Экфрасис. Материалы к переводу.

Филонофф: литературный дневник

Э;кфрасис (др.-греч. ;;;;;;;; от ;;;;;;; — высказываю, выражаю) — описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте.


Обычно в качестве примера классического экфрасиса приводится описание щита Ахилла в 18-й песне «Илиады» Гомера, где в 120 с лишним строках описывается, что будет изображено на щите, когда его выкует Гефест:


И вначале работал он щит и огромный и крепкий,
Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод
Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый.
Щит из пяти составил листов и на круге обширном
Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.
Там представил он землю, представил и небо, и море,
Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,
Все прекрасные звёзды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными ещё колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдёт Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.
и так далее


из Википедии



"...Сейчас писатели стали широко использовать экфрасис - словесное описание картины
в художественном произведении.
В Александрийской риторике (II век н.э.) экфрасисом назывался жанр
обособленного литературного отрывка, самоценного, не зависящего от какой-либо
функции в рамках целого. Позже экфрасисом стали называть только описания
произведений искусства. (...)
Вторая молодость древнего стилистического приема, вероятно, вызвана еще и тем,
что постмодернистский канон исчерпал возможности текста в тексте. Ибо нынче
подобным переливаниям внутренних сосудов, кажется, не прибегал только ленивый.
Тем более что текст, заявленный внутри другого текста, необходимо же еще и
предъявить. Это сужает силу воздействия. Другое дело, что картины, которые
описывает писатель, передать невозможно. Здесь автор вынужден целиком
полагаться на развитость воображения читателя, ибо как бы талантлив писатель ни
был, невозможно хоть в какой бы то ни было полноте передать визуальное
ощущение.
Таким образом, писатель, применяющий экфрасис, призывает читателя стать
активным соучастником творения текста. Писатель, таким образом, оказывается
лишь мастером подсказок, всю прочую (основную?) работу доделывает соавтор.
Очень своевременная и современная, между прочим, метода. Истинно
демократическая, креативная, уважительная.
Ибо экфрасис, подобно прочим рефлексиям третьего-четвертого уровня, бич и
отрада нынешнего мироощущения, запутавшегося в связях между означающим и
означаемым, с его тотальной метафоризацией и мышлением готовыми блоками.
Та же самая литературная или художественная критика, зиждущаяся на послевкусии
и пытающаяся своими словами передать ощущение и смысл ранее прочитанного, по целям и задачам своим - есть точно такой же экфрасис.
Можно привести примеры применения экфрасиса и в других сферах человеческой
деятельности (политика, реклама, шоу-бизнес), да только разговор наш сейчас о
другом. "


из Дмитрий Бавильский "Мастера подсказок"




Другие статьи в литературном дневнике: