Воротишься на родину...

Сан-Торас: литературный дневник

Оставь мне то, что невпопад И. Бродскому
Сан-Торас
Пастернак http://www.stihi.ru/2015/03/09/438


15 место в конкурсе ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ http://www.stihi.ru/2015/03/23/11041



Бродский с кошкой. Рисунок Санто.
*
"И вечер делит сутки пополам,
Как ножницы восьмерку на нули"
И.Бродский



Весной в Венеции прохлада. На площади Святого Марка
Вблизи старинного фасада взлетают голуби над аркой.
И музыканты в белых буклях несутся в небо за смычками,
В кафтанах бархатных и туфлях порхающими старичками.


Смотрю… собор пора покрасить – поблек, что торт позавчерашний.
Под бой курантов восвояси скульптуры строем ходят в башню.
Пойду и я, средь масок броских, к весенней пристани на катер.
Туда, где лег Иосиф Бродский, за тенью мраморных распятий.


Где ветра ножницы морские зари раскраивают замять,
Где карандашики цветные народ несет ему на память.
У изголовья, грусть пришпоря - стихи, обеты, завещанья! -
Не захотел лежать у моря, в провинции и с ней прощанья


Не захотел. Как опостыла печальной Родины мессия -
Певцов разбрасывать могилы! - Не бережешь ты нас, Россия!
Сверкнули звезды рикошетом, луна нарядна, как епископ.
Пишу на камешке поэту дождем прощальную записку:


*
..."Оставь мне длинное тире – соедини его чертою
То, что погублено судьбою в последней жизненной поре.
Оставь мне крошки многоточий в конце заброшенной строки,
Прозрачно белые стихи, написанные черной ночью!


Твоих вопросов тяжкий вздох и горький выдох восклицаний,
Оставь, ту часть своих страданий, которую нести не смог!
Холодный жест, горячий взгляд и шепот губ, сложивших строчку,
Оставь мне то, что "невпопад", что не под силу в одиночку,
……что сам оставить был бы рад.
*


Мисc Вселенная и Бродский. Итальянские дневники


Гостиница Поджетто
10 мая, полдень.


В полдень пришла красавица-уборщица с лицом таких чистых линий,
что впору рисовать.
Она моет и трет ... неловко.
Выясняю, что у нее дети, она работает для них - реальная жизнь - жертва женщины-матери.
Кто оценит, пожалеет, наградит?
Уборщица с лицом мисс Вселенной рассказала, что муж ушел к другой,
но она все еще любит его.
Пока она моет полы, я сижу на подоконнике и пишу эти строки:
Самое дискомфортное – Неразделенная любовь.
Самое печальное.... – Разлука.
Самое тоскливое.... – Болезнь.
Трагическое........... – Смерть.
Самое прекрасное... – Дети.
Самое сильное...... – Любовь.
Самое красивое..... - Природа.
Самое большое...... – Вселенная.
Самое лучшее ...... – Доброта.
Самое загадочное... – Бог.
Самое раздражающее. - Глупость.
Самое интересное... – Человек.
Самое великое – тайна.
Самое приятное – отдых.
Самое пакостное – насилие.
Самое коварное – ложь.
Самое нестерпимое – рабство.
Самое подлое - предательство.
Самое волнующее - красота.
Самое захватывающее - ум.
Самое яркое - творчество и секс.
Это же и самое отвратительное, когда бездарно и ждет похвалы.


Андрей Крыжажановский, все еще продолжает съемки картины о Бродском.
К нему стекаются свидетели со своими воспоминаниями.
Вокруг такое беспардонное любопытство, что не хочется ни полслова,
о наших встречах в Нью-Йорке.
Теперь, особенно когда бываю в Москве, наплывают его строки:


Воротишься на родину. Ну что ж.
Гляди вокруг, кому еще ты нужен
кому теперь в друзья ты попадешь?
Воротишься, купи себе на ужин

какого-нибудь слабого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу.


Как хорошо, что некого винить,
как хорошо, что ты ни с чем не связан,
как хорошо, что до смерти любить
тебя никто на свете не обязан.


Как хорошо, что никогда во тьму
ничья рука тебя не провожала,
как хорошо на свете одному
идти пешком с шумящего вокзала.


Как хорошо, на родину спеша,
поймать себя в словах неоткровенных
и вдруг понять, как медленно душа
заботиться о новых переменах.


Я спрашиваю его: - почему неоткровенных?..
Он кривит губу, ежится, молчит.
Его небритое лицо вошло в мое чувство родины.
Как он сказал? ВО-РО-ТИШЬ-СЯ.
Не вернешься, не возвратишься - воротишься,
какой-то особый разворот всем корпусом.
... Как на круги своя… И это:
НУ, ЧТО Ж ГЛЯДИ ВОКРУГ...?! Вопрос к вопросам:
Кто виноват? Что делать?
НУ, ЧТО Ж? - Будто развел руками...
восклики - ? – басовые ключи...
Тогда... мы стояли на Манхеттене на ветру, он говорил через полипы:
ПОЙМАТЬ СЕБЯ В СЛОВАХ НЕОТКОРОВЕННЫХ.....

НЕОТКРОВЕННЫХ ... Почему?.
Он пожал плечами, закурил... .
«КАК ХОРОШО, ЧТО НИКОГДА ВО ТЬМУ
НИЧЬЯ РУКА ТЕБЯ НЕ ПРОВОЖАЛА...»
Что ж тут хорошего? - когда ничья рука во тьму не провожает?
- во тьму - в неизвестность, не провожала…
значит не встретит... один, одинешенек, ничья рука...
Ни помашет во след, ни протянется на встречу, ни обнимет...
«КАК ХОРОШО, ЧТО ДО СМЕРТИ ЛЮБИТЬ
ТЕБЯ НИКТО НА СВЕТЕ НЕ ОБЯЗАН»
- Разве хорошо, когда плохо? - эти слова не откровенны.
Ими он уговаривал обиду - гордый, горемычный - удерживал равновесие души, хотел остаться философом. Быть тем, кто понимает все людское без боли
(все это слабое, суетное, не совершенное).
Он хотел быть тем, кто созерцает мир без боли, и не мог оттого, что во всем винил себя.
«ВО ВСЕМ ТВОЯ, ОДНА ТВОЯ ВИНА
И ХОРОШО. СПАСИБО. СЛАВА БОГУ.» - обманывался, баюкая грусть... и поймал себя
в словах неоткровенных, потому что неправда, что это хорошо,
когда до смерти любить тебя никто на свете не обязан...
Этим «не обязан» он будто отмахнулся: ну и не надо!
Оттолкнул всем своим отвращением к системе обязательств.
ГЛЯДИ ВОКРУГ, КОМУ ЕЩЕ ТЫ НУЖЕН? -
Злился на себя за эту грусть, за то, что на самом деле ему нужно,
чтобы его до смерти любили.
Никто на свете не обязан ... как будто речь
об обязательствах.
У него были те же чувства, что у Марины:


Тоска по родине давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где - совершенно одинокой быть...



Это попадание душ, разобщенных вектором времени, в точку одиночества.
"Круговая порука сиротства" - моя душа чувствует так же...
Но проникая в смысл сказанного им и Мариной, душа теряет
одиночество и обретает сопричастность.
Сопричастность душ усиливает стойкость!
- понят, значит не одинок...
Когда понят, то живешь не в одиночестве, а в тишине, где глубже чувствуется значения света и тени, покоя и смерти - понятия, что правят жизнью.
Их можно ловить, прислушавшись к тишине, остаться в одиночестве, все равно как выйти на воздух.
Не все сводится к известным вещам, и не все к вещественности.



Другие статьи в литературном дневнике: