Архиепископ Аверкий Таушев. С каждым новым годомСе нова вся творю… И видех небо ново, и землю нову… Совсем разная психология у нас, христиан православных, и у людей «века сего», хотя бы иной раз и они называли себя «христианами» и даже «православными». Они упорно верят в какой-то «прогресс человечества» или в «Царство Божие на земле», в установление общего благоденствия и благополучия, когда самая смерть якобы будет побеждена, и люди будут жить на земле вечно и невозбранно всем наслаждаться;—;и всё это, вопреки ежедневной окружающей нас мрачно-зловещей очевидности, говорящей совсем о другом, которая, казалось бы, должна была бы решительно разбивать всякого рода подобные фантастические иллюзии и праздные мечтания. Но они упрямо верят или хотят заставить себя верить, что человечество ожидает какой-то «золотой век», а потому так весело встречают каждый наступающий новый год, готовые праздновать его даже два раза: и по новому, и по старому стилю. Совершенно иначе относимся к наступлению нового года мы, христиане православные. Мы безоговорочно верим Слову Божию и Святым Отцам Церкви, а потому наступление нового года располагает нас не к веселию, а наоборот;—;к серьёзной молитвенной сосредоточенности. Мы знаем, что с каждым новым годом каждый из нас приближается к своему неизбежному земному концу, за которым следует отчёт перед Богом о своей земной жизни и так называемый «частный суд», а весь этот тленный мир в целом приближается к своему концу;—;концу века сего и наступлению вечности, когда «времени уже не будет» (Апок. 10, 6). Тогда совершится последний Страшный Суд над всем человеческим родом, когда каждый от своих дел или прославится, или постыдится и когда явится «новое небо» и «новая земля», на которых будет обитать правда (2 Пет. 3, 13). Есть ли тут хоть малейший повод к тому разнузданному веселию с бокалами вина в руках и танцами, с которым обычно в наше время устраиваются так называемые встречи нового года, в коих нередко принимают участие и серьёзные как будто бы сами по себе люди, теряющие вдруг на этих «встречах» всякую серьёзность и становящиеся словно легкомысленными повесами? Достойно ли это высокого христианского звания? Ведь, кажется, для каждого подлинного христианина должно быть ясно, что единственная допустимая и приличная «встреча нового года»;—;это встреча его молитвою. И это тем более, что для всякого ещё здорового и непомрачённого сознания с каждым новым годом становится всё более и более ясным, что человечество идёт не к «прогрессу», а наоборот;—;к «регрессу». Ведь не в том же «прогресс», обещающий общее благоденствие и благополучие, что изобретены всевозможные необыкновенные машины и приборы и что скоро, быть может, люди смогут совершать полёты на луну и другие планеты? Разве это даёт благоденствие и благополучие, мир и духовное удовлетворение человеческой душе? Отнюдь не «прогресс», а ужасающий религиозно-нравственный регресс со всё большим и большим расшатыванием всех вековечных моральных устоев, коих не лишены были, кроме христианской, и другие религии,;—;вот чем ярко характеризуется современная жизнь людей! И даже это необыкновенное оживление церковной интерконфессиональной жизни, никогда ещё в истории человечества в таких широких масштабах не наблюдавшееся, не только не говорит о каком-то «прогрессе» и не внушает никаких надежд на «всеобщий мир», о котором так много сейчас кричат, и на лучшее светлое будущее, а наоборот;—;свидетельствует о полном упадке подлинной религиозной жизни;—;о том, что современным людям всё стало безразлично и никаких настоящих идеалов у них больше не остаётся. Всё здесь сводится лишь к неискренним, слащавым, лицемерным, высокопарным словам, не имеющим под собою никакого действительного, существенного содержания. Уже нет теперь настоящей веры, а только одна её видимость, ни к чему человека не обязывающая, никакой ответственности на него не налагающая. Но если бы все эти «экуменические конференции», «съезды», «совещания», «симпозиумы» были бы просто пустым времяпрепровождением, своеобразным для собирающихся на них развлечением со взаимным щекотанием тщеславия и самолюбия, это было бы ещё полбеды. За всем этим кроется, однако, нечто гораздо худшее. Цель всего этого современного, столь модного ныне движения, «кем-то» поставленная и планомерно проводимая;—;влить в души полный религиозный индифферентизм;—;безразличие к истине;—;убить любовь к той истине, которую пришёл свидетельствовать на землю, по Его собственным словам, наш Господь и Спаситель (Ин. 18, 37), к той истине, которую так самоотверженно, ничего не боясь, проповедовали по всему миру святые апостолы, за которую умирали святые мученики, за которую так решительно и бескомпромиссно боролись с еретиками и лжеучителями святые отцы Церкви. И вот теперь-то, на ХХ-ом столетии христианской эры, у всех вдруг впервые «открылись глаза» и оказалось, что, собственно-то, «истины никакой нет» и «не за что было бороться, страдать и умирать», а надо просто всем «забыть все свои прежние разногласия» и… объединиться. И вот идёт это «объединение», радующее многих наивных людей, которые не понимают, что под этим скрывается, в сущности, ниспровержение христианства и уничтожение всякой веры, всякой религии вообще. Безобразнее и кощунственнее всего это то, что это «объединение» идёт под разными благовидными евангельскими лозунгами, криво и лукаво, по-сектантски, толкуемыми: пускаются в ход библейские изречения, имеющие совершенно другой смысл и значение. Вот пример! Усиленно проводимая этим «движением» полная модернизация христианства идёт сейчас под лозунгом изречения Господа-Вседержителя: се нова вся творю, то есть се творю всё новое (Апок. 21, 5). Но ведь из контекста совершенно ясно, что речь здесь идёт о новотворении Богом мира после конца этого временного тленного мира, который, как ясно предрекает это Слово Божие, будет весь уничтожен огнём (2 Пет. 3, 10—12) и на место которого явится «новое небо» и «новая земля», а вовсе;—;не о каком-то преступном «обновленчестве», которое так настойчиво теперь пропагандируют современные вожди «экуменизма», среди коих имеются даже православные иерархи и весьма высокого ранга. Но им всё нипочём. Они лишь упорно выполняют поставленное им «кем-то» задание разрушения христианства, а для этого;—;все средства хороши, и особенно старые, испытанные;—;ложь и передёргивание даже священных текстов, благо, что массы теперь так невежественны и ничего в правильном понимании текстов Священного Писания не смыслят. Настоящий, планомерно организованный поход на Христианство с оставлением одной лишь внешней видимости его;—;вот чем более всего характеризуется современный хвалёный «прогресс» человечества! А что сказать нам о современной нравственности, основы которой расшатаны, кажется, до самых последних пределов? Ведь всё то, что ещё совсем недавно считалось неприличным и недопустимым, на наших глазах буквально вдруг стало вполне для всех приемлемым и даже модным, не допускающим никаких протестов и возражений. Пощадим слух наших читателей и умолчим здесь о том, о чём и говорить и писать неприлично и что теперь тем не менее открыто и невозбранно повсюду делается. Самое циничное бесстыдство стало какой-то «доблестью» нашего «прогрессивного» XX века! А возражать против этого;—;значит прослыть каким-то «мракобесом», «отсталым человеком». И с каждым новым годом это падение нравственности, это ужасающее бесстыдство всё расширяется и завоёвывает себе всё большие и большие «права гражданства», а возражающих и протестующих становится всё меньше и меньше. Не свидетельствует ли нам мировая история наоборот;—;что падение нравственности влекло всегда за собой не благоденствие, а разложение и гибель. Достаточно вспомнить Древний Рим в предхристианскую эпоху. А то, что делается теперь, едва ли не многим хуже того, что было тогда. Ведь то были язычники, не знавшие истинного Бога, а теперь всё это делают «христиане». А кому много дано, с того больше и спросится. Все вообще понятия о добре и зле в наше время как-то странно смешались. Многие теперь, без всякого зазрения совести, «чёрное» называют «белым», а «белое»;—;«чёрным». Зло необыкновенно искусно, как никогда прежде, научилось прикрывать себя личиной добра. Вот например! Христианская вера всегда нас учила и учит, что только ради Христа и во Имя Христа делаемое добро есть действительное, истинное добро, ибо есть добро только показное, творимое ради какой-либо выгоды или корысти. Если усиленно говорят о ком-либо, что «он делает много добра», то это ещё совсем не значит, что он;—;действительно добрый человек, ибо, как учит нас вера наша и как самый опыт жизни показывает, творить добро можно и со злой целью, и это, конечно, уже не будет истинное добро, а только внешняя видимость добра. И от такого «добра» надо бежать, спасая свою душу. И как много сейчас творится такого «добра», за коим кроется какой-нибудь корыстный расчёт! А люди этого не замечают или не хотят замечать и даже весьма падки бывают на такое «добро»: «лишь бы давали мне деньги, а почему, с какой целью дают, не всё ли равно: деньги не пахнут!» Прежде широко было распространено рабство телесное, а теперь его сменило собой гораздо более худшее;—;рабство духовное. И люди сами себя добровольно продают в это рабство, обезличивая себя и отрекаясь от всего святого… за деньги или вообще за какие-нибудь земные блага. Были времена, когда люди готовы были за Имя Христово идти на самые страшные муки и даже на смерть. А теперь, когда их никто больше за Христа не преследует, не мучит и не убивает, они нередко сами продают Христа, прельстившись теми или иными земными благами. И вот это мнимое добро, делателей которого ныне немало, часто делается теперь именно с этой целью;—;отвратить людей от Христа, ввергнув их в духовное рабство. С каждым новым годом и в этом отношении мы видим всё более и более растущий «прогресс», причём что особенно страшно: продают Христа не только рядовые «христиане», но и христианские священнослужители, вплоть до носителей высокого иерархического сана. Так, на наших глазах идёт постепенная, но в последнее время ставшая весьма напряжённой, моральная подготовка людей к принятию антихриста;—;к лёгкому безболезненному его воцарению. Вот о чём должен напоминать нам каждый вновь наступающий новый год! Но напоминает он нам и ещё о чём-то, самом для нас важном, от чего зависит жизнь наша в вечности. С каждым новым годом приближается расплата за все злые дела тех из нас, кои любят только ветрено и легкомысленно проводить время, «прожигая жизнь», стремятся весело и беспечно растрачивать драгоценное время, данное нам для подготовки к вечности, и убаюкивают себя уверением, что ещё далеко до «конца», и наивной надеждой на какой-то призрачный «прогресс», якобы ожидающий нас на земле. Нравится ли это кому-нибудь или не нравится, но Слово Божие совершенно ясно и недвусмысленно нас об этом предупреждает и предостерегает: «Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё.;—;Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Апок. 22, 11—12). С новым годом, приветствуем вас, бpaтие… и «с новым счастьем», как говаривали в старину, которое;—;будем это помнить!;—;доступно только тем, кто познают и глубоко прочувствуют суету и тщету всего земного и искренно обратят свои мысленные взоры к небу, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа (Фил. 3, 20), Который откроет нам «новое небо» и «новую землю», когда и будет «всё новое» (Апок. 21, 5). Аминь. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия / Сост., предисл., прим., указ. имён А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов.;—;М.: Институт русской цивилизации, 2012.;—;C. 253—260.
© Copyright: Людмила Ренжина, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|