Архиепископ Аверкий Таушев. С каждым новым годом

Людмила Ренжина: литературный дневник

Се нова вся творю…
Апок. 21, 5


И видех небо ново, и землю нову…
Апок. 21, 1


Совсем раз­ная пси­хо­ло­гия у нас, хри­сти­ан пра­во­слав­ных, и у лю­дей «века сего», хотя бы иной раз и они на­зы­ва­ли себя «хри­сти­а­на­ми» и даже «пра­во­слав­ны­ми». Они упор­но ве­рят в ка­кой-то «про­гресс че­ло­ве­че­ства» или в «Цар­ство Божие на зем­ле», в уста­нов­ле­ние об­ще­го бла­го­ден­ствия и бла­го­по­лу­чия, ко­гда са­мая смерть яко­бы бу­дет по­беж­де­на, и люди бу­дут жить на зем­ле веч­но и невоз­бран­но всем на­сла­ждать­ся;—;и всё это, во­пре­ки еже­днев­ной окру­жа­ю­щей нас мрач­но-зло­ве­щей оче­вид­но­сти, го­во­ря­щей со­всем о дру­гом, ко­то­рая, ка­за­лось бы, долж­на была бы ре­ши­тель­но раз­би­вать вся­ко­го рода по­доб­ные фан­та­сти­че­ские ил­лю­зии и празд­ные меч­та­ния. Но они упря­мо ве­рят или хо­тят за­ста­вить себя ве­рить, что че­ло­ве­че­ство ожи­да­ет ка­кой-то «зо­ло­той век», а по­то­му так ве­се­ло встре­ча­ют каж­дый на­сту­па­ю­щий но­вый год, го­то­вые празд­но­вать его даже два раза: и по но­во­му, и по ста­ро­му стилю.


Совер­шен­но ина­че от­но­сим­ся к на­ступ­ле­нию но­во­го года мы, хри­сти­ане пра­во­слав­ные. Мы без­ого­во­роч­но ве­рим Сло­ву Божию и Свя­тым Отцам Церк­ви, а по­то­му на­ступ­ле­ние но­во­го года рас­по­ла­га­ет нас не к ве­се­лию, а на­обо­рот;—;к се­рьёз­ной мо­лит­вен­ной сосредоточенности.


Мы зна­ем, что с каж­дым но­вым го­дом каж­дый из нас при­бли­жа­ет­ся к сво­е­му неиз­беж­но­му зем­но­му кон­цу, за ко­то­рым сле­ду­ет от­чёт пе­ред Богом о сво­ей зем­ной жиз­ни и так на­зы­ва­е­мый «част­ный суд», а весь этот тлен­ный мир в це­лом при­бли­жа­ет­ся к сво­е­му кон­цу;—;кон­цу века сего и на­ступ­ле­нию веч­но­сти, ко­гда «вре­ме­ни уже не бу­дет» (Апок. 10, 6).


Тогда со­вер­шит­ся по­след­ний Страш­ный Суд над всем че­ло­ве­че­ским ро­дом, ко­гда каж­дый от сво­их дел или про­сла­вит­ся, или по­сты­дит­ся и ко­гда явит­ся «но­вое небо» и «но­вая зем­ля», на ко­то­рых бу­дет оби­тать прав­да (2 Пет. 3, 13).


Есть ли тут хоть ма­лей­ший по­вод к тому раз­нуз­дан­но­му ве­се­лию с бо­ка­ла­ми вина в ру­ках и тан­ца­ми, с ко­то­рым обыч­но в наше вре­мя устра­и­ва­ют­ся так на­зы­ва­е­мые встре­чи но­во­го года, в коих неред­ко при­ни­ма­ют уча­стие и се­рьёз­ные как буд­то бы сами по себе люди, те­ря­ю­щие вдруг на этих «встре­чах» вся­кую се­рьёз­ность и ста­но­вя­щи­е­ся слов­но лег­ко­мыс­лен­ны­ми повесами?


Достой­но ли это вы­со­ко­го хри­сти­ан­ско­го звания?


Ведь, ка­жет­ся, для каж­до­го под­лин­но­го хри­сти­а­ни­на долж­но быть ясно, что един­ствен­ная до­пу­сти­мая и при­лич­ная «встре­ча но­во­го года»;—;это встре­ча его молитвою.


И это тем бо­лее, что для вся­ко­го ещё здо­ро­во­го и непо­мра­чён­но­го со­зна­ния с каж­дым но­вым го­дом ста­но­вит­ся всё бо­лее и бо­лее яс­ным, что че­ло­ве­че­ство идёт не к «про­грес­су», а на­обо­рот;—;к «регрессу».


Ведь не в том же «про­гресс», обе­ща­ю­щий об­щее бла­го­ден­ствие и бла­го­по­лу­чие, что изоб­ре­те­ны все­воз­мож­ные необык­но­вен­ные ма­ши­ны и при­бо­ры и что ско­ро, быть мо­жет, люди смо­гут со­вер­шать по­лё­ты на луну и дру­гие планеты?


Раз­ве это даёт бла­го­ден­ствие и бла­го­по­лу­чие, мир и ду­хов­ное удо­вле­тво­ре­ние че­ло­ве­че­ской душе?


Отнюдь не «про­гресс», а ужа­са­ю­щий ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ный ре­гресс со всё боль­шим и боль­шим рас­ша­ты­ва­ни­ем всех ве­ко­веч­ных мо­раль­ных усто­ев, коих не ли­ше­ны были, кро­ме хри­сти­ан­ской, и дру­гие ре­ли­гии,;—;вот чем ярко ха­рак­те­ри­зу­ет­ся совре­мен­ная жизнь людей!


И даже это необык­но­вен­ное ожив­ле­ние цер­ков­ной ин­тер­кон­фес­сио­наль­ной жиз­ни, ни­ко­гда ещё в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства в та­ких ши­ро­ких мас­шта­бах не на­блю­дав­ше­е­ся, не толь­ко не го­во­рит о ка­ком-то «про­грес­се» и не вну­ша­ет ни­ка­ких на­дежд на «все­об­щий мир», о ко­то­ром так мно­го сей­час кри­чат, и на луч­шее свет­лое бу­ду­щее, а на­обо­рот;—;сви­де­тель­ству­ет о пол­ном упад­ке под­лин­ной ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни;—;о том, что совре­мен­ным лю­дям всё ста­ло без­раз­лич­но и ни­ка­ких на­сто­я­щих иде­а­лов у них боль­ше не оста­ёт­ся. Всё здесь сво­дит­ся лишь к неис­крен­ним, сла­ща­вым, ли­це­мер­ным, вы­со­ко­пар­ным сло­вам, не име­ю­щим под со­бою ни­ка­ко­го дей­стви­тель­но­го, су­ще­ствен­но­го содержания.


Уже нет те­перь на­сто­я­щей веры, а толь­ко одна её ви­ди­мость, ни к чему че­ло­ве­ка не обя­зы­ва­ю­щая, ни­ка­кой от­вет­ствен­но­сти на него не налагающая.


Но если бы все эти «эку­ме­ни­че­ские кон­фе­рен­ции», «съез­ды», «со­ве­ща­ния», «сим­по­зи­у­мы» были бы про­сто пу­стым вре­мя­пре­про­вож­де­ни­ем, свое­об­раз­ным для со­би­ра­ю­щих­ся на них раз­вле­че­ни­ем со вза­им­ным ще­ко­та­ни­ем тще­сла­вия и са­мо­лю­бия, это было бы ещё полбеды.


За всем этим кро­ет­ся, од­на­ко, нечто го­раз­до худшее.


Цель все­го это­го совре­мен­но­го, столь мод­но­го ныне дви­же­ния, «кем-то» по­став­лен­ная и пла­но­мер­но про­во­ди­мая;—;влить в души пол­ный ре­ли­ги­оз­ный ин­диф­фе­рен­тизм;—;без­раз­ли­чие к ис­тине;—;убить лю­бовь к той ис­тине, ко­то­рую при­шёл сви­де­тель­ство­вать на зем­лю, по Его соб­ствен­ным сло­вам, наш Гос­подь и Спа­си­тель (Ин. 18, 37), к той ис­тине, ко­то­рую так са­мо­от­вер­жен­но, ни­че­го не бо­ясь, про­по­ве­до­ва­ли по все­му миру свя­тые апо­сто­лы, за ко­то­рую уми­ра­ли свя­тые му­че­ни­ки, за ко­то­рую так ре­ши­тель­но и бес­ком­про­мисс­но бо­ро­лись с ере­ти­ка­ми и лже­учи­те­ля­ми свя­тые отцы Церкви.


И вот те­перь-то, на ХХ-ом сто­ле­тии хри­сти­ан­ской эры, у всех вдруг впер­вые «от­кры­лись гла­за» и ока­за­лось, что, соб­ствен­но-то, «ис­ти­ны ни­ка­кой нет» и «не за что было бо­роть­ся, стра­дать и уми­рать», а надо про­сто всем «за­быть все свои преж­ние раз­но­гла­сия» и… объединиться.


И вот идёт это «объ­еди­не­ние», ра­ду­ю­щее мно­гих на­ив­ных лю­дей, ко­то­рые не по­ни­ма­ют, что под этим скры­ва­ет­ся, в сущ­но­сти, нис­про­вер­же­ние хри­сти­ан­ства и уни­что­же­ние вся­кой веры, вся­кой ре­ли­гии вообще.


Без­об­раз­нее и ко­щун­ствен­нее все­го это то, что это «объ­еди­не­ние» идёт под раз­ны­ми бла­го­вид­ны­ми еван­гель­ски­ми ло­зун­га­ми, кри­во и лу­ка­во, по-сек­тант­ски, тол­ку­е­мы­ми: пус­ка­ют­ся в ход биб­лей­ские из­ре­че­ния, име­ю­щие со­вер­шен­но дру­гой смысл и значение.


Вот при­мер! Уси­лен­но про­во­ди­мая этим «дви­же­ни­ем» пол­ная мо­дер­ни­за­ция хри­сти­ан­ства идёт сей­час под ло­зун­гом из­ре­че­ния Гос­по­да-Все­дер­жи­те­ля: се нова вся тво­рю, то есть се тво­рю всё но­вое (Апок. 21, 5).


Но ведь из кон­тек­ста со­вер­шен­но ясно, что речь здесь идёт о но­во­тво­ре­нии Богом мира по­сле кон­ца это­го вре­мен­но­го тлен­но­го мира, ко­то­рый, как ясно пред­ре­ка­ет это Сло­во Божие, бу­дет весь уни­что­жен ог­нём (2 Пет. 3, 10—12) и на ме­сто ко­то­ро­го явит­ся «но­вое небо» и «но­вая зем­ля», а во­все;—;не о ка­ком-то пре­ступ­ном «об­нов­лен­че­стве», ко­то­рое так на­стой­чи­во те­перь про­па­ган­ди­ру­ют совре­мен­ные во­жди «эку­ме­низ­ма», сре­ди коих име­ют­ся даже пра­во­слав­ные иерар­хи и весь­ма вы­со­ко­го ранга.


Но им всё нипочём.


Они лишь упор­но вы­пол­ня­ют по­став­лен­ное им «кем-то» за­да­ние раз­ру­ше­ния хри­сти­ан­ства, а для это­го;—;все сред­ства хо­ро­ши, и осо­бен­но ста­рые, ис­пы­тан­ные;—;ложь и пе­ре­дёр­ги­ва­ние даже свя­щен­ных тек­стов, бла­го, что мас­сы те­перь так неве­же­ствен­ны и ни­че­го в пра­виль­ном по­ни­ма­нии тек­стов Свя­щен­но­го Писа­ния не смыслят.


Насто­я­щий, пла­но­мер­но ор­га­ни­зо­ван­ный по­ход на Хри­сти­анство с остав­ле­ни­ем од­ной лишь внеш­ней ви­ди­мо­сти его;—;вот чем бо­лее все­го ха­рак­те­ри­зу­ет­ся совре­мен­ный хва­лё­ный «про­гресс» человечества!


А что ска­зать нам о совре­мен­ной нрав­ствен­но­сти, ос­но­вы ко­то­рой рас­ша­та­ны, ка­жет­ся, до са­мых по­след­них пре­де­лов? Ведь всё то, что ещё со­всем недав­но счи­та­лось непри­лич­ным и недо­пу­сти­мым, на на­ших гла­зах бук­валь­но вдруг ста­ло вполне для всех при­ем­ле­мым и даже мод­ным, не до­пус­ка­ю­щим ни­ка­ких про­те­стов и воз­ра­же­ний. Поща­дим слух на­ших чи­та­те­лей и умол­чим здесь о том, о чём и го­во­рить и пи­сать непри­лич­но и что те­перь тем не ме­нее от­кры­то и невоз­бран­но по­всю­ду делается.


Самое ци­нич­ное бес­стыд­ство ста­ло ка­кой-то «доб­ле­стью» на­ше­го «про­грес­сив­но­го» XX века!


А воз­ра­жать про­тив это­го;—;зна­чит про­слыть ка­ким-то «мра­ко­бе­сом», «от­ста­лым человеком».


И с каж­дым но­вым го­дом это па­де­ние нрав­ствен­но­сти, это ужа­са­ю­щее бес­стыд­ство всё рас­ши­ря­ет­ся и за­во­ё­вы­ва­ет себе всё боль­шие и боль­шие «пра­ва граж­дан­ства», а воз­ра­жа­ю­щих и про­те­сту­ю­щих ста­но­вит­ся всё мень­ше и меньше.


Не сви­де­тель­ству­ет ли нам ми­ро­вая ис­то­рия на­обо­рот;—;что па­де­ние нрав­ствен­но­сти влек­ло все­гда за со­бой не бла­го­ден­ствие, а раз­ло­же­ние и ги­бель. Доста­точ­но вспом­нить Древ­ний Рим в пред­хри­сти­ан­скую эпо­ху. А то, что де­ла­ет­ся те­перь, едва ли не мно­гим хуже того, что было то­гда. Ведь то были языч­ни­ки, не знав­шие ис­тин­но­го Бога, а те­перь всё это де­ла­ют «хри­сти­ане». А кому мно­го дано, с того боль­ше и спросится.


Все во­об­ще по­ня­тия о доб­ре и зле в наше вре­мя как-то стран­но сме­ша­лись. Мно­гие те­перь, без вся­ко­го за­зре­ния со­ве­сти, «чёр­ное» на­зы­ва­ют «бе­лым», а «бе­лое»;—;«чёр­ным». Зло необык­но­вен­но ис­кус­но, как ни­ко­гда преж­де, на­учи­лось при­кры­вать себя ли­чи­ной добра.


Вот на­при­мер! Хри­сти­ан­ская вера все­гда нас учи­ла и учит, что толь­ко ради Хри­ста и во Имя Хри­ста де­ла­е­мое доб­ро есть дей­стви­тель­ное, ис­тин­ное доб­ро, ибо есть доб­ро толь­ко по­каз­ное, тво­ри­мое ради ка­кой-либо вы­го­ды или ко­ры­сти. Если уси­лен­но го­во­рят о ком-либо, что «он де­ла­ет мно­го добра», то это ещё со­всем не зна­чит, что он;—;дей­стви­тель­но доб­рый че­ло­век, ибо, как учит нас вера наша и как са­мый опыт жиз­ни по­ка­зы­ва­ет, тво­рить доб­ро мож­но и со злой це­лью, и это, ко­неч­но, уже не бу­дет ис­тин­ное доб­ро, а толь­ко внеш­няя ви­ди­мость добра. И от та­ко­го «добра» надо бе­жать, спа­сая свою душу.


И как мно­го сей­час тво­рит­ся та­ко­го «добра», за коим кро­ет­ся ка­кой-ни­будь ко­рыст­ный рас­чёт! А люди это­го не за­ме­ча­ют или не хо­тят за­ме­чать и даже весь­ма пад­ки бы­ва­ют на та­кое «доб­ро»: «лишь бы да­ва­ли мне день­ги, а по­че­му, с ка­кой це­лью дают, не всё ли рав­но: день­ги не пахнут!»


Преж­де ши­ро­ко было рас­про­стра­не­но раб­ство те­лес­ное, а те­перь его сме­ни­ло со­бой го­раз­до бо­лее худ­шее;—;раб­ство ду­хов­ное. И люди сами себя доб­ро­воль­но про­да­ют в это раб­ство, обез­ли­чи­вая себя и от­ре­ка­ясь от все­го свя­то­го… за день­ги или во­об­ще за ка­кие-ни­будь зем­ные блага.


Были вре­ме­на, ко­гда люди го­то­вы были за Имя Хри­сто­во идти на са­мые страш­ные муки и даже на смерть. А те­перь, ко­гда их ни­кто боль­ше за Хри­ста не пре­сле­ду­ет, не му­чит и не уби­ва­ет, они неред­ко сами про­да­ют Хри­ста, пре­льстив­шись теми или ины­ми зем­ны­ми бла­га­ми. И вот это мни­мое доб­ро, де­ла­те­лей ко­то­ро­го ныне нема­ло, ча­сто де­ла­ет­ся те­перь имен­но с этой це­лью;—;от­вра­тить лю­дей от Хри­ста, вверг­нув их в ду­хов­ное рабство.


С каж­дым но­вым го­дом и в этом от­но­ше­нии мы ви­дим всё бо­лее и бо­лее рас­ту­щий «про­гресс», при­чём что осо­бен­но страш­но: про­да­ют Хри­ста не толь­ко ря­до­вые «хри­сти­ане», но и хри­сти­ан­ские свя­щен­но­слу­жи­те­ли, вплоть до но­си­те­лей вы­со­ко­го иерар­хи­че­ско­го сана.


Так, на на­ших гла­зах идёт по­сте­пен­ная, но в по­след­нее вре­мя став­шая весь­ма на­пря­жён­ной, мо­раль­ная под­го­тов­ка лю­дей к при­ня­тию ан­ти­хри­ста;—;к лёг­ко­му без­бо­лез­нен­но­му его воцарению.


Вот о чём дол­жен на­по­ми­нать нам каж­дый вновь на­сту­па­ю­щий но­вый год!


Но на­по­ми­на­ет он нам и ещё о чём-то, са­мом для нас важ­ном, от чего за­ви­сит жизнь наша в вечности.


С каж­дым но­вым го­дом при­бли­жа­ет­ся рас­пла­та за все злые дела тех из нас, кои лю­бят толь­ко вет­ре­но и лег­ко­мыс­лен­но про­во­дить вре­мя, «про­жи­гая жизнь», стре­мят­ся ве­се­ло и бес­печ­но рас­тра­чи­вать дра­го­цен­ное вре­мя, дан­ное нам для под­го­тов­ки к веч­но­сти, и уба­ю­ки­ва­ют себя уве­ре­ни­ем, что ещё да­ле­ко до «кон­ца», и на­ив­ной на­деж­дой на ка­кой-то при­зрач­ный «про­гресс», яко­бы ожи­да­ю­щий нас на земле.


Нра­вит­ся ли это кому-ни­будь или не нра­вит­ся, но Сло­во Божие со­вер­шен­но ясно и недву­смыс­лен­но нас об этом пре­ду­пре­жда­ет и предостерегает:


«Непра­вед­ный пусть ещё де­ла­ет неправ­ду; нечи­стый пусть ещё сквер­нит­ся; пра­вед­ный да тво­рит прав­ду ещё.;—;Се, гря­ду ско­ро, и воз­мез­дие Моё со Мною, чтобы воз­дать каж­до­му по де­лам его» (Апок. 22, 11—12).


С но­вым го­дом, при­вет­ству­ем вас, бpaтие… и «с но­вым сча­стьем», как го­ва­ри­ва­ли в ста­ри­ну, ко­то­рое;—;бу­дем это пом­нить!;—;до­ступ­но толь­ко тем, кто по­зна­ют и глу­бо­ко про­чув­ству­ют су­е­ту и тще­ту все­го зем­но­го и ис­крен­но об­ра­тят свои мыс­лен­ные взо­ры к небу, ото­ну­ду­же и Спа­си­те­ля ждем, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста (Фил. 3, 20), Кото­рый от­кро­ет нам «но­вое небо» и «но­вую зем­лю», ко­гда и бу­дет «всё но­вое» (Апок. 21, 5). Аминь.


Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия / Сост., предисл., прим., указ. имён А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов.;—;М.: Институт русской цивилизации, 2012.;—;C. 253—260.
(Скачать всю книгу; 4,71 МБ; формат pdf.) 10:47
Архиепископ Аверкий (Таушев). С каждым новым годом… (1969)




Другие статьи в литературном дневнике: