Одевайся маской, яко ризою

Архив Тимофеевой: литературный дневник

: ковидный дресс-код в Церкви


Московская Патриархия призывает всех верующих к обязательному ношению масок и прочего санитарного "облачения".


А в Церкви и у духовенства, и у мирян, не спешащих освятить "ковид-догмы" чуть ли ни как часть Священного Предания, есть вопросы по поводу пресловутых намордников и прочих средств более чем сомнительной защиты.


Во-первых, не является ли ношение масок на лице в храме (и вообще для христианина даже в повседневной жизни) определенным попранием образа Божия в себе самом? Как мы дешево продали свою богодарованную свободу - одну из главных характеристик богообразности человека!


Напяливая на нас маски, секта "свидетелей коронавируса" во власти и в Церкви заставляет нас быть пленниками страха перед какой-то раздутой до мирового значения бактерией; нас очень искусно подводят к признанию себя рабом "эпидемиологической ситуации" (которая на 90% моделируема глобалистскими силами), а не "сыном Божиим" по благодати; нам внушают, что защитить от болезни нас может тряпка на лице и целофан на руках, а икона, Крест и даже преподаяние Св. Причастия без дезинфекции могут быть источниками заразы; получила распространение антиконаническая практика недопущения православных до участия в Таинствах и даже просто в храм на основании "неонаморднивания"; вкупе с этим попирается сам принцип свободы совести - православных заставляют подчинять свою литургическую жизнь нормам Роспотребнадзора, закрывшего весной храмы от верующих. Если у нас Церковь отделена от государства, то почему чиновник диктует христианам, как нам надо выглядеть и как "безопасно" молиться и служить в храме?


Во-вторых, обязательным ношением масок православных разве не толкают на соучастие в коллективной лжи? Ведь подавляющее большинство экспертов и непридворных медиков утверждает, что маска не может быть защитой от вирусов. Использование этого марлевого атрибута уже стало просто профанацией, социальным, а не медицинским маркером. Значительная часть жителей крупных городов носит эту штуку на подбородке, чтобы не получить неприятности при обслуживании, а не ради здоровья.


Бизнес на масках и перчатках и штрафы за их отсутствие - рэкет, который освоили столичные власти, - лишний раз показывают всю лживую суть "заботы о здоровье" населения. Абсурдом выглядит ситуация, когда, к примеру, хронического астматика или аллергика заставляют упаковывать лицо в "намордник", в котором он реально задыхается, и ему при этом толдычат: "У нас указ такой-то, постановление мэра, режим повышенной готовности, борьба с инфекцией...". Лучше задохнуться в маске, чем испортить статистику по ковиду?


Христиан заставляют участвовать в этом спектакле и принуждают врать своим масочным видом - обманывать себя, других, государство, в конце концов.


В-третьих, религиозный человек существует в мире знаков и символов. Мы не протестанты. В православной традиции имеет огромное значение внешнее выражение веры. Наше тело - это тоже храм, по слову ап. Павла, и поэтому так скрупулезно Церковь в течение веков объясняла, как должен и как не должен выглядеть христианин. 62-е правило Шестого (Трулльского) Вселенского собора гласит: "Никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических". Личина - это маска! Нам скажут, что это касалось античного языческого театра - причем здесь медицинские маски? Но каноны не технические инструкции, они лаконично выражали сам смысл православного понимания образа: лик человеческий не должен подменяться личиной, какую бы функцию она ни выполняла - "трагическую" или защитную. Может быть поэтому русские средневековые витязи не использовали полностью закрытых шлемов, какие были у крестоносцев, и не наносили на лицо боевую раскраску, как это делали азиатские кочевники.


А еще следует вспомнить, что священник на богослужении являет собою литургическую икону Христа. Вы можете представить себе медицинскую маску на иконе? А как можно служить и совершать Таинства в таком "облачении"?
Нелепо, глупо и совсем не благочестиво выглядит священнослужитель за богослужением в маске. Св. Иоанн Кронштадтский так служил бы, интересно?


Кстати обратим внимание на то, что при всех призывах со стороны церковного официоза носить маски в храмах, мы еще ни разу не видели в публичном пространстве патриарха Кирилла в "наморднике". И это правильно. Позориться патриарху в таком "облачении" не следует. Только зачем тогда склонять к этому духовенство и паству?


В-четвертых, маска стала поводом для расколов и разобщенности в Церкви. Будут ли уважать священника, который выгоняет человека из храма из-за отсутствия у него "защитной экипировки"? Прихожанин без тряпки на лице, прикладывающийся к иконам и интересующийся, можно ли причаститься без "дезинфекции" лжицы, вызовет массу негодования со стороны сотрудников храма и остальных "онамордненных" единоверцев за свое возмутительное "непослушание священноначалию" (!). С "послушанием" все понятно - это основной инструмент нынешнего церковного управления по затыканию всех несогласных с политикой "русского понтификата".


Но есть еще один аргумент, который часто можно услышать от простых батюшек и верующих, которым тоже не по душе все эти "инструкции" по протирке, маски и прочее коронабесие. Тебе скажут: "Послушай, не мудри и не воюй с ветряными мельницами. Разве так сложно, чтоб от тебя отстали, надеть маску или прополаскать чего-то в каком-то растворе?" Да, прагматическая правда в этом есть. Так сейчас принято, это правила жизни новой эпохи - ковидной. Маску ты должен надевать так же привычно, как трусы.


Но все же полное "непротивление злу" масочного режима имеет печальную аналогию. В одной известной заокеанской стране тоже на наших глазах появились новые правила общежития: белый человек должен преклонять колени перед цветным. И что в этом такого? Так стало принято. "Чебурахнишься" на коленки перед "угнетенным меньшинством" - и ступай себе дальше по своим делам. Белый перед черным, худой перед толстым, нормальный человек перед извращенцем, христианин перед язычником. Принято стало так. Кому-то еще сложно?


Режим масочный, цифровой режим, дистанционный, режим самоизоляции, режим коленопреклонений и извинений, режим тоталитарный - а какой будет следующим?


Диакон Илья Маслов



Другие статьи в литературном дневнике: