В. Верещагин. Апофеоз войны или Торжество Тамерлан

Артур Артемов: литературный дневник

Апофеоз войны. 1871. ГТГ Холст, масло. 127 х 197 Государственная картинная галерея, Москва


АПОФЕО’З, а, м. . 1. У древних – обряд воздавания божеских почестей герою, императору (истор.). 2. Особенно торжественное публичное восхваление кого-н., имеющее характер увенчания его деятельности …(смотри Толковый словарь русского языка Ушакова.
«Апофеоз войны» первоначально назывался «Торжество Тамерлана». Это полотно — одно из самых ярких программных произведений В.В. Верещагина; оно воспринимается как аллегория войны.


На картине изображена выжженная пустыня, в ней мертвые сухие деревья, черное зловещее воронье. В глубине холста — разрушенный азиатский город. На первом плане курган из человеческих черепов.


В исторические времена за содомские грехи и разврат целые города истреблялись с лица земли. Так, в XIV в. обратились к Тамерлану за помощью женщины Багдада и Дамаска. Они жаловались на своих мужей, которые погрязли в мужеложстве. “Железный хромец” немедленно произвел расследование, на котором развратники признались в скотских грехах. Тогда Тимур дал приказ своим военачальникам: “Пусть каждый из воинов моей 700-тысячной армии в течение двух дней принесет отрубленную голову мужеложника. Если какой воин пожалеет злодея, пусть сам останется без головы”. И выложили семь пирамид из голов, по сто тысяч в каждой — в назидание потомкам. В память об этом событии известный русский художник Верещагин написал картину “Апофеоз войны”.



Другие статьи в литературном дневнике: