Рассказ о мировой любви.

Сан-Торас: литературный дневник

Рецензия на «Рассказ о мировой любви» (Сан-Торас)


Здравствуй, Санто!. Возвращался и перечитывал не раз "Рассказ о мировой любви". /Классное и удачное наименование. Не вижу в нем стеба, а, напротив: подтексты, смыслы, знаковость. Оч.удачное обозначение как самого текста, так и проживания юной "соавторши"/. Всколыхнул меня, однако, не столько рассказ, но продолженность твоей речи в "Литературном дневнике". Но об этом - после. Итак, рассказ.
Хороший образ: ..любовь..взрыв..пустота..пластинка /"..я его..а он не..а я.. - и так весь день, а ночью слёзы в подушку"/.
А у меня по сей день единственное определение: влюбленность - парение, полёт, лихорадка счастья и творчества; любовь - сизифов труд, тяжкий и беспощадный, болезнь. /Это если я люблю, а мне - позволяют, если меня любят, а я - терплю/. Но девочке, конечно же, неведом персонаж-Сизиф. Поэтому - пластинка и..слёзы.
Очень знакомы-знаковы ступор и онемение бессловьем, когда приходит Он /Она/.
с. Немая душа на пожаре. Точно: она. /Небольшой личный экскурс. В 1997 г. в нашем сельском доме был пожар. /Дело давнее, судопроизводству не подлежит/. Трехлетний сын баловался спичками: чиркал - и бросал. "Самолетик" затухал на лету, оставляя красивый дымок-след и приятно-вкусный запах. Одна из горящих "лучинок" прилипла к пальцам и лётчику пришлось её энергично стряхивать. Спичина приземлилась на перину, процесс горения продолжился /или начался?/. Старшая сестра /ага, ага, охеренно с т а р ш а я , на год и три месяца/ цапнула пилота за руку, уволокла в другую комнату, спряталась с ним..под кроватью. Сразу скажу: их спасли. Каким чудом? Бабка и мамка копошились по хозяйству, во дворе, обратили внимание: по кровле дома бегает наш кот и голосит утробно /а он никогда ранее не мяукал, не пищал даже/. Да..к тому времени из щелей крыши уже вовсю валил дым. Как тебе картинка? Что такое немая душа, голосящая на пожаре, поверь, я знаю.
Недовзрослые суждения девочки о глупом Соломоне - достойное переложение её возраста и лексики твоим пером.
Кой-где выглядывают уши твоих мастерства и умения: "речь журчит, как серебряный ручеек". /Мне это не мешает, тем более, что Маша-характер, Маша-словодел проявлена внятно и по сути: с. "Царя..рабыня..всю жизнь ему перефакала..раз плюнуть"/.И:
"..я думаю: бедная Суламифь, ты выбрала л о х а Соломона - и погибла".
И: "Ромео - не козёл, священник - не козёл. Родители - козлы".
От Анжелики - классный переход к возникновению рассказа. Отличное соседство палки-нежномешалки и рабыни /смахивающей слезу/.
Финал от девичьего филиала - блеск! Про погоду: "сегодня было солнце и летали птицы". И достаточно! Патамушта: кругом красота.
с. "знатная, знаменитая и..важная задница..ноги-грудь-губы: стройные-пышная-чувственные".
с. Гамлет никого не..все живы и всё хо-ро-шо!


P.S. Я лишь дважды пробовал отзвучить детскую суть. Первый - переделка /довольно удачная/ стиха моего товарища..нигде не печатал, поскольку идея не моя. Второй - здесь. http://www.stihi.ru/2014/08/03/8373
/Реализация этой задумки растянулась на 27 лет/.


Теперь отсвечиваю истинную причину, торкнувшую меня к написанию рецы.
Истово тряхнуло от причастности ЛЕСа к биографии и жизненным перипетиям твоей семьи. /Я полностью и беспроверочно на твоих баррикадах/. С ЛС/е/Д встречался разово в общей компашке. А поскольку всегда жаден до общения, проговорили мы в общей сумме часов 5. /И ты, и она появились уже в моём списке избранных/. Моё присутствие в Стихире на те дни - полтора месяца. Делился проявленными и знатными именами. Услыша твоё, Лю поморщилась, не объявляя причин. Никогда не ворошу чужие впадины /и гребни для волос/. Не нра.. - чесать языком не стану. /Но подспудно знаю: тайны - не засов от наблюдающего/. Сегодня - вскрылось. И совсем не честью для ЛЕСа.
Я ткж в прошлом лете отправлял к ней десятка два рец. Ответов не последовало. Умею на то две причины. 1. Родственная потеря. 2. Знаю себя. Невоздержан словами, могу быть неприятно-неприличен употреблением табуированной лексики.
Признаю права любого моего номинанта на равнодушное или ярое отвертывание. Я же - не из таких. Моё многопрофильное познание жизни /вплоть до комфортного конформизма/ мешает заводить недругов. В крайнем варианте - постараюсь не общаться и сотру имя в телефонной книге. Но! Подозреваю: если враг будет тонуть - подскочу к проруби, протяну руку. Страх Божьего суда? Что Вы, Сударь, я - атеист. Просто сукам со мной повезло /были прецеденты/. Все! Стоп! Выглядит самопоглаживанием. Пока! Ник.
P.P.S. Первое имя рецы - дань "Рассказу о..". Для меня ты - только Санто.
Николай Агафонов 2 28.03.2015 19:14
*


Ник! Этот твой аЙфоризм: " сукам со мной повезло"
Сейчас-жа выбить классическим эпиграфом к приличной "мужской биографии":)
Что касаемо леса... - сущность заблуждений любого человека
в том, что заблуждения для заблудшего, независимо от
истины, выглядят убедительно.
Она, слишком поспешно и глупо сожгла лягушачью шкурку. А жизнь
чертит невероятные зигзаги на пути. Спустя какую-то толику времени
я, живя в Лос-Анджелесе, ни сном ни духом не предполагая,
оказался, ни больше ни меньше, как аккурат в твоем Краснодаре - рядом!
Да еще не один, а со свитой. Спустя, чуть ли не пять минут,
после "непоняток", у нее появилась уникальная возможность:
увидеть, узнать, услышать из первых уст - обняться и укрепить
дружбу.
Но она сделала свой выбор - предпочитая собственные домыслы,
вымыслы и глупости.
Ибо, если б я желал навести тень на плетень, то элементарно
просчитал бы, то что ей казалось неоспоримыми "уликами":))
Однако судьба, гораздо глубже наших представлений о ней -
со временем, во многом, нЕчто, по-иному открылась и для меня.
Но не захотел снова входить в тот же Стикс и чем-то делиться.
Женщинам нравится пребывать в туманах своей логики -
считаю это их суверенным правом.
Спроси, мимо ходом, свою случайную любовницу, какой у нее размер кольца,
и она уже видит себя в фате, а тебя запечатывает лжецом, обманувшим надежды:)
- такова эмоциональная составляющая женских размышлений и представлений о себе и других.
Но, не выношу неблагодарность и низость! -
ПризнаЮ - слишком близко подпустил к себе, однако после разлада,
мне было черным по белому написано: -
"Я вашей семье никогда не причиню вреда"
Но тут же, следом за этими словами, разболтала то, что доверил только ей.
И нЕкто, не слишком умный и порядочный, обрядившись клоном
трусливо и публично озвучил в оскорбительной форме, не мне лично
а моим друзьям, знакомым и близким то, что я открывал ей одной,
полагая, что доверяю другу.
Это не мои версии событий - в правда по факту, которая
документально отражена на письме и потому очевидна без каких-либо
пояснений и домыслов.
Но Бог с ним - оставим прошлое в прошлом.
А из рассказа про "мировую любовь", если подумать и поработать,
как мне кажется, можно сделать шыдеврик, но с тех пор, как он был
запечатлен - не касался этой темы.
В отношении того, что я для тебя - только Санто, то и ты для меня - только Ник:)
У меня в реальности полноценная, самодостаточная и насыщенная жизнь, и в виртуале - я не хочу и не стремлюсь быть для кого-то, чем-то большим, чем кто-то для меня.


Сан-Торас 28.03.2015 23:34
*
Привет, Рин!
(с) "Гений никогда не скажет,что он гений" - Скажет, скажет:)
Блок, написав поэму 12 - именно сказал:
(с) Сегодня я гений!
*


"Я, гений Игорь Северянин, cвоей победой упоен" - о нем, сейчас подарю тебе все гениальное:))
*
Я, гений Игорь Северянин, cвоей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!
От Баязета к Порт-Артуру черту упорную провел.
Я покорил литературу!Взорлил, гремящий, на престол!


Я — год назад — сказал: «Я буду!» Год отсверкал, и вот — я есть!
Среди друзей я зрил Иуду, но не его отверг, а — месть.
«Я одинок в своей задаче!» — Прозренно я провозгласил.
Они пришли ко мне, кто зрячи, и дав восторг, не дали сил.


Нас стало четверо, но сила моя, единая, росла.
Она поддержки не просила и не мужала от числа.
Она росла в своем единстве, самодержавна и горда, —
И, в чаровом самоубийстве, шатнулась в мой шатер орда...


От снегоскалого гипноза бежали двое в тлен болот;
У каждого в плече заноза, — зане болезнен беглых взлет.
Я их приветил: я умею приветить все, — божи, Привет!
Лети, голубка, смело к змию!Змея, обвей орла в ответ!


Я выполнил свою задачу, литературу покорив.
Бросаю сильным наудачу завоевателя порыв.
Но, даровав толпе холопов значенье собственного «я»,
От пыли отряхаю обувь, и вновь в простор — стезя моя.


Схожу насмешливо с престола и, ныне светлый пилигрим,
Иду в застенчивые долы, презрев ошеломленный Рим.
Я изнемог от льстивой свиты и по природе я взалкал.
Мечты с цветами перевиты, росой накаплен мой бокал.


Мой мозг прояснили дурманы, душа влечется в примитив.
Я вижу росные туманы! Я слышу липовый мотив!
Не ученик и не учитель, великих друг, ничтожных брат,
Иду туда, где вдохновитель моих исканий — говор хат.
До долгой встречи! В беззаконце веротерпимость хороша.
В ненастный день взойдет, как солнце, моя вселенская душа!
*
- четверо - это: Иванов, Олимпов, Игнатьев, Гнедов и Северянин - пятый и первый!
- поэты-эгофутуристы. - "Эго" с латыни. - "я" - т.е. ключевой момент творчества в центре фигура поэта - его "я" - личность.
*
Слова о гении с предысторией:
в Москве, в начале века 20, канеша, на поэтическом вечере в Политехе это музей не институт, Игоря Северянина признали королем поэтов!
Второе место отдали Маяковскому.
Третье - Бальмонту.
Игорь Северянин, как король, издал поэтический "Рескрипт короля" - всех простив и благословив:
*
Отныне плащ мой фиолетов, берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов на зависть нудной мошкаре.
Я так велик и так уверен в себе - настолько убежден,
Что всех прощу и каждой вере отдам почтительно поклон...
...Я избран королем поэтов, - да будет подданным светло!


"Лозунгами эгофутуризма, - Северянин провозгласил в СЕМИ ПУНКТАХ:
*
1. Душа - единственная сила.
*
2. Самоутверждение личности.
*
3. Поиски нового без отвергания старого.
*
4. Осмысленные неологизмы.
*
5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
*
6. Борьба со "стереотипами" и "заставками".
*
7. Разнообразие метров"


Потом он сблизился с кубофутуристами, но быстро разошелся, ему было свойственно стремление эпатировать:
*
Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!..
:)
Его раздражала пошлость окружающих, так же, как меня:)
*
В оксюмороном стихо он писал:


В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.
Я улыбнулся натянуто, вспомнил сарказмно о порохе:
Скуку взорвал неожиданно неопоэзный мотив.


Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!


Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!
Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!
Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина
Следует знать, что за Пушкиным были и Блок и Бальмонт.
*
У Северянина встречается много неологизмов: "ветропросвист, крылолет" я тоже люблю этот ход, вижу как многие тящатся, пытаясь подражать.
*
...По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева.
А дорожка песочная от листвы разузорена -


Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...
Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -


Вы такая эстетная, Вы такая изящная...
Но кого же в любовники! И найдется ли пара Вам?
Ножки плэдом закутайте дорогим ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,


Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым -
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..
*
Я в своем ключе неологизмов соединял репунсив и декаданс
типа так:
*
Кружевные перчаточки -
В тоне бежево-палевом -
Укоризна в упадочном
Поцелуе вуалевом.
В прошлом, перья трефовые,
И тулья шляпы фетровой.
А сегодня мы - новые!
А нам всё – фи-о-ле-то-во!


Бросьте, трости алмазные -
Прочь сапфиры с каратами!
Бейтесь с белами красные
За древко сучковатое!
Пусть любви недовесит мне,
Контингент шароваровый
Мне уже – фильдеперсово!
Мне давно все муарово!


С веерами жеманное
Время пошлое - верю вам!
Нынче джинсово-рванное -
Время - пальцами веером!
Круче стиля ампирного
Ваш изыск балалаечный -
Мне, конечно, цилиндрово! –
Вам, конечно, фуфаечно!


Проплыла каравеллами
Дымка сизо-опальная
Пела девушка в белом и,
Вся была не реальная,
Благородно-печальная,
Но стоит за окном -
Для скульптуры - нормальная
Комсомолка с веслом.


_____Прим. Санто______
*Опальный - дифракционный цвет, возникающий в результате преломления, то есть разложения света на его составляющие в опале.
*
Гений Игорь Северяни отдал дань урбанизму, комфорту и элегантности, но с иронией, которую моло кто понял:
*
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!


Стрекот аэропланов! Бега автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском,


Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!
*
Но он не хотел, как Маяковский:
"cбросить с корабля современности Пушкина, Рафаэля, Толстого".
ибо считал, что и Пушкина, и Блока, и Бальмонта надо знать даже "во времена Северянина"
*
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башнях замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.


Было все очень просто, было все очень мило;
Королева просила перерезать гранат;
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.


А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
*
поэт Ширяевец накатал пародию на него:
.
Это было у сквера, где едят простоквашу,
Где фруктовые воды, это было вчера.
Там мне молвила Глаша: "О, клянусь, буду ваша!
И клянусь, что мамаша моя очень добра!"
Но причем здесь мамаша? - Я промолвил бледнея.
Ах, нельзя ль без мамаши - я поэт и эстет!
Но ответила Глаша: "Без мамаши не смею.
Буду ваша с мамашей, без мамаши же - нет!"
И ушла не простившись, не доев простокваши,
И меня до рассвета угнетала хандра.
Я хотел по декрету, без попов, без мамаши.
Так расстался я с Глашей. Это было вчера.
*


Я писал в своем ключе:
! Репунсивный-декаданс!



*~<>~~<>~~<>~*



Ах, она в пеньюаре розовом,
Через шторку глядит в пенсне.
Шелестала листва берёзово
Лепо нежиться по весне.
А в покоях ее надушенных
Ждёт поношенный господин.
Оба негою заполошено,
В трепеталый глядят камин.



Со двора под лохмистым ясенем
Докучает щенячий шал.
"Позовите-ка мне Герасима!"
Да велите, чтоб поспешал!
Откусила, зевнув кореюшку:
(мушка флёрная на губе),
"Кирпичину повяжь на шеюшку
Этой, как её там, – Муме!"



Он, веслом огребя, запарившись,
заскорузло глядит из тьмы:
"Чой-то ты мне недоговариваешь?!!" -
Намекающий скул Мумы.
Замытарены мы, заветрены,
И тюрьму боясь, и суму -
Любит нас сторона заветная,
Как Герасим свою Муму.



Время, всех не щадило, сирое -
Катаклизмы, да кутерьма.
Юность канула обессилая
Аккурат, что на дно Мума.
Воты квасим мы, перла-муторно -
Пьющих проще ведь поиметь!
Жить герасимово и муму-торно,
Что творитццо-то? – Омуметь!



*~<>~~<>~~<>~*
*
( По мотивам произведения И. С. Тургенева "Муму")
*
В стихо - "Двусмысленная слава" Игорь писал:


Во мне выискивали пошлость,
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной.
*
Суть поэзы Северянина в лиризме, изумительном чувстве ритма в обаянии. Он написал о себе как о поэте без тенденций:
*
Я - соловей: я без тенденций
И без особой глубины...
Но будь то старцы иль младенцы, -
Поймут меня, певца весны.
Я - соловей, я - сероптичка4,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края.


Я - соловей! На что мне критик
Со всей небожностью своей? -
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из ветвей!
Я - соловей, и, кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!
*


Я уклонился в более в произведении ЛЮ-БОВ-НО-Е
совсем в куртуазный маньеризм.
Санто:


*~<>~~<>~~<>~*



В приятной дреме, в неге полусна,
Стирать следы малиновой помады...
Касаться губ, волос, светлее льна
И плавиться, как ломтик шоколада.



Брести рукой по впадинкам твоим,
Пить кофе, не вставая из постели,
Пускать колечками сигарный дым
В тепле, когда за окнами метелит.



Перелистать с ленцой альбом Дали -
Сюрреализма яркие подборки:
Из фобий, фетишизма, и любви
К ПикАссо, Фрейду, Федерико Лорке.



Лечь в ванну, сладких запахов налить,
Позвать тебя: - «Мне полотенце надо!»
Поймать и овладев, осуществить
Марьяжные фантазии де Сада.



*~<>~~<>~~<>~*



После революции Северянин оказался в Эстонии, страшно бедствовал там он умер в 1941 году.
*
Эти строчки поэта Мятлева из 19 века:


Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!


Вашли в прощальные Игоря Северянина:
*
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи были розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
*
Я тоже тронул эти розы, на конкурсе "любимые поэты" мои розы заняли
одно из последних мест:
*
*~<>~~<>~~<>~*



"Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана"
М. Лермонтов.



Меня не оросит слезами осень,
Когда покину жизнь, дойдя до дна.
И розы красной мне на гроб не бросит
Моя неблагодарная страна!


Нет, весь я не умру во мгле бескрылья!
Ты, пробудясь, откроешь интернет,
Всплакнешь и вспомнишь, что на свете был я,
Никем не почитаемый поэт.


В оконце постучу дождем бежалым,
Скользну соленой каплей по щеке
И растворюсь, не званный и не ждалый
В прекрасном, недалеком далеке…

Ты не грусти, голубка, у экрана!
Потусторонний нравится мне свет -
Я на груди утеса-великана
Сплю тучкой - будто в мире был и нет.



*~<>~~<>~~<>~*


Знаешь, Рин, По этим стихам Северянина:


Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!


Я чувствую что по мироощущению он мизонтроп, ибо:


Кто жил и мыслил, тот не может
в душе не презирать людей. — «Евгений Онегин», Наше Всё
или:
Весь мир — бардак,
В нём люди — ****и,
Всё просто так
Всё шутки ради……...( не помню чье)


Мизантроп, от греч. — «ненависть» и — «человек» = человеконенавистник — это личность, by default испытывающая неприязнь, презрение к людям.
В джентльменский набор мизантропа входят:
А) - пренебрежение общепринятыми моральными.
Б) - недовольство шаблонами и банальностями обывателя
Г)- презрение к людским порокам, культивируемым общественным мнением, а так же душевное окукливание .


Чтобы критиковать стих, не обязательно написать лучше. Так же и с мизантропией — не обязательно быть лучше остальных, чтобы презирать человечество, как раз мизантропа удручает именно тот факт, что он сам есть носитель проявлений жалких людишек.
особо эффективна интернет-сеть для превращения масс в мизантропов, поскольку анонимность и отсутствие аудиальнофизического контакта любому позволяет троллить, услаждая свои мерзкие качества.
Мизантропов, шутя можно поделить на двв статуса: тех, кто терпит жалких чел-овец, и тех, кто терпеть уже не может совсем.
Мизантроп-оппортунист — это банальный признак сиюминутного дурного настроения.
Мизантроп-ницшеанец — циничен и умён, осознает, что без жалкой протоплазмы не выжить.
Мизантроп-меланхолик — общается исключительно по делу, ограничиваясь функционалом.
Мизантроп-нерд - гений, которому воевать на всё, кроме его работы, науки или искусства.
Мизантроп-элитист - ненавидит не всё чел-овечество, а только ту его часть, что не относится к его избранному кругу. Такой не замыкается в себе и помалкивает, а наоборот, лезет на рожон, устраивает скандалы и пытается других строить. .
Это интернетные тролли — мизантропичные злобные бабки, трамвайные хамы, от прямого насилия их удерживает разумная ссыкливость (ибо точно натопчут рожу), либо ханжеское убеждение, что насилие — для быдла, а они-то не такие, они учит неблагодарный планктон жизни путём плевка ему в суп - типичная троя-7
*
Люблю банального чел-века
Ударить булавою в лоб бля.
за то меня не осуждайте.
Ведь не злодей, а мизантроп.я


Симбиоз, или взаимовыгодное сожительство двух мехонтропов как союз
креодонта - (лат. сreodonta — вымерший отряд хищников) и мастодонта
А я бы хотел двигаться по периметру горизонта больше, чем по диаметру земли


Я бы двигаться хотел
по периметру горихонта
Больше чем по диаметру заемли


Я б шел перед, как Сальвадор Дали
С высокой долей личного комфорта
Не по диаметру земли
А по периметру дождя и горизонта
*
как брахман - т.е. первооснова всех вещей и феноменов, надличностный,абсолют, душа мир.


Я удосужен был зажечь огни!
Славянофилом как брахман и барма
базальтовые рифмы волуны
Ворочать амфибрахия и ямба
*
На мой погляд - Доктор Хаус яркий пример - мизантропа, а Шапоклячка — самая обаятельная мизантропка:))


Саврасов, родился в Москве, в семье торговца, за страсть к живописи был
выгнан отцом, поскольку не хотел продолжать семейный бизнес.
Женился, родил в первом браке 4 детей, двоих потерял, из-за трагедии брак распался.
Он был исконно русским человеком, изумительным пейзажистом, не оценен, не понят современниками, бедствовал тяжко пил.
Дорог мне тем, что не подражал итальянцам, как например Брюллов - это не русская, а скорее итальянская живопись, она картинно красива, но в ней нет ничего родного, трогательного, щемяще узнаваемого.
Картины Брюллова кричат, призывают внимание, но для меня в них чувствуется постановочность, намерение произвести впечатление и в этом смысли - нарочитость.
Саврасов, напротив, не гнался за эффектами, красотами, но сумел передать исконно русскую поэзию в самом пейзаже, в чувстве, в настроении.
Картина "Грачи прилетели" была им исполнена в один день: Он писал ее с утра до вечера не отрываясь, как в экстазе… но до этого тщательно обдумал и сделал множество этюдов.
"Грачи" обрели известность, много позже, на выставке передвижников в Питере.
Хотя они находились в окружении других ярких пейзажей, но небольшая картина Саврасова вызвала волнение, красотой и грустью, скромной русской природы:
"Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки", говорил Паустовский.
"Грачи" неожиданно открывали, что-то новое, по-иному говорящее о знакомых явлениях, будто среди обычной жизни - на пустыре, огороженом деревянным забором, совершается чудо тихого пробуждения природы от зимнего оцепенения.
В таком скромном, даже скупом, но пленяющем облике, в его картине предстала весна, и запечатлелась, вечной темой обновления жизни.
Это было единственное произведение, которое отметил Крамской в письме к художнику Ф. Васильеву:
"Были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах".
Саврасов был подлинным мастером - он не гнался за эффектами, не старался
отдать дань моде, не подражал - он слушал свою душу - при жизни не был не понят не оценен, как многие истинные гении своего дела. Умер в нищете одиночестве, всеми забытый в больнице для бедных.
И всеже, именно Саврасов, сумел не броскими, серыми тонами русского пейзажа сказать о чем-то важном, о тех истинных ценностях, которые становятся фундаментальны в становлении личности.
Он не только повернул взгляд русского художника к родному к своей земле, но и оставил после себя учеников, которые продолжили его путь, обогатив русское и мировое искусство.
Любимый ученик Саврасова, Левитан, горевал о нем и высоко ценил его как учителя и человека.



Другие статьи в литературном дневнике: