***

Сан-Торас: литературный дневник

Письмо Сергея Есенина
Валерий Шувалов
(Осторожно, ненормативная лексика!)



Письмо, о котором пойдет речь и о котором, к сожалению, мало кто знает у нас, пролежало взаперти 45 лет и было впервые опубликовано в английском научном журнале The Slavonic and East European Revue в 1968 году, причем в оригинале, на русском языке. Впоследствии оно было перепечатано в Собрании сочинений Сергея Есенина, вышедшем в Москве в самом начале 90-х, т. е. в период гласности и перестройки, когда один за одним (хотя и не полностью) стали открываться архивы.
Письмо это представляет несомненный интерес со всех точек зрения и заставляет о многом задуматься. Оно адресовано другу С. Есенина, поэту-имажинисту Александру Кусикову, который в 20-е годы эмигрировал на Запад и являлся единственным законным владельцем данного письма, решившим обнародовать его незадолго до своей смерти.
Ниже следует текст письма с некоторыми незначительными сокращениями, а также ряд сопутствующих комментариев к нему.





А. Б. Кусикову


7 февраля 1923 г. Атлантический океан


Милый Сандро!
Пишу тебе с парохода, на котором возвращаюсь в Париж. Едем вдвоём с Изадорой. Ветлугин остался в Америке (…)
Об Америке расскажу после. Дрянь ужаснейшая, внешне типом сплошное Баку, внутри Захер-Менский, если повенчать его на Серпинской (…)
Сандро, Сандро! Тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, вспомню, что там ждёт меня, так и возвращаться не хочется. Если б я был один, если б не было сестёр, то плюнул бы на всё и уехал бы в Африку или еще куда-нибудь. Тошно мне, законному сыну российскому, в своём государстве пасынком быть. Надоело мне это ****ское снисходительное отношение власть имущих, а ещё тошней переносить подхалимство своей же братии к ним. Не могу! Ей-Богу, не могу! Хоть караул кричи или бери нож да становись на большую дорогу.
Теперь, когда от революции остались только *** да трубка, теперь, когда там жмут руки тем и лижут жопы, кого раньше расстреливали, теперь стало очевидно, что мы и были и будем той сволочью, на которой можно всех собак вешать.
Слушай, душа моя! Ведь я раньше, там в Москве, когда мы к ним приходили, они даже стула не предлагали нам присесть. А теперь – теперь злое уныние находит на меня. Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому, в нас скрывается какой-нибудь ноябрь. Ну да ладно, оставим этот разговор про тётку. Пришли мне, душа моя, лучше, что привёз из Москвы нового (…) И в письме опиши всё. Только гадостей, которые говорят обо мне, не пиши. Запиши их лучше у себя «на стенке над кроватью». Напиши мне что-нибудь хорошее, тёплое и весёлое, как друг. Сам видишь, как я матерюсь. Значит, больно и тошно.


Твой Сергей.
Paris Rue de la Pompe 103
(сто три)


Атлантический океан.


7 февраля 1923.




Примечания:


Письмо написано карандашом, характерным есенинским почерком, на двух сторонах листа бумаги 215 х 278 мм.


«Тёткой» в узких писательских кругах того времени называли ГПУ.


В выражении «х… да трубка» первое слово тщательно зачёркнуто, но впоследствии восстановлено. Так же, как и выражение «лижут ж…»


О существовании этого есенинского письма впервые стало известно из некролога Александра Кусикова памяти Есенина, опубликованного в газете «Парижский вестник» 10 января 1926 года. Позже, незадолго до своей смерти в 1977 году, А. Кусиков напишет, что в этом письме Есенин «весь, каким он был и каким никто его не знал, кроме меня».



Вот и всё. Рад, что прочитали до конца. Выводы можете делать сами. Спасибо за внимание!





Фотография С. Есенина датирована 1924 годом.


Рецензия на «Голосование. Вне конкурса. Любимому поэту 2» (Единомышьленники)


ДАРАГИЕ Авторы и ведущие конкурса!
- ВСЕМ СТОПЯЦОТ СПАСИБ!!!
Рецы написал - кому успел!
МЖТ еще допишу походу.
Кнопки понажымал изафсех сил:)


ГОЛОСУЮ ВСЕМЕ КОНЕЧНОСТЯМЕ!


3, 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 22!!!


МО-ЛОД-ЦЫ!
.... . . ._ _ _. . . . ... ..._ _ _. .
... . . ..(. . .). . . .. . . .(. . .).
. . . . ...\. ./. . . . ... ...\. ./. .
. ._____)_ (. . . . . . .. .) _(____. .
.(_______0)\ . . . ... ./(0______) .
(________0)--(0________).
(________0) _/\../ \_(0________).
. (______0). . .\.-./-. .(0______)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


С ЛЮБОВЬЮ - САНТО.


Сан-Торас 05.07.2015 05:41 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «Анна и Модильяни» (Аля Воронкова)


"Чёрною ночью по белому Утру -
в линии страсти изгиб Камасутры"____А.В.
*
Воды с лица не пить. Не миновать
Пролетов без перил и перекладин.
Когда б умела ты околдовать,
На старых шрамах не нарезав ссадин.


Любви твоей горячее меню
Слегка горчит на донышке десерта.
Тебя, как Модильяневскую Ню,
Целую теплой охрой из мольберта.


И томный, акварельно-темный взгляд
Туманностью мечты меланхоличен.
Но если свыше этот миг продлят,
Я буду благодарно безграничен.
Санто.


*
В Париж Анна Андреевна ехала на поезде с супругом.
В дороге Николай Степанович приревновал, возникла размолвка, Гумилев покинул купе и провел ночь в тамбуре или где-то - он был полигамен.
Наутро Ахматова сказала ему, что сосед, немец, всю ночь не сводил с нее глаз.
На что Гумилев ответил:
- Даже на Венеру Милосскую невозможно смотреть 8 часов подряд, а Вы ведь не Венера Милосская.
В Париже Анна Андреевна познакомилась с Модильяни, принято считать, что она мгновенно оценила его дар.
Возможно.
Ахматова была умна и гениальность в людях чувствовала, как родство.
Но кроме того, Амадео был молод и хорош собой .
Он писал ее графические наброски в своей мастерской.
Анна Андреевна выработала изумительные манеры и грацию, в которой преобладала царственная осанка.
Она не просто сидела на стуле, а "держала свой торс в руках"
Модильяни эту пластику оценил, изобразив графическую линию ее фигуры, выполненную в той же композиции, в какой Микеланджело расположил скульптуру "Ночи" на мраморном саркофаге Папы Инноккентия ( не помню, какого по счету).
Подробностей ее романа с Модильяни не знаю, но однажды она пришла к нему в мастерскую, дверь оказалась заперта.
Она бросила розы в окно.
А позже он сказал: "Как жаль, что Вы не дождались меня, Анна".))
Она ответила, что не заходила.
- А РОЗЫ?
- Я перебросила их в окно.
- Странно, они так красиво лежали...
Позднее Анна Андреевна разошлась с Гумилевым.
Его расстреляли до того, как она стала женой Шелейко, который утром, видя, как она есть яичницу, сказал:
-Аня, Вам так не идет есть цветное!
Эта яишня мне напоминает картинку.
Писатель Куприн хотел пролететь с летчиком Уточкиным на желтом кукурузнике над стадионом в Киеве.
Они грохнулись прямо на зеленую щетину футбольного поля.
Вылезая из-под желтых обломком самолета, Куприн сказал:
- Мы были похожи на яичницу с ветчиной в укропе. (Вот ту самую, что уплетала Ахматова, веселя этим своего мужа: "Вам так не идет есть цветное" - точно это та, желто-зеленобелая, куприновская самолетная яйишница...)
А потом Ахматова была замужем за Пуниным, а его экс-вайф была куратором у меня в академии художеств.
И я бывал у них дома, встречался с сыном Ахматовой и Гумилева и на этой почве подружился с журналисткой Антиповой,( здесь на стихире), она писала
Антипова написала статью «Лев Гумилев - Дмитрий Балашов» встречалась с ним.
А на почве «Марина Цветаева» подружился Кастанедой, тоже на стихире она написала книгу" Пятый воздух" исследующую убийство Марины Цветаевой - дала убедительные факты.
Если тебе интересно, поищу ссылки.


Сан-Торас 04.07.2015 10:23 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Спасибо, СанТо! Благодаря Вам, я познакомилась с книгой "Пятый воздух" Татьяны Кастандолго на стихи.ру.=)С уважением!=)


Ольга Бурыгина 04.07.2015 14:19 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо Вам огромное за столь щедрый отклик-эссе!
Буду только рада пополнить свои знания.


С уважением,


Аля Воронкова 05.07.2015 11:10 Заявить о нарушении / Удалить
Милая ты, Саша Воронкова:))


Желаю любви и теплого дома:))
...............;; ;.;;;;
.............../;\./;\.;;;;;
................||. .||.;;;;;;;
.................^v^
; ; ;
; ; ;;. ;


^v^
;;;;( ;; );.;.;..............^v^
(;;;;;;; ') ;;;' )
....`;;;;`;;`;;;;`;.....^v^..........^v^


;.;


(;. *;)........^v^


(;;. *; )
........…….….;_;_____. ..........(;* ;*;* )
................/______/~\..............|.|
;;;;;;;°.|;; |;|;;;;;--;;;;;--;;;;;
; ; ; ; ; ; ; ; ; ;


Сан-Торас 05.07.2015 11:35 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «Марина Цветаева» (Аля Воронкова)


Аля, это не Марина Цветаева на фото.
Ты ошиблась.
Фотографию надо заменить.
Я однажды посвятил стихотворение Игорю Северянину, под ним сделал
разбор его творчества и пока раздумывал - кому, вообще, это надо? -
мне вспомнился эпизод, о том, как режиссер Всеволод Мейерхольд, (в дальнейшем репрессированный), споря о культуре нового зрителя, в конце своей премьеры пьесы Островского Лес, вытащил на сцену писателя Николая Эрдмана и объявил, что - это автор пьесы Островский - все аплодировали.
Эрдман был сценаристом картины Григория Александрова, создателя нового жанра, первого мюзикла "Веселые ребята"- (кстати Николая Эрдмана тоже репрессировали, и молодого оператора этого фильма - Владимира Нильсена, он же снял картину Цирк, тоже репрессировали и расстреляли - (комедии в сесесере снимались под расстрелы и тюрьмы их создателей)
так вот, рассказывая о Игоре Северянине я поставил фотографию Оскара Фингала Уиллса Уайльда.
Ожидал, что меня кто-то поправит, просто хотел посмотреть, что изменилась в вопросах культуры. Ведь с тех пор, как Мейерхольд диагностировал эпоху
Островским, прошло почти сто лет, вернее 80.
Я получил немало рецензий, с признанием в любви к поэзе Игоря Северянина и даже
(с)" любви до дрожи", но никто слова не сказал об этом фото, так и стоит
фотография Оскара Уайльда с подписью "Игорь Северянин" - на моей стр.
ждет гения просветителя, который напишет мне:
Санто, ты с ума сошел? - это не Северянин - король поэтов, это Оскар Уайльд - автор романа "Портрет Дориана Грея".
Это фото, что висит у тебя, Аля, под именем Марина Цветаева я уже не раз видел, в посвящениях Марине - оно, видимо ляпнуто на Инете, среди ее фотографий.
Со мной наши авторы "посвящений любимым поэтам", даже спорили, доказывая, что какая-то школьница в советский форме, образца 70-тых - это некто иная, как великий русский и самый любимый их поэт Марина Цветаева, которая покончила собой в 41 году - повесилась в Елабуге.
Ее дочь, твою тезку, Алю, Ариадну - репрессировали, лет на 18-ть, ее родную сестру, писателя Анастасию Цветаеву, тоже, почти на 20 лет посадили,
мужа Сергея - расстреляли. Их дочь Ирина - умерла от голода, во время гражданской войны, их сына Георгия убили в начале Отечественной войны.
- Здесь, на портале поэтов, какая-то авторша бичевала Имя Цветаевой, получив за это сотни благодарных рецензий и номинацию на премию "Наследие".
Что же удивительного, что Уальда от Северянина не отличают и какую-то школьницу от Марины Цветаевой? - Когда интеллигенцию планомерно вырезали, то,
естественно, генофонд всей популяции, в результате, оболванен.
Если я указываю на такие вещи - на меня обижаются, будто это я не знаю, участвуя в конкурсе "Любимые поэты" этих любимых поэтов в лицо.
Вот... смотрю, тут у тебя - 17 рецензий… и ЧТО?
НИКТО НИЧЕГО НЕ СКАЗАЛ?
Все-таки вернулся, отрыл эти рецы - прочел:
*
_______Рецензия на «Марина Цветаева» (Аля Воронкова)
Как на неё похоже -уверенно и превосходно передан характер Марины.
Елена Досаева 28.06.2015 14:48
*
Рецензия на «Марина Цветаева» (Аля Воронкова)
Хороший стих, посвящённый памяти Марины Цветаевой. Душевно написан!
Татьяна Верно 02.07.2015 23:13
*
Рецензия на «Марина Цветаева» (Аля Воронкова)
...
Спасибо. Жму на зелёный свет!
Наталья Ильина 3 29.06.2015 14:01
*
Рецензия на «Марина Цветаева» (Аля Воронкова)
"Морем, счастьем и стихами
голова её полна." - отлично сказано.
Елена Гутник 28.06.2015 23:10
*
Да, я так её чувствовала, когда работала над стихотворением.
Благодарю Вас, Елена.
Аля Воронкова 29.06.2015 10:00
*
Рецензия на «Марина Цветаева» (Аля Воронкова)
Аля, прекрасные стихи! память о великой женщине -
Поэте! Как тяжело складывается часто жизнь...И рушится, как карточный домик...
Но какие стихи! непревзойденные осталась!
Нина Ландышева 05.07.2011 08:44
*
Рецензия на «Марина Цветаева» (Аля Воронкова)
Аля, замечательное стихотворение! Разрешите, пожалуйста, поместить его в "Альбом для Марины"



Ваша
Рута Марьяш 05.07.2011….
*
ФОТО ВСЕ ЖЕ ЗАМЕНИТЕ… А то много чести этой школьнице...
Санто.


Сан-Торас 04.07.2015 07:39 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Была удивлена, Санто, сколько времени Вы потратили на меня.
Спасибо большое.


Так как речь в стихотворении идёт о юной Цветаевой, мне всего лишь хотелось найти соответствующую фотографию.
Но раз дело принимает такой нешуточный оборот, то я заменила фото просто на рисунок...Надеюсь, теперь всё славно в нашем королевстве?


Своё мнение о фото оставлю при себе :)


Нашла несколько ссылок на эту фотографию:


С уваженим,


Аля Воронкова 04.07.2015 09:28 Заявить о нарушении / Удалить
Аленька милая, спасиб что заменила.
Внимание уделил, просто потому что эту ошибку вижу
не первый раз.
И потом, я всегда внимателен к стихам
в своих рецензиях, ты же знаешь.
В этом нет ничего нарочитого с моей стороны.
С теплом, Санто.


Сан-Торас 04.07.2015 10:02 Заявить о нарушении / Удалить
Нисколько не сомневаюсь, дорогой Санто, в Вашем учтивом отношении как к темам, так и к авторам.


Будьте счастливы.
Доброго лета.


С уважением,


Аля Воронкова 04.07.2015 10:23
ВЕЧЕРНЕЕ



Бреду домой по середине ночи,
Холодный город гол и обветшал
Но уцелевший радостен и шал,
Пульсирует осиновый листочек,


под молнией растрепано сверкает.
А ветер, в спину тучу понукает,


до капли ее выкрутил, отжал…
Толпа ворон – безгрешные черницы –
слетела стаей клюнуть, поживиться... Хотел меж ними белую найти! –
Вороний кар расплескивает лужи, а белой нет, никто о ней тужит... Погибла, верно, где-нибудь в пути… Взгрустнув, луна включила слабый свет, сливая спитый "липтон" под рассвет в небесную фарфоровую чашку.
Созвездий запонки - находка для манжет - ей не нужны, тумановый жилет напялила на желтую рубашку. - В осенней выси блекло и знакомо… Промок… зайти, куда-нибудь в кино? Хотелось бы причалиться у дома... А дождь как феникс крыльями в окно стучит и нет защиты от тревог… (да, все-таки в кино…) - совсем продрог. О фениксах зря думал – не моё… вокруг чернит все то же вороньё и тот же липтон, выжатый в конец. Что делать? – раскалять в висках свинец, гонять чаи? Пусть муть - сама пройдёт. Кто истину изрек - не пропадет. А я томлюсь на тему – «все напрасно»… Как там у мудрого Экклезиаста…? - из вечного и древнего его: …нет нового под солнцем… ничего...



Другие статьи в литературном дневнике: