***

Сан-Торас: литературный дневник

Рецензия на «Насте Волочковой» (Сан-Торас)
Фото Насти и Санто http://www.stihi.ru/2013/11/07/9332
Согласна, друг Ваш всех ярче, особенно в пении!
Марина Коробейникова 02 23.04.2014 06:55


Да, соглашусь - пении мой друг, примерно, так же ярок, как певцы в балете:))
Сан-Торас 23.04.2014 07:22 Заявить о нарушении правил / Удалить


И певцы в балете пробовались? Вот незадача!
Марина Коробейникова 02 23.04.2014 07:24


Певцы пытаются плясать – этим зрелищем полна эстрада.
Я слышу некоторую иронию в Ваших словах в адрес Насти, впечатление
будто в иронии намек, мол быть Волочковой – это наказание.
Когда один иронизирует над другим, подразумевается, что он, уж само собой,
куда интересней, талантливей этого другого.
Наверное, достиг в жизни побольше Волочковой, объездил мир, наслушался оваций!
Такая самоуверенная ирония говорит о каком-то превосходстве.
Можно подумать, что если спросить, хоть всю стихиру:
«С кем бы вы предпочли поужинать с Настей Волочковой, или например, с Мариной Коробейниковой 02?»
- и все в один голос ответят:
Конечно с Мариной!
- Она гораздо привлекательней Волочковой, у нее творчество стихи, а что Волочкова? - кому интересна ее красота, ее балет?...
Я, наверное, так должен думать, да?
:))
Сан-Торас 23.04.2014 10:42


___________
Рецензия на «Проказник март забыл, что он весна...» (Лина Чирко)


Диксилит!
Нену просто молодца! - Это какой-то НекрасоФет!!!
Не знаю, чем "травка зеленеет, соняшко блестит" - лучче?!
В этом стихо - чувственная "юношескость" воображения.
Я уже не способен вот так игриво резвицца с природой.


Здесь некая шутливая, ласковость в интонациях:


"Проказник март забыл, что он весна,
И закрутил роман с февральской вьюгой,
Шутя засыпал снегом всю округу,
Три дня гулял без отдыха и сна."


Затем идет развитие темы, т.е. что случилось в результате того, что март забыл, что он девочко:)):


"Ручьи спрятались - застыли, капель покрылась льдистой бахромой":
"Застыли речейки, затихли птичек споры и прилегли стада" - такое крыловское
навеяло (О и С)
Канеша есть и фрейдовский подтекст в подсознательных ассоциациях:


"Проказник март, натешившись вполне
И заскучав с суровою подругой,
Без сожаления расстался с .... нею


Помотросил и бросил, цуко( извините:)) натешившись вполне!


Все задумки в этом произведении - прозрачно Некрасовские.
Мне думается, Вам надо бы писать сюжетные стихи.
Здесь внятность речи, последовательность, тяготеет к классическим формам.
В такой манере здорово бы звучало: "Однажды, в студеную, зимнюю пору"
Писать сюжетные стихи непросто, но это замечательный, мгновенно запоминающийся жанр - к примеру Заболоцкий "Некрасивая девочка"
*
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.


Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Я привел этот текст полностью, потому что думается мне, Вам близки вот такие сюжетные стихи - маленькие истории.
Это углубило б и конкретизоровало Ваше творчество.
Ибо у Вас, как у Айвазовского - сплошное море!
А Пушкина на берегу, не помню кто ему рисовал, он сам не мог "распортретить" свою картину.
Описание природы - украшает и наполняет воздухом любой стиш - у Вас этого азона есть! Но если Вы введете сюжетность - ЛГ, его портрет, черты характера
Стих заживет историей, он станет богаче.
Даже в чистой пейзажности, в любой хорошей картине, присутствует история - там где-нить, на втором плане домик, окошки горят, кто-то живет, любит, страдает, радуется - вот это живое надо воодить в пейзажную живопись стиха.
Потому что в изображенной Вами обильной, богатой природе, на мой взгляд, не хватает человека, как ее части, ее сути, ее продолжения.
Вы, конечно, очеловечиваете сам пейзаж, наскоко я заметил "проказник март" естествует с "вьюгой" и опосля, "натешившись" и "заскучав", "без сожаления" "расстается" - "лег вздремнуть на снежной белезне" (простыни) точно мужик мгэ кончил, отвернулся и дрыхнет - картино мазлом - знакомая, думаю всем:)
Ненене, не акцентирую внимание на коитальности пейзажа, я использовал только Ваши эпитеты, но образ ЛГ просится в стихи, типа пушкинского:


"Воон бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно"


Обратите внимание сколько персонажей ввел Пушкин в один катрен!
Какое разнообразие образов: Мальчик, Жучка, мама, еще и конь виртуальный-
и все заняты делом!
У всех есть действие, занятие - вот, что увлекает читателя - их история, наблюдение за тем, что происходит!
Пушкин сделал всех нас зрителями этой сцены, вовлек в сюжет, дал читателю сопричастность - это и есть живое восприятие:
Малыш возится с салазками и кроме действий - "себя в коня преобразил"
еще открывается и мир его чувств, его переживаний - "ему и больно и смешно,"
а так же мир чувств его мамы, она грозит ему в окно:
т.е. следит за ним, любуется, обрегает, стращает - "ужо тебе" - воспитывает.
Я могу об этом простом стишке долго говорить, тут есть о чем думать, во что вникать, и в самом простом, казалось бы описательском тексте, заложены и сакральные понятия.
Смотрите, как подает материал природы Пушкин.


Зима. - вот уже картина возникла белизна, снег - слово как-то у него весомо звучит, не проскальзывает а буд-то останавливает на себе:
Зима.
Далее: "Крестьянин, торжествуя на дровнях обновляет путь."
Крестьянин - это сословие - значит зима в деревне.
Выпал снег и он обновляет путь.
Но почему торжествуя?! - У Пушкина почти нет случайных слов, все стоит по поводу и смыслу.
А торжество - это победа, преодаление - это успех.
Так почему он торжествует на дровнях?
99 процентов читателей скажут: Потому что выпал снег, он радуется и в таком роде.
Но не соглашусь! Торжествует из-за снега? Но, ведь не он вызвал снег,
чтобы торжествовать победу: - "я сделал это!"
Снег выпал - повод радоваться, обновлять путь, но это не торжество - это другие эмоции!
А он, именно, торжествует, как победитель!
Потому что ЗИМА. а он КРЕСТЬЯНИН!
А крестьяне работают весь год - весной сажают, летом собирают, осенью заготавливают на зиму и корма и дрова и т.д
И только одно время в году - зима, когда крестьянин имеет какой-то отдых, но только в случае, если он хорошо потрудился, преодолел достиг.
И Вот Зима - все сделано и крестьянин торжествует - он удовлетворен проделанной работой, и вот на дровнях обновляет путь.
"Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь."
ОН торжествует, а лошадка плетется, ибо работает крестьянин, пашет на ней, а сейчас она снег почуя, ( не борозду и не межу, а снег! - отпуск), может себе позволить вот эту вольготность - плестись, как-нибудь - это ее настроение в кругу их общих забот, подтвержает настроение хозяина - они ведь связаны трудовой порукой.
Правда я не оч понимаю, как можно "плестись рысью", это все равно, что "неспеша галопом".
Но, мжт я не догоняю определений свойственных тому времени, там свой аллюр "лошадных терминологий".
Но Пушкин передает изумительно-яркий кинемотографический контраст зимней картины.
На фоне лошадки, что плетется - (замедленное действие, как рапидное изображение на экране) вдруг! - смена кадра!


"Бразды пушистые вздымая
Летит кибитка удалая!" - там плетется лошадка, как-нибудь, а тут летит бразды вздымая! - на меня осела снежная пыль!


Дальше - он дает образ нового персонажа:


"Ямщик сидит на облучке, - ухт, вот он какой!-
в тулупе, в красном кушачке"


- Сразил цветом! живопись - на белом фоне красный кушачок!
А ведь он слово белый не произнес, цвет сам рисуется в голове от слов: "обновляет путь" - белО, значит нетронуто, "пушистые бразды"
Эх...... Красота.


Вот в этом простом "киносюжете его стиха" и есть гениальность.
Сколько там строчек? 14-15 не знаю, но я прочувствовал историю жизни
и крестьянина, и мальчика, и его мамы, и Жучки - не плохо ей там, видать,
даже слышал ее визг, и его смех, и снежность на своей щеке.
И все это так естественно, так наполненно запахами, звуками...
Сан-Торас 23.04.2014 07:19



Рецензия на «Мир золотистым фиником цветет!» (Сан-Торас)


ДИКСИЛИТ!
Вот что я заметила…
Любое странствие Санто превращается в Путешествие Духа – как же иначе! Дорога Санто – паломничество и священнодействие, прикосновение к святым местам Культа, Культуры, Природы.
Постижение непостижимого. Прикосновение к Духу и Духовности.
И пусть улыбка Поэта превращает небесный вертоград в «голубые огороды» с «взъерошенным турбулентно» небосводом, а чудные метафоры «метла ветра», «розовая пена фламинго» и «мир золотистым фиником цветет» многократно усиливают ощущение священнодействия и чуда сотворенного Богом мира - мира с наивными греками, развешивающими тряпицы на фисташках, с кельей отшельника, к которой не зарастает тропа жаждущих земных благ и духовного просветления…
Мир достоин восхищения и благоговения. И этот чудесный мир запечатлел наш любимый художник и поэт. Страну финиковых пальм и солнечного тепла. Страну икон, фресок и серебрящейся луны. Страну, вобравшую тысячелетние культурные пласты.
А какие аллитерации! «На руБеЖе - маЖор! - ТруБа зовет!»
Я Совершил гигантСкий Перелет,
ВСпаХал межу небеСным веЗдеХодом,
По голубым пронеССя огородам
И облачный взЗрыхлил водоворот…
И ассонансы – просто ах! Какая музыка!
МЕтЕлит вЕтра зыбкая мЕтла, (плюс – аллитерация Л)
Пью бЕлое сухое Цинандали,
Спешу развЕять тЕрпкие пЕчали…


И радует, что РУБЕЖИ БЕЗ КРАЯ!!!!!
Очень тронуло меня вот это:
К оливам вековым душой прирос.
А тут гляжу - знакомый можжевельник .
Величие южной – но чужой – природы с оливами и пальмами и такой родной и знакомый можжевельник!
И Мария-дева в конце - как благословение всем нам, путешествующим вместе с Санто по подаренному нам миру.
Вы согласны, друзья?
Лина Чирко 23.04.2014 07:00



Рецензия на «И смерть поправшая душа...» (Людмила Антипова)


Dixilit!
Стихотворение заряжено энергией - волей к жизни, верой.
Тяготеет к классической образности речи, к пушкинской строке.
В самом начале призыв:


"Не пропустите этот миг
Начала музыки весенней,"


Я бы поставил восклик: Не пропустите этот миг! потом - дано пояснение, что это за миг? - миг "Начала музыки весенней"


Звучит призывом, выйти из жизненной рутины, почувствовать зарождение нового, весеннего теплого, уловить:
« Замри мгновенье ты прекрасно» – сродни Геттевскому Фаусту.
- это лучшее, что дарит жизнь, что проскальзывает мимо нас, в суете, быта и будней.
Звучит, как призыв - проснись! - не пропусти, улови миг - начало весны! - строчки уводят к блоковскому настроению:


О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!


Но Блок не призывает, а констатирует – в этом есть определенная корректность, он дает туже эмоцию, веры, надежды, но не через подтекст воспитательных акцентов,
В которых гнездиться некий упрек: ( не пропусти, лопух! )
а через собственное восприятие:


«Узнаю тебя жизнь,
Принимаю и приветствую….»


Блок занят весной, своим погружением в нее, он пробуждает своим отношением, а не прямым призывом!
Это более деликатно ( с моей точке зрения)


«Принимаю тебя неудача!
И удача тебе мой привет!»


– Его чувства заряжают - хочется принимать и удачу и неудачу.
А стоит сказать:


«Принимайте все неудачи! И удачи - Вам привет» – всё - убита поэза! возникает протест!


«Что ты тут раскомандовался?!»


Пастернак, нередко использовал, эту коробящую назидательность:


«Не надо заводить архивов, над рукописями трястись, но надо жить – так и этак»


«Из белой паузы зимы,
Возникший в страстном нетерпенье,»


- пауза зимы звучит музыкальной паузой, подготавливая к возникновению голубой, колокольной ноты.


"И загудит в заветный срок
Царь-колокол на Беловодье,
И разнесёт московский смог
По голубой и долгой ноте."


Красивый звуковой образ:


«разнесёт московский смог
По голубой и долгой ноте.»


Но напрашивается, «если звучит, то «на ноте», а если разнесет, то « по нотам».


«В исходе сил, зелёным "фа",
Забыв про раны и потери,»


Чувствую резонанс - такое разговорное звучание: «забыв в исходе сил про раны»
не гармонично в этом классическом произведении.
Тут более уместно: - «На исходе сил… Забыв о ранах и потерях,»


Что такое «зеленым фа» – не догнал – сама ассоциация понятна и дополнена твоей компьютерной акварелью, где голубые и зеленые пятна превалируют.
Но если фа – нота, то она женского рода - должно быть - зеленой «фа»
В этом смысли, в идею "с зелёным фа" - не въехал.


«Взойдёт победная листва,
Как дух берёзовой свирели,»


- "Дух березовой свирели" – сильные строч.
( можно сказать: взошла трава, но сказать - листва взошла – звучит коряво. Листва распускается но не всходит)
и дух скорее возноситься, чем всходит.
– Сравнение чудесно, но точности – не хватает, надо оттачивать.


«И, этой музыкой дыша,
Земля откроет небу двери,
И смерть, поправшая душа,
Ликует, и поёт, и верит!»


- Вот он - тот пушкинский рефрен, о котором я говорил вначале:


"И смерть, поправшая душа,
Ликует, и поёт, и верит!"


«И торжество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»


Твое стихотворение заключает в себе поэтичный, жизнеутверждающий взлет чувств.
Но "тема весны" - непросто воспета, она избита до полусмерти!
Невероятно сложно сохранить самобытность собственной речи в потоке бесконечных весенних излияний. Уже дано и Есенин:


«весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»


И ласточка Фета, "с веною в сени к нам летит»


И всякие капели и свирели уже насвиристели донемогу!


Люблю Габриэлу Мистраль, ее весну в цветенье лимона и фуксий, она у нее - Донья Весна, приведу целиком:


Как белое чудо --
донья Весна.
В цветенье лимона
одета она.


А вместо сандалий -
широкие листья,
и алые фуксии
вместо монистов.


Навстречу к ней выйдем
по дымчатой прели -
к безумной от солнца,
к безумной от трелей.


Дохнет -- и цветенье
все выше и шире:
смеется над всеми
печалями в мире.


Не верит, что в мире есть
зло и рутина.
И как ей понять их
в цветенье жасмина?


И как ей понять их,
когда без заботы
искрятся на солнце,
звенят водометы?


На землю больную,
на щели без дерна
кладет она роды,
кладет она зерна.


Потом кружевами,
зеленой резьбою
печальные камни
надгробий покроет...


О, сделай, Весна,
чтоб и мы без усилий
летели по жизни
и розы дарили.


То розы восторга,
прощенья, любви,
самоотреченья --
как розы твои.


Но в твоем стихотворении, есть музыкальность. Я бы развил этот эстетико-жест в танец нестандартных «па» - только так можно углубить тему, внести в нее свою лепту!
Думаю, эта нота-цвета, краска-звука!
Каждая нота, как чакра соответствует своему цвету – вот не банальный ход в весенней теме!
И ты, конечно, его знаешь, потому что у тебя звучит "зелёная фа" – неспроста, а по замыслу.
А на Марсе, например, – красное «до» потому что Марс - Красная Планета.
Оранжевый, с оттенком пурпура, соответствует ноте «ре».
Европейцы считают цветом Солнца оранжевый, а восточные культуры соотносят цвет Солнца с голубым, для меня это цвет земли:


«Спит земля в сеянье голубом!
Что же мне так грустно и так больно…» - Люблю это Лермонтовское…


Желтый, связан с «ми» - управляет Меркурий - эллинские боги разъезжали по небесам на огненных колесницах и связывали планеты с "красками".
Зеленый, соответствует «фа» - я понял, что ты хотела сказать: это цвет роста, влияет на рост растений - той самой листвы, видимо, рифма тебя навела:
фа- листва:)
( но не уверен, что еще кто-нибудь понял эту мысль, она у тебя получилась слишком закодирована) - зеленый цвет связан с Сатурном.
Голубой с нотой Соль - управляет Юпитер.
Индиго - это Ля в музыке – управляет Венера, она благоприятствует
человеку, создает лучший тип характера и я рассчитал, чтобы моя дочь родилась под Венерой - это случилось, именно в 6 :15, когда выходит Венера.
Думаю, так совпало, потому что моя жена настроилась на звуки неба.
Всю ее беременность мы читали о звездах, влияниях планет, типах характеров… просто на кухне, например, она заваривала чай, а я читал вслух, или делал, что-нить нужное, а она читала и мы обсуждали, что, на что влияет и как проявляется.
Такая привычка, пока что-то готовится читать вслух, до сих пор осталась.
Мы гуляли ночами, рассматривали небо иногда с высоких крыш, у меня был полевой бинокль, таскал его с собой вместе с писальной банкой, соком и цветами.
Сервис-банка, ибн культурно присесть в городе-герое Москве нунегде, а " на третьем симестре - давление на пузырь - впечатление велико, а результат - две капли" - ребеночку зачем в аммиаках плавать?
Фиолетовый, связан с нотой Си - управляется Луной.
Кто имеет высокий уровень вибраций, Луна, и фиолетовый цвет, усиливают спиритуальность.
Сленговое – «мне все фиолетово» - космических понятий не содержит.
Кажется с первого взгляда, что все это далеко от весны.
Но это не так, я прочел в твоих стихах весеннюю цвето-музыку в зеленом звучании «фа»! - значит, ты думала об этом.
….ни у кого, ничего подобного, не встречал в сказках о весне…
;:))


Сан-Торас 23.04.2014 06:54 • Заявить о нарушении правил / Редактировать / Удалить


Добавить замечания


ДИКСИЛИТ


Санто, твой замысел Диксилита, похоже, обрастает дышашей плотью!
На костяк разбора короткого стиха ты щедро нанизал гроздья дорогих и близких мне аллюзий, литературных и иных, например, соответствие цвета, звука,точек сознания и сил. Сейчас это уже проникло в умы, стало вроде общего места, так что для понимания смысла стиха моего препятствий нет.
Но ты напомнил мне связь зелёной ноты с Сатурном, тут я ахнула - приоткрылся люк выхода в простор космоса, а я туда и нос не совала, когда эти стихи написались-то...
Одно четверостишие я изменила, уж не помню, почему - то ли так мне захотелось при издании книги, то кто-то убедил, что вряд ли...


"Как после слёз - глубокий вздох!
Всеисцеляюще свободен,
Всплывёт небесный потолок
На голубой и долгой ноте." А ещё были у меня в варианте "Победно листьями взлетят берёз мелованные перья"; как давно это было, Санто!


Да, про знак восклик - был он у меня, но "Не пропустите этот миг!
Начала музыки весенней" - не то, смещение чуть истерическое - миг начала - это точнее.
И точнее, по-моему, зелёным "фа", иррационально безродным и неукротимым(мужской род!), чем зелёной фа - ну, по грамматике правильней, а сила-то пропадает. такое у меня ощущение.
А "забыть про" - безогляднее, решительнее, чем "забыть о", хотя стилистически на одном уровне, без снижения.
Знаешь, я в стихах склонна к сжатости и точности; меня критики упрекали за мужскую густоту письма, мол, подразбавить надо, мало воздуху, пояснений и объяснений(воды, читай),но...Вот сейчас бы могла накачать и воздуху, и водички подлить, а не во что - просто так, от скуки, не пишу, может и зря. Вот и накрывает энтропия с головой.


А знаешь, что меня привело в восторг щенячий в твоём послании - рассказ-воспоминанье :


"Индиго - это Ля в музыке – управляет Венера, она благоприятствует
человеку, создает лучший тип характера и я рассчитал, чтобы моя дочь родилась под Венерой - это случилось, именно в 6 :15, когда выходит Венера.
Думаю, так совпало, потому что моя жена настроилась на звуки неба..." И далее по тексту! Просто отдельный прелестный рассказ в твоём духе - от звёзд до сервис-банки, или наоборот!


А еще твой подарок - стихи Мистраль, а еще - совпадение вкусов наших(Блок, Лермонтов...),я и так это предчувствовала, но как радостно подтверждение!
Людмила Антипова 23.04.2014 11:09


ДИКСИЛИТ


http://www.stihi.ru/2011/07/23/5579


Спохватилась я, - соблюдая ПРАВИЛА.


Людмила Антипова 23.04.2014 11:31 Заявить о нарушении правил / Удалить


Лючия, милая ты тяготеешь в своих текстах и размышлениях к вечности, от тебя
бытом не пахнет.
Хотя, стихи в фартуке тож воспринимаю - главное природа самобытности, дар в человеке! - могу любить и розу, и ромашку:))
Но более склонен к редким сортам, чем к полевым дичкам.
А сервис-банка – ты бы ухохоталась, я ведь и в метро брал с собой, там же не выйдешь за пять минут, а потом куда?
И почему я должен доставлять дискомфорт моим обожаемым девочкам?
Жена моя, канеша ни за что не соглашалась в метро! Но не мог же позволить ей страдать!
Пошил специальный плащ, как парашют.
Как-то едем в метро – началось это - оёёёёйй!
Я достал свой сервис и уверял, что вода дырочку найдет!
Но она нет! Стеснялась:
- тут, же люди, они смотрят!
Ах, так?! - я отошел, метров на 10 и запел во все горло – граждане, естественно
уставились исключительно на это йоперное исполнение.
Ария продолжалась пока моя жена не приспособила сервис-банку под плащ-парашют!
Почему я должен жить в навязанных условностях, которые не рассчитаны на человеческие потребности?!
А Диксилит зависит от всех участников, посмотрим;)
Сан-Торас 23.04.2014 11:48
___________________


Рецензия на «Переделкино» (Людмила Антипова)


ДИКСИЛИТ!


Привет, Антипова:)
Общее впечатление от произведения - благородно, вдумчиво, лирично.
Мне импонирует, что мысли здесь не банальные и не бытовые.
Пройду по строчкам каждого катрена:
*
Здесь вечностью не пахло никогда,
Зато другие запахи витают,
Порой томленьем странным обнимают,
Порой уютом манят нас сюда.
Какой уют?!
Здесь воздух не озонный,
Чем больше знаешь – больше жуть берет:
Так зэка бывшей молодости зона
Привычною тоской назад зовет.


Только в последних строках этого катрена начинает открываться смысл.
Речь идет о человеке, который был в заключении:
"Так зэка бывшей молодости зона
Привычною тоской назад зовет."
И о парадоксальном чувстве ностальгии по этим трагичным местам.


2.
Стая уток из прошлого века
Залетела сюда, как и я, - ... вот это сочетание, как и я - "какия" в моем ухе звучит пародийно,
В ожидании первого снега
Присмирели мои тополя,
И снежинка из прошлого века,
На ладони ложбинку узнав,
Засверкала на миг и померкла,
Незабытого века слеза.......


- образ снежинки - слезы в ложбинке ладони - авторское достояние - характеристика века, как ушедшей эпохи слёз-репрессий,
дана метафорично, сильный образ.


3.
Заткан пруд изумрудною ряской,
Что бельмо на глазу у воды,
Только росчерком зрячим и ясным
Утки в нем оставляют следы.
И автограф, никчемно печальный,
Взгляду мнится случайным на вид,
Если только навзрыд и прощально
В вышине не вскричат журавли.........


трогательно журавли навзрыд. Росчерком след уток - тоже визуально передает картинку через "почерк утиных следов".
Но в совокупности, для меня, некоторый перебор пернатых.
В этом катрене разделил бы уток и журавлей.
Каждая стая вместе с эпитетами и образами, хороша сама по себе.
(Но, когда много хорошо уже, кагбэ чересчур:))это субъективно, мое восприятие)


4.
У калитки знакомого дома
Дуб столетний – привратник немой:
Не коснулась безвременья кома
Кроны шумной с беспечной листвой.
Вместе с ней, отзвучав журавлями,
Осень ссыплется в блеске зарниц,
По калитке стуча желудями.........


улёт и жесть!!! -
"Осень ссыплется в блеске зарниц, по калитке стуча желудями" - это достояние всей поэтической лирики! Просто шедевр-реально!


..."и рыдая над прахом страниц"... - прах страниц - звучно но слово рыдая мне бы не хотелось в этом сочетании.
я уже, как читатель, был задет слезой века! - не хочу теперь еще и рыданий, мне "праха страниц" тут достаточно для скорби.
Слово "рыдать" слишком обнаженная яркая эмоция, с этим бэ нало как-то осторожней, лучше найти синоним, подумать! - слишком желуди волшебны, чтобы рыданием снижать их самобытность


5.
Нарастающий вой оборвался
Затихающим степом колес,
Эхо ветром закружено в вальсе,
Но кукушка вступила вразнос
И, на паузе сбившихся ритмов,
В шелестенье и вздохах листвы,
Слышишь – сердце возносит молитву,
Колокольную песнь о живых.


По мысли катрен очень глубок:
"Образный затихающий степ колес" - это отдаление, уезжает... (степ - хорошо танцевально и ритмично едет)
передает расстояние, удаление через звук - визуально и здорово!
Кукушка символизирует отпущенный срок, шелест и вздох листы - дополняют картину печали конца.


Сердце, "возносящее молитву своим колокольным своим о живых" - это отношение: любовь, доброта, память благодарность, грусть.
И чувства эти звучат, они переданы.
Но я бы не допустил в финале такую скользящую рифму, как:
"листвы- живых".
Концовка - это ударная часть процесса, по сути это то, ради чего все начато!
И финал обязан быть оргазменным! - звучать безупречно в унисон произведению и рифмам.
А скользящее созвучие рифмы несколько сбивает удовлетворение от финала.
НЕ так согласно, как хотелось бы.
Но опять же это субъективно, на мой взгляд.
Я бы дал краткую преамбулу к произведению, чтобы легче войти в запахи и звуки его начала:


"Здесь вечностью не пахло никогда,
Зато другие запахи витают" .......


Где здесь - это где витают? - Там есть анонс:
"Памяти Олега Волкова, дворянина, зэка и писателя" -
например который жил там-то... или это Переделкино и есть.
Тогда понятно с первой секунды, где эти запахи... где это здесь...
В целом, произведение выполняет то, ради чего написано - оно возвращает память об этом человеке, и передает любовь.
Но тем, кто не знает о нем, не хватает конкретики в тексте, которую можно дать и в преамбуле ну жаль что ль добавит еще две строчки:))


Чудные стиши, Лючия, ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ!
А замеченные мной мелочи, не затмевают обшей высоты духа, к которой тяготеет свое стихотворение.
С ув. и лю:))
Санто.


Сан-Торас 20.04.2014 10:21 • Заявить о нарушении правил / Редактировать / Удалить


Добавить замечания


ТВОИ "МЕЛОЧИ", САНТО, ДОРОГОГО СТОЯТ, БО ТЫ ЕСТЬ УМНИЦА, ВСЁ "СЕЧЁШЬ" И ТЫР-ПЫР ВОСЕМЬ ДЫР (В ПЕРЕВОДЕ С НОВОРУССКОГО ФОЛЬКОРА: И Т.Д, И Т. П.)
спасибо ТЕБЕ. ЧТО ПРОЧЁЛ КАК ПРОФИ.
ДА, А ТЫ ЧИТАЛ " ПОГРУЖЕНИЕ ВО ТЬМУ" ОЛЕГА ВОЛКОВА?
ВОТ ПРЕДСТАВЬ - Я, ОШАЛЕВШАЯ ОТ ЭТОЙ КНИГИ,ШЛЁПАЮ ПО ПЕРЕДЕЛКИНУ ОТ СТАНЦИИ ДОМОЙ, НА ДАЧУ СВОЮ ,А МНЕ НАВСТРЕЧУ - о!!!ПОЙНТЕР-КРАСАВЕЦ! НУ, ТЫ МЕНЯ ПОЙМЁШЬ, МЫ ОБА С НИМ СДЕЛАЛИ "СТОЙКУ" - И ТОЛЬКО ПОТОМ Я УВИДЕЛА О.В. - ...НЕ, ТАКИХ СИЧАС НЕ ДЕЛАЮТ...


А И ОТКУДА ВЗЯТЬ...НЕМА АРИСТОКРАТОВ - РАССТРЕЛЯЛИ, ЗАМУЧИЛИ, ВЫГНАЛИ, ПЕРЕПРОГРАММИРОВАЛИ...
а ЭТОТ ИДЁТ ПО ЗОНЕ ПЕРЕДЕЛКИНА, ЛЁГКИЙ ПОКЛОН, СОБАКА К НОГЕ....- СЕДОЙ СТРОЙНЯГА ЛЕТ 80-ТИ ,В ЗАМШЕВОМ ПИДЖАКЕ....
НЕ ПРОЧЁЛ - НАЙДИ И ПРОЧТИ "ПОГРУЖЕНИЕ ВО ТЬМУ"


Людмила Антипова 20.04.2014 07:44 Заявить о нарушении правил / Удалить


"...прах ресниц - звучно но слово рыдая мне бы не хотелось в этом сочетании.
я уже, как читатель, был задет слезой века! - не хочу теперь еще и рев рыданий, мне "праха ресниц" тут достаточно для скорби.
Слово "рыдать" слишком обнаженная яркая эмоция, с этим бэ нало как-то осторожней, лучше найти синоним, подумать! - слишком желуди волшебны, чтобы рыданием снижать их самобытность.."и рыдая над прахом страниц"... - прах ресниц - звучно но слово рыдая мне бы не хотелось в этом сочетании.
я уже, как читатель, был задет слезой века! - не хочу теперь еще и рев рыданий, мне "праха ресниц" тут достаточно для скорби.
Слово "рыдать" слишком обнаженная яркая эмоция, с этим бэ нало как-то осторожней, лучше найти синоним, подумать! - слишком желуди волшебны, чтобы рыданием снижать их самобытность"


НУ ТУТ У ТЕБЯ ОПЕЧАТКА ЧТО ЛИ(КАКИ ТАМ РЕСНИЦЫ, ЧЁ ТЫ, ОБРЫДАЛСЯ ЗАРАНЕЕ? кНИГУ ПРОЧТИ ВОТ ТОГДА ВМЕСТО МОИХ СТРАНИЦ ПРОМОКНУТ РЕСНИЦЫ ТВОИ, КАК И МОИ. НО ЭТО ВНУТРИ, НУ ТЫ ЖЕ ВСЁ ПОНИМАЕШЬ. КОЛИ ПРОЧИТАЕШЬ...


Людмила Антипова 20.04.2014 07:59 Заявить о нарушении правил / Удалить


И финал обязан быть оргазменным! - звучать безупречно в унисон произведению и рифмам.
УХ!
НЕ ЗРЯ Я ТЕЯ ВЫЧИСЛИЛА, САНТО!


НУ СЛУЧИЛСЯ ОРГАЗМ ПРЕЖДЕВРЕМЕНЫЙ, ТАК БЫВАЕТ.


ЗНАЕШЬ, САНТО,МОЙ УЧИТЕЛЬ В НЕКОТОРОМ РОДЕ, БОРИС АВСАРАГОВ,(ПОЗАБЫТЫЙ ГЕНИЙ,ПОЧИТАЙ ),ТАК И ГОВОРИЛ:СТИХОТВОРЕНИЕ НУЖНО КОНЧАТЬ, КАК ЖЕНЩИНУ! нУ ЖЕЩНИНЕ НЕ СРАЗУ ДАНО ЭТО ПОНЯТЬ...


Людмила Антипова 20.04.2014 08:28 Заявить о нарушении правил / Удалить


А ПРО "КАКИ " , САНТО, ТЫ ПРАВ: ЕНТО ДЕЛО И У ВЕЛИКИХ КРУЧЁНЫХ НЕ ОДОБРЯЛ. КУДА УЖ МНЕ - СТИШ ДАВНИШНИЙ...


Людмила Антипова 20.04.2014 08:41 Заявить о нарушении правил / Удалить


уй:)) каки...Гг Антипова ты прелесть:))
Стиш твой мне очень по душе, тем что он тяготеет к мыслям о вечном, о человеческом, в нем есть сострадание любовь, восхищение.
А реакции у меня, ну такие дадада на тему: концовка должна быть оргазменна
не знал, что так еще кто-то считает мгэ...
Глубины восприятия твоих стихов мне не хватает потому что я не читал Олега Волкова.
Но уверяю, я такой не один. Поэтому считаю очень важным написать небольшую
преамбулу до стихотворения и указать на его книгу, то, о чем ты мне в реце пишешь и даже про Переделкино, замшевый пиджак, собаку - всю эту встречу.
Почему нет? - это же уникально!
Такая ремарка прояснит твою мысль и твое отношение, выраженное в этом стихотворении и привлечет читателя просветиться Олегом Волковым.
Лючия, я не утверждаю, что прав. Ты можешь не согласиться - хозяин барин!
Это твое произведения, но я должен сказать, что думаю - это же не указивка к действию, а просто мнение.
Хотя, насчет оргазменной концовки в созвучности рифм, ну кто может быть против?
Тока фригидный пиит:))
А ты, Антипова, отнюдь не монашка! давай ищи рифму!!!!


Ну видишь, ты подарила мне нового, для меня, автора.
А я убрал какия - разве не продуктивнен наш Диксилит?!
:))))


Сан-Торас 20.04.2014 09:30



Другие статьи в литературном дневнике: