***«Через год после моей смерти начнутся большие потрясения, будет война. Продлится это два года. После чего будет русский царь», — говорил духовник Одесского Свято-Успенского монастыря старец Иона. Преставился он ко Господу 18 декабря 2012 года. В декабре 2013 начался второй Майдан и гражданская война на Украине. В Свято-Успенском мужском монастыре Одессы на 16-й станции Большого Фонтана жил удивительный старец – схиархимандрит Иона (Игнатенко). Все верующие люди региона знали о нем, почитали праведником, выстраивались к нему в очередь за советом и благословением. Огромная популярность отца Ионы в народе была для него тяжким крестом, который он безропотно нес. В своем отношении к этому он был идеалом современного монашества, образом истинного покаяния и смирения… Незадолго до кончины, как рассказывают, старец говорил: – Через год после моей смерти начнутся большие потрясения, будет война. Продлится это два года. – А как все начнется? Америка нападет на Россию? – Нет. – Россия нападет на Америку? – Нет. – А что тогда? – В одной стране, которая меньше, чем Россия, возникнут очень большие нестроения, будет очень много крови. Продлится это два года. После чего будет русский царь. Как рассказывают, старец предсказывал, что первая Пасха после начала смуты на Украине будет кровавой, вторая – голодной, третья – победной. Его слова: «Нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь». Он же: «Да что вы за этим долларом гоняетесь… Посмотришь, да эти доллары, как листья осенью, ветер гнать по дороге будет, никто за ними и не нагнется, будет дешевле бумаги…» Его любимым образом, перед которым он молился в последние месяцы и почил, была Сирийская Богоматерь. Ее он называл ещё «Взыскание погибших». Это была копия одной иконы, которая замироточила в храме в виде слезы юной Богоматери. Батюшка говорил так: «А младенчик Иисус бьет по шейке Её и говорит: не плачь, Мама, я всех помилую, всех спасу, о ком Ты плачешь». В последние месяцы Батюшка говорил: «Не скорбите, будем общаться духовно. Любовь превыше всего, Любовь всё побеждает». Старец Иона, духовник Одесского Свято-Успенского монастыря, преставился ко Господу 18 декабря 2012 года. Через год начался второй Майдан и гражданская война на Украине. http://rusvesna.su/recent_opinions/1423569036 р.б.Анатолий спрашивает: протоиерей Владислав отвечает: От Луки Святое благовествование, глава 15 (11-32). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнюю притчу о блудном сыне мы каждый раз прочитываем и вспоминаем накануне Великого Поста. Мы понимаем, конечно, что эта притча не просто рассказ, что она имеет непосредственное отношение к нашей жизни, к нашим взаимоотношениям с людьми, которые нас окружают, как мы говорим, c нашими ближними. Рассматривая факты, которые открываются нашему вниманию в тексте Священного Писания, мы видим, что очень многое роднит нас с этим блудным сыном, растратившим отцовское имение, разорвавшим семейные узы и ушедшим «на страну далече», для того чтобы жить по своей воле. Многие узнают себя, особенно в молодые годы. Но, наверное, еще более впечатляющим для нас является результат этой истории, когда этот сын возвращается домой в надежде, что отец его примет, и, хотя бы, сделает рабом в своем доме. Но отец не только возвращает ему все то, что он оставил в этом доме, он также дает ему кольцо – символ вечной жизни, возводит его в еще высший ранг сыновства, о чем блудный сын и мечтать не мог. Читая эти строки, мы ловим себя на мысли, что на самом деле, здесь говорится не о нашей земной и временной жизни, а это рассказ о чем-то большем, и это, наверное, о том, что ждет нас в будущем, в вечном. Взирая на образ отца земного, потерявшего своего сына и вновь обретшего его, мы думаем о том, что Небесный Отец находится с нами в таких же отношениях, как и этот евангельский долготерпеливый и любящий отец, который побежал навстречу своему сыну и стал слушать его исповедь, и не дал ему ее закончить. Когда сын уже готов был произнести слова: «Позволь мне быть хотя бы твоим рабом», отец, наверное, прикрыл его уста своей рукой, и просто повел его в дом. Да, это так и будет! И, наверное, многие из нас, которые решили вернуться в дом отчий, то есть обратиться к Богу, не важно, в какой период своей земной жизни, наверное, услышали от Отца Небесного такой же призыв. Нельзя находиться в дому отчем в рабском положении. Христос, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Я не называю вас рабами, Я называю вас друзьями». И Отец наш Небесный, Отец Господа нашего Иисуса Христа, наверное, тоже не считает нас рабами, а считает нас своими детьми. И тех, кто забыл Его и ушел «на страну далече», и тех, кто идет по пути домой, Он так же, как и этот отец из притчи, находясь на высоте своего жилища, ожидает. Смотрит, как и тот, на дорогу, в надежде разглядеть там, вдали, знакомые силуэты своих блудных детей. То есть нас с вами. В этой притче есть еще одно лицо, еще один персонаж, на который следовало бы обратить внимание нам, очень многим, именно церковным людям. Это тот старший сын, верный, который никуда не уходил, служил своему отцу и, даже, ничего не требовал. Он только хотел, он только думал, что когда-нибудь отец даст ему возможность попировать со своими друзьями, (которые у него, конечно же, были) и даст ему хотя бы козленка. Но отец ему не давал. И он понимал, наверное, что так и должно быть, он просто смирился и нес свое послушание. Вместе с тем, притча эта говорит и о том, что одного послушания мало. Еще чего-то ему не доставало, и мы видим чего. Когда старший сын вернулся домой с тяжелой работы, он услышал, что дома праздник. И когда он узнал, по какому поводу, он не захотел входить и радоваться вместе. Потому что все эти годы, когда не было младшего сына, он в душе своей его осуждал и считал это правильным. «Пускай, он получил, то, что ему принадлежит. Как он с этим поступил, не важно, но мы его уже не считаем своим. Он - не мой брат, он - не сын моего отца, он - просто чужой человек». И вдруг этот, как он считал «чужой человек», оказывается в таком почете и с такой славой, и с музыкой и с пиршеством принимается в доме. Для него это было удивительным и он, наверное, думал: «Как же так? Что-то невероятное произошло, может быть, он сам что-то не так делал и своей верностью не заслужил такого же почета. А этот никто, который вернулся, ни за что, ни про что, был принят, посажен на царское место и получил все, чего и не мог ожидать». И он не мог этого вместить. Так же и мы, наверное, не понимаем сердца нашего Господа. Потому что в сердце любого отца каждое родное существо имеет свой уголок (или заполняет все это сердце), не важно, но оно неотторжимо, оно присуще уже этому живому человеку и всегда бывает с ним. Вот по этому поводу есть небольшой сюжет, изложенный в одном из произведений Ивана Сергеевича Тургенева. Среди его рассказов есть история о том, что также, в одном добропорядочном доме были разорваны семейные узы. Старшая из дочерей уезжает заграницу с каким-то молодым ухажером, бросает свою родню, а младшая, которая на много лет ее моложе, относится к этому с осуждением. Она понимает, что так поступать безнравственно. Пусть даже по большой любви, но ее сестра не имела права разрывать эти прочные семейные узы. Она не должна позорить семью, она не имела права бросать даже тень на их доброе имя. И вот, пока ее нет, они все (и отец, и мать, и сестра) ее осуждают, говорят о ней что-то плохое. Но когда эта женщина возвращается, вся опустошенная, избитая жизнью, с искалеченной, поломанной судьбой, отец и мать, встречая ее, перед ней становятся на колени. И младшая сестра не может понять почему. И автор пишет, что, наверное, эти люди, и отец, и мать, они ее не только прощают, они ее благодарят за то, что она нашла в себе силы поверить в их любовь, и не подумала о том, какой неловкой она будет выглядеть в своей слабости, в своем поражении, и, может быть, будет какой-то «старший сын» в этой семье, как в этой притче, осуждающе стоять и не понимать, за что же человек получает Вечную Жизнь. А он получает ее ни за что. Просто. По любви. Вот так же и в нашей жизни, если эта притча есть проекция на Рай, если каждая притча - это история о вечности, которая нас ожидает, то, наверное, так и должно быть. Так и с нами произойдет в том состоянии нашей способности вернуться, если сердце наше все-таки помнит о Том Отце, Который нас ввел в этот мир, Который дал нам разум, дал нам чувства, дал нам то страшное оружие, что мы называем любовью. Аминь.
От Матфея Святое благовествование, глава 25 (31-46) – О Страшном суде. От Луки Святое благовествование, глава 2 (22-40) – На Стретение Господне. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Мясопустная неделя – (Неделя о Страшном суде) совпала с Великим праздником Сретения Господня и, наверное, стоило бы задуматься о том, что собой представляют два этих важных события в жизни Церкви, в жизни христианина, и о чем говорит Евангелие нам сегодня в своих чтениях. Прежде всего, хочется сказать, что по слову митрополита Антония Сурожского, вся жизнь человека соткана из встреч. И встречи эти бывают разными. Они бывают радостными, бывают печальными, они бывают пронизаны божественной светлой тишиной, а бывают объяты бурей и смущением душевным, страхом, бегством от самого себя даже. Такие встречи бывают в нашей жизни. И чего бы мы не коснулись, где бы мы не находились, мы не можем избавиться от того, что мы называем встречей. Иногда человек живет и не знает, кто он перед лицом высшей правды. Но, события его жизни дают ему понять, кто он есть на самом деле. Это тоже встреча, это тоже откровение, данное Богом человеку он нем самом. Мы сегодня читали первый евангельский отрывок и там было сказано о том, как Господь придет судить живых и мертвых. В этом Евангелии опущена предшествующая глава, где говорится о том, что перед тем, как Господь придет для того, чтобы судить, исчезнет земля, исчезнет наше небо, которое мы видим, уйдут с этим всем и все люди, все живущие на планете, все превратиться в прах, все сгорит в огне, и только после этого наступит суд, на котором предстанут все люди без исключения. И когда Суд наступит, Бог явит Себя, и Он не будет говорить человеку о каких-то идеалистических материях. Он не спросит его, какую он веру исповедовал, и в каких состоял отношениях со своими мыслями, а спросит о делах более практичных. Он спросит, оказал ли этот человек милость своему ближнему. Был ли он служителем Божьей славы на земле, оказал ли он милосердие, воплотил ли он в своей жизни заповедь о любви к ближнему, даже не к Богу, заметьте, а к ближнему. Не случайно, все входящие в Рай, спросят: «Господи, когда же мы это сделали, когда оказали Тебе милость?», а Он ответит: «Вы сделали это ближнему, а значит, сделали это Мне». То есть, мы видим, как две заповеди, заповедь о любви к Господу, и вытекающая из нее, заповедь о любви к ближнему очень тесно друг с другом соприхкасаются. Поэтому, ведь не случайно, потом через какое-то время апостол Иоанн Богослов скажет: «Как ты можешь любить Бога, которого ты не видишь, и ненавидеть ближнего, который всегда рядом с тобой?», называя таких людей лжецами. Вот такие вещи будут сопровождать Страшный суд. И, наверное, нам нужно глубже задуматься о том, насколько мы по жизни своей христиане, а значит, какова перспектива нашей встречи с Богом на Страшной суде. На что мы можем надеяться, и насколько эта надежда может быть укоренена в таких основополагающих вещах как любовь, милосердие, сострадание, соучастие в жизни тех людей, кто требует нашего внимания. Второе, о чем хотелось бы сказать, очень глубокое именно для нашей духовной жизни, это Сретение. Праздник, который имеет свою предысторию в Ветхом Завете. Когда еврейский народ выходил из плена, фараон не сразу отпустил их. Он их то отпускал, то отменял свое приказание. Они уже только соберутся, он посылает войска, чтобы их задержали. И вот Господь насылал на Египет различные казни, их было двенадцать. Последней, самой страшной была смерть первенцев египетских. Причем первенцы не только человеческие, но и животных. И вот, когда фараон увидел, что умер его сын, наследник, он очень испугался и сказал: «Да, идите и оставьте нашу страну, лишь бы все это закончилось быстрее». И вы знаете, еврейский народ ушел, сорок лет скитался по пустыне, но потом в какой-то момент во время этих скитаний Моисей взошел на гору Синай, получил скрижали завета, и там ему было сказано: «Не думайте, что все так просто, не думайте, что ваши первенцы для Меня дороже, чем первенцы Египетские. Но должно было быть так, что в вашем роде по милости Божией, по избранничеству вашего праотца Авраама, по его великой вере, должен родиться Спаситель. Потому нужно было вас избавить от рабства, научить вас жить свободными людьми, потому что раб не может родить свободного, раб родит только раба. Но, вы думаете, что это все так просто? Нет, за каждого убитого первенца египетского вы должны отдать своего первенца. И сколько бы ни прошло времени, каждая женщина, которая родит ребенка, первенца, должна принести его в храм, она должна его поставить перед Богом и прочитать примерно такую молитву: «Господи, вот мой первенец, который рожден был в силу смерти того, много веков назад, убитого мальчика, возьми его, если будет Твоя воля, пусть он умрет сейчас, но если Ты милостив, сохрани ему жизнь». И вот, эти женщины читали такую молитву, закрыв глаза, наверное, потому что верили, что вот сейчас разверзнутся небеса, и смерть поразит этого ребенка. Но, мы видим, что все уходили и уносили своих детей, оставляя в жертву Богу двух голубей . И только одна жертва была принята, но правда не сразу, через время. Это вот эта, сегодняшняя, о которой мы вспоминаем, жертва Господа нашего Иисуса Христа, Который должен был искупить человеческий род от греха проклятия и смерти. Который должен был стать Тем, действительно единым всечеловеческим первенцем, на Котором сбылось обетование Ветхого Завета. В этом смысл сегодняшнего праздника. Хотелось бы еще сказать и о другом, очень важном. Потому что мы все ждем встречи с Господом. Это сейчас все бояться страшного судного пришествия Господня и конца света, а в первые века христианства люди радовались при мысли о том, что Господь придет скоро, чтобы судить свой народ, чтобы судить всех людей и даже последние строки Апокалипсиса, они как звучат: «Ей, гряди, Господи Иисусе !». Ей, - это значит – с радостью: «Да, приходи, мы ждем Тебя! Мы изнемогаем в этом грешном мире, мы хотим сбросить с себя его тягостное ярмо». Теперь это чувство утрачено, но в Церкви Христовой оно живет. И встреча с Господом – самое главное событие в жизни человека. Христиане, которые хоть немножко задумываются о своей вечной участи, все равно размышляют: «Какова будет эта встреча, что приведет человека в объятия Отчии?» И, конечно, обращаясь к Господу, мы понимаем, что своими силами мы достичь этих объятий не можем. Мы можем рассчитывать только на милосердие Божие так, как на это рассчитывал мытарь в одну из недель, предшествующих Великому посту, как рассчитывал блудный сын из притчи прошлого воскресения, который хотел быть хотя бы рабом, ладно уже, конечно, он недостоин. И вот таким же образом и мы должны подходить к Богу? В свое время об этом размышлял и Иов Многострадальный. В его лице очень важно нам проследить эволюцию встречи человеческого сердца с Богом. Он очень сильно страдал. Я не буду вам все пересказывать. Вы же знаете, почему он многострадальный? Потому что диавол решил испытать долготерпение человеческое и выпросил у Бога, чтобы Иов был лишен всего-всего, что у него было, всего материального, и даже физической силы, и даже своего здоровья. И вот, он лежал, разъедаемый проказой, и спрашивал у Господа: «За что?» Потому что он понимал, что никаких грехов, заслуживающих данного наказания, не совершил. Он ведь, действительно был праведным человеком. Но он не мог постичь, за что для него это. И это очень важно нам, читая эту книгу, размышлять о себе, потому что мы видим, что великое множество людей сейчас, наших современников, испытывает такие же чувства, такие же мысли, когда предположим, их бомбят, умирают их дети под обломками домов, и эти люди спрашивают у Господа: «За что? Почему? Кто виноват?» Ведь для того, чтобы навлечь на свою голову такую кару нужно, наверное, во столько же крат и согрешить. А они этого не делали. И они чувствуют свою праведность и «немилосердие» Божие. И вот, приходят друзья к Иову и говорят: «Ну, конечно, ты же не знаешь своих грехов досконально, ты же не можешь понять, что малый грех, малый ветерок может посеять большую бурю». Вот такие, какие-то человеческие слова. Он их слушает, он с ними, наверное, словесно соглашается, но в душе все равно у него ропот на Бога. И все это длится до тех пор, пока Господь Сам ему не является. И вот, когда он видит лице Божие, эта встреча происходит непосредственно лицом к лицу с Богом, тогда Господь ему говорит: «Где ты был, когда Я полагал основание Вселенной, что ты размышляешь о таких вещах, как грех и праведность? Где ты был, когда Мною столпы земли укреплялись, когда Я посылал ветра от восток до запад? Можешь ли ты вывести созвездия на небе и послать пищу всякой твари земной?» То есть, Он говорит ему о том, что это несопоставимые вещи – Бог и человек, и сложно нам об этом размышлять, тем более вызывать Бога на суд, как это делал Иов. Но самое главное, о чем говорит Господь, это о том, что Он был близ этого человека. Он знал, что вера его крепка, что он не поколеблется, и верил в этого человека и надеялся, что его долготерпение победит все то злострадание, которое он нес на своих плечах. И это в книге – самое главное. И тут Иов делает совершенно неожиданное : он говорит Богу , « я звал Тебя на суд, но вот я Тебя вижу и раскаиваюсь за свои слова и от всего отрекаюсь». Все вопросы у него исчезли потому, что он прикоснулся к Богу, увидел Его. Чтобы ответить на вопрос, за что нам это, за что мы испытываем тяготы или гонения, и тесноту, и злострадание в этом мире, мы должны, наверное, подумать о том, и с нами в этих обстояниях находится Господь. Вот Он там. Он с этими детьми, которые сидят в подвалах, спасаясь от бомбежки, он и с теми убитыми воинами, которые лежат на ледяных полях под Донецком. Там Он, с ними. Потому что Бог не может оставить своих детей. Он посылает нам эти испытания для укрепления нашей веры. И вообще непонятно, для чего. Может быть для того, чтобы как Иову дать возможность прикоснуться к Себе. Мы не можем этого постичь своим человеческим умом. Единственное, что мы можем, вот в этих обстоятельствах, оставаться людьми. То есть чувствовать чужую боль, молиться друг за друга, поддерживать, чем мы можем, все, что у нас есть отдавать, потому что именно за это Господь нас и будет судить. Именно это и является критерием, тем мерилом, по которому Господь открывает нам Царство Небесное. Аминь. Следующая неделя – сыропустная и мы начинаем уже непосредственно готовиться к Великому посту. В том, насколько мы можем себя ограничить в тех удовольствиях, которые мы себе по жизни обычно позволяем, как раз и заключено наше христианское братство, наше отношение к Господу, насколько решительно можем сказать себе: «Стоп, я этим заниматься не буду, потому что Господь Бог мне не велит». Есть некоторые вещи, которые выше нашего сознания и не поддаются человеческому анализу. Поэтому и нужен пост. Это не просто мы над собой решили поиздеваться, нет, мы делаем усилие, для того, чтобы показать, что с помощью силы воли мы способны остановить обычное движение нашей жизни. Это тоже очень важно в смысле аскетики, в смысле упражнения в духовном делании. Дай Бог нам всем это понять и укрепиться в дни Великого поста для того, чтобы собрать духовные силы перед встречей Великого Праздника - Воскресения Христова. Поздравляю всех с Праздником, причастников, с причастием Святых Христовых Таин, желаю, чтобы они послужили нам во исцеление души и тела. Протоиерей Владислав Шмидт Воскресенье 15 февраля 2015г. © Copyright: Екатерина Валериевна Лысянская, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|