***

Марина Рец: литературный дневник

* * *
Скользит слеза из-под усталых век, 
Звенят монеты на церковном блюде. 
О чём бы ни молился человек, 
Он непременно молится о чуде: 


Чтоб дважды два вдруг оказалось пять 
И розами вдруг расцвела солома, 
Чтобы к себе домой прийти опять, 
Хотя и нет ни «у себя», ни дома. 


Чтоб из-под холмика с могильною травой 
Ты вышел вдруг, весёлый и живой. 



* * *
В этот вечер парижский, взволнованно-синий,
Чтобы встречи дождаться и время убить,
От витрины к витрине, в большом магазине
Помодней, подешевле, получше купить.


С неудачной любовью... Другой не бывает —
У красивых, жестоких и праздных, как ты.
В зеркалах электрический свет расцветает
Фантастически-нежно, как ночью цветы.


И зачем накупаешь ты шарфы и шляпки,
Кружева и перчатки? Конечно, тебе
Не помогут ничем эти модные тряпки
В гениально-бессмысленной женской судьбе.


— В этом мире любила ли что-нибудь ты?..
— Ты, должно быть, смеешься! Конечно, любила.
— Что? — Постой. Дай подумать! Духи и цветы,
И еще зеркала... Остальное забыла.



* * *
Он сказал: — Прощайте, дорогая!
Я, должно быть, больше не приду.
По аллее я пошла, не зная,
В Летнем я саду или аду.


Тихо. Пусто. Заперты ворота.
Но зачем теперь идти домой?
По аллее чёрной белый кто-то
Бродит, спотыкаясь, как слепой.


Вот подходит ближе. Стала рядом
Статуя, сверкая при луне,
На меня взглянула белым взглядом,
Голосом глухим сказала мне:


— Хочешь, поменяемся с тобою?
Мраморное сердце не болит.
Мраморной ты станешь, я — живою.
Стань сюда. Возьми мой лук и щит.


— Хорошо, — покорно я сказала, —
Вот моё пальто и башмачки.
Статуя меня поцеловала,
Я взглянула в белые зрачки.


Губы шевелиться перестали,
И в груди не слышу тёплый стук.
Я стою на белом пьедестале,
Щит в руках, и за плечами лук.


Кто же я? Диана иль Паллада?
Белая в сиянии луны,
Я теперь — и этому я рада —
Видеть буду мраморные сны.


Утро… С молоком проходят бабы,
От осенних листьев ветер бур.
Звон трамваев. Дождь косой и слабый.
И такой обычный Петербург.


Господи! И вдруг мне стало ясно —
Я его не в силах разлюбить.
Мраморною стала я напрасно —
Мрамор будет дольше сердца жить.


А она уходит, напевая,
В рыжем, клетчатом пальто моём.
Я стою холодная, нагая
Под осенним ветром и дождём.



* * *
Сквозь музыку и радость встречи
Банально-бальный разговор —
Твои сияющие плечи,
Твой романтично-лживый взор.


Какою нежной и покорной
Ты притворяешься теперь!


Над суетою жизни вздорной,
Ты раскрываешь веер черный,
Как в церковь открывают дверь.



* * *
Нет, я не буду знаменита.
Меня не увенчает слава.
Я — как на сан архимандрита
На это не имею права.


Ни Гумилев, ни злая пресса
Не назовут меня талантом.
Я — маленькая поэтесса
С огромным бантом.



* * *
Ненароком, 
Скоком-боком 
По прямой 
И по кривой 
Время катится назад 
В Петербург и в Летний сад. 


Стало прошлое так близко, 
Тут оно — подать рукой — 
И проходят предо мной 
Друг за другом, чередой, 
«Я» помянутые ниже: 
«Я — подросток», «Я — студистка» 
С бантом, в шубке меховой, 
«Я — невеста», «Я — жена» 
(Это, впрочем, уж в Париже) 
И печальна, и грустна, 
До прозрачности бледна, 
Молча в чёрное одета, 
Вот проходит «Я — вдова 
Знаменитого поэта»... 


Только было ли всё это? 
Или это лишь слова? 
Лишь игра теней и света? 


Хоть бесспорно жизнь прошла, 
Песня до конца допета, 
Я всё та же, что была, 
И во сне, и наяву 
С восхищением живу. 



© Ирина Одоевцева



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2025. ***
  • 27.02.2025. ***
  • 26.02.2025. ***
  • 25.02.2025. ***
  • 24.02.2025. ***
  • 23.02.2025. ***
  • 22.02.2025. ***
  • 21.02.2025. ***
  • 20.02.2025. ***
  • 19.02.2025. ***
  • 18.02.2025. ***
  • 17.02.2025. ***
  • 15.02.2025. ***
  • 13.02.2025. ***
  • 12.02.2025. ***
  • 01.02.2025. ***