И покорили Енисей. Публикация

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник

http://www.vz.ru/society/2009/7/22/309912.html


«За «Булаву» надо сажать, и очень многих»


Заведующий отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин
рассказал газете ВЗГЛЯД, кого считает виноватым в провале «Булавы»


22 июля 2009, 16::34


Фото: ИТАР-ТАСС


Текст: Роман Крецул


Роскосмос объявил об увольнении директора и по совместительству главного конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова. Именно он вел один из самых амбициозных проектов российской оборонки – разработку стратегической ракеты морского базирования «Булава». Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин рассказал газете ВЗГЛЯД, что стоит за отставкой и как это отразится на безопасности страны.


– Александр Анатольевич, официально причины отставки Юрия Соломонова не называются. Но эксперты связывают ее с недавним провальным пуском «Булавы». Вы согласны с этой версией?
– Я бы сказал, что у человека, может быть, проснулась совесть, только уже слишком поздно. Трудно сказать, чья это инициатива, не исключено, что Соломонову посоветовали это сделать. Но, скорее всего, он сам понял, что дело совсем плохо. Может быть, речь зайдет и об уголовной ответственности, что было бы на самом деле совершенно справедливо и правильно.


– Однако десять прошедших до этого пусков тоже не внушали оптимизма. Почему решение было принято именно сейчас?
– Когда-то всему наступает предел, какой-то раз оказывается последним. Возможно, Соломонов, будучи конструктором, лучше всех понимает истинную ситуацию. Видимо, до последнего он надеялся, что все-таки что-нибудь получится.
Это изначально был провальный проект, потому что сама концепция унификации сухопутной и морской ракеты была порочной, даже американцы такого никогда не делали при всем их стремлении к экономии. Таких прецедентов не было ни у кого и никогда. Морские и сухопутные ракеты живут в совершенно разных условиях, особенно разнятся у них условия старта. Из морской ракеты сухопутную, наверное, сделать можно, а вот обратно – вряд ли кому-нибудь удастся.
– То есть перспективы российских стратегических ядерных сил вы оцениваете пессимистично?
– Перспективы, на мой взгляд, ужасны. Самое страшное заключается в том, что под несуществующую ракету строятся три лодки, и совершенно непонятно, что теперь с ними делать. Получается, все это грандиозная афера и авантюра, за которую надо сажать, и очень многих.


Александру Храмчихину непонятно, почему никто не несет ответственность за неудачи «Булавы» (фото: кадр телеканала «Вести»)


С военной точки зрения я не знаю, чем теперь будут заменять «Булаву». Ракета-то есть – это «Синева» (РСМ-54, – но лодки, которые под нее существуют, достаточно устарели, и лет за 10–15 их придется списать, потому что они физически выработают свой ресурс. Получается, что надо опять строить новые лодки. Другого варианта я не вижу.


– Так что же сейчас будет с лодками, заложенными под «Булаву»?
– Переделать эти лодки под новую ракету будет сопоставимо по цене с постройкой новой лодки. Создать под них ракету можно, но тогда возникает дикая задача: подогнать совершенно новую ракету под параметры ракеты не получившейся. Решить, наверное, можно любую задачу, но это очень сильно все усложняет.


– Как вы полагаете, работы над проектом «Булава» будут свернуты или следует готовиться к новым пускам?
– В нашей стране, где поведение руководства абсолютно иррационально, ожидать можно абсолютно всего. Может состояться еще сколько угодно пусков, хотя уже и так все понятно.


– Какие конкретные проблемы могли привести к провалу испытаний?
– Есть чисто технологические проблемы, объясняемые общей деградацией нашего ВПК, которая причем очень быстро усугубляется.
Здесь очень много виновных. Виновно и политическое руководство, которое выбрало такую концепцию, и, конечно, виновно руководство института теплотехники, которое ее «пробило». Потому что они были обязаны понимать, что у них ничего не получится. Похоже, они надеялись «на авось», но за то, что они надеялись, я очень надеюсь, хоть кто-нибудь из них сядет.


– Чем провал проекта «Булава» может быть чреват с точки зрения безопасности страны?
– В системном плане ситуация до такой степени катастрофична, что провал «Булавы» ничего нового уже не добавляет. У нас происходит ликвидация Вооруженных сил, в том числе и стратегических ядерных.
Собственно говоря, даже если бы все прошло успешно, одна отдельная – даже самая удачная – система такую ситуацию спасти не может. Провал имеет общий системный характер, и один частный провал принципиально дела не меняет. Хотя этот провал стоил развитию оборонных технологий много лет и очень много денег. Из-за того, что время было потрачено на провальный проект, наше отставание в технологическом плане увеличилось лет на десять.
В сложившейся ситуации единственный мыслимый, на мой взгляд, вариант – это развивать «Синеву» и, по всей видимости, строить подлодки под нее.


– У вас есть предположения о том, кто может сменить Соломонова на посту директора?
- Кто станет гендиректором, не знаю, но не исключено, что разработкой ракеты в принципе займется другой институт, хотя для другого института естественнее делать свою ракету. Институт теплотехники всегда занимался сухопутными ракетами. Морскими должно однозначно Миасское КБ. А специалисты МИТ не должны больше лезть не в свое дело. Каждый должен делать то, что умеет делать. Кроме Миасского КБ я не вижу других вариантов. Но такие решения принимаются руководством страны. Можно или нет ожидать такого решения, трудно сказать. То же самое касается и ответственности виновных.


Напомним, более половины из 11 зачетных пусков «Булавы» завершились неудачно.


Последний пуск, совершенный 15 июля с тяжелого атомного ракетного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря, прошел неудачно: из-за нештатного срабатывания первой ступени ракета самоликвидировалась. Сразу после этого Министерство обороны создало комиссию по расследованию причин самоликвидации. А эксперты начали высказывать сомнения в целесообразности продолжения испытаний.


Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (в международных договорах используется название РСМ-56, по классификации НАТО – SS-NX-30), как заявляли разработчики, может нести до 10 ядерных блоков индивидуального наведения мощностью до 150 килотонн каждый. Радиус действия «Булавы» 8 тыс. километров.


Текст: Роман Крецул


----------


http://actualcomment.ru/done/266.html



Тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» в рамках летно-конструкторских испытаний комплекса произвел пуск баллистической ракеты «Булава» из акватории Белого моря.
Тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» 15 июля в рамках летно-конструкторских испытаний комплекса произвел пуск баллистической ракеты «Булава» из акватории Белого моря.


«Из-за нештатного срабатывания первой ступени ракета самоликвидировалась», — говорится в сообщении Управления пресс-службы и информации министерства обороны РФ, пишет «Интерфакс».


Создана комиссия по расследованию причин самоликвидации.


Напомним, что на этой неделе был успешно проведен пуск ракеты «Синева», которая поразила цель.


Р-30 3М30 «Булава;-30» (РСМ-56 — для использования в международных договорах; SS-NX-30 — по классификации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под руководством Ю. С. Соломонова.


Стартовый вес ракеты составляет 36,8 тонн. Длина пускового контейнера 12,1 м, диаметр контейнера 2,1 м, диаметр первой ступени 2,0 м.


Ракета трёхступенчатая, по первым двум ступеням все источники утверждают, что они твердотопливные. Масса двигателя первой ступени 18,6 тонн, длина 3,8 мДаша, данные второй ступени не сообщались. По третьей ступени существует два мнения: твердотопливная ступеньЮганка и жидкостная ступеньДаша В пользу версии о жидкостной третьей ступени приводятся аргументы о возможности обеспечения маневрирования на заключительных участках траектории полёта.


Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 ядерных блоков индивидуального наведения с возможностью маневра
по курсу и высоте. Общий забрасываемый вес 1150 кг.


------------

Владислав Шурыгин, военный эксперт:


Неудачные пуски «Булавы» говорят лишь о том, насколько сейчас упало качество производства ВПК, насколько сейчас разрушен военно-промышленный комплекс. Это свидетельствует о таких громадных проблемах, как технологическое отставание, отсутствие перспектив и хорошо подготовленных кадров. Все перечисленное приводит к тому, что мы видим последние годы.


Мы можем делать вооружение штучно – то есть за год сделать одну ракету или три самолета мы наверно можем. Но делать это, как в советское время, большими промышленными сериями – это пока, к огромному сожалению, недостижимая мечта. Поэтому вопрос в том, смогут ли они
довести производство и технологию «Булавы» до такого состояния, чтобы она все-таки стала массовой ракетой, а не редкой игрушкой остаётся.


-----------


Сергей Полозцев


полковник в отставке, РВСН

Я соглашусь с Александром Храмчихиным в том, что «Булава» была изначально пусканием пыли в глаза. Но я думаю, что и «Синева» не очень поможет в той ситуации, которая сложилась.


Проблема отчасти, действительно, в устаревших подлодках, но в целом вот в чем дело. Не в подлодках. Дело в том, что армия дезориентирована. У нас нет целей. Нет врагов, нет союзников. Нет сверхзадачи в каждом конкретном случае. Нет нормальной кадровой работы.


Я, честно говоря, не понимаю, зачем руководству страны и армейскому начальству «Синева». Что они вообще хотят делать с этими ракетами? Бомбить Нью-Йорк? Защищать периметр от вторжения? Чьего? Откуда? Я много разговаривал с самыми разными людьми в армии: очень много непонимания основополагающих вещей. В двух словах объясните, ну что вы хотите-то? Нет, плетут словеса.


Полная неразбериха, короче говоря. Я думаю, что необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: «Зачем?». Зачем все это? Ответа пока нет, и это очень тревожно.


---------


http://svpressa.ru/issue/news.php?id=11686


Пятница 24 июля 2009 года

22 июля 2009 года 15:06 |
Сергей Турченко, Валентин Константинов


«Булава» оказалась черной дырой


Ситуация в российском ракетостроении в связи
с отставкой генерального конструктора Юрия Соломонова
вряд ли изменится


22 июля подал в отставку директор Московского института теплотехники и генеральный конструктор твердотопливной стратегической ракеты морского базирования Юрий Соломонов. Как известно, эта ракета с кодовым названием «Булава» вот уже несколько лет безрезультатно отсасывает львиную долю оборонного бюджета России. Под нее заложены три стратегические атомные подводные лодки. Построена специальная подводная лодка для испытаний. Но из одиннадцати пусков шесть закончились авариями.


Шестая самоликвидация «Булавы»Ситуация такова, что, возможно, «Булаву» так и не смогут довести до принятия на вооружение. Отставка Юрия Соломонова свидетельствует, что в сложившейся на данный момент обстановке поиски решения зашли в тупик. В чем причины этого и что можно предпринять? Об этом мы побеседовали с первым вице-президентом Академии геополитических проблем капитаном первого ранга Константином Сивковым.


«СП»: - Спасет ли ситуацию с «Булавой» отставка Соломонова?


- Причина провала «Булавы» отнюдь не в Соломонове. И лишь частично ее можно отнести к возглавляемому им Институту теплотехники. Проблемы с «Булавой» имеют глобальный характер, они свидетельствуют о том, что технологический потенциал России уже основательно разрушен реформаторами. Промышленность России теперь не в состоянии создать принципиально новый для нее тип современной ракеты.


«СП»: - Почему вы считаете, что Институт теплотехники лишь частично виновен в неудаче с испытаниями «Булавы»?


- Дело в том, что этот институт сам по себе, может быть, и вовсе не виноват. Ответственность лежит на тех, кто сделал на нем выбор при определении исполнителя по работам с «Булавой». Этот выбор совершенно не корректен. Морскую ракету должны создавать специалисты по морским ракетам. Соломоновский институт никогда этим не занимался. Но по каким-то явно не относящимся к делу причинам специалистам по теплотехнике дали этот госзаказ. Вместо того чтобы поручить заниматься «Булавой» КБ имени Макеева, которое специализируется на создании морского вооружения.


«СП»: - В чем же, на ваш взгляд, основная причина провала «Булавы»?


- Грубейшая ошибка в определении технического задания. В СССР традиционно создавались жидкостные ракеты. В этом деле накоплен богатейший опыт. Но какой-то умник в новой России решил ни с того, ни с сего резко сменить ориентацию. Взялись создавать твердотопливные ракеты, школа конструирования которых у нас слишком слабо развита. Для испытаний пришлось создавать специальную подводную лодку, что близко к маразму.


«СП»: - Вы считаете, что подводный флот России должен иметь только жидкостные ракеты?


- Не в этом дело. Просто совершенно не вовремя приняли решение осваивать новые технологии. В условиях приватизационного разгрома, разграбления и распродажи бывшей советской промышленности нужно делать то, что уже умеешь, а не осваивать новое, на что нет ни кадровых сил, ни материальных средств.


«СП»: - Но что же делать сейчас, когда в твердотопливную ракету вбуханы гигантские средства?


- Действительно, по некоторым оценкам, на «Булаву» и предназначенные для нее подводные лодки тратится около 40 процентов бюджета министерства обороны. Тем более необходимо срочно отказаться от твердотопливного варианта и перейти на создание новой жидкостной ракеты с требуемыми тактико-техническими характеристиками. Иначе эта черная дыра поглотит все средства на модернизации Российских Вооруженных сил.


«СП»:- А способна ли еще оборонка на такой проект?


- Трудно сказать, но это шанс. Его можно успешно использовать только при выполнении ряда обязательных условий. Первое. Гособоронзаказ должен быть увеличен не для пиара на 15 процентов, как это сделано сейчас, а для спасения оборонной промышленности – в 3-5 раз. Второе. Нужно вложить достаточные средства на воссоздание разрушенных реформами технологических, инженерно-конструкторских школ, а также школ рабочего класса. Третье. Вышесказанное улетит в трубу или на пресловутые Канары, если срочно не провести частичную или лучше – полную национализацию оборонной промышленности. Это, кстати, обязательное условие не только спасения Российской армии, но и выживания России как суверенного государства.


Из досье «СП»


15 июля в акватории Белого моря атомный ракетный крейсер «Дмитрий Донской» осуществил запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» в рамках летно-конструкторских испытаний. Через 28 минут после пуска ракета взорвалась.


Сразу же была создана комиссия для выяснения причин неудачного пуска. Как сообщили в пресс-службе министерства обороны, по предварительным оценкам, ракета самоликвидировалась из-за сбоя в работе двигателя первой ступени. Этот блок считался уже полностью отработанным, так что конструкторам придется возвращаться назад и искать ошибки.


«Булаву» систематически преследуют неудачи. Она вот уже десять лет разрабатывается Московским институтом теплотехники для вооружения атомных ракетных подводных лодок проекта 955 типа «Борей». Из 11 испытательных пусков 6 оказались аварийными.


Фото





Другие статьи в литературном дневнике: