поэтому - принимаю!)))
Елена Ларская 04.01.2017 17:31

________Леночка, делайте, как Вам видней, но в отношении рифмы
есть такая удивительная одиозность в поэзе:
- объяснение может быть убедительным,
а результат не греет.
Корневая рифма - тонкая вещь,
она должна укладываться в околоплодные
воды текста - вот у Пушкина звучит,
там чередование гласных правильное.
Очень часто автор в голове строит объяснение,
почему у него то и это - доводы
бывают хороши а на письме - не катит.
У меня была радиостанция в Лос-Анджелесе ( продал этот бизнес)
Так предложил радиослушателям придумать
название нашей волны. Например, придумали "Парус".
Давали замечательные трактовки, но слушатели
не ловят внутренние ассоциативные смыслы.
Смыслы хороши, но звучит-то плохо,
особенно при частом повторении ( трус, ус,)
Так и в данном тексте - правила соблюдены, но не радует:)
Сан-Торас 04.01.2017 17:56

__________Спасибо, Сан-Торас, стихотворение поправила с учётом ваших замечаний
и в соответствии со своим видением.
Несомненно, ваш разбор оказался очень полезным в плане мастерства.
Спасибо!


Сейчас стихотворение выглядит так:


С прохожими флиртуют фонари,
Мерцают вслед причудливо и томно.
Но час придёт, и в отсвете зари
Они померкнут в засентябрье сонном.


В туманном утре побледнеет ночь,
Застынут маяки - кавалергарды.
Зануда дождик будет вновь толочь
Поникшую листву в старинном парке.


То дождь в моей душе, то фонари -
Отчаяньем сменяется надежда...
Вторую сигарету закурив,
Задумчиво грущу о неизбежном - -


Конфликтов ком, размолвок череда -
Вкатилась в дом рутинная унылость.
...Как просто расставаться навсегда,
Как трудно позабыть всё то, что было...


Мне чудится кофейный аромат,
Тот,
что влюблённых обольщал в рассветах...


Никто из нас двоих не виноват,
Что так внезапно завершилось лето...
Елена Ларская 04.01.2017 18:45

_________Стихо загустело и подрумянилось!
Хорошее!!!
И все же кавалерия не может застыть, даже в качестве почётной охраны,
лошади всегда топчутся, фыркают шевелят ушами, хотя я вижу,
как Вы ассоциируете этот образ с маяками, пусть будет как есть!
это не принципиально:)
Сан-Торас 04.01.2017 19:26

__________Сан-Торас! " Маяки-кавалергарды" КАТЕГОРИЧНО считаю серьезной ошибкой в данном стихотворении. И сами по себе, и в контексте произведения. Это замыленный, пластиковый образ. Есть базовые положения в Поэзии, которые нельзя нарушать.
Бухарик 04.01.2017 19:47

__________Дай-ка сноску, Бухарик на эти "базовые положения в Поэзии".
Елена Ларская 04.01.2017 19:48

__________Почитай поо художественные образы.
Бухарик 04.01.2017 19:51

__________Ты сноску дай, а не крутись!
Елена Ларская 04.01.2017 20:04

___________Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Б. П.
Чем Вам не маяки-кавалергарды:)))
Сан-Торас 04.01.2017 20:05

___________Ага. Просто находка. Я уже подумываю о деревьях-кавалергардах, о столбах-кавалергардах. Какая чушь! И Вы, Сан-Торас, дабы не обидетб Ларскую, поступаетесь истиной!
Бухарик 04.01.2017 20:20

___________Леночка, не слушайте слишком ученых мужей!
У Вас прекрасное, чувственное стихотворение.
А о грамотности критика можно судить по высказываниям: Это не рифма!
Унылость-было, кавалергарды-парке...Пребываю в шоке от прочитанного!)))
Аршанский Василий 04.01.2017 21:43

_____________Василий, Сан-Торас, грамотный автор и судит не только относительно "буквы закона", но и в соответствии со слуховым восприятием стиха. И я доверяю его слуху. Что-то я в стихе поменяла и это несомненно пошло на пользу. И потом, Василий, где здесь, на Стихире, можно встретить грамотный разбор стихотворения? Не Бухариков же слушать!)) Так что я считаю свою "встречу" с Сан-Торасом, несомненной удачей!
Елена Ларская 04.01.2017 21:49

____________ Лена, Вы правильно поступаете, что прислушиваясь к чужому мнению, относитесь вдумчиво к каждому замечанию. Соглашусь с Вами, что критика иногда приносит больше пользы, чем льстивая похвала. А ошибаться и заблуждаться может любой автор. Даже Гении допускали ляпы)))
Аршанский Василий 04.01.2017 21:58

____________О, Лена, дело пошло - стала прислушиваться к мнению других. Посмотрим, что дальше будет.
Бухарик 04.01.2017 22:12

_____________Бухарик, хватит паясничать. Веди себя прилично!
Елена Ларская 04.01.2017 22:30

_____________Сан-Торас, прошу Вас ответмть на вопрос:
Считаете ли Вы удачным образ маяков-кавалергардов в стихотворении Ларской?
Да или нет?!
Бухарик 04.01.2017 04:00

_____________Сережа, Вы правы в том, что иногда остригаясь обидеть,
подступаюсь ИСТИНОЙ - грешен! - ибо, ежель буду следовать
этой ЦЕННОСТИ превыше всего человеческого,
- то, вообще, камня на камне не оставлю от многих творений и авторов,
в силу того, что слишком ВЫСОКА ступень моего восприятия,
отягощенного интеллектом российской и мировой изящной словесности.
__НО, коль ставите вопрос ребром - промеж глаз - отвечу отвратительной
конкретикой:)
Считаю, сам по-себе образ МАЯКИ КАВАЛЕРГАРДЫ - хорош.
Но в стилистике этого контекста ТЕРМИН звучит АРХАИЧНО.
Будто литгероиня гуляет где-то среди ДВОРЦОВ.
Но ничего на это не указывает и потому КАВАЛЕРГАРДЫ,
не органичны в теле современной лингвистики
как, например ФРЕЙЛИНЫ - это из области РЕТРОГРАДСТВА.
Ну, чего это спрашивается литгероиня, среди фонарей, вздохов,
сигарет и воспоминаний о любимом, вдруг въехала в КАВАЛЕРГАРДОВ?
Что она царская внучка? Откуда в ее грустные воспоминания,
врубились КАВАЛЕРГАРДЫ?
Где они засветились в ее жизни, (среди машин и самолётов), чтобы вскочить
в атмосферу личной печали, которой пронизано стихотворение?
На мой слух КАВАЛЕРГАРДЫ И СИГАРЕТЫ не пасуют
КАВАЛЕРГАРДЫ миксуются с пахитосками, что соответствует атрибутам
времени.
По тону, смыслу и стилистики этот образ вяжется с Цветаевскими
"Генералами двенадцатого года" а не с кокетливыми фонарями 2017.
.


Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.


И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты _______ВОТ-ФРАНТЫ,ФРЕЙЛИНЫ,КАВАЛЕРГАРДЫ!(МИНУВШИХ ЛЕТ)
Минувших лет.


Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле_____ ЦАРИ, БРАННОЕ ПОЛЕ - ИЗ ЭТОЙ СТИЛИСТИКИ термин.
И на балу.


Вас охраняла длань Господня____ ДЛАНЬ ГОСПОДНЯ, ОФИЦерА - это органично.
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.


Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб


Не судьбы, А СУДЕБ - понимаете, о чем я?


===


Ах, на гравюре полустертой,_____КАВАЛЕРГАДЫ НА ГРАВЮРЕ - МУЗЫКАЛЬНАЯ фонетика!
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,


И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.


О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней


ЧУДО, КАК ХОРОШО, а РИФМЫ!- ВКУСНОТА!


В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки______ "Бачки" -ПРОНЗАЕТ её нежность, восхищение, любовь!
Засыпал снег.


Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.


Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?.._______ "БЕШЕНАЯ РАТЬ"-ОХ, ЗОЛОТО, МАРИНОЧКА, Ваша поэза!
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.


Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.


Вот какой органики нужно добиваться - именно


такого полёта души и слова, чтобы струны сердец, прикоснувшись к этому ДРОЖАЛИ!
Сан-Торас 05.01.2017 04:05

____________"Будто литгероиня гуляет где-то среди ДВОРЦОВ.
Но ничего на это не указывает и потому КАВАЛЕРГАРДЫ,
не органичны в теле современной лингвистики" --
Есть одна привязка к этому моменту - "В старинном парке" и, упоминание о старинном парке, мной было предусмотрено специально.
Елена Ларская 05.01.2017 04:45

____________Но Вы не слушайте меня, друзья мои!__________
Ибо плевал я на все правила, коль слово в сердце не стучит
и слух корежит.
Я, вапще, неправильный, просто думаю, как думаю и фсё.
Однако поставляю этот дискусс в произведения, потому что
благодарен вам, за мысли о поэзе, за поиск, за напряжение
ума! Ведь каждый внёс свою ТВОРЧЕСКУЮ ЛЕПТУ и я бесконечно
ценю ЛИТЕРАТУРНЫЕ БЕСЕДЫ, которыми не балуют аффтары на
ПОЭТИЧЕСКОМ ПОРТАЛЕ.
Спасибо Леночке за славное стихо, Сереже затоШто затеял
тёрки, Арсению и Васе за неравнодушие - это уже маленькое
сообщество, из которого вырастают: футуристы, акмеисты,
нигилисты.... и в результате КЛАССИКИ!
Надо ОБЯЗАТЕЛЬНО помогать друг другу, поддерживать, критиковать -
без этого не бывает духовного и профессионально роста.
ИБО ОДИНОЧЕСТВО в ТОЛПЕ СТИХИРЫ - это такая же муть,
как маленькие, затхлые группки НЕ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, но
шапочных знакомцев, в речах которых ничего ценного
для пользы и совершенствования авторского ТВОРЧЕСТВА.
ВСЕМ МЕРСИБУШКИ! И МИРУ-МУР!
Санто:))
Сан-Торас 05.01.2017 04:46



Другие статьи в литературном дневнике: